Рабочая программа по окружающему миру 2 класс система Занкова
рабочая программа (окружающий мир, 2 класс) на тему

 Татьяна Анатольевна Журавлева.

Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» 2 класс и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2009 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_okr._miru_2_klass_.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана на основе системы развивающего обучения Занкова Л. В. применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2011г. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Окружающий мир» 2 класс и рабочей тетради (Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.), издательство «Учебная литература», Самара, 2009 г., а также дополнительных пособий для учителя: «Секреты и диковинки окружающего мира» Трофимова Г. В.; «Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир» 1-2 класс, Москва, 2001 г.

Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения окружающему миру:

  1. развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
  2. освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного отношения к окружающему миру, экологической культуры.

Принципы отбора содержания связаны с возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа предусматривает развитие конкретных умений школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования…

Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. В соответствии с этим реализуется: типовая программа «Окружающий мир», Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н., 2004 г. в объеме 68 ч. Предполагается обучение в объеме 2 часа в неделю. Материал спланирован на 34 учебные недели.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня. С учетом системы и модели обучения класса выстроена система учебных занятий (уроков). Основой целеполагания является переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционных форм уроков.

На ступени начальной школы задачи учебных занятий определены как формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, различать, приводить примеры, определять признаки, понимать причинно-следственные связи и т. д.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности. На уроках учащиеся должны научиться слушать и слышать, более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, доказывать. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы, тексты, таблицы, видео, иллюстрации.

При развивающем обучении стимулируются активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся оценивать свои мысли и действия «со стороны», определять свое знание и незнание.

Содержание авторской программы и логика изложения программного материала в учебнике «Окружающий мир» полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Содержание тем учебного курса.

Общий взгляд на Землю ( 3 ч.)

Связь прошлого с настоящим. Россия - Родина космонавтики. Значение космонавтики для изучения Земли. Искусственные спутники Земли. Материки и части света. Океаны. Человек и океаны.

Как изучают окружающий мир (4 ч.)

Органы чувств человека. Язык науки. Наблюдения, рассуждения, обобщения. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Что изучают в окружающем мире: тела и вещества (три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства), явления природы, человека и человеческое общество.

Экология - наука о взаимосвязи природы и человека.

Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, микроскопом, термометром.

Астрономия (3 ч.)

Закономерность небесных явлений. Звезды, созвездия, Полярная звезда. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Астрономия и время: год, месяц, неделя, сутки.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня.

География (5 ч.)

Строение Земли. Географическая оболочка - область жизни. Форма Земли.

Ориентирование. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас, его назначение и устройство.

Глобус и географическая карта. Основные формы земной поверхности: равнина, горы. Изучение рельефа и ландшафта родного края.

Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Определение на глобусе и карте изучаемых объектов.

Наблюдения за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков.

Взаимодействие сил природы (10 ч.)

Влияние Солнца на сушу.

Причины образования тепловых поясов Земли и смены времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Три состояния воды: жидкое, твердое, газообразное. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды: бесцветность, отсутствие запаха и вкуса, прозрачность, текучесть. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Подземные воды. Гейзеры. Минеральные источники. Образование пещер. Вода - одно из условий жизни на земле.

Воздух. Состав воздуха. Его свойства: прозрачность, отсутствие цвета, запаха и вкуса, низкая теплопроводность, сжимаемость, упругость. Как образуются ветры. Разнообразие ветров. Значение воздуха для растений, животных и человека.

Взаимосвязи и взаимозависимости между живой и неживой природой. Круговорот воды в природе. Внутренние силы Земли: вулканы и землетрясения. Изменение рельефа Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение с помощью флюгера направления ветра.

Экскурсия к водоему. Наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

Биология (8 ч.)

Царства живой природы: растения, грибы, животные, бактерии.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классификация растений: водоросли, мхи, лишайники, папоротники, хвойные, цветковые. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Зерновые культуры: пшеница, овес, рожь. Условия, необходимые для жизни растений.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; их разнообразие. Дикие и домашние животные. Взаимосвязь растений и животных.

Грибы - съедобные и ядовитые. Разнообразие грибов и их строение.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Защита от вредных бактерий. Гигиена тела и жилища.

От копья до компьютера (1 ч.)

Практические работы. Проращивание семян; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; работы с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода.

Экскурсии в природу, возможны экскурсии в зоопарк, в ботанический сад.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 года обучения

Знать:

  1. Что такое вещество и тело Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
  2. Названия материков и частей света, океанов;
  3. Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
  4. Устройство компаса и правила пользования им;
  5. Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
  6. Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
  7. Условия, необходимые для жизни растений и животных;
  8. Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
  9. Правила поведения в природе и меры ее охраны.

Уметь:

  1. Ориентироваться на местности относительно своего тела;
  2. Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
  3. Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
  4. Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
  5. Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
  6. Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
  7. Выполнять правила личной гигиены.

Использовать приобретенные знания в и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
  2. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  3. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья;
  4. выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  5. поиска дополнительной информации о родном крае, стране, планете.

