Урок по окружающему миру в 1 классе "Богата природа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок по  «Окружающему  миру» в 1 классе по теме «Богата природа России» проводится  с целью: «Расширить знания учащихся о природе родной страны и её животном мире, привить желание изучать  и беречь его. Ввести в систему знаний о Родине представления о животном и растительном мире.»

На уроке используется игровая деятельность (дети разгадывают загадки), исследовательская работа по карте, групповая деятельность.

На мой взгляд, урок может быть полезным  при реализации любого УМК или во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_bogata_priroda_rossii.doc64.5 КБ
Office presentation icon bogata_priroda_rossii.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

   ФИЛИАЛ МОУ «СОШ №1  р.п. ТАТИЩЕВО» в д. МАКЕДОНОВКА.

Саратовская область

Татищевский р.

Д. Македоновка, ул. Центральная, 41.


Конспект урока по окружающему миру в 1 классе

учителя начальных классов

 Ивановой Елены Владимировны.

Тема: «Богата природа России».

Задачи:

  1. познакомить детей с картой, как моделью пространства географического объекта( в данном случае- территория России), расширять знания о природе родной страны и её животном мире,
  2. формировать пространственные ориентировки и символическую (знаковую) функцию мышления,
  3. развивать навыки самооценки, коллективной работы, направлять детей на познавательную деятельность.

Цели: провести исследование с детьми и вывести общие сведения о физической карте России, ввести в систему знаний о Родине представления о животном и растительном мире.

                     Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны её родней!

-Почему в целом свете нет родней страны?

 (Россия-это наша Родина, страна, в которой мы живем. Это наш дом, который невозможно не любить)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1) Игровая ситуация.

Ответ на вопрос малыша из детского садика:

- Что такое природа?

2)  Речевая разминка.

-Закончите предложения.

1 группа                                                                    2 группа

(Задание написаны на карточках)

                                      В лесу можно встретить _______.

                                      В лесу можно услышать _________.

                                      В лесу можно собрать ___________.

                                       На речке можно ______________.

                                       В воде живут _________________.

Обмен информацией, какая группа дала более полный и правильный ответ.

3. Постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

- Что мы сегодня должны узнать?

Если дети затрудняются в формулировке темы и цели урока корректирую формулировку.

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Тема урока:

«Богата природа России».

-Чем мы сегодня будем заниматься?

  1. Сегодня на уроке мы увидим как много животных обитает в России
  2. Поработаем с картой
  3. Повторим как нужно вести себя в природе.

4. Исследование объекта.

1) Практическая работа с картой учебник стр.108-109

Используются карточки.

1.Что нарисовано коричневым цветом?

2.Какие горы вы нашли?

Что нарисовано синим цветом на карте?

Какие моря  омывают Россию?

 

- Какими цветами раскрашена Россия?

 (На карте России несколько цветов: зеленый, желтый, коричневый, а еще синий цвет)

2) Загадки о животных, обитающих в России ( отгадывая загадку, на доске высвечиваются звери и места их обитания)

-Мой белый брат во льдах живет
И рыбу ест морскую,
А я люблю пчелиный мед
И ягоду лесную.

( медведь )

-У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

(сова)

-Зверь клыкастый,
Вместо ног – ласты.
Хвост по льду волочится,
Мороза зверь не боится.

(морж)

-Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга.

( олень )

-Этот зверь, себе на грех,
Дорогой имеет мех.
Двести сорок три стрелка
День и ночь палят в зверька.

Хвост поджав, во льдах ночует,
Вынося мороз любой,
И по северу кочует
В тёплой шубе голубой

(песец)

-Возле скал под ветром влажным,
Кто, скажите, из зверей
На своих песчаных пляжах
Загорает у морей?

(морской котик)

-Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?

( медведь)

-Соболь

-Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
В том лесу, где бродит …

(рысь)

-глухарь

-Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(кабан)

-Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?

( зайка)

-Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(дятел)

-Не ворона, не синица, -

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка)

-Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой                      Сладко спит себе зверёк.(Суслик)

- Сделаем вывод: «Чем же богата природа России?» (Животными, растениями, морями и реками, лесами.)

5.Физ.минутка.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале…

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы ребятишки!

6. Рассказ о лесах. (использую презентацию)

Почти половину территории России занимают леса. За Уральскими горами начинаются хвойные леса- тайга. Она простирается на огромные пространства. Здесь можно встретить  бурундука и белку, зайца и лису. В таежных реках и озерах обитает много рыбы.

  В любое время года красива тайга. Но особенно она хороша летом:пестреют в густых травах цветы, крикливые птички кедровки перелетают с дерева на дерево, ищут не опавшие зимой шишки. Но шутить с тайгой нельзя. Не зная дорог и троп, в непроходимых лесах можно легко заблудиться.

Кедровка  

До созревания шишек кедровки питаются лесными насекомыми, их личинками, ягодами, позже — кедровыми орехами и семенами ели. На зиму они устраивают кладовые, разыскивая их затем под снегом даже на полуметровой глубине. Кедровки приносят большую пользу, способствуя расселению кедра на больших территориях.

Песец

Песцы — промысловые пушные звери, которых иногда называют полярными лисицами. По размерам они немного меньше настоящих лисиц. Песцы бывают двух окрасок: белые и голубые (точнее, темные).

7.Самостоятельная деятельность учащихся.

1) Чтение учебника Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» стр.110-113

              1ряд                                                                 2ряд

Прочитайте рассказ о растениях.           Прочитайте рассказ о русской берёзке.

