Планирование по окружающему миру по УМК «Система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс (ФГОС)
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Цветкова Елена Николаевна

Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компо­нент со­ставляют два учебных блока: «Естествознание» и «Общест­вознание». Также в содержание курса включены материалы по безопасности жизнедеятельности. Вторая особенность, отли­чающая  «Окру­жаю­щий мир» как от курсов русского языка и математики, так и от кур­сов эстетичес­кого цикла, состоит в том, что «Окружающий мир» решает зада­чи формирования мышления и сознания в условиях взаимо­действия ребенка с «со­противляющимся» объектом  — при­родными и социальными явлениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovaniepo_okr._miru..doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование по окружающему миру по УМК «Система  Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» 1 класс

(ФГОС)

                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательный компонент «Окружающий мир» занимает особое место в системе начального обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-первых, этот образовательный компо нент со ставляют два учебных блока: «Естествознание» и «Общест вознание». Также в содержание курса включены материалы по безопасности жизнедеятельности. Вторая особенность, отли чающая  «Окру жаю щий мир» как от курсов русского языка и математики, так и от кур сов эстетичес кого цикла, состоит в том, что «Окружающий мир» решает зада чи формирования мышления и сознания в условиях взаимо действия ребенка с «со противляющимся» объектом  — при родными и социальными явлениями. Это дает возможность ребенку проверять на практике свои предположения об устройстве и характере природ ных и социальных явлений, что и определяет успешность станов ления у него основ научного мышления.

Основной задачей компонента «Окружаю щий мир» в системе Эльконина — Давыдова является форми рование ос нов научного мышления ребенка в области приро ды и социума.

Кроме этой, решаются также следующие зада чи:

—        первоначальное знакомство ребенка с некоторыми методами естест венных и социальных наук;

—        ориентирование ребенка в мире окружающих природных и социальных явлений (в том числе, формирование первона чаль ных экологических понятий и представлений, образ ных представ лений о прошлом и настоящем Отечества, представлений о безо пасном и правилосообразном поведении);

—        формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

—        воспитание культуры взаимоотношений ребенка с окружаю щими людьми.

В основе построения программы лежит принцип отбора  знаний, умений и навыков, наи более актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего обучения.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развивают ся общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анали зировать, выделять существенное, схематически фик сировать новый опыт, работать с научно-популярным тек стом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых в культуре формах,  а также специальные умения, такие, как: устанавливать связи меж ду природными объек тами, фиксировать результаты наб лю дений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориен ти ро ваться в ходе событий сво ей жизни и жизни окружаю щих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

Основой объединения блоков «Естествознание» и «Общество -з нание» в целостный компонент «Окружающий мир» являет ся в данной программе логика развертывания  «Есте ствозна ния», поскольку именно в этом блоке выстроена система тиче ская последовательность учебных задач, обеспечиваю щая фор мирование основ научного мышления младшего школь ника.

Естественнонаучное знание представляет собой сово купность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного ме тода, позволяющего получать факты и строить объяснительные модели. Можно учить детей представлениям или даже понятиям, входящим в современную научную картину мира, убирая все «строительные леса», с помощью которых она строилась. Но кар тина мира все время меняется, причем особенно быстро в пос ледние годы, а с другой стороны, знание определенного круга фактов и объяснений вовсе не дает возможности ребенку самому поставить и ре шить проблему при столкновении с новым, неизвестным явле нием.

В предлагаемом курсе учебным предметом является не карти на мира,  а сами способы создания этой картины, способы по лучения знаний о природе.

Основным методом обучения по системе Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова является решение детьми системы учебных задач. В курсе «Окружающий мир» основной учебной задачей яв ляется открытие эксперимента как способа практической проверки выдви нутых предположений. Решение детьми более частных учебных задач, открывающих способы планирования эксперимента, спо собы измерения величин, способы представления результатов исследования, построения объяснительной гипотезы как модели и пр., позволяет развить и конкретизировать простейшее экспериментирование.

Открытие и освоение этих способов действия возможно на разнообразном материале из области физики, химии, биологии, геологии, астрономии и других естественных наук.

