Среднесрочный творческий гимназический проект
творческая работа учащихся по окружающему миру (4 класс) по теме

 Единый среднесрочный творческий  гимназический проект на тему:

«Течет река Волга… (Поиск ответа на вопрос: Вода в Волге источник хозяйственного потребления или всенародное достояние?)»

В России много красивых рек. Но величие, красота и значимость реки Волги не оставляют равнодушными нас, жителей Поволжья.

     Изучая на уроках окружающего мира    тему: «Водоемы нашего края», ребята  узнали много нового и интересного о реке Еруслан и о величественной реке Поволжья Волге. Четвероклассники испытали чувство гордости от причастности к красоте и величию Волги, проявили инициативу собрать как можно больше материала об этой реке. Перед учителем встал вопрос: какое направление придать этому поиску, как помочь ребятам не потеряться в огромном потоке информации, как организовать работу, чтобы поддержать  и развить познавательный интерес и жажду новых самостоятельных открытий. 

Совместно с учениками , было принято решение принять участие  в проектной деятельности лицея – интерната №5.  Так тема проекта о реке Волге стала общей темой учащихся 4 класса, классного руководителя, воспитателя и родителей. 

В результате кропотливой работы каждая творческая группа сумела систематизировать и обобщить накопленный материал по своим направлениям, сделать выводы. Главный ответ на поставленный вопрос  был найден: река Волга является всенародным достоянием. Охрана ее – наша общая задача. 

 

 

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

                НОУ «Лицей-интернат №5 ОАО «РЖД»

 Единый среднесрочный творческий  гимназический проект

на тему:

«Течет река Волга… (Поиск ответа на вопрос: Вода в Волге источник хозяйственного потребления или всенародное достояние?)»

                                             Выполнили

                                                                учащиеся 4 класса:

                                                                Кашеваров Саша

                                                                Айткулова Эльвира

                                                                Филатов Илья

                                                                Рожкова Катя

                                                                Вершинин Никита

                                                                Сапишева Алина

                                                                Зулкашев Дамир

                                                                Факушина Настя

                                                                Ковалев Дима

                                                                Карпова Диана

                                                                           Руководитель

                                                                           проекта:

                                                    Климова О.В.

Красный Кут

2011 г.

                                Рецензия.

     В программе курса Окружающий мир за 4 класс в разделе «Родной край – часть большой страны» изучается тема: «Водоемы нашего края». Основная цель урока по данной теме - сформировать представления учащихся об естественных и искусственных водоемах нашего края, обозначить их роль и значение в нашей жизни, подчеркнуть необходимость охраны водных ресурсов. На этом уроке ребята  узнали много нового и интересного о реке Еруслан и о величественной реке Поволжья Волге. Четвероклассники испытали чувство гордости от причастности к красоте и величию Волги, проявили инициативу собрать как можно больше материала об этой реке. Перед учителем встал вопрос: какое направление придать этому поиску, как помочь ребятам не потеряться в огромном потоке информации, как организовать работу, чтобы поддержать  и развить познавательный интерес и жажду новых самостоятельных открытий. Было решено на каждом уроке  окружающего мира этап устных сообщений, который предусмотрен по технологии образного и креативного чтения в рамках ФЭП, посвятить теме Волги. Смысл такого решения в том, чтобы дать возможность детям обменяться полученными знаниями, продемонстрировать виды творческих работ, мини-презентации с фото и видео материалами. В ходе обмена информацией возник проблемный вопрос: как относиться к Волге, как к источнику хозяйственного потребления или  как к достоянию России? Однозначного ответа ребята дать не могли. Учитель предложил организовать поисковые творческие группы, которые целенаправленно будут искать, изучать и  систематизировать информацию по этим двум основным направлениям. Первая поисковая творческая группа выдвинула гипотезу, что вода в Волге является прежде всего источником   хозяйственного потребления.  Вторая поисковая творческая группа выдвинула гипотезу, что река Волга – всенародное достояние. Ее необходимо беречь и охранять. Решено было создать экспертную группу для осуществления контроля за деятельностью поисковых творческих групп и выбора одного из выводов, как единственно правильного.