Данный план предусматривает формирование у учащихся следующих компетенций:

  1. учебно-познавательной,
  2. коммуникативной,
  3. рефлексивной,
  4. ценностно-смысловой.

Учебно-методическое обеспечение

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: CD «Детский энциклопедический словарь», компьютерная игра «Кузя и дикая река», видеофильм «Береги природу». Интернет сайты: - www solnet.ru, www festival.ru, www kulichiki.ru.

Для реализации программного содержания используются:

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Корпорация «Федоров».
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. 2 класс». - Самара: Корпорация «Федоров».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Министерство образования российской Федерации «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы» - М.: Просвещение, 2011.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Корпорация «Федоров».
  3. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения к курсу «Мы и окружающий мир. 2 класс» - Самара: Корпорация «Федоров».
  4. Интернет – ресурсы.


№ п\п

Кол-во часов

Дата план-ая

Дата факт-ая

Тема урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

Формы контроля

предметные

метапредметные

личностные

знать

уметь

Общий взгляд на Землю (5часов)

1.

1 ч.

01.09

День Знаний.

названия материков и океанов.

показывать на карте и глобусе  материки, части света и океаны.

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе.

2.

1 ч.

06.09

Знакомство с книгой. Связь прошлого с настоящим.                                        С. 3 – 8, №1, 2

3.

1 ч.

08.09

Россия—родина космонавтики.      С. 8 – 10, № 6

4.

1 ч.

13.09

Материки, части света и океаны.

                                                 С. 10 – 14, № 7,9 (п. 4,5)

5.

1 ч.

15.09

Мировой океан.                 С. 14 – 20, № 8, 9 (п.1)

6.

1 ч.

20.09

Проверочная работа № 1. Обобщающие задания.                 С. 20 (вопр. 1 – 4), № 9 (п. 2, 3)

П/Р №1

Как изучают окружающий мир (9 часов)

7.

1 ч.

22.09

Экскурсия в природу                                С. 21 – 23

об органах чувств человека;

о приборах помогающих изучать окружающий мир;

о телах и веществах

о науке экологии.

свойства веществ.

пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях

8.

1 ч.

27.09

Органы чувств. Зрение, слух, обоняние, вкус.

                                                  С. 24 – 26, № 10, 11

П/р №1

9.

1 ч.

29.09

Осязание. Как сохранить здоровыми органы чувств?                                      С. 26 – 28, № 12, 13

10.

1 ч.

04.10

Книги. Их роль в познании окружающего мира.

                                            С. 28 – 34, № 14, 15, 16

С/р №1

11.

1 ч.

06.10

Приборы помогают изучать  окружающий мир.

                                                  С. 34 – 37, № 17, 18

П/р №2

12.

1 ч.

11.10

Средства информации. Мы – исследователи.

                                                                    С. 38 – 41

13.

1 ч.

13.10

Тела и вещества.                      С. 41 – 43, № 19, 20

14.

1 ч.

18.10

Свойства веществ.                  С. 43 – 45, № 21, 22

15.

1 ч.

20.10

Экология.                                           С. 46 – 47

Космос и Земля (14 часов)

16.

1 ч.

25.10

Космос. Солнце – звезда.            С. 48 -53, № 3, 4

о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года;

о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;

о форме Земли, горизонте;

о компасе;

о глобусе и географической карте;

о рельефе и ландшафте.

стороны горизонта;

приметы ориентирования на местности;

доказывать (устно) высказываемые утверждения

самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;

вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России

17.

1 ч.

27.10

Строение Солнечной системы.    С. 53 – 55, № 24

18.

1 ч.

08.11

Звёзды и созвездия.                 С. 55 – 58, №26, 27

П/р №3

19.

1 .

10.11

Луна – спутник Земли.             С. 58 – 59, № 5, 25

20.

1 ч.

15.11

Время. Календарь.                     С. 60 -64, №28, 29

С/р № 2

21.

1 ч.

17.11

Горизонт.                                         С. 65 – 69, № 31

22.

1 ч.

22.11

Форма Земли. Горизонт.               С. 69 – 71, № 33

23.

1 ч.

24.11

Планета Земля. Её строение.       С. 71 – 74, № 30

24.

1 ч.

29.11

Стороны горизонта.                        С. 75 – 79, № 34

П/р №4

25.

1 ч.

01.12

Компас. Народные приметы ориентирования.

                                                              С. 79 – 82, № 35

П/р № 5

26.

1 ч.

06.12

Глобус и географическая карта.

                                           С. 82 – 85, № 36 – 38

27.

1 ч.

08.12

Рельеф и ландшафт.                      С. 85 – 88, № 42

28.

1 ч.

13.12

Рельеф и ландшафт родного края. Экскурсия в природу.                                   С. 88 – 89, № 43, 44

29.

1 ч.

15.12

Обобщающие задания.                   С. 89, № 39 – 41

С/р № 3

Взаимодействие сил природы (22 часа)

30.

1 ч.

20.12

Тепловые пояса Земли.                  С. 90 – 92, № 45

три состояния воды, основные свойства воды и воздуха;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

понимание причин успеха в учебе;

31.