Исходя из этого  тематическое содержание подбиралось так, чтобы:

а)        на первых этапах рабо ты дети имели дело с наиболее чувственно богатым мате риалом, позволяющим расширить опыт их ощущений и практических действий;

б)        у де тей сложилась картина мира, максимально близкая к современ ной научной картине (мир, в котором все взаимосвязано и непрерывно развивается).

Тем не менее программа предполага ет, что творчески работающий учитель может свободно использо вать тот или иной материал при постановке конкретных учебных задач.

Разделы по обществознанию дополняют этот материал, раскрывая перед учащимися другие стороны окру жающего мира. Вместе с тем эти разделы органично вписаны в основную логику движения от темы к теме. Так, проблема измерения времени, поднятая в блоке «Естествознание», находит свое закономерное продолжение в теме «Историческое время» (блок «Общест вознание»), а освоение умения читать простейшие карты и пла ны (блок «Естествознание») находит применение в темах «История на карте», «Народы, населяющие Россию» («Обществознание»). В блоке «Обществознание» сильно выражен региональный компо нент.

Материал и форма конкретных заданий подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы кон струирования, рисования, практических действий и игр. Обраща ется особое внимание на проведение практических работ и экс курсий, с одной стороны, и формирование умения работать с тек стами и документами — с другой.

Тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Деятельность учеников на уроке (основные виды, формы, способы действий), УУД

Сопровождающая деятельность, ее вид (и внеурочная)

1.Преобразование природы человеком. Способы получения ответов на вопросы.            10 часов

1.1

Природа – то, что нас окружает, но не создано человеком.

(Естественное (природные объекты) и искусственное, сделанное руками человека (изделия).)

Работа в группах (знакомство с первыми правилами групповой работы).

Различение объектов, предло-женных для рассмотрения в группе, по признакам, называ-ние признаков объекта слова-ми, группировка (классифи-кация) на естественное и искусственное.

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы.

ПДД. Дорога до школы и обратно.

1.2

Сделанное руками челове-ка.

(Изготовление стекла из песка, бумаги из древесины, продуктов питания из растений и животных продуктов (мяса, яиц, молока)

Получение опыта наблюдения и описания разнообразных изделий (стекло, бумага, вязаные и меховые изделия, продукты питания, др.).

Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.

УУД: кооперация с учителем и сверстниками

установление причинно-следственных связей.

1.3

Сделанное руками челове-ка.

(Изготовление резины из каучука, одежды из шерсти животных и растительных волокон).

Знакомство со способом выражения сомнения (вопроса) и способом выражения несогласия (общеклассная дискуссия).

Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.

УУД: использование знаково-символических средств, анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных).

ПДД. Обувь для машин.

1.4

Дикорастущие и культурные растения.

Классификация растений на культурные и дикорастущие.

УУД: кооперация с учителем и сверстниками

 анализ объектов  с целью выделения признаков.

Экскурсия на пришкольный участок (научно-познавательная,

общественно-полезная)

1.5

Части цветкового растения (корень, стебель, лист, плод с семенами).

Получение опыта наблюдения, различения, описания частей растения, пригодных для приготовления продуктов питания и других изделий (фрукты, овощи, семена).

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы, установление причинно-следственных связей.

1.6

Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы.  

Различение трав, деревьев и кустарников. Работа в группах – создание плакатов «Растения леса и луга, поля и огорода».

УУД: кооперация с учите-лем и сверстниками,анализ объектов  с целью выделе-ния признаков (существен-ных, несущественных), уста-новление причинно-след-ственных связей.

17.

Роль растений в природе и жизни людей.

Рисование травянистого цветкового растения простым карандашом (с указанием - обведением цветными линиями разных частей растения).

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы.

1.8

Дикие и одомашненные животные.

Классификация животных на диких и одомашненных. Срав-нение домашних животных и их диких родственников по признакам.

УУД: кооперация с учите-лем и сверстниками анализ объектов  с целью выделе-ния признаков (существен-ных, несущественных) .

1.9

Дикие и одомашненные животные.

Работа с информационными источниками (первое знаком-ство с разными способами по-лучения ответов на вопросы – спрашивание, поиск в справоч-никах для детей, на карте материков с изображениями животных,  запрос в сети Интернет – демонстрация учителя.)

