Экологическое воспитание младших школьников
методическая разработка по окружающему миру по теме

Сафронова Ольга Николаевна

 

Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная. Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизации» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.rar13.58 КБ
Файл ekologicheskiy_urok.rar17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание младших школьников.

Смотрю на глобус – шар земной,

 И вдруг вздохнул он, как живой;

 И шепчут мне материки:

 - Ты береги нас, береги!

В тревоге рощи и леса,

 Роса на травке как слеза!

 И тихо просят родники:

 - Ты береги нас, береги!

Грустит глубокая река,

 Свои, теряя берега,

 И слышу голос я реки:

 - Ты береги нас, береги!

Остановил олень свой бег:

 - Будь человеком, человек!

 В тебя мы верим – не солги.

 - Ты береги нас, береги!

Смотрю на глобус –

 Шар земной

 Такой прекрасный и родной!

 И шепчут губы на ветру:

 - Я сберегу вас, сберегу!

    Экологическое воспитание на современном этапе развития школы – проблема актуальная.

    Современная экологическая ситуация определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления, «экологизация» всех наук и сфер человеческой деятельности, поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания.

    Экологическое образование с его направленностью на воспитание ответственного отношения к окружающей социоприродной среде является стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся.

    Процессы экологического воспитания и образования неразделимы, они находятся в постоянном взаимодействии, большое значение высоконравственного отношения человека к природе имеет экологическое воспитание в семье и школе, здесь закладываются основы гуманного отношения к природе.

    В нашей стране разнообразная флора и фауна. В руках человека красота и богатство родной земли.    

   Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не заботясь об ущербе, наносимом природе и обществу, несоблюдение правовых норм, крайняя заниженность нравственных ценностей – это и многое другое служит низкой общей и собственно экологической культуры взаимоотношения с окружающей средой. Вырубаются деревья ради древесины, которых с каждым годом остается все меньше. Из-за того, что лесов становится меньше, воздух и вода загрязняются, страдают многие животные, исчезают ценные растения. В связи с этим ухудшается экологическая ситуация в нашей стране, поэтому уже сегодня нужно воспитывать уважение и любовь к природе.

    Цель работы – экологическое воспитание младших школьников.

    Поставленная цель предполагает решение ряда  задач:

= обогащение кругозора, развитие наблюдательности, мышления учащихся,

= привитие бережного отношения и любви к природе,

= повышение экологической культуры учащихся.

= расширение экологических знаний

 =развитие потребностей гармоничного общения с природой,

=вооружение их знаниями бережного использования природных ресурсов.

    Для решения названных задач нами были проведены занятия по экологическому воспитанию младших школьников.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых учащиеся рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях дети учатся видеть и изображать красоту природы.

    Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки («Книга осени», «Вальс снежинок», памятки и условные знаки с правилами поведения в природе), панно, поделки из природных материалов («Листопад в ладошках»).

    При работе по формированию бережного отношения к исчезающим видам растений и животных  на занятие «По страницам Красной книги» дети рассказывают об исчезающих растениях и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе.

    На занятие по теме «Природа просит защиты» дети приобщаются к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

    Цель занятий «Путешествие в мир красоты», «Растения под нашей защитой» - представить природу как источник вдохновения поэтов, писателей, художников, музыкантов, развивать чувство прекрасного. Показать роль растений для человека, сформировать интерес к миру растений, воспитать чувства ответственности за сохранение зеленого наряда планеты, вызвать чувство сопереживания.

    Цель праздника «Синичкин день» - формирование любви к природе, чувства ответственности за «братьев наших меньших».

    Обогащению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности учащихся способствуют кроссворды («Мир вокруг нас»),  загадки о природе («Явления природы», «Лесные загадки»).

    Ведущей тенденцией занятий является интеграция. Она предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности (наблюдение, исследование, беседа, игра, экологические викторины).

    При работе с бисером, бумагой младшие школьники получают различные сведения о животных, растениях.

    При плетении из бисера «Насекомых» читаем рассказ-задачу «Непонятные глаза», из которого учащиеся узнают об особенностях строения и отличия глаз мухи и стрекозы. Крокодил обладает самым громким голосом. У зайца большие уши, чтобы не перегреться.

    При работе с бумагой - выполнении аппликации «Аквариум» ученики знакомятся с многообразием аквариумных, морских, речных рыб, учатся внимательно и бережно относиться к миру живой природы. Отвечают на вопрос, почему может погибнуть рыба в водоемах? Как ее спасти?