    Также,  совместно с учениками , было принято решение принять участие  в проектной деятельности лицея – интерната №5.  Так тема проекта о реке Волге стала общей темой учащихся 4 класса, классного руководителя, воспитателя и родителей.

     Работая над выполнением проектной работы, ребята грамотно обосновали  цели, конкретные задачи. Главной целью проекта они определили выбор источников информации, систематизация материала по интересующим вопросам, его обработку в форме сообщений, мультимедийных презентаций,  викторин, кроссвордов, выставки рисунков экологических знаков.

     Проект носит среднесрочный характер. Учащиеся работали над ним в течение пяти месяцев, проявив при этом самостоятельность и творчество. Основная трудность возникла в отборе нужной информации, ее анализе для доказательства своей точки зрения, в формулировании выводов.  

     Учащиеся обращались за помощью к работникам библиотек, педагогам, родителям, активно использовали Интернет.

     В результате кропотливой работы каждая творческая группа сумела систематизировать и обобщить накопленный материал по своим направлениям, сделать выводы. Главный ответ на поставленный вопрос  был найден: река Волга является всенародным достоянием. Охрана ее – наша общая задача.

     Работа над проектом позволила ребятам узнать много нового и интересного, углубить свои знания, расширить кругозор. Проект получился целостным, содержательным, интересным и познавательным. Мы надеемся, что полученные знания обязательно пригодятся детям в будущем. А уважение к родному краю, бережное отношение к воде, охрана водоемов будет всегда их жизненной позицией.

                                                                Руководитель проекта: Климова О.В.

1 поисковая творческая группа

2 поисковая творческая группа  

3 экспертная группа

Кашеваров Саша

Факушина Настя

Ковалев Дима

Айткулова Эльвира

Филатов Илья

Рожкова Катя

Зулкашев Дамир

Карпова Диана

Вершинин Никита

Сапишева Алина

Этапы выполнения проекта.

1. Выбор и обоснование темы.

2. Определение целей и конкретных задач.

3. Разработка плана работы по проекту.

4. Основная часть.

5. Самооценка учащихся.

              1.       Выбор и обоснование темы.

 Семь тысяч рек,
Ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала-
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.    
А. Твардовский  (поэма "За далью даль")

    Несмотря на то, что в России много разных красивых рек, тем не менее, Волга наиболее ценна для нее. Население страны зовет ее величественной, основываясь на том, что Волга как царица всех русских рек. Именно поэтому хотелось бы поближе познакомится с историей этой красивой российской реки – царицы Волги.

     Волга завораживает нас своей красотой, могуществом, своим размеренным течением, своей внутренней силой. Волга наш родной дом. Мы можем смотреть на текущую воду часами, подсознательно чувствуя её могущество и величие. Вода является источником жизни. Охрана водных ресурсов одна из важнейших задач государства.

Мы считаем, что эта тема актуальна для нас - жителей Поволжья. Река Волга имеет для страны важное хозяйственное значение. Как используются все её ресурсы? Всегда ли человек принимает правильное решение, относительно реки Волги? В этом нам предстоит разобраться.  Знание состояния окружающей среды, поможет в правильном направлении заниматься охраной природы в целом.

          2.         Определение цели и конкретных задач.

Цель:


В ходе поиска материала о великой русской реке Волге доказать, что вода в реке не источник потребления, а всенародное достояние. Развитие умения находить материал по теме, пользуясь различными источниками информации. Прийти к выводу, что охрана водных ресурсов наша обязанность.

 Задачи:


     Наша главная задача заключается в том, чтобы выполнить проектную работу по выбранной нами теме, в которой будет отражена значительная роль реки Волги как в масштабах страны, так и в нашем родном Поволжском крае. Мы хотим, чтобы река Волга была чистой, красивой, экологически здоровой, чтобы каждый житель России гордился ей, защищал и охранял ее богатства.

     Необходимо наметить следующие шаги в работе над проектом:

1. Изучить исторические сведения о реке Волге (историю происхождения ее названия, ее роль в истории нашего края).

