Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1,2,3,4 класс) по теме

Данный материал включает в себя: пояснительную записку, основное содержание материала на 1, 2, 3, 4 классы, требованию к уровню подготовки учащихся к концу 1, 2, 3, 4 классов. Программа составлена на основе примерной программы, авторской программы Н. Я. Дмитриевой, Н. А. Казакова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по окружающему миру

Составитель: Бирюк Р. В., учитель начальных классов

Пояснительная записка

к рабочей программе по окружающему миру

     Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе примерной программы, авторской программы  Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005) в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного стандарта начального образования.  

    Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы из астрономии, географии, биологии, истории в их единстве и взаимопроникновении, то есть то, из чего на данном этапе развития школьника складывается его представление об окружающем мире.
     Так, начальные представления о космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Исключение какого-либо звена из этой цепочки нарушает ход развития современной жизни и, соответственно, логику учебного курса. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и постепенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу.

    В первом классе носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
     Этот подход к развитию содержания сохраняется и
во втором классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа и методы познания мира. В третьем и четвертом классах на первый план выходят знания о человеке и человеческом обществе. От класса к классу в историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от стихийных природных сил и усиливал свое влияние на природу. Возникновение экологических проблем связано с определенным этапом развития человеческого общества и очень ясно показывает реально существующие зависимости, с одной стороны, человека от природы, с другой, - природы от человека.
     Программа построена
по принципу "дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания" В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
     Таким образом,
с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
     В курсе
реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у них возникало много вопросов: почему сменяется день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.
     Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих
линий:
1) развитие научных знаний разного уровня обобщения (мироведческих, страноведческих и краеведческих);
2) история открытия и познания природы Земли;
3) развитие человека и человеческого общества;
4) сведения о людях, открывших и открывающих знания о мире.
     При раскрытии содержания используется прием контраста:
сопоставляются противоположные по своим признакам объекты природы, одни и те же объекты природы в разное время года и суток, в разных частях Земли, сопоставляется Россия с другими странами, прошлое и настоящее природы и человека.
     Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках "Мы и окружающий мир", дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов.

    В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.
     Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
     Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.
     Учебный курс "Мы и окружающий мир" призван решать в системе общего развития учащихся следующие
задачи:
• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия окружающего мира, его противоречивости;
• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
• формировать умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;
• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.
 


Основное содержание

1класс

Количество часов в год – 66

Количество часов в неделю – 2

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Окружающий мир: природа, общество, труд

(6часов)

Что такое окружающий мир.

1

Знать:

- правила поведения на улице;

- компоненты окружающего мира;

- основные части растений.

Иметь представление о связях между живой и неживой природой.

Уметь:

- приводить примеры представителей окружающего мира