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы. использование зна-ково-символических средств

кооперация с учителем и сверстниками анализ объ-ектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Прослушивание  и драматизация (разыгрывание по ролям) «до-школьных» сказ-ок и потешек о домашних и ди-ких животных:

«Идёт коза ро-гатая», «Волк и семеро козлят» и т.п. (художест-венно-эстети-ческая).

1.10

Роль животных в жизни людей.

Классификация групп собак по их хозяйственному значению (охотничьи, компаньоны, ездо-вые, служебные, пастушьи). Описание собак по признакам. Отнесение пород к одной из выделенных групп.

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности

учебные и познавательные мотивы.

2.Ощущения человека. Вопросы об окружающем нас мире.  Органы чувств человека и животных. 8 часов.

2.1

Признаки рассматри-ваемых объектов (цвет, форма, сравнительные размеры, запах, вкус, пр.).

Различение объектов по приз-накам, описание природных объектов и изделий.                                УУД: установление причин-но-следственных связей.

2.2

Органы чувств и их работа: глаза (зрение).

Различение объектов по приз-накам, описание природных объектов и изделий – называ-ние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений.

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности уче-бные и познавательные мо-тивы использование знако-во-символических средств

кооперация с учителем и сверстниками,установление причинно-следственных связей

2.3

Органы чувств и их работа: глаза (зрение), уши (слух).

Различение объектов по приз-накам, описание природных объектов и изделий – называ-ние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений.

УУД: адекватная мотивация учебной деятельности уче-бные и познавательные мо тивы использование знако-во-символических средств

кооперация с учителем и сверстниками установление причинно-следственных связей.

ПДД. Чувство опасности.

2.4

Органы чувств и их работа: нос (обоняние), язык (вкус), кожа (осязание).

Различение объектов по приз-накам, описание природных объектов и изделий – называ-ние ощущений, получаемых разными органами чувств, точными словами, получение опыта дифференцировки разнокачественных ощущений.

УУД: установление причин-но-следственных связей.

2.5

Органы чувств человека и животных.

Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.

УУД: установление причин-но-следственных связей, обобщение, наблюдение.

2.6

Животные – «чемпионы» по зрению, слуху, осяза-нию, обонянию, вкусу.

Игры «в лягушек и мух», «орлов и мышек» - действенная интер-претация услышанного (преоб-разование полученных знаний в правила игры).

УУД: адекватная мотивация учебной деятельностиучеб-ные и познавательные моти-вы

2.7

Слабовидящие и слабо-слышащие люди, их труд-ности, помощь им других людей.

Децентрация (попытка встать на точку зрения другого)  - по-смотреть на мир «глазами» жи-вотных, слабовидящих и слабо-слышащих людей.

УУД: установление причин-но-следственных связей.

ПДД. Помощь на дороге.

2.8

Обобщающий урок по теме «Органы чувств»

УУД: кооперация с учителем и сверстниками, способ-ность принимать исохранять учебную цель и задачу ана-лиз объектов  с целью выде-ления признаков.

3.Свойства  (признаки) объектов наблюдения. 16 часов.

3.1

Объект как совокупность признаков.

Практическая работа по описанию признаков лаврового листа.

УУД: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных)

П.Р.№1

3.2

Часто встречаемые и хоро-шо знакомые объекты.

Практическая работа по описа-нию листьев, коры, внешнего вида разных деревьев. Разиче-ние видов деревьев, растущих в городе (селе) – 4-5 видов по выбору учителя, например: сосна, береза, тополь, ель, липа.

УУД: освоение средств и способов научно-познава-тельной деятельности

П.Р.№2

3.3

Деревья в городе (селе).

Рисование засушенных листьев (обведение по контуру,штрихо-вка по наложенному сверху листу бумаги - жилкование), внешней формы деревьев (треугольная, шарообразная крона и т.д.).

УУД: освоение средств и способов научно-познава-тельной деятельности

3.4

Деревья в городе (селе).

УУД: освоение средств и способов научно-познава-тельной деятельности

Экскурсия (прогулка): «Деревья в горо-де (селе). Забота о них.»(научно-познавательная,общественно-полезная)

3.5

Объект как совокупность признаков. Архитектурные сооружения Москвы – столицы России; Петербурга.