2. Познакомиться с географическими особенностями Волги (место нахождения, исток, дельта реки, устье, притоки).

3. Узнать о растительном и животном мире  Волги?

* Работая  над первой гипотезой: Вода в Волге источник хозяйственного потребления:

1. Распределить обязанности внутри первой поисковой творческой группы по работе над проектом.

2. Произвести поиск информации по Интернет о хозяйственном использовании реки Волги.

3. Выяснить значение фразы "Великий Волжский каскад".

4. Составить списки волжских водохранилищ, каналов, ГЭС, крупных городов.

5. Проанализировать полученную информацию, отметить положительные и отрицательные моменты хозяйственного использования ресурсов реки.

6. Обработка информации для создания презентаций.

* Работая над второй гипотезой: Вода в Волге -  всенародное достояние:

1. Распределить обязанности внутри второй поисковой творческой группы по работе над проектом.

 2. Произвести поиск информации по Интернет о великих людях, родившихся на берегах Волги.

3.Доказать, что Волга вдохновительница и помощница во все времена. 

4. Обозначить роль  Волги в литературе, искусстве, живописи.

5. Проанализировать полученную информацию с целью выявления значения образа реки Волги в жизни и судьбе русского народа.

6. Выяснить экологическую ситуацию в дельте Волги,  методы  по охране природы. Научиться правильному ,бережному отношению к окружающей среде.

7. Подчеркнуть значимость, необходимость создания и существования заповедников.

8. Обработка информации для создания презентаций.

* Работая в экспертной группе:

1. Выделить главные, основополагающие моменты в общем потоке информации.

2. Сделать выводы:

-- вода в Волге не источник потребления, а всенародное достояние.

-- Воду в реке надо беречь.

-- Помогая взрослым охранять водные ресурсы, мы помогаем выжить себе.

3.  Разработка плана работы по проекту.

1. Объединение учащихся  4-го класса в 2 поисковые творческие группы и 1 экспертную группу.

2. Определение направлений и объема работы каждой поисковой творческой  и экспертной   групп.

3. Посещение библиотек, музея по поиску сведений о Великой русской реке Волге. Поиск информации в сети Интернет.

4. Работа участников проекта с энциклопедической литературой, создание рабочих презентаций, накапливание творческих работ и их оформление.

5. Обработка фото и видеоматериалов для общей презентации на мультимедийной аппаратуре.

6. Организация выставки рисунков экологических знаков.

7. Создание Буклета -  продукта проектной деятельности.

8. Творческие выступления детей перед учащимися начальной школы.

9. Творческая презентация проекта на Х гимназической конференции «Сделай шаг».

             

4.  Основная часть                             

Видеофрагмент под песню: «Издалека долго, течет река Волга…»

Семь тысяч рек,
Ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала-
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздили шар земной.

-- Изучая на уроках окружающего мира тему: «Реки нашего края», мы многое узнали о реке Волге, протекающей в нашей местности. Решили расширить наши знания. Вот некоторые исторические и географические сведения о великой русской реке:

Волга (в древности  её называли - Ра, то есть с греческого языка -река в средние века - Итиль, или Этель), - река в Европейской части России, одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Волга занимает 6 место по длине среди рек России2 и 16 место — среди рек всего земного шара, но превосходит по длине все реки мира, впадающие во внутренние водоемы.

 Длина Волги - 3530 км (до постройки водохранилищ 3690 км).

Волга принимает свыше 200 притоков. Наиболее крупные из них это Кама и Ока.
ОКА - правый приток Волги, КАМА - левый приток реки Волги. Более мелкие реки при впадении в более крупные образуют бассейн главной реки. Площадь Волжского бассейна 1 млн 360 тыс. км², что составляет около 1/3 Европейской части РФ.

Исток Волги - ключ у деревни Волговерховье в Тверской области. В верхнем течении, в пределах Валдайской возвышенности Волга проходит через небольшие озёра - Верхит, Стерж, Вселуг, Пено и Волго.

Вот отсюда, именно отсюда

Из глубин   лесного родника

Выбегает голубое чудо -

Русская великая река.

