Урок по окружающему миру "Луна - спутник Земли"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Анцифрова Светлана Николаевна

урок про Луну

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okruzhayushchemu_miru.docx563.48 КБ

Предварительный просмотр:

         Урок по окружающему миру

Тема: « Тундра»

Используемые технологии:

-игровая

-использование технологии РКМ

-использование ИКТ

                                                                                   

                   

Учитель начальных классов

                                                                                    ГБОУ СОШ №139

г. Санкт-Петербург

                     Андреева М.В.

Тема: « Тундра»

Цели:

1.Сформировать у учащихся представления о природной зоне тундры. Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, а также хозяйственной деятельностью людей.
2.Развивать умение выделять главное, умение сравнивать, обобщать изучаемые факты о природной зоне.

3.Воспитывать бережное отношение к природе, прививать мысль о необходимости ее охраны, то есть задумываться над решением экологических проблем.

Оборудование:

  1. учебник “Мир вокруг нас” для 4 класса А.А. Плешаков
  2. карта природных зон России ,
  3. мультимедийный проектор, компьютер, презентация PowerPoint, учебники, рабочие тетради.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.

У:  С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?

Д:  с зоной арктических пустынь

У:  Какое ещё название дано этой зоне?

 Д: Царство снега и льда. Арктика.

У:   Сейчас каждый  может проверить свои знания. Проводим тест «Арктика». (3-5мин). (Приложение 1) А теперь проверяем ответы. Ответы теста появляются на экране. (слайды 2-8)

У:   Оцените себя, закрасив кружок в зелёный цвет, если задание выполнено правильно; в желтый цвет, если допущена 1-2 ошибки; в красный цвет, если допущено более 3 ошибок. Встаньте те, кто получил за тест зелёный кружок. Молодцы!

3.Игра «Верю- не верю». (Приложение2)

У:  Сегодня мы отправляемся в путешествие по другой природной зоне. Чтобы лучше узнать эту зону, я предлагаю вам игру. Объясняю правила: если вы согласны с моим утверждением, то во второй графе ставите +, если не согласны, то ставьте

На какие вопросы было трудно найти ответ? Почему?

 На вопросы, которые вызвали у вас затруднение или сомнение, мы  постараемся найти ответ сегодня на уроке. Итак, тема урока- «Тундра» (слайд9). 

У: ТУНДРА! Необычное слово. Пришло из финского языка. Означает-                                        безлесная гора, голая возвышенность.

4.Работа над темой.

А) по атласу и карте

У: Найдите в атласе карту природных зон. Каким цветом обозначена зона тундры? Покажите эту зону по карте  (Слайд10)

Что можно рассказать о зоне тундры, глядя на карту?

В каком направлении она протянулась?

У: Зона тундры расположена на материке Евразия. Она занимает тысячи километров с запада на восток. От узкой полоски - северного побережья Кольского полуострова до громадного пространства в Сибири.

У: В каком тепловом поясе находится зона тундры?

Д: за линией северного полярного круга.

У: А что это значит?

Д: Удалена зона тундры от экватора. Чем ближе к экватору, тем больше поверхность получает тепла, т.к. солнце поднимается выше над горизонтом.

У: Исходя из всего сказанного и опираясь на свои ранее полученные знания, подумайте и расскажите, какой вы себе представляете тундру.

Б) по учебнику (стр.89-90)

У: Прочитайте  в учебнике о климатических условиях  тундры.

А сейчас мы  начнем заполнять Карту путешественника. Что вы напишите в графу о климатических условиях? Посмотрите на экран (слайды11-15). Проверьте себя. Карта заполняется постепенно. ( Приложение3)

5. Немного отдохнем. Физкультминутка.

