Урок по окружающему миру "Вода Земли и её свойства"
материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Цветкова Виктория Васильевна

Данный урок поможет сформировать вам понятие "свойства воды", дать представление о применении воды в жизни человека; развивать наблюдательность, внимание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl.voda_zemli_i_eyo_svoystva.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Вода Земли и ее свойства »

Цели: формировать понятие «свойства воды», дать представление о применении воды в жизни человека, развивать наблюдательность, внимание.

 Ход урока

I. Организационный момент

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минуты не теряем

II. Повторение пройденного

- Вспомните, на какие части делят природу?

- Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

- Угадайте, о чем мы сегодня побеседуем?

Меня пьют

Меня льют

Всем нужна я.

Кто такая? (Вода)

 Учитель :    Вы слыхали о воде?  

  Говорят она везде!

Первая        В луже, море, океане,  

капелька:    И в водопроводном кране.

  Как сосулька замерзает,

  В лес туманом заползает.

Вторая        Ледником в горах зовется

капелька :  Лентой серебристой вьется

      Средь высоких стройных елей

      Рушится потоком селей

Третья          На плите у нас кипит

капелька:     Паром чайника шипит

                       Растворяет сахар в чае

Учитель :       Мы ее не замечаем,

                       Мы привыкли, что вода

                       Наша спутница всегда.

 Капельки      Без меня вам не умыться

(вместе) :        Ни наесться, ни напиться!

Учитель :        Смею вам я доложить

                        Без воды нам не прожить

- Тема нашего урока «Вода ее значение и свойства»

 Сегодня мы познакомимся со свойствами воды и ее значением.

III. Что такое вода-лекция учителя.

- Как вы думаете, много ли воды на Земле?

- Что у меня в руках? (Глобус) Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный - голубой. А все потому, что этой краски на нем больше, чем белой, зеленой, коричневой.

-Что изображено голубым цветом на глобусе, карте? (Голубым цветом изображены моря, океаны нашей планеты)

- Какие вы знаете моря, океаны, реки? (Показ учащимися на карте)

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Вода повсюду. Толстый слой воздуха окутывает сплошной оболочкой весь земной шар и в воздухе находится много воды, пара, облаков, туч. Вода есть под землей (родники), огромные скопления льда находятся у Северного и Южного полюсов. Там лед на суше и в океане. (Показ учащимися на карте)

Вода входит в состав любого живого организма.

 Достаточно помять лист растения в руках и мы обнаружим в нем влагу. Вода содержится во всех частях растений. Вспомните, как много сока в плодах-арбузе, апельсине, лимоне. Этот сок - вода с растворенными в ней различными веществами. Но даже в сухих семенах растений есть вода, но не в таком большом количестве. В теле животных вода составляет больше половины массы тела. Тело медузы на 90-95% состоит из воды.

Много воды и в теле человека. Наше тело на 2/3 состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества, испаряясь с поверхности нашей кожи. Вода регулирует температуру нашего тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных вредных веществ. Много ли воды в нашем теле, вы можете сосчитать: массу твоего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более двух литров воды (часть ее он выпивает, а часть содержится в пище)

 Воду пьют поля и леса. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит» но еще и «кормит» По морям и океанам днем и ночь плывут тысячи рыболовных судов. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет всех людей, города, машины, дороги. Вода - это самая удобная дорога. По ней днем и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесит тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать бумагу, ни ткань для одежды, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды. Вот она какая вода! Но это все стало доступно человеку после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

IV. Формирование новых знаний

В природе оказалось много тайн. Ученые стараются их разгадать. А пока мы начнем с простого. Откройте тетради на стр. 23. Давайте с вами вместе заполним таблицу «Свойства воды»

- Чем отличается вода от куска дерева или камня? Их можно взять в руки, бросить на пол? (Вода жидкая, ее нельзя взять в руки и бросить на пол)

- Что нужно сделать, чтобы изменить форму твердого предмета? (Нужно расколоть его на части молотком, разрезать ножом или ударить обо что-нибудь).

- Что произойдет если мы возьмем воду в руки? (Она будет вытекать. Вода текучая)

- Имеет ли какую-нибудь форму вода? (Не имеет)

- Можно ли ее положить на стол? Что произойдет? (Большая капля воды растеклась)

-Давайте воду нальем в стакан. Какую форму она приняла? (Форму стакана)

- Что же такое вода? (Жидкость)

жидкость

На доске.