   Волга впадает в Каспийское море и образовывает дельту. Площадь  дельты около 19 тысяч км2.Дельта Волги — самая большая речная дельта в Европе.

По природным особенностям Волгу принято делить на три части. От истока до впадения Оки она называется Верхней Волгой, далее до впадения Камы — Средней и от Самарской Луки до устья — Нижней.

-- В ходе поиска материала о великой русской реке, перед нами встал проблемный вопрос: Вода в Волге источник хозяйственного потребления или всенародное достояние?

-- Наша группа высказала гипотезу, что Волга - источник хозяйственного потребления. Нам предстояло разобраться :

Какое хозяйственное значение имеет Волга для страны?

Как используются все её ресурсы?

1. Волга — транспортная магистраль

Современная Волга — водный путь, связанный с пятью морями Европы. Днем и ночью нескончаемым потоком идут по нему разнообразные грузы — строительные материалы и лес, машины и уголь, нефть, соль, хлеб, овощи и фрукты. Две трети речных грузов республики перевозится по Волге и её притокам. На ней расположены 1450 портов и пристаней и все крупнейшие города Поволжья. Волга объединяет их как великая транспортная магистраль. Грузооборот на ней в 10 раз превышает железнодорожный этого района.

2. Волга — экономическая ось Поволжья

Она становится "главной улицей России" (перевозится зерно, нефть, сплавляется лес). В настоящее время основные отрасли специализации Поволжья — машиностроение и нефтехимия. Крупнейшие центры ВПК — Самара, Казань, Саратов, Ульяновск.

    Поволжье — крупный производитель тракторов (Волгоград, Чебоксары), развито вагоностроение (Тверь), станкостроение, приборостроение, выпускаются экскаваторы и многое другое.

Поволжье по-прежнему — крупнейший в стране район по переработке нефти, продукции химии, органического синтеза.

На берегах Волги раскинулись 67 городов. Среди них Саратов — крупный центр науки, культуры, образования.

  1. Весь комплекс сооружений на Волге,  получивший название "Великий Волжский Каскад", превратил Волгу в широкую водную магистраль, соединил с северными и южными морями, сделал мощной фабрикой электрической энергии . На Волге 7 гидроэлектростанций. Самые крупные ГЭС на данный момент являются Волжская, Волгоградская, Чебоксарская.

4.  На Волге создано множество водохранилищ. Часть своих вод Волга  направляет для орошения в засушливые районы.В Среднем и частично в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических культур. Развиты бахчеводство и садоводство.

     Огромный забор воды производится для промышленности, сельского хозяйства, коммунальных служб;

5. По разнообразию рыбы-Волга одна из богатейших рек. В бассейне реки Волги обитает 76 видов различных рыб и 47 подвидов рыбы. В Волгу из Каспийского моря заходят рыбы: минога, белуга, осетр, севрюга, шип,  и др. Постоянно в Волге обитают рыбы: стерлядь, сазан, лещ, судак, язь, щука, налим, сом, окунь, ерш, жерех. Белуга - самая легендарная рыба каспийского бассейна. Красная рыба - слава Астраханского края. Здесь обитает пять видов осетровой рыбы - русский осетр, севрюга, белуга, шип и стерлядь.

 В стоячих неглубоких пресноводных водоемах волжских низовьев повсеместно встречается единственный представитель отряда колюшкообразных - южная колюшка. Таким образом, Волга- богатейший промышленный объект для ведения рыбного хозяйства и  рыболовства.

  1. Выводы:
  2. 1.Река Волга имеет большое хозяйственное значение как транспортная магистраль и источник дешёвой электроэнергии.
  3. 2.Волга является осью Поволжья, на которой базируется хозяйство всех субъектов Поволжского района

-- Наша группа высказала гипотезу, что Волга не только источник хозяйственного потребления, а всенародное достояние.

В ходе исследований нам предстояло доказать, что вода в реке не источник потребления, а всенародное достояние. А охрана водных ресурсов наша обязанность.

1. Волга во все времена была артерией жизни России.   По ней везли лес на юг, хлеб и нефть на север, она кормила страну воблой, сельдью, красной рыбой, была знаменитой на весь мир поставщицей черной икры.