У: Продолжаем наше путешествие. Давайте познакомимся с растительным миром тундры. Как вы думаете, отличается  растительный мир тундры и зоны арктических пустынь? (слайд16)

У: Для всего живого условия в тундре суровые. Но всё таки растительный мир здесь разнообразнее, чем в зоне Арктики. Какие же растения  можно встретить? Посмотрите на экран. (слайд17)

 У:  Очень большую роль в растительном покрове тундры играют мхи и  лишайники. 
Их здесь много видов, и они нередко образуют Сплошной ковер на огромных пространствах. Как мхи, так и лишайники прекрасно переносят суровые условия тундры. Эти низкорослые неприхотливые растения могут' зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова, а иногда и вовсе без него. Почвенный слой как источник воды и питательных веществ  для мхов и лишайников почти не нужен — они получают все необходимое в основном из атмосферы. У них нет настоящих корней, а развиваются только тонкие нитевидные отростки, основное назначение которых прикреплять растения к почве. Наконец, мхи и лишайники благодаря своей низкорослости наилучшим образом используют летом приземный, наиболее теплый слой воздуха.

Далее появляются морошка, голубика, брусника, клюква, черника и другие ягодные кустарнички. Кустарнички располагаются в толще мощного мохово-лишайникового покрова, почти не поднимаясь над ним. Эти растения словно ищут защиты у мхов и лишайников.
У:  На ровных пространствах тундры мы находим некоторые карликовые виды ив (например, травянистая ива), карликовую березку. (слайд 19)

Характерная особенность тундрового разнотравья — крупные, ярко окрашенные цветки. Окраска их самая разнообразная — белая, желтая, малиновая, оранжевая, голубая и т. д. Когда тундра цветет, она похожа на пестрый красочный ковер. Зацветает тундра обычно сразу, внезапно — после того как наступят первые теплые дни. И цветут одновременно очень многие растения.  (слайд 20)

У:  Сейчас рассмотрим гербарии некоторых растений. Обратите внимание на корневую систему растений. Что вы видите?  Как растения приспособились к таким условиям?

Д: Все растения низкорослые, стелющиеся по земле, почти  у всех небольшие корни и маленькие листья. (слайд21)

У: Заполним графу Растения в Карте путешественника

У: Ребята, а хотите ли вы узнать  о животном мире этой природной зоны? Откройте ученик на стр.91-92 и прочитайте материал.

 У: Заполним графу Животные в Карте путешественника

Расскажите, что вы узнали о животном мире. (слайды 22-26)

Д: Утки, кулики прилетают в тундру на лето. Там птицы выводят потомство, а на зиму улетают в тёплые края. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре. Ноги у белой куропатки к зиме покрываются белыми перьями до самых когтей. Это защищает их от холода и позволяет куропатке ходить по снегу не проваливаясь. Белая куропатка занесена в Красную книгу России. Белая сова – хищная птица. У неё плотное оперение, защищающее её от ветров. На брюхе и лапках очень густые и длинные перья. Благодаря им сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток.

Д: В тундре обитают редкие птицы: белый журавль, розовая чайка, краснозобая казарка, серые гуси. Каждая из этих птиц – замечательное украшение природы. Сами они и их гнёзда должны быть неприкосновенны.

Летом в тундре много мошек и комаров. Их личинки развиваются в водоёмах тундры, где для них достаточно пищи. (слайд25)

Д: Звери тундры: песец, горностай, северный олень, лемминги, волки. горностай – хищное млекопитающее. Зимой белеет. Он хорошо плавает, ловко забирается на деревья. Питается горностай грызунами. Разоряет птичьи гнёзда. Линяет 2 раза в год. Мех горностая – очень ценный. Лемминги питаются травой, ягодами, корой, активны весь год. Гнёзда строят в углублениях грунта. Эти животные могут быть переносчиками возбудителей ряда вирусных заболеваний. Песец – хищное млекопитающее. Зимой мех у него снежно-белый, летом – грязно-бурого цвета. Голубой песец – главный объект пушного промысла и звероводства. Совы и песцы едят леммингов и кормят своё потомство.

У: Животный мир тундры богаче, чем в Арктике. Замечательный обитатель тундры – дикий северный олень. Северные олени живут стадами, так им удобнее добывать корм и защищаться от хищников. Стада кочуют по тундре. Летом они питаются травой, листьями растений, ягодами, грибами, а зимой ягелем, который выкапывают копытами из-под снега.

– Какой вывод можно сделать?

