Открытый урок по окружающему миру "Вода и её свойства".( 2 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Беркетова Татьяна Викторовна

Урок построен с использованием новых педтехнологий, имеет практическую часть, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы и лучше усвоить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voda_i_eyo_svo-va.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Вода и её свойства

Цель: ознакомить детей со свойствами воды; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать творческое воображение; прививать интерес к изучению неживой природы; сформировать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру.

Оборудование: проектор, ПК, экран; материалы для практической работы (опытов): одноразовые стаканчики, ложечки, воздушный шарик, блюдца (2 шт.), бутылка с водой, стакан молока, сахар, соль, подсолнечное масло, песок; иллюстрированный материал о воде; видеоролик «Вода на планете Земля».

                                                      Ход урока

1.Организационный момент

                               Встаньте, дети, подтянитесь

                               И друг другу улыбнитесь.

                               Начинаем новый день

                               И трудиться нам не лень.

2. Актуализация знаний

          Я вижу вы готовы продолжить наше путешествие по миру неживой природы. Давайте вспомним, какой объект неживой природы мы изучали на прошлом уроке:

                                 Ты без него не сможешь жить,

                                 Ни есть, ни пить, ни говорить.

                                 И, даже, честно говоря,

                                 Не проживёт никто и дня.

Что это? Правильно, это воздух. Давайте поиграем в игру «Да или нет», чтобы ещё раз повторить, что мы знаем о воздухе, его свойствах и значении.

                (Дети работают с сигнальными карточками)

- Воздух- часть неживой природы.                                                                   (Да)

- Он есть везде.                                                                                                    (Да)

- Его можно увидеть и потрогать.                                                                     (Нет)

   Исправьте предложение.                                         (Он прозрачный и бесцветный)

- Воздух имеет запах и вкус.   (Нет, он может распространять запахи, но не имеет ни вкуса, ни запаха).

- Воздух легче воды.                                                                                           (Да)

- Ветер- это движение воздуха.                                                                          (Да)

- Воздух необходим для дыхания только людям.  (Нет, воздух необходим для дыхания всем живым организмам).

А теперь давайте поиграем в ещё одну игру «Добрый и злой ветер». Включаем воображение! Пожалуйста, покажите «добрый» ветер, а теперь- «злой» ветер. Спасибо, садитесь.

3. Самоопределение к учебной деятельности

            Сегодня на уроке объектом изучения станет ещё один объект неживой природы. А вот какой, вы назовёте сами, если внимательно посмотрите на экран.

                    Демонстрация видео «Вода на Земле».

4. Сообщение темы, целей и задач урока

             Кто может назвать тему сегодняшнего урока?

Какие же задачи могут стоять перед нами, что нам необходимо узнать?

                         (Выслушать предположения учащихся)

Действительно, вода и её свойства является предметом изучения сегодня на уроке. Какое значение имеет она для человека? Все её загадки и тайны откроются нам на уроке.

5. Восприятие нового материала

           1) Рассказ учителя (с демонстрацией на слайдах либо просто фотоиллюстрациями)

        - Посмотрите на глобус. Это модель нашей планеты. Такой видят Землю космонавты из космоса. Какого цвета здесь больше всего? Таким цветом изображают моря, океаны, реки и озёра. Они занимают большую часть поверхности нашей планеты. Иногда её так и называют-голубая планета. Количество воды на Земле очень велико. Но это в основном солёная вода, вода морей и океанов. На Земле 4 океана и около 30 морей. Может, кто-то из вас знает названия океанов? А какие моря вы знаете?

          Значительно меньше на нашей планете воды пресной, т.е. не солёной. Это вода озёр, больших и малых рек, которые в свою очередь тоже впадают в моря и океаны. Даже под землёй есть вода- это подземные воды.

             Существует утверждение «Вода- источник жизни на Земле». Почему так говорят, как вы думаете? Для чего нужна вода? (Предположения детей)

              2) Работа с учебником

              - Откройте, пожалуйста, книги. Рассмотрите фотографии, рассказывающие о значении воды, сделайте выводы.

- Вода содержится в растениях, ею «напиваются» леса, луга, поля

- Многие животные считают воду своим «домом».

- Вода незаменима в разных видах деятельности человека.

- Тело человека и животных на 2/3 состоит из воды, поэтому всем живым организмам необходимо пить, т.е. пополнять свой организм водой. (Демонстрируется 2-х литровая бутылка воды). Около двух литров воды нужно употреблять человеку каждый день. Часть выпивать, часть употреблять с пищей.

Физкультминутка

Встаньте, дети, улыбнитесь,

Земле нашей поклонитесь,

Выше к солнцу потянитесь,

Вправо, влево наклонитесь,

И по кругу повертитесь.

Раз присядьте, два присядьте,

И за парты тихо сядьте.