Работа с текстом: понимание смысла текста со слуха.

УУД: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных)

Лепка, констру-ирование – соз-дание выставок (художественно-эстетическая)

3.6

Часто встречаемые и хоро-шо знакомые объекты. Предметы быта и их признаки.

Парная работа с конструктором предметов быта – составление загадки по описанию (понимание необхо-димости планирования опии-сания).

Планирование описания. Описание по плану предмета быта.

УУД: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных)

Лепка. (художественно-эстетическая, научно-познава-тельная, проект-ная)

3.7

Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Ядовитые грибы.

Планирование описания. Опи-сание предложенных учителем плодовых тел грибов и их изо-бражений в учебнике, на цвет-ных таблицах (съедобные гри-бы, трутовики) по плану.

УУД:  выражать интерес к природе,анализировать, обобщать, делать выводы.

Лепка.

(художественно-эстетическая, научно-познава-тельная, проект-ная)

3.8

Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора гри-бов.

Группировка (классификация) грибов на съедобные и несъе-добные, трубчатые и пластин-чатые. Различение мухомора и бледной поганки по указанным признакам от других похожих грибов. Отнесение плодовых тел грибов, предложенных учителем, к разным класси-фикационным группам.Совме-стное составление «Правил сбора грибов» (учитель дополняет и корректирует)

УУД: работать с информаци-ей, представленной в раз-нообразных знаковых фор-мах.

3.9

Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом.

Различение насекомых и дру-гих мелких животных (по отли-чительным признакам – 6 ног и насечки на покрове). Работа с лупой. Рассматривание кол-лекций насекомых.

УУД: способность видеть и описывать природу, адеква-тная мотивация учебной деятельности учебные и познавательные мотивы

Лепка.

(художественно-эстетическая, научно-познава-тельная, проект-ная)

3.10

Насекомые, которых можно встретить дома или рядом с домом.

Планирование описания. Описание по плану. Группи-ровка (классификация).              УУД: способность видеть и описывать природу, адеква-тная мотивация учебной деятельности учебные и познавательные мотивы.

3.11

Домашние животные, птицы.

Планирование описания. Описание по плану. Группи-ровка (классификация).              УУД: способность видеть и описывать природу, адеква-тная мотивация учебной деятельности учебные и познавательные мотивы.

3.12

Домашние животные, птицы.

Планирование описания. Описание по плану. Группи-ровка (классификация).              УУД: способность видеть и описывать природу, адеква-тная мотивация учебной деятельности учебные и познавательные мотивы.

3.13

Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).

Характерные признаки зданий. Описание здания по плану.

Составление загадки-описания для родителей.                               УУД: способность регулиро-вать свою познавательную и учебную деятельность.

ПДД. Транспорт моего города.

3.14

Постройки людей: примечательные здания. Примечательные здания родного города (села).

УУД: способность регулировать свою познавательную и учебную деятельность.

Экскурсия по городским улицам (науч-но-познава-тельная)

3.15

Окружающие люди – работники разных профессий: учитель, врач, художник, программист, дворник, продавец и т.д.

Обсуждение стихотворений, посвященных разным профес-сиям (например, С.Маршака, Дж.Родари, Б.Житкова).

УУД:осознание себя членом общества, привитие интере-са к культуре народа.

«Кто работает в школе?»Обсужде-ние «школьных профессий» с их представителями – встреча с дирек-тором школы, уборщицей, пова-ром и др.(общест-венно-полезная)

3.16

Признаки профессий. Значение труда в жизни человека и общества.

Рассматривание разных инст-рументов, принесенных учите-лем (например, классный жу-рнал, компьютерная мышь, микроскоп, рубанок, швабра, набор специй и пр.) определе-ние их профессиональной принадлежности.

УУД: осознание себя членом общества, привитие интере-са к культуре народа.

ПДД. Профессия – шофёр.

4. Сравнение и классификация объектов по выделенному свойству. 10 часов.

4.1

Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).

Групповая работа «Коллекция видов бумаги». Определение связи свойств бумаги с ее фун-кциями. Построение рядов из образцов бумаги по разным свойствам (гладкость-шерохо-ватость, белизна, прочность и т.д.)