2. В историю вошли битвы гражданской войны - оборона Царицына, путь волжской флотилии от Казани до Астрахани.  Непреходящая слава неприступного рубежа закрепилась за Волгой с трагических дней Сталинградской битвы 1942года.  Наряду с людьми, удержавшими этот рубеж, героиней событий была и сама Волга-вдохновительница, и помощница своих защитников.

3. А каких людей дала Волга России, державе, миру: великого Шаляпина, гения математики Николая Лобачевского и физика Павла Яблочкова, писателей Максима Горького и Николая Чернышевского.

 Репин и Некрасов обессмертили «стон над Волгой», создав картины тяжелого бурлацкого труда в тогдашней России.  В курортном Плесе  Волга вдохновила И.Левитана на создание картин  «Над вечным покоем» и  «Тихая обитель». Для многих Волга была колыбелью .

4.Волга интересна нам и как туристическая трасса для водных путешествий, изобилиющая уникальными историческими памятниками. Это всемирно известные кремли в Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, мемориалы в Ульяновске и в Волгограде, уникальный заповедник в Астрахани..

Астраханский заповедник основан с целью охраны уникальной природы дельты реки Волги.
Здесь можно увидеть: лебедей, гусей, крякв, розовых пеликанов, крачек, , бакланов, белохвостых орланов, черных коршунов, ушастых сов, фазанов. А цапли в заповеднике – всех расцветок и размеров, какие есть в мире: большие и малые, серые, рыжие, желтые и даже ночные.

Во-вторых, это место нереста многих промысловых рыб, таких, как сазан, сом, жерех, вобла, красноперка, сельдь, осетровые.
В-третьих, Астраханский заповедник – это место, где растут такие редкие растения, как водяной орех, или чилим, и лотос.
Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный (до 30 см диаметром) цветок с нежными ярко-розовыми лепестками..

В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу, потому что из-за осушения водоемов сократилась его численность.

5. Волга наш родной дом. Мы можем смотреть на текущую воду часами, подсознательно чувствуя её могущество и величие. Вода является источником жизни.

6. Волгу можно сравнить с могучим деревом России, корни и крона которого так разрослись, разметались, что нет у них границ, поэтому Волга- это и география, и история, и судьба народа и всей страны

 -- В ходе работы над проектом, мы выявили ряд экологических проблем  Волга имеет чрезмерную нагрузку . Площадь водосбора Волги огромна. Она составляет 1 млн. 350 тыс. км2. В неё поступают стоки от промышленных предприятий, в том числе от ВЛК, городские канализационные воды, сточные воды, загрязненные ядохимикатами с обширных полей Поволжья. Загрязняется Волга и водным транспортом (портовые стоки, утечка нефти и др.). Все это наносит большой урон рыбному хозяйству, приводит к исчезновению некоторых видов растений и животных.

Выводы:

    Вода в Волге не источник потребления, а всенародное достояние.        Воду в реке надо беречь. Помогая взрослым охранять водные ресурсы, мы помогаем выжить себе.

 

    Работая над проектом, мы узнали очень много интересного и познавательного о великой русской реке Волге. Мы научились работать в группах, пользоваться Интернетом, находить материал и выбирать главное, создавать мини-презентации, оформлять рефераты и творческие работы, самостоятельности, творчеству.

 Наши результаты:


  1. Составлен  Буклет учеников 
  2. Организована выставка рефератов и творческих работ.
  3. Организована выставка экологических знаков.
  4.  
  5. Мы русские. Мы дети Волги.

Для нас значения полны

Её медлительные волны,

Тяжелые как валуны.

Любовь России к ней нетленна.

К ней тянутся душою всей

Кубань и Днепр, Нева и Лена,

И Ангара, и Енисей.

Люблю её всю в нитках света,

Всю в окаймленье ивняка…

Но Волга для России — это

Гораздо больше, чем река.

И жить мне молодо и звонко,

И вечно мне шуметь и цвесть,

Покуда ты, Россия, есть.                 Е. Евтушенко.