1 ч.

22.12

Времена года.                           С. 93 – 97, №46, 47

32.

1 ч.

10.01

Суша под Солнцем.                      С. 97 – 100, № 48

33.

1 ч.

12.01

Внутренние силы Земли. Стихийные бедствия.

                                                          С. 101 – 103, № 49

34.

1 ч.

17.01

Контрольная работа за I полугодие.

К/Р №1

35.

1 ч.

19.01

Свойства жидкой воды.        С. 104 – 105, № 50,51

П/р№6

36.

1 ч.

24.01

Тепло и вода. Экология океанов.       С. 105 – 106

причины круговорота  воды в природе;

о смены времён года,

о связи между движением Земли и возникновением ветра.

об атмосфере Земли;

о работе воды и ветра в природе;

о способах охраны воды и воздуха.

описывать объекты природы

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;

37.

1 ч.

26.01

Три состояния воды. Водяной пар.

                                        С. 106 – 108, № 51 – 53

38.

1 ч.

31.01

Вода в твёрдом состоянии.

                                                      С. 108 – 111№ 51, 54

П/р №7.

39.

1 ч.

02.02

Вода – растворитель.                           С. 112, № 58

П/р № 8

40.

1 ч.

07.02

Фильтрование.                       С. 113 – 114, № 59, 60

П/р № 9

41.

1 ч.

09.02

Подземные воды.                                 С. 114 – 116

42.

1 ч.

14.02

Обобщающий урок.                    № 55 – 57, 61 – 62

43.

1 ч.

16.02

Атмосфера.                                  С. 116 – 118, № 63

44.

1 ч.

21.02

Свойства воздуха.                      С. 118 – 121, № 64

45.

1 ч.

28.02

Ветры.                                   С. 122 – 128, № 65, 66

46.

1 ч.

01.03

Круговорот воды в природе.

                                                          С. 128 – 132, № 69

47.

1 ч.

06.03

Работа воды и ветра. Экскурсия в природе.

                                                                               С. 132

48.

1 ч.

13.03

Охрана воды и воздуха.             С. 133 – 134, № 70

49.

1 ч.

15.03

Природные явления и стихийные бедствия в нашей местности.                                           № 67

50.

1 ч.

20.03

Проверочная работа № 2                       № 71, 72

П/Р №2

51.

1 ч.

22.03

Обобщающий урок.                                      С. 134

Живая природа (18 часов)

52.

1 ч.

27.03

Жизнь – особенность нашей планеты.

                                              С. 135 – 137, № 73

о том, как изучают окружающий мир;

Устанавливать связи: 

между растениями и животными

принимать роль в учебном сотрудничестве;

представление о своей этнической принадлежности;

53.

1 ч.

29.03

Растения.                                      С. 138 -143, № 74

54.

1 ч.

Хвойные и цветковые растения.

                                              С. 143 – 147, № 75

П/р №10

55.

1 ч.

Дикорастущие и культурные растения.

                                                          С. 148 – 150, № 80

о царствах живой природы растениях, животных, грибах, бактериях

условия для роста и развития растений;

группы животных

 между деятельностью человека и природой

различать мхи, лишайники, папоротники, дикорастущие и культурные растения.

выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;

пользоваться знаками, символами, таблицами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;

строить сообщения в устной форме;

находить в тексте ответ на заданный вопрос;

этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков

56.

1 ч.

Условия необходимые растениям для роста и развития.                                 С. 150 – 151, №76 – 78

57.

1 ч.

Растения, которые мы едим.    С. 151 – 156, № 79

58.

1 ч.

Растения путешественники.      С. 156 – 158, № 81

59

60.

2 ч.

Грибы.                                        С. 158 – 159, № 82

                                                  С. 160 – 161, № 83 – 84

61

62

63.

3 ч.

Группы животных.                    С. 162 – 164, № 85

                                                  С. 164 – 166, № 86 – 88

                                                          С. 167 – 169, № 89

64.

1 ч.

Размножение животных.                       С. 170 – 171

65.

1 ч.

Годовая контрольная работа

К/Р № 2

66.

1 ч.

Среда обитания. Питание животных.

                                        С. 172 – 175, № 90 – 92

67.

1 ч.

Дикие и домашние животные.

                                         С. 176 – 179, № 93, 94

68.

1 ч.

Бактерии. Гигиена.              С. 179 – 182, № 95 - 98


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс система Занкова

Рабочая программа  по математике разработана на основе авторской программы И. И.Аргинской в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, Программы начального общего образования...

Рабочая программа по технологии 1 класс система Занкова

Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса разработана на основе программы начального общего образования, система Л. В. Занкова, авторской программы Н. А.Цирулик «Технология», утверждённы...

Рабочая программа по ФГОС 1 класс (система Занкова)

Прграмма по технологии, кубановедению, окружающему миру, система Занкова, в соответствии с новыми ФГОС....

Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС

Планирование составлено:  на основе стандартов второго поколения и  авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС

Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...