6. Практическая работа

- Человек использует воду во всех сферах своей жизни. Но стало это возможным лишь тогда, когда люди узнали о свойствах воды. А вы хотите узнать ответы на эти вопросы?

(На доске рассыпано шесть вопросительных знаков, за каждым из них вопрос, ответ на который и будет рассказывать о свойстве воды)

- Тогда я приглашаю вас в исследовательскую лабораторию. Это место, где учёные проводят опыты и эксперименты. Сначала учёные выдвигают какое-либо предположение, гипотезу, т.е. ставят вопрос, а потом путём проб и опытов стараются найти на него ответ. Интересно? Тогда, начнём!

? Смогу ли я перелить воду из стакана в этот сосуд? Почему?

Вывод: Вода - жидкость, она имеет такое свойство, как текучесть. Именно благодаря этому вода льётся из кранов.

               ( Этот и все последующие выводы фиксируются на доске)

? Выясним, имеет ли вода форму?

Детям показываю мячик.

- Какую форму имеет этот предмет? Изменится ли его форма, если я положу его на блюдце?

В стакане вода. Вы видите, какую форму она приняла? Теперь я перелью её в блюдце, а затем в этот сосуд. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет своей формы. Она приобретает форму сосуда, в который её наливают.

? Имеет ли питьевая вода вкус?

- Приглашаю трёх экспертов, которые отпивают воду и высказывают свои впечатления.

Вывод: Вода не имеет вкуса.

? Имеет ли вода запах?

- Вновь приглашаются эксперты для проверки предположений.

Вывод: Вода не имеет запаха.

? Этот опыт поможет узнать ещё одно свойство воды. Перед вами 2 стакана. В одном – вода, в другом – молоко. В оба стакана я опущу ложки. Какой вывод напрашивается?

Вывод: Вода прозрачна.

? Давайте узнаем, что будет, если в воду добавить другие вещества? Сможет ли она их растворить?

                                             Работа в группах

- У вас на столах капельки разного цвета. Распределитесь в группы по их цветам и подойдите к своему месту  работы, обозначенному такой же капелькой.

Задание для групп одинаковое: Всыпать в стакан водой 1-2 чайные ложки вещества и перемешать; сделать вывод о произошедшем. Но каждой группе предложены различные добавки- сахар, соль, песок, подсолнечное масло.

Вывод: Вода является растворителем, но не все вещества растворяются в воде.

7. Закрепление и осмысление знаний

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Наши исследования позволили нам уже сегодня дать ответы на некоторые вопросы о воде, её свойствах. Давайте повторим их:

- Вода- это жидкость. Она текуча.

- Вода не имеет своей формы.

- Вода не имеет вкуса.

- Вода не имеет запаха.

- Вода прозрачна.

- Вода может растворять некоторые вещества.

Эти свойства воды человек использует во всех сферах своей жизнедеятельности. Но вы видите, сколько вопросов осталось без ответа, а это значит, что разговор о свойствах и состояниях воды, её движении по земной поверхности ещё не закончен и продолжится на следующем уроке.

А сейчас послушайте стихотворение, рассказывающее о значении воды в нашей жизни.                                    (стихотворение рассказывает заранее подготовленный ученик)

                        Вы слыхали о воде?

                        Говорят, что я везде.

                        В луже, море, океане,

                        И в водопроводном кране.

                        Как сосулька замерзаю,

                        В лес туманом заползаю.

                        На плите у вас киплю,

                      Потом из чайника шиплю.

                      Без меня вам не умыться,

                      Не наесться, не напиться,

                      Смею вам я доложить:

                       Без воды вам не прожить.

8. Рефлексия

Подведём итог нашей работы:

- Какую тему изучали сегодня?

-Что интересного вы узнали о воде?

- Что понравилось больше всего?

- О чём расскажите сегодня своим родителям?

А сейчас я предлагаю посмотреть видео, в котором вы увидите, что вода- это источник жизни, это дом для огромного количества живых организмов, это богатство, нуждающееся в охране и защите. И, конечно, - это источник красоты на нашей голубой планете.

                     (Демонстрация видео «Вода на планете Земля»)

             

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классе

Открытый урок по окружающему миру во 2 « С» классеТЕМА: Питание и здоровьеЦЕЛЬ:Сформировать представление о  режиме питания.Рассказать о значении питания  для человека.Дать понятие полезная ...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Приход весны" 4 класс

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: «Приход зимы»....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

открытый урок по окружающему миру на тему "Свойства воды"

Открытый урок на тему "Свойства воды" 1 класс...

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера"

Открытый урок по окружающему миру в 3-м классе на тему "Экосистема озера". УМК "Школа 2100"...

Открытый урок по окружающему миру + химия в 4 классе по программе Перспективная начальная школа

Открытиый урок по окрыжающему миру + химия в 4 классе по программе ПНШ. Конспект урока. Рабочий лист ученика. Сообщение о нефти. Сообщемение о полезных ископаемых. Презентации №1 и №2....