   Одна из форм работы -  экологические чтения – это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений М. Пришвина К.Паустовского, И.Акимушкина, В. Бианки и др.  

    Задачи экологического характера помогают глубже проникнуть в тайны природы, являются дополнительным материалом для расширения кругозора учащихся.

   *Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе вам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке бумагу, обертки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

  *На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

    Важную роль в формировании экологической культуры играют беседы, которые учат взаимоотношениям с окружающей средой, культуре поведения в ней.

    Обсуждение различных ситуаций, которые приводят детей к выводу о необходимости защиты и охраны природы. (Почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибают рыба и другие животные в морях и океанах?)

    Игра является одним из важнейших источников речевого и умственного развития. Она способствует закреплению знаний, облегчает восприятие излагаемых проблем и знаний, пробуждает интерес к познанию нового материала («Экологический светофор»).

    Одно из важнейших условий формирования экологической культуры  - непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы.

    Большой и разнообразный материал дают прогулки. Дети знакомятся с тем, что находится около школы, учатся наблюдать за природой. (Беседа о  необходимости защиты наиболее распространенных и редких растений, именно их рвут весной в большом количестве для букетов и просто так.)

    Благодаря разнообразным формам и методам работы происходит обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитывается бережное отношение к природе, стремление изменить мир к лучшему.

    В начальной школе закладываются основы взаимоотношений человека  с природой и социальной средой.

    Младшие школьники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры на уроках и во внеурочное время.

    Для повышения эффективности экологического образования и воспитания необходимо дополнить базовое образование в этой области дополнительными формами, вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, использовать взаимосвязь классно-урочных, внеклассных и внешкольных форм работы.

    Целесообразность занятий прослеживается в том, что расширяется кругозор учащихся за счет ознакомления с новыми объектами природы, развивается наблюдательность, мышление, способность ценить красоту природы и беречь ее.

    Реализуя разнообразные формы деятельности в области дополнительного экологического воспитания и образования, можно добиться повышения эффективности экологического образования учащихся.

Что же нам даёт природа?

Пищу, воду, кислород.

На планете без природы

Дня не проживёт народ.

Всё сейчас у нас есть в мире,

Но природа всех нужней

Если б не было природы –

То и не было б зверей.

И ни рыбы, и ни птицы,

Не увидишь ты, поверь.

Если б не было природы –

Нас бы не было теперь!

Почему же без природы

Мы не можем жить сейчас?

Ну, а можно ль жить с природой

Той, какая есть у нас?

Чёрной, липкой паутиной

Смог скрывает города.

Всё грязнее и грязнее

Стала синяя вода.

Чем дышать нам в этом мире

Дымом, газом или чем?

Может, спросим у себя мы

Ну зачем нам всё, зачем?

Ну зачем нам столько фабрик,

Чёрных труб высь до небес.

Горы пепла, сажи, гари

Губят воздух, речку, лес.

Люди, надо торопиться

Эти трубы убирать

И больной природе нашей

Всем, чем можно, помогать.

 Плохих Светлана



Предварительный просмотр:

Экологический урок

Цели: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оформление: плакаты, детские рисунки, карандаши, фломастеры, альбомные листы.

Ход мероприятия

- Назовите дату сегодняшнего дня? В каком веке мы живем? Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих относятся проблемы экологии.

- Что ждет нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам дает.

 Экологический кризис коснулся всех стран и народов. Всем неизбежно придется принимать меры, чтобы сохранить нашу прекрасную планету.

- Звучит фонограмма «Голоса птиц»

- Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.

Слышите запахи?

Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озера и моря!

Здравствуйте, птицы – соловьи, воробьи, жаворонки!

Здравствуйте, звери – волки, зайцы, лисицы, медведи!

Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.

Есть просто храм.

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время года,

Открыт для нас в жару и стынь,

Входи сюда ,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй её святынь!

- У С.Я. Маршака есть слова, которые начинаются словами: «Что мы сажаем, сажая леса?». Как бы вы ответили на этот вопрос? Постарайтесь ответить за кораблестроителя, столяра, работника бумажного комбината, железнодорожника, учителя.

- И химик нашёл бы добрые слова о лесе, о древесине, из которой на комбинате получают лаки, нитки, лекарства.

- И музыканты бы воскликнули: «Спасибо тебе, лес! Твое дерево, которое гудело от ветра и слушало пение птиц, теперь само запело, зазвучало голосами сделанных из дерева рояля, скрипки, балалайки».

- А что бы ответил врач?