УУД: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных)

Подготовка выставки для класса «Такая разная бумага» (научно,познава-тельная, общес-твенно-полез-ная)

4.2

Изделия человека (посуда, мебель, другие предметы быта).

Рассмотрение образцов посуды. Классификация посуды на  ста-ринную и современную, по функции (для приготовления пищи и для употребления пи-щи), по материалу (стеклянная, металлическая, деревянная).

УУД: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных)

4.3

Объект как совокупность признаков.

Работа с лупой – рассмотрение скорлупы куриного яйца (про-чность – защита, поры – для дыхания будущего цыплёнка). Сравнение птичьих яиц и птичьих клювов по разным признакам. Построение рядов по выраженности признака.

УУД: формирование у уча-щихся личностного положи-тельного отношения к ис-точникам информации, пер-вичных умений работать с информацией, представлен-ной в учебнике и тетради для самостоятельной работы.

4.4

Новые объекты  для наблюдения и описания.

Характеристика объекта (указа-ние выраженности признака – например, «крупнее, чем..., но мельче, чем...») по его месту в ряду.

УУД: умение сотрудничать с учителем и соучениками, умение использовать простейшие инструменты с целью выполнения учебных дейсткий.

4.5

Разнообразие птиц. Приспособленность птиц к условиям обитания.

Обсуждение приспособ-ленности птиц к разным усло-виям (цвет яиц, вид гнезда, вид клюва и его работа, вид лап и их работа)

УУД: оценка смысла учебной деятельности, анализ объ-ектов с целью выделения в них существенных признаков.

4.6

Приспособленность птиц к условиям их жизни. Охрана птиц.

Выявление принципа, поло-женного в основу ряда, на ос-нове анализа признаков членов ряда (по ряду, предложенному учителем или группой учени-ков).

УУД: формирование поня-тий через систему сопостав-лений, установление при-чинно-следственных связей.

4.7

Хвосты животных.    

Сравнение хвостов зверей по разным признакам (работа с цифровыми ресурсам по пост-роению рядов). Сравнение изо-бражений хвостов и изделий, принесенных учителем (метёл-ка, лопатка, проволока и пр.), построение гипотез о функциях хвостов.

УУД: формирование поня-тий через систему сопостав-лений, установление при-чинно-следственных связей.

Экскурсия (за-очная)  в зоо-парк или зоому-зей. Работа в живом уголке.

(научно- позна-вательная,об-щественно-поле-зная)

4.8

Приспособленность живо-тных к среде обитания.

Обсуждение приспособлен-ности животных к разным усло-виям (лазанье по деревьям, быстрое передвижение по от-крытым пространствам, плава-ние и пр.). Построение рядов по выраженности признаков. Характеристика хвоста (указа-ние выраженности признака – например, «более пушистый, чем..., но менее пушистый, чем...») по его месту в ряду.

УУД: самоопределение, учёт чужой точки зрения, исследование и контроль результатов деятельности.

4.9

Листья деревьев. Разнообразие растений

Выявление принципа, поло-женного в основу ряда, на ос-нове анализа признаков членов ряда ( по ряду, предложенному учителем или группой учени-ков).

УУД: работа с разными вида-ми информации, формиро-вание умения поиска по условным обозначениям.

4.10

Бабочки. Примеры бабочек, обитающих в России.

Выявление принципа, поло-женного в основу ряда, на ос-нове анализа признаков членов ряда ( по ряду, предложенному учителем или группой учени-ков).

УУД: выбор информации по заданному вопросу, обуче-ние работе с информацией.

5. Разные состояния объекта. 6 часов.

5.1

Состояния объектов. Разные физические и эмо-циональные состояния че-ловека: усталость и бод-рость, грусть и веселье, спокойствие и активность.

Рефлексия собственного состо-яния. Различение состояний других людей.

УУД: обучение работы с информацией, умение при-менять правила и пользо-ваться инструкциями.

5.2

Состояния объектов. Разные физические и эмо-циональные состояния че-ловека: усталость и бод-рость, грусть и веселье, спокойствие и активность.

Обсуждение возможности проявления своего состояния (правила поведения в общественных местах).

УУД: установление при-чинно-следственных связей, формирование учения сравнивать и выделять общее.

