"Воздух занимает место"
методическая разработка по окружающему миру (1,2 класс) по теме

Данная разработка предназначена для организации занятий внеурочной деятельности учащихся 1-2 класса, для организации проектной деятельности, а также может быть использована на уроках окружающего мира при изучении темы "Воздух".Занятие на основе деятельтностного принципа обучения, включает много опытов и наблюдений, которые будут интересны детям.

Разработка включает: конспект занятия, презнтацию к занятию, задания для групп, журнал исследований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc35.5 КБ
Файл prezentaciya_k_zanyatiyu.pptx1.06 МБ
Microsoft Office document icon zadaniya_dlya_grupp.doc113 КБ
Microsoft Office document icon zhurnal_issledovaniy.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект занятия кружка «Хочу всё знать»

По теме «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО»

Цели занятия:  -сформировать представления о воздухе, опытным путем доказать существование воздуха.

                            -учить проводить опыты, наблюдать, делать выводы, обобщать

                            -учить работать в группе, выслушивать мнения других, распределять обязанности.

Оборудование:

Презентация урока, мультимедийная установка,

Веер, стакан, ложка, мел;

Емкость с водой, прозрачные стаканы ,бумажные носовые платки,

Емкость с водой, стакан, конфета, вата, чашечка от плавающей свечи;

Емкость  с водой, пустая бутылка, стакан;

Бутылка, бутылка с отверстием, маленький воздушный шарик;

Пустая бутылка с пробкой, воронка, емкость;

Пустая бутылка с воздушным шариком, емкость с горячей и холодной водой;

Надутые воздушные шарики(по числу учеников)

Бланки «Мой журнал исследований» (на каждого ученика).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Орг. момент

Поприветствовать  детей  и  гостей.

  1. Введение в тему урока

-Ребята, посмотрите, что я принесла на сегодняшнее занятие.  Он будет главным героем нашего занятия.

                                            Круглый, гладкий ,как арбуз.

Цвет любой, на разный вкус.

Коль упустишь с поводка - Улетит за облака.  

 Это …..– Воздушный шарик

-А если вы угадаете, что спрятано у шарика внутри - откроется тема  сегодняшнего урока.  (ВОЗДУХ)

-Вопрос : Как вы думаете, из чего состоит воздух?                                           Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

           - Однажды, барон Мюнхгаузен рассказал очень интересную историю. Послушайте её и скажите, могло ли такое быть на самом деле?: «Как раз во время похода я оказался посреди большого болота. Запах стоял ужасный, дышать было просто невозможно. Тогда я завязал свой нос и рот плотной тканью, через которую совсем не проходит воздух. Целых 4 часа я ехал по болоту и не чувствовал никакого запаха. Зато в лесу отдышался»

            -Вы правы, такого произойти не могло, без воздуха барон Мюнхгаузен смог бы прожить всего несколько минут.

            - Проведем эксперимент: Вдохните глубоко воздух, закройте ладошками рот и нос и посчитайте, кто сколько может без воздуха?. Какое было желание? (открыть нос) Страшно даже подумать, что будет если воздух исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.    Слово «воздух»   от слова – вдыхать. А какой газ в воздухе самый важный? (кислород). За сутки человеку необходимо для дыхания 600 л воздуха..

- Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе: веер, стакан, ложка, мел.. С помощью какого из них можно доказать, что воздух есть вокруг нас?

Наше  занятие будет посвящено доказательству того, что воздух занимает место

- Учитель проводит опыт «Водолазный колокол» (в качестве невербального импульса).         Ученики высказываются по поводу опыта и описывают свои наблюдения. Они пытаются объяснить, почему носовой платок остался сухим.

- Учитель еще раз проводит опыт, опуская стакан в воду под наклоном, так что вода может проникнуть вовнутрь. Дети описывают , что происходит. Они пытаются объяснить, почему носовой платок стал мокрым.

История водолазного колокола.

- Организация групповой работы. Опыты будем проводить по станциям.

Учитель рассказывает об опытах и вкратце демонстрирует их выполнение.  Напоминает о поведении: разговариваем  очень  тихо, перед проведением опыта внимательно читаем инструкцию, опыт делает 1, остальные наблюдают., делаете  вывод о наблюдаемом  и записываете  в журнал  исследований.

В конце занятия соберемся вместе, возьмете свои журналы исследований и расскажете, что вы наблюдали, что выяснили.

Итоги урока: Обсуждение

Дети сообщают свои наблюдения ещё раз демонстрируя соответствующие опыты.

Как можно объяснить, что мы наблюдаем?

Слайды с названиями станций и демонстрацией опыта и вывода.

Общий вывод :

ПОВСЮДУ ВОКРУГ   НАС НАХОДИТСЯ ВОЗДУХ- В ПУСТЫХ БУТЫЛКАХ, СТАКАНАХ И В ЭТОМ ПОМЕЩЕНИИ,

ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО,

ТАМ, ГДЕ ЕСТЬ ВОЗДУХ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ НИЧЕГО ДРУГОГО,  ПОЭТОМУ, В НАШИХ ОПЫТАХ  В БУТЫЛКУ ИЛИ В СТАКАН НЕ ПРОНИКАЕТ ВОДА, ВОЗДУХ ТРЕБУЕТ МЕСТА, ХОТЯ ОН НЕВИДИМ,

ТЕПЛЫЙ ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ БОЛЬШЕ МЕСТА, ЧЕМ ХОЛОДНЫЙ,

Заключение

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней красит стекла

И лежит на них каймой,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Задание на дом: нарисуйте наиболее понравившийся опыт в тетрадь.