Д: Животные приспособились к природным условиям тундры

У: Что помогает животным выживать в таких суровых условиях? Посмотрите на экран(слайд26) Сделайте вывод.

У:  Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие северных народов – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещаются по тундре. Ездят люди на оленьих упряжках.
В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа
.(слайд27)

Заполните графу Занятия населения

6. Подведение итогов урока. Вернемся еще раз к игре «Верю-не верю». Я вас прошу ответить на эти вопросы ещё раз. Посмотрите на экран (слайд28). Вот эти утверждения были верными. У кого совпали ответы в начале урока и сейчас? Молодцы! Оцените свою работу на уроке.

7. Домашнее задание

В Карте путешественника осталась не заполненной  одна графа. Об экологических проблемах тундры вы прочитаете в учебнике  на стр. 94-95 и заполните Карту путешественника.

Приложение 2.

Карта путешественника

Название природной зоны

Географическое положение природной зоны

Климатические условия природной зоны

Растительный мир

Животный мир

Занятия населения

Экологические проблемы

Карта путешественника

Название природной зоны

Тундра

Географическое положение природной зоны

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль берегов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток-холодная безлесная равнина.

Климатические условия природной зоны

Зима в тундре долгая(7-8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50). В середине зимы примерно два месяца длится полярная ночь. Зимой по многу дней свирепствует пурга, многолетняя мерзлота.

Лето короткое и прохладное, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветра.

Растительный мир

Морошка,  брусника, клюква, черника голубика, карликовая берёза, полярная ива, мхи, лишайники, камнеломка, полярный мак, пушица, дриада

Животный мир

Северный олень, горностай, песец, лемминги, волк, белая сова, розовая чайка, краснозобая казарка, куропатка, сокол-сапсан, белые журавли , гуси, лебеди, кулики(прилетают на лето), много комаров, мошек.

Занятия населения

Оленеводство, рыболовство, охота, добыча полезных ископаемых

Экологические проблемы

Нарушается верхний слой почвы

Природа загрязняется нефтью

Браконьерство

Вытаптываются пастбища

Приложение 1.

«Верю-не верю»

Утверждения                    «Да»+      

«Нет»-

Вначале урока

В конце урока

Тундра расположена южнее арктических пустынь.

+

Тундра-это лесная равнина.

-

Зима холодная, суровая, а лето – короткое и прохладное.

+

В тундре много болот и озёр, поэтому почва богата перегноем.

-

В тундре растут мхи, морошка, голубика, брусника, низкорослые растения.

+

Постоянно в тундре живут журавли, гуси, лебеди, кулики.

-

Белая сова с белым оперением только зимой.

-

Северные олени живут стадами. Они кочуют по тундре. К зиме уходят в более южные районы.

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру "За землю русскую!"

Данный урок знакомит учеников с "военной историей" Древнерусского государства. Основная мысль урока :" Со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов"....

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Земля как планета"

ТемаЗемля как планетаЦельсистематизировать знания детей о Земле как планете Солнечной системы;формировать представления о причинах смены дня и ночи, времён года;развивать умение анализировать, сравнив...

Урок по окружающему миру "Вода Земли и её свойства"

Данный урок поможет сформировать вам понятие "свойства воды", дать представление о применении воды в жизни человека; развивать наблюдательность, внимание....

Урок по окружающему миру "Океаны Земли. Жизнь в море"

Конспект открытого урока по окружающему миру "Океаны Земли. Жизнь в море"Презентация к уроку "Космическое путешествие"Музыкальный материал к уроку "Звуки природы - Шум океана...

урок по окружающему миру «Океаны Земли. Жизнь в море»

Цель урока: сформировать более полное представление и расширить знания об океанах Земли;ТехнологииТехнология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистич...

Конспект урока по окружающему миру «Кладовые земли» (УМК «Перспектива», 3 класс)

Цели: формирование знаний о значении полезных ископаемых и их значении для человека  Планируемые результат:Предметные:- знать представление какие бывают полезные ископаемые, о местонахождении и д...

Конспект урока по окружающему миру "Сокровища земли под охраной человечества" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей. Планируемые результаты: Предметные: знать...