вода

 Жидкость не имеет своей формы, а принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкости легко изменяют свою форму, растекается , поэтому их держат в сосудах: в бочках, ведрах, банках, бутылках и т. д.

- Назовите несколько известных вам жидкостей. (Вода, молоко, бензин )

 - Чем жидкость отличается от твердых тел? (Не имеет своей формы, растекается)

- Давайте узнаем удивительные свойства воды.

- Посмотрите на аквариум с рыбками.

- Какие вы знаете аквариумные рыбки? (Меченосец , Сомик,

Петушки, Гуппи, Золотая рыбка, Камета , Скалярия )

- Что можно сказать о воде? Что вы там видите?

- Как доказать, что вола прозрачная?

- Давайте проделаем опыт.

 У меня два стакана. В один я наливаю воду, в другом молоко. В оба опускаю ложки. Что вы видите? Что вы можете сказать о воде и о молоке?  (Молоко-белое, а вода прозрачная)

 На доске определение ПРОЗРАЧНАЯ

- Вы были на реке или озере? Наблюдали за обитателями водоемов?   Всегда ли видно дно водоема?

- Каких обитателей водоемов вы знаете?

 Во многих реках и озерах вода такая чистая и прозрачная, что в ясный летний день мы можем наблюдать рыб, плавающих на большой глубине. В мутной воде во время весеннего половодья рыб не видно. Мутная вода не прозрачная.

-  Какого цвета вода? (Прозрачная) 

- Некоторые говорят: «Белого цвета». Верно ли это?

- Посмотрите на наши стаканы с водой и молоком. Какого цвета жидкость в стаканах? Молоко белое, а вода бесцветная.

ПРОЗРАЧНАЯ

- Как определить запах жидкости? (Понюхать)

- Как правильно определить зaпах?

(На расстоянии 20-30 см. от лица деpжа, сосуд с жидкостью. Затем движениями руки напрaвлять поток воздуха в свою сторону)

- Почему необходимо так делать, a нe совать нос во все емкости? ( Можно резким запахом обжечь носовую полость. )

- Кто из сказочных героев везде совал свой нос? Что из этого происходило? (Буратино проткнул очаг нарисованный на холсте)

-  Вернемся к воде. Имеет ли вода запах? БЕЗ ЗАПАХА

  

- Какой у воды вкус? БЕЗ ВКУСА

-  Почему иногда говорят, что вода сладкая? ( Когда очень хочется пить.) 

- С какими еще свойствами воды мы познакомились?

Вода ТЕКУЧАЯ

V. Физ. пауза. А сейчас предлагаю вам ребята отдохнуть и я nоплавать. Давайте с вами проведем физ. паузу" Пловец»

VI. Работа с учебником

- Откройте страницы 104-105. Прочитайте пapaграф " Вода ее значение и свойства»

- О каких удивительных свойствах воды вы узнали (на доске вывешены определения)

Вода жидкость :           1.Без цвета

                                       2. Без вкуса

                                       3. Без запаха

                                       4. Текучая

                                       5. Прозрачная

VII.Так вода занимает 3/4 поверхности земного шара. Это - океаны, моря, реки, озера. Мы сейчас с вами paзгадаем кроссвоpд «Текучие воды»

- Какие здесь моря, реки и озера? Вы можете пользоваться физической картой у себя в учебнике, откройте ее.

 По горизонтали :

  1.Какое море не имеет берегов? Capгассово, оно расположено в Атлантическом океане в центре круговорота океанических течений. Название получило из-за большого скопления водорослей-caргассов.

2. Самая длинная река Евроnейской части? (Волга-вытекает из Каспийского моря)

 3. Левый приток Волги. ( Кама) 

4. Самая длинная река на Земле. Нил (Африка) 6670 км

.

По вертикали:

 5. Самое глубокое пресноводное озеро в мире? (Байкал, его самое глубокое место 1741 метр)

6. Река, впадающая в озеро Байкал (Ангара)

VIII. Сейчас вашему вниманию предлагается сказка «Разноцветная река»(Театрализованное представление)

 Что же случилось с рекой и ее жителями мы сейчас узнаем.  

Цель: познакомить с источниками загрязнения водоемов, выработать правила поведения на воде.

 Ведущий: Среди полей и лесов, окруженная травами да кустарниками, текла речка-чистая и прозрачная со студеной

 

Бежит она струится                      Щебечут над волною,

Сверкает и журчит…                   Ой небо голубое!