ПДД. Спокойная дорога.

5.3

Болезненные состояния человека

Способы проявлений эмоций собакой. Обсуждение правил поведения на улице при встрече с неизвестной собакой.

УУД:постановка и решение проблемы как некого це-лого, включающего целый ряд логических шагов, уметь работать с соседом по парте.

5.4

Примеры классификации заболеваний.

УУД:учёт позиции собесед-ника, ориентация на оказа-ние помощи, анализ с целью выделения существенных признаков.

5.5

Разные состояния природы: погода и ее перемены.

Наблюдение за погодой, фиксация ее состояний.

УУД: выделение особенно-стей, приводящих к опреде-лённому выводу, выявление новых элементов.

5.6

Разные состояния вещей (изделий человека). Учебник – книга, которую нужно беречь.

Практическая работа – изготовление обложки для книги, подклеивание старого переплёта и пр.

УУД: анализ особенностей, умение обнаружить сходст-во и различие, сравнитель-ный анализ, подведение под понятие.

П.Р.№3

Участие в разно-возрастном про-екте «Поможем школьной биб-лиотеке»

(общественно-полезная)

6. Процесс как смена состояний объекта. Процессы вокруг нас. 16 часов.

6.1

Процесс как смена состояний объекта. Процесс горения, его необратимость.

Открытие способа схемати-ческой записи процесса.

УУД: поэтапное формирова-ние понятия, установление причинно-следственных связей, учет позиции собеседника.

Правила пожарной безопасности.

6.2

Процесс как смена состо-яний объекта. Состояния воды: твёрдое тело, жид-кость, газ. Изменение со-стояния воды в зависи-мости от нагревания и охлаждения.

Наблюдение за таянием снега, испарением воды. Выдвижение гипотез о том, как «поймать исчезнувшую» (превратив-шуюся в пар) воду (на демонст-рационных опытах). Схемати-ческая запись процесса.Чтение схематических записей про-цессов.

УУД: обоснование, познавательная инициатива, контроль по ходу, по результатам выполнения за-дания, сотрудничество.

Межпредмет-ный модуль «Круглый год» - интеграция есте-ствознания, ма-тематики, лите-ратурного чте-ния, изобразите-льного искус-ства и музыки. (научно-познава-тельная, художе-ственно-эстети-ческая).

П.Р.№4

Межпредмет-ный модуль « Поиски клада» - интеграция русского языка, естествознания, математики.

Работа с цифровыми ресурсами.

Подготовка и проведение праздника и соревнования (см. Единая кол-лекция: «Новая начальная шко-ла») (научно-познавательная, спортивно-оздо-ровительная,

военно-патриотическая)

6.3

Вода в природе.

Процесс падения капли. Первое представление о круговороте воды в природе.

Практическая работа по изучению падения капли. Анализ стихотворений. Отгадывание загадок.

УУД: подводить под понятие  формулировать правило на основе выделения сущест-венных признаков, выпол-нять задания с использова-нием материальных объектов.

6.4

Процесс как смена состо-яний объекта. Сезонные изменения в природе. Названия времен года.

Работа со схемами (оценка схем смены сезонов).Работа с информационными источни-ками (поиск стихотворений и рассказов о временах года). Краткий пересказ информа-ционного текста.

УУД: выполнять задания на основе рисунков и схем, проводить сравнение, классифиуацию, строить объяснение по предложен-ному плану.

6.5

Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др.

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

Работа с цифровым ресурсом «Одень человечка по погоде»

УУД: строить логическую цепь рассуждений, выявлять признаки на основе зритель-ных наблюдений, жизненно-го опыта, проводить несло-жные опыты и наблюдения.

6.6

Явления природы: снегопад, листопад, сезонная линька животных, гроза, перелеты птиц и др.

Схематическая запись процесс-са. Чтение схематических записей процессов.

Работа с цифровым ресурсом «Одень человечка по погоде»

УУД: строить логическую цепь рассуждений, выявлять признаки на основе зритель-ных наблюдений, жизненно-го опыта, проводить несло-жные опыты и наблюдения.

6.7

Процесс как смена состо-яний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе.

Анализ схем образования нано-сов рекой. Краткий пересказ информационного текста.