                             5.      Самооценка.

       Работая над проектом, мы старались как можно больше узнать о реке Волге. Мы ходили в библиотеки, обращались за помощью к Ольге Вячеславовне и Татьяне Михайловне, к родителям. Ребята, которые дома имеют выход в Интернет, готовили презентации, искали ответы на возникающие вопросы. Собранным материалом мы делились на уроках окружающего мира, выступали с сообщениями, демонстрировали презентации, оформляли рефераты и творческие работы. Было очень интересно участвовать в общей работе, интересно познавать новое. Работая над проектом, мы не просто накапливали материал о Волге и систематизировали его, нам нужно было доказать верность обоих гипотез. Доказать, что вода в  Волге является источником хозяйственного потребления и то, что Волгу нужно считать всенародным достоянием. Первое утверждение доказать было не сложно, т.к. все знают как вода необходима людям и на какие нужды людей расходуется пресная вода. А вот найти материал, чтобы всем стало ясно, что Волга имеет гораздо большее значение, чем источник потребления, было трудно. Мы не знали о том, что Волга являлась огневым рубежом во времена Великой Отечественной войны, что всегда Волга была поилицей и кормилицей народной, что о Волге сложены песни, стихи, написаны книги. Волгу изображали художники на своих полотнах. Мы узнали, что вода в Волге загрязнена и если люди не будут беречь ее, то она погибнет. Нас  удивило открытие, что жизнь реки очень схожа с жизнью и судьбой людей. Реки рождаются, живут, переживают хорошие и плохие моменты, погибают. Мы очень надеемся, что у нас получилось доказать, что Волга это народное достояние и ее надо беречь и охранять.

     Работая над проектом, мы научились находить материал, выбирать главное, готовить мини-презентации, пользоваться Интернетом, работать в группе.

   Мне, Факушиной Насте, было очень интересно работать с энциклопедией;

   Мне, Филатову Илье, было трудно в создании презентации ;

   Мы, Кашеваров Саша и Сапишева Алина, затруднялись в выделении главного из большого объема информации;

   Я, Айткулова Эльвира, научилась чуть быстрее печатать на компьютере;

   Я, Абакумова Наташа, придумала много экологических знаков и красиво их нарисовала;

   Мы, Ковалев Дима, Гумерова Эмма, Рожкова Катя научились правильно оформлять рефераты и творческие работы;

   Наши, Вершинина Никиты, Зулкашева Дамира, Карповой Дианы выступления на уроках окружающего мира, ребята определили как самые лучшие;

   Многие ученики нашего класса воспользовались  сетью Интернет. Это было очень увлекательно, интересно, но не всегда просто.

    Заканчивая работу над проектом, мы решили  организовать Выставку экологических знаков. Над ней трудились все ребята класса. Она получилась яркой и содержательной. С помощью классного руководителя и воспитателя мы оформили Буклет, в котором старались кратко отразить содержание и важность нашего проекта

    Мы остались довольны проделанной работой. Своими знаниями и впечатлениями мы обязательно поделимся с родителями, друзьями и знакомыми. Надеемся, что друзей и защитников  природы станет значительно больше.

Список ресурсов


Печатные издания: 

Кублицкий Г. И. Волга. – М.: Детская литература, 1978г.

Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов: Соотечественник, 1998.

 История Саратовского края. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000.

Сборник « Природа дар бесценный», «Красная книга Саратовской области».

Д. Берни «Большая иллюстрированная энциклопедия о природе».

М. Просвещение.2000 г.

Окружающий мир 4 класс.  Плешаков А.А.Просвещение,2010

Мультимедийные средства обучения:

Большая детская энциклопедия в 2-х дисках

«Окружающий мир» 4 класс. Серии «Кирилл и Мефодий»  

Интернет - ресурсы: 

  1. http://n-t.ru/ri/ar/zv01.htm -Загадки простой воды
  2. http://festival.1september.ru/articles/102866/ -Вода в природе и жизни человека
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Волга. Материал из Википедии - свободной энциклопедии.
  4. http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Курс Intel_Обучение_для_будущего