Зарю встречают птицы                Ой реченька река!

Кружатся у ракит.

 

 К реке спешили животные, чтобы напиться: дети - чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили ту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что она стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной...

 Плачет малая речонка.

 Одолел речонку страх.

 Стала речка тонкой-тонкой,

 Обмелела на глазах.

 Собрались вместе обитатели реки,

  А узнать друг, друга не могут.

(Выходит дети, на головах которых шапочки с силуэтом цветнoй рыбки)

 

Желтая рыбка: Соседка почему ты такая красная?

Красная рыбка: На берегу нашей реки построили завод и провели к воде 2 трубы, одна берет на заводе чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

 Желтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь, Ручей принес с берега мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и oтходы. Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, почему такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне лежал груз, Банки, бревна даже колеса. От такой натуги и я краснела и зеленела, и синела... Вот и стала фиолетовой, еле выбралась   из - под мусора.

 

Красная рыбка: Ой смотрите – ка, кто это?

Фиолетовая рыбка: Среди сородичей я таких не видела Не пугайтесь подружки!

 

Черная рыбка: Я такая же рыбка как и вы. Черная пленка покрыла воду, стало нечем дышать, нечего есть, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

 

Рыбки:           I. Пусть на Земле не умирают реки.

                           Пусть стороной обходит их беда,

                           Пусть чистой остается в них навеки

                           Студеная и вкусная вода.

                       II. Пусть никогда не нарастает

                            Тот берег, на котором я стою

                      III.Большие дяди, взрослые мужчины,

                           Хранитe речку светлую мою!

Учитель: Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните от чего река стала цветной? Опишите реку, какой она была до того, как стала цветной? (Река была чистая и прозpaчная , со студеной водой)

-  Как река помогала людям и животным? (Животные спешили к ней чтобы напиться, дети в ней купались, рыбаки ловили рыбу).

-  Какие изменения произошли с рекой? (Она обмелела, вода в ней стала грязной, утки погибли, рыбки изменили свой цвет)

 - Как люди отнеслись к реке? Правильно или нет? Отчего река стала цветной? (В реку с завода сливали грязную воду. Сбрасывали в реку мусор, банки, бревна. На берегу реки были ядохимикаты, удобрения)

IX. Диафильм «Где воды текут». Обсуждение

 От воды зависит жизнь человека

.

Составы из слов слова и прочитай фразу:

БЕ    ВО   ГИ                 Вода наше богатство, береги её.

РЕ    ГАТ     БО             - Как вы это понимаете?

НА   СТВО  ЕЁ        (Без воды ни могут жить, ни люди, ни звери,                            

ДА ЕЁ                          ни растения)

- Ребята вы знаете как надо относится к воде (Бережно, экономно)

- Отчего загрязняется вода в реках и озерах? (От слива сточных вод заводов, фабрик, нечистот с ферм, от мусора, который бросают в водоемы и по берегам)

- Что должны использовать на заводах и фабриках для очистки воды? (Фильтры)

- Ребята, а чем каждый из вас может помочь реке? Какие экологические знаки можно установить на берегу реки?

 Комментирование учащимися, обсуждение рисунков «Вода в жизни человека и животных», «Экологические знаки на берегу реки».

Х. Итог А в заключении я прошу вас написать памятку «Как вести себя у водоема»

Тетрадь стр. № 51 Дети с учителем составляют памятку и записывают в Тетрадь стр. № 52

1) Не бросать у берегов мусор.

2) Не загрязнять воду.

3) Не пугать животных (Не шуметь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по окружающему миру "Вода и ее свойства"

урок по окружающему миру "Вода  и её свойства" 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Вода.Свойства воды."4 класс

Обучающиеся знакомятся с водой, её значением, свойствами через практические опыты....

Открытый урок по окружающему миру "Вода и её свойства".( 2 класс)

Урок построен с использованием новых педтехнологий, имеет практическую часть, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы и лучше усвоить материал....

Конспект урока по окружающему миру "Вода и её свойства" в 3 классе

Самоанализ урока          Цели урока поставлены с учетом особенностей учебного материала, это первый урок по теме. Считаю, что идеи урока доведены до ...

Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды"

Интегрированный урок по окружающему миру 3 класс "Вода. Свойства воды". Урок предпочтительно проводить совместно с учителем  физики в кабинете с оборудованной лаборатрией.  Урок вк...