- Расскажите что вы узнали о цветах?   Что вы можете рассказать о березке?

- Как вы понимаете слова: «Цветы- это улыбка природы»?

2)  Рабочая тетрадь Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»  стр.49

- Какие животные не обитают в России?

3) Самооценка стр.        (в рабочей тетради)

8.Беседа об охране природы.( слайд презентации)

-Как вы понимаете слова: «Мир в твоих руках»?

- Как нужно вести себя в лесу?

Стихотворение наизусть «Цветы»

Если Я сорву цветок,

Если Ты сорвешь цветок…

Если ВСЕ:и Я и ТЫ-

Если Мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и  кусты…

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только

Я и ТЫ,

Если МЫ сорвем цветы…

                    Т. Собакин

9. Включение в систему знаний и повторение.

Итак, мы знали о России (столица Москва, адрес, гимн, флаг, герб)

Узнали сегодня     (можем показать столицу и место, где живем на карте

                                    Можем назвать некоторых животных, которые обитают в России)

10. Рефлексия.

1) Дополните предложения:

Я научился…

Я узнал…

Мне было трудно…

- О чем бы вы расскажете маме, когда придете из школы?

2)Направленность на познавательную деятельность

- О каких животных вы бы хотели узнать побольше?

О животных можно узнать в энциклопедии для любознательных Амальда О Нейл,

Анита Ганери «Где, что и когда» Москва. Махаон 2009,

А так же на сайтах

Литература:

Н.Ф.Виноградова Методика обучения. Окружающий мир. 1-2 классы. Вентана-Граф 2010г.

http://littlehuman.ru/658/

 http://www.zapovednik.net/allpages/zagadki-11.htm 

http://www.moi-detki.ru/76 

http://www.naturall.ru/node/3 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богата природа России урок по окружающему миру в 1 классе учитель начальных классов Иванова Елена Владимировна Филиал МОУ «СОШ №1 р.п. Татищево» в д. Македоновка

Слайд 2

Над Россией солнце светит, И дожди шумят над ней. В целом свете, в целом свете Нет страны её родней!

Слайд 3

- Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? Тема урока: «Богата природа России». Чем мы сегодня будем заниматься? 1. Сегодня на уроке мы увидим как много животных обитает в России 2. Поработаем с картой 3. Повторим как нужно вести себя в природе.

Слайд 5

Сделаем вывод. Чем богата Россия? Россия богата: Животными, растениями, реками, лесами.

Слайд 6

Почти половину территории России занимают леса. За Уральскими горами начинаются хвойные леса- тайга

Слайд 7

Здесь можно встретить Белка Лиса Кедровка Соболь Медведь

Слайд 8

Рысь

Слайд 9

Физминутка Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнем мы на привале… Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы ребятишки!

Слайд 10

Какие животные живут на севере Морж Морской котик Песец Сова Олень

Слайд 12

Животные нашего леса Каких животных можно встретить в нашем лесу?

Слайд 13

Лесные жители

Слайд 14

Птицы Кукушка Дятел

Слайд 15

Каких ещё птиц вы знаете?

Слайд 16

В поле можно увидеть

Слайд 17

Цветы-это улыбка природы!

Слайд 20

Как вы понимаете эти слова? В чьих руках природа?

Слайд 21

Итак, мы знали о России столица Москва, адрес, где мы живём, гимн, флаг, герб

Слайд 22

Узнали сегодня Можем показать столицу и место, где живем на карте. Можем назвать некоторых животных, которые обитают в России.

Слайд 23

Дополните предложения: Я научился… Я узнал… Мне было трудно… - О чем бы вы расскажете маме, когда придете из школы?

Слайд 24

О каком животном вы бы хотели узнать больше?

Слайд 25

Литература: http://inpath.ru/files/Photos/cache_2787873586_715036612d.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/3/127/3056127/f_17243068.jpg http://wap.unsveta.com/images/11381cy320x480.jpg http://img.gorodgid.ru/files/2010/1/28/199675.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/45/394/45394863_1245565706_1173088.jpg http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Spermophilus_beldingi.jpg http://img.liveinternet.ru/images/attach/2/6573/6573864_ris_b.jpg

Слайд 26

http://bsn.irk.ru/wp-content/uploads/1-sobol.jpg http://pics.livejournal.com/linadanuta/pic/0000awtd http://zivotnoe.ru/uploads/posts/2010-11/1290390105_animal-sever-olen.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/foto/b/0/236/3604236/f_19098421.jpg http://cdn.endata.cx/data/gb/images/86/840/2569334/1775c5b4-d62b-4c4f-b831-f184826257f2.JPEG http://www.wallon.ru/_ph/10/2/987116931.jpg http://www.stihi.ru/pics/2009/12/06/1294.jpg http://s60.radikal.ru/i168/1009/4f/5dfdd3a29959.jpg http://inpath.ru/files/Photos/cache_2787873586_715036612d.jpg http://www.pticyrus.info/les/images/16.jpg http://www.eurolab.ua/img/st_img/12_09/nuwjanik.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/680/28680701_7.jpg http://stat17.privet.ru/lr/0924844ca07ae43f38ccf5654af12712 http://www.acapcb.ns.ca/baille_ard_trail/Pictures/Plants%20on%20trail/willow-herb_large.jpg http://stat17.privet.ru/lr/0a0c6aca3f904f19715853fdc97883bc

Слайд 27

Желаем удачи!