Монопроект "История России в лицах и датах".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Егорова Елена Николаевна

Урок по окружающему миру в 4 классе обобщает знания детей по теме "Исторические даты. Личности. События".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monoproekt_istoriyaz.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 города Ковров

Монопроект  «История  России в лицах и датах»

по теме  «История Отечества».

4 класс.

УМК « Школа России».

Учитель первой квалификационной категории: Егорова Е.Н.

2010 год.

Автор проекта. Егорова Елена Николаевна

Название проекта. «История  России в лицах и датах»

Предмет, класс. Окружающий мир, 4 класс.

Краткое описание проекта.

     Подготовка к проекту   «История  России в лицах и датах» проводится в ходе изучения темы « История Отечества» (20 часов).

       На реализацию монопроекта потребуется 2 часа. К моменту начала работы над проектом учащиеся уже овладеют основными понятиями: «историческая дата», «исторический деятель», «историческое событие». В ходе выполнения проекта ученики учатся обобщать изученное, выбирать из большого потока информации в учебнике нужную, анализировать и рассуждать.

        Результаты самостоятельной познавательной работы оформляются в виде дидактической игры «История России в лицах и датах».

 Проект является личностно-ориентированным.

Цели и задачи.

   Основная цель проекта.    

  1. формирование исторической грамотности учащихся
  2. формирование умений выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать.

 

    Дидактические задачи проекта.

  1. учиться анализировать и обобщать полученную информацию.
  2. развивать умение  работать в команде, творческие способности и наблюдательность учащихся
  3. формировать самостоятельность и самоконтроль

    Методические задачи проекта.

Учащиеся должны знать.

  1. описание исторических событий в хронологическом порядке, их даты, имена исторических деятелей,
  2. особенности настольных игр, их составных частей.

Учащиеся должны уметь.

  1. анализировать содержание исторических событий, работать с текстом учебника, выбирая необходимый материал, соотносить историческую даты с событием и деятелем,
  2. выделять в играх обязательные части: правила, игровое поле, участников игры,
  3. составлять игру обучающего характера,
  4. работать в группе, осуществлять проектную деятельность.

Гипотеза.

  1. Учащиеся получат навыки анализа и систематизации полученных ранее знаний, навыки выполнения проектной работы, научатся самостоятельно работать с учебной литературой,
  2. Повышение культуры общения и поведения.

Источники. 

Учебник «Окружающий мир» 4 класс ч.2 А.А. Плешаков и дополнительная учебная литература.

Формы работы.Коллективная, групповая.

 

Методы исследования. 

    Изучение учебной литературы, анализ полученной информации (обобщение, сравнение, сопоставление с имеющимися знаниями по данной теме).

Оформление результатов. Составление дидактической игры.

Материально-техническое обеспечение проекта.

  1.  учебник «Окружающий мир» 4 класс ч.2,
  2. листы для работы в группах,
  3. таблички с надписями: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели,
  4. листы цветного картона для изготовления основы игры,
  5. ножницы, клей, фломастеры, линейки, карандаши,
  6. настольные игры с инструкциями.

Критерии оценки.

    Работа учащихся оценивается, исходя из следующих критериев

  1. соответствие исследования общим задачам,
  2. знание основных исторических дат и фактического материала по теме проекта,
  1.    эстетичность оформления;
  2.    соблюдение временных рамок;
  1. соблюдение правил работы в группе;
  2. активность работы группы.

                                        МАТРИЦА ПРОЕКТА

Название: «История в лицах и датах»

Этапы, их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1. Подгото-

вительный.

20 часов (уроки окр. мир)

    Таблица исторических дат, событий.

проведение уроков окружаюшего мира

Посещение библиотеки

 Участники диалога

Беседа с учителем

библиотекарь

2. Основной.

Урок-проект

(2 часа)

Создание дидактической игры

«История в лицах и датах»,

1. Знакомство с правилами  настольных игр оформления  игрового поля

2. изготовление игры. 3. Консультации по группам

Отбор наиболее интересного материала по теме.

1. аналитики ,

2. экспериментаторы

3.иллюстраторы

4.испытатели

.настольные игры ,листы  картона для игровых полей ,формата А4, фломастеры, ножницы , клей.

Учебник.

Учитель истории

3.Заключительный – 0,5 часа

Проведение игры

Работа с игровыми полями

Эстетическое оформление

Учитель выступает в роли помощника, а дети – в роли – ведущих

Игровые поля, фишки

Учитель истории

КОНСПЕКТ УРОКА

  1. Организационный момент.

      Учитель сообщает детям , что данный урок будет продолжением цикла уроков проектной деятельности.