За работу на уроке я дарю вам частичку воздуха.. Подходите и выберите понравившийся воздущный шарик. Всем спасибо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

Слайд 2

ВОЗДУХ

Слайд 3

История Мюнхгаузена

Слайд 4

Слово «ВОЗДУХ» от слова ВДЫХАТЬ. В сутки человеку для дыхания необходимо 600л воздуха

Слайд 5

ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО . ДОКАЗАТЕЛЬСТВА!!!

Слайд 6

« ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ» ЧТО ПРОИСХОДИТ С ПЛАТКОМ?

Слайд 7

« ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ»

Слайд 8

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ: Соблюдайте порядок и тишину. Вначале работы читайте инструкцию. Опыт проводит один человек, остальные наблюдают. Наблюдения запишите в «Мой журнал исследований» Выслушайте друг друга и сделайте вывод о проведенном опыте.

Слайд 9

Подводная лодка НАМОКНЕТ ЛИ ЭКИПАЖ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ?ПОЧЕМУ?

Слайд 10

ВОДА НЕ МОЖЕТ ПОПАСТЬ В СТАКАН, ТАК КАК ТАМ НАХОДИТСЯ ВОЗДУХ.

Слайд 11

ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОЗДУХА ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВОЗДУХОМ В БУТЫЛКЕ?

Слайд 12

ВОЗДУХ МОЖЕТ ВЫТЕСНЯТЬ ВОДУ.

Слайд 13

Надуваем воздушный шар в бутылке. СРАВНИТЕ , КАК НАДУВАЕТСЯ ШАРИК В БУТЫЛКЕ С ОТВЕРСТИЕМ И В БУТЫЛКЕ БЕЗ ОТВЕРСТИЯ,

Слайд 14

В БУТЫЛКЕ НАХОДИТСЯ ВОЗДУХ И ОН ПРЕПЯТСТВУЕТ НАДУВАНИЮ ШАРИКА,

Слайд 15

Бутылка с воздушным шариком. ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ НАГРЕВАНИИ ВОЗДУХА В БУТЫЛКЕ?

Слайд 16

НАГРЕТОМУ ВОЗДУХУ НУЖНО БОЛЬШЕ МЕСТА, ЧЕМ ХОЛОДНОМУ И ОН НАДУВАЕТ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК,

Слайд 17

ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ МАССУ? ВЕСЫ ? ? ?

Слайд 18

Воздух имеет массу и весит.

Слайд 19

ВЫВОДЫ: 1. Повсюду вокруг нас находится воздух. 2. Воздух занимает место! 3. Там , где есть воздух, не может быть ничего другого. Воздух требует места, хотя он невидим. 4. Теплый воздух занимает больше места, чем холодный. 5. Воздух имеет массу и весит. ВЫВОДЫ:

Слайд 20

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

ЖУРНАЛ         ИССЛЕДОВАНИЙТЕМА : ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.

Название станции

Проведение опыта

Наблюдения и выводы

        



Предварительный просмотр:

Журнал исследований -    _________________________

ТЕМА : Воздух занимает место.

Станция

Проведение опыта

Наблюдения

  1. Водолазный колокол.

  1. Подводная лодка.

  1. Переливание воздуха.

  1. Надуваем воздушный шарик в бутылке.

  1. Бутылка с воздушным шариком.

  1. Имеет ли воздух массу?

ВЫВОД:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Нарисуй  понравившийся   опыт:

СТАНЦИЯ 7

ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ МАССУ?

  1. ВОЗЬМИТЕ В ОДНУ  РУКУ КАМЕНЬ,( чувствуете его вес?) А В ДРУГУЮ РУКУ ВОЗДУХ (чувствуете его вес?)  .

ВОЗДУХ ЧТО ТО ВЕСИТ?

  1. ВАМ ДАНЫ: цифровые весы, надутый и сдутый мяч.

     КАК С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ПРЕДМЕТОВ  ВЫЯСНИТЬ:

                                 имеет   ВОЗДУХ вес или нет?

  1. СДЕЛАЙТЕ   ВЫВОД  на основе проведенного эксперимента.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место

Игровые приемы, способствующие выработке правильного, беглого и сознательного чтения...

Воздух, его состав, свойства, охрана воздуха

Интегрированный урок природоведение-химия, проведён совместно с учителем химии школы...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

урок окружающего мира "Воздух. Свойства воздуха"

Урок с использоваанием ИКТ содержит теоретический и практическую работу (опыты0, что позволяет активизировать мышление учащихся и повысить интерес к предмету...

Презентация "Водолазный колокол" к уроку "Воздух занимает место"

Свойство воздуха занимать место используют в строительстве водолазного колокола....

Занятие курса внеурочной деятельности "Я - исследователь" по теме "Воздух занимает место"

Занятие практической направленности можно провести с учащимися 1-4-х классов. Ребята практическим путем убеждаются в том, что воздух - не пустота. ...