- Чтение стихотворения «Праздник леса»

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Мачты и реи –

Держать паруса,

Рубку и палубу,

Ребра и киль –

Странствовать

По морю

В бурю и штиль.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Легкие крылья –

Лететь в небеса.

Стол, за которым

Ты будешь писать.

Ручку,

Линейку,

Пенал

И тетрадь.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Чащу,

Где бродят

Барсук и лиса.

Чащу,

Где белка

Скрывает бельчат,

Чащу,

Где пестрые

Дятлы

Стучат.

Что мы сажаем,

Сажая

Леса?

Лист,

На который

Ложится роса,

Свежесть лесную,

И влагу,

И тень, -

Вот, что сажаем

В сегодняшний день.

- Ребята, а что приносит вред лесу? (пожар, мусор, рубка)

- Дети рисуют плакаты в защиту природы «Мы – дети природы»

- Иногда можно услышать «Человек – царь природы». Согласны вы с этим утверждением?

- Клип на песню «Раненая птица»

- Ребята, а может ли человек жить без природы?

(без воздуха, воды, пения птиц, ароматов цветов, шелеста листвы). Все это дарит мать-природа и не просит взамен никакой платы, только ждет от нас бережного отношения к себе.

- К сожалению, ни растения, ни животные не могут с нами говорить, а сколько могли бы нам сказать.

Загрязнение воздуха.

- В чем причина образования озоновых дыр?

- За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

- Кислорода становится на Земле все меньше и меньше. Увеличивается выброс в атмосферу выхлопных газов заводов, транспорта.

- Какие меры необходимо предпринять, чтобы воздух стал чище?

(Очистительные сооружения, посадка зелени, двигатели на газе, солнечных батареях, электростанции, использующие солнечную энергию, энергию ветра, приливов и отливов и т.д.).

Загрязнение воды.

- Ребята, почему медики все чаще запрещают нам купаться в речках, отчего погибает рыба и другие животные в морях и океанах?

- Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться.

- Давайте решим экологическую задачу.

Из неисправного крана постоянно течет вода. Школьники подсчитали, что за 1 минуту воды вытекает 8 л – целое ведро. А сколько чистой воды вытечет в канализацию за перемену в 10 минут?

- Какой вывод можно сделать из нашей беседы?

- Человеку необходима вода. Но необходимо относиться к ней очень бережно, не лить понапрасну, до конца закрывать кран.

Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

Растения. Почва.

- Демонстрация Красной книги.

- Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?

- Почему исчезают растения? В чем причина?

- Можно ответить стихами:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если мы сорвем цветы –

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

 

- Давайте представим, что в лес пришли горе-туристы. Что произойдет? Что останется после них?

(вытаптывают травы, рвут цветы, жгут костры, оставляют мусор или рубят деревья и т.д.)

- Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

 - У нас в стране произрастает 18 тысяч видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпаны, ландыш, зверобой, пион. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза.

- А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.  

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьёзным и грозным он был –

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисунку найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья, и что он жуёт.

И будут страницы, как травы шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

И всем расскажу про жука моего,

Как славно, что я не обидел его.

- Итак, мы установили, что 2500 видов растений планеты на грани уничтожения.

  В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санкт-Петербург, Среднее Поволжье, промышленная зона Урала.

   Загрязнены Чёрное море, Азовское море, вода в бассейне Волги и Каспийское море. На озере Байкал кризисная ситуация.

   Людям на нашей планете необходимо исправить то, что ещё можно исправить. Чтобы поколения следующих тысячелетий могли увидеть ясное чистое небо, утреннюю росу, растений, животных не только в Красной книге.

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу – прислушайся ко мне:

Не убей последнего тюленя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

Итог урока.

Экологические задачи

1. Одно дерево в сутки выделяет столько кислорода, сколько потребуется для дыхания трех человек в течение этого же времени. Какое количество деревьев могут удовлетворить потребность в кислороде в течение суток всех учащихся вашего класса?

2. Брошенная на землю бумага разлагается через 2 года. В школе нам предстоит учиться 11 лет. Если каждый год вы будете бросать в лесу, на реке бумагу, обёртки, газету, пакеты, сколько лет потребуется для того, чтобы весь бумажный мусор разложился?

3. Зелёные насаждения с 1 га земли за 1 час поглощают 8 кг углекислого газа. Сколько кг углекислого газа поглощают растения с 1 га земли за световой день – 12 часов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий в группе продленного дня

  Статья по теме " Нравственно-экологическое воспитание младших школьников в процессе экскурсий  в группе продленного дня        Приобщ...

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....