      Дети вспоминают особенности работы на таких уроках, перечисляют виды созданных ими проектов. Учитель распределяет детей на группы : «Аналитики», « Экспериментаторы», «Иллюстраторы», «Испытатели».

      Учитель говорит о накопленном теоретическом материале по изучению исторических дат и предлагает принять участие в создании дидактического пособия.

II.   Создание проблемной ситуации.

      Учитель говорит, что создаваемый проект, как любой другой,         должен отвечать определенным требованиям.

     Требования к данному проекту.

  1. Он является дидактическим пособием.
  2. Помогает запомнить исторические даты и события.
  3. Интересный и увлекательный.
  4. Работать с ним можно в группе и индивидуально.
  5. Использовать можно многократно.
  6. Можно определить победителя.

            Выбор дидактического пособия, отвечающего перечисленным требованиям, проводится в виде «мозгового штурма». « Аналитики» рассказывают о разных видах настольных игр и выбирают наиболее подходящую: лото.

   

   III.  Формулирование целей и задач проектной деятельности.

    Цель: систематизировать изученный материал.

Задача: создать и использовать тренировочное игровое пособие для отработки знаний.

IV.  Подготовка к созданию проекта.

     Учитель распределяет задания.

  1. Создание игровых полей  (выполняют «иллюстраторы»).
  2. Выработка правил игры (выполняют «аналитики»).
  3. Заполнение карточек с заданиями, историческими событиями (выполняют «экспериментаторы» и «испытатели»).

  1. Разработка проекта.

     

      «Аналитики» получают инструкцию от настольной игры «Лото», читают её, анализируют и составляют свою инструкцию.  (Инструкция. Игроки получают игровые поля, ведущий двенадцать карточек с заданиями. Ведущий зачитывает описание исторического события и показывает цвет карточки. Игроки должны взять фишки такого же цвета и положить их на прямоугольники в соответствии с датой, фамилией, событием . Побеждает тот, кто безошибочно закрыл все прямоугольники игрового поля.

     

      « Иллюстраторы» заполняют игровые поля. Пишут в прямоугольниках первой карточки исторические даты, второй карточки-фамилии исторических деятелей, третьей карточки-названия исторических событий. (приложение 1)

       

      «Экспериментаторы» заполняют карточки с заданиями. На каждой из двенадцати карточек написать наиболее подходящий небольшой отрывок из текста учебника, чтобы можно было его соотнести с датой, фамилией, событием.

       

      «Испытатели»  вырезают фишки по числу прямоугольников на игровых полях-36.

  1. Испытание проекта.

     Группа «испытателей» проводит игру.

  1. Анализ проектной деятельности.

      Проводится анализ пробной игры, оцениваются положительные и отрицательные стороны разработанного проекта, анализируется сам ход работы над проектом. Дети составляют рекомендации для дальнейших уроков проектной деятельности.

Приложение 1. Карточки с игровыми полями.

1237 г.

1380 г.

1242 г.

988 г.

1703 г.

1147 г.

1612 г.

1480 г.

1961 г.

1812 г.

1914 г.

1941-1945г.г

Дмитрий

Донской

Князь Владимир Красное Солнышко

Хан Батый

Иван III

Александр Невский

Петр I

Юрий Долгорукий

Минин и Пожарский

Юрий Гагарин

Иосиф Сталин

Николай II

Михаил Кутузов

Крещение Руси

Первое упоминание о Москве

Куликовская битва

Ледовое побоище

Стояние на реке Угре

Основание Санкт-Петербурга

Нашествие монголо-татар на Русь

Народное ополчение

Отечественная война с французами

Великая отечественная война

Первый полет в космос

Первая мировая война


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 сентября - новая памятная дата в истории России.

Конспект урока по истории. Тема: " 2 сентября - новая памятная дата в истории России"....

Даты исторических событий в истории России

Хронология исторических дат по окружающему миру 4класс...

Тема урока: «Доли» Класс – 3 Дата проведения: 15 декабря 2011 года УМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова и др.

Тема урока:   «Доли» Класс – 3Дата проведения:  15 декабря 2011 годаУМК: «Школа России»: Учебник. Математика. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др., 3 класс (в 2-х ч...

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица» УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку 4 класс на тему: «Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1-ого, 2-ого, 3-его лица единственного и множественного лица»...

Лица и даты

Патриотическое воспитание подрастающего поколения   является одной из важнейших задач современной школы. Патриотизм – одна из главных черт всесторонне развитой личности и отличит...

Технологическая карта урока русского языка «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица. Лицо и число личных местоимений» Тип урока: «открытие» нового знания Ц...