Схематическая запись процесс-са. Чтение схематических записей процессов.

УУД: сравнивать и разли-чать, работать в паре, извлекать необходимую информацию из учебника, группировать, выделять по признакам.

6.8

Процесс как смена состо-яний объекта. Процессы разрушения и роста (кристаллизация) в неживой природе.

Лепка форм кристаллов.

Практическая работа по выращиванию кристаллов.

УУД: характеризовать условия, строить логическую цепь рассуждений, прово-дить несложные опыты и наблюдения.

П.Р.№5

6.9

Процесс как смена состояний объекта. Жизнь улицы. Общественный транспорт в городе и селе. Наземный, воздушный и водный транспорт.

Группировка транспортных средств по признакам (разные классификации видов транспорта ).

Первоначальное знакомство с правилами культурного поведения на улице (не сорить, быть вежливым, быть осторожным и внимательным).

УУД: фиксировать результа-ты наблюдений, устанавли-вать связь между особен-ностями жизнедеятельно-сти, приводить примеры.

ПДД. Поведение людей на улице.

6.10

Процесс как смена состо-яний объекта. Последова-тельность событий. Следы животных в городе (селе).

Различение следов животных по характерным  признакам.

Краткий пересказ информаци-онного текста. Схематическая запись процесса. Чтение схе-матических записей процессов.

Моделирование характера движения по следам.

УУД: понимать и переска-зывать тексты о природе, мзвлекать необходимую информацию, фиксировать результаты наблюдений.

Весенняя экскурсия в парк, лес (научно-познавательная, спортивно-оздоровительная)

6.11

Процесс как смена состо-яний объекта. Последова-тельность событий. Развитие животных.

Составление схемы по тексту.

Работа с информационными источниками (спрашивание, поиск в справочниках).

Краткий пересказ информации-онного текста.

УУД: фиксировать результа-ты наблюдения с помощью рисунка, соотносить то,что известно с тем, что не известно, устанавливать связь между условиями жизнедеятельности живот-ных.

6.12

Развитие животных. Проявление эмоций человеком и животным. Изменение эмоциональ-ного состояния

Схематическая запись процесса.

Чтение схематических записей процессов.

УУД: оценивать конкретные примеры поведения, готовить небольшие сооб-щения по схематическим записям, раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека.

6.13

Процесс как смена состояний объекта. Работа тела человека.

Практическая работы по самонаблюдению (вдох-выдох, сгибание-разгибание руки, работа сердца). Схематичес-кая запись процесса. Чтение схематических записей процессов.

УУД:раскрывать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека, выбирать безопасные нормы поведения.

П.Р.№6

6.14

Физиологические процессы у человека

. Чтение схематических записей процессов.

УУД: осваивать правила по-ведения в разных ситуациях, проводить несложные наблюдения и исследова-ния, соблюдать правила бе-зопасности.

6.15

Мимика и поза у человека как показатели эмоций.

УУД: выделять, обобщать,

формирование понятий через систему сопостав-лений, установление при-чинно-следственных связей.

Межпредмет-ный проект (окружающий мир, физическая культура) – «Как работает тело человека» (научно-позна-вательная, спор-тивно-оздорови-тельная)

6.16

Процессы, происходящие с неживыми объектами и живыми существами. Живое и неживое.

Сравнение процессов, происхо-дящих с неживыми объектами (изученными на уроках – обра-зование наносов, рост сосулек и кристаллов, разрушение) и живыми существами (рост, раз-витие, дыхание, питание, разм-ножение, движение). Класси-фикация объектов, принесен-ных учителем, на живые и неживые.

УУД: поэтапное формиро-вание понятий,смыслообра-зование.

Далее в материалах наклонным шрифтом выделены необязательные для изучения  и  освоения содержания/способы действий; подчёркнутым шрифтом выделены работы с применением компьютера

По программе – 66 часов.

Практических работ - 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование разработано на основе  примерной  программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. Начальная школа 21 века. 3 класс. ФГОС

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса. Составлено по учебнику Н.Виноградовой. Программа "Начальная школа 21 века". С приведением УУД...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру, 1 класс, ФГОС, ОС "Школа 2100"

Календарно - тематическое планирование  по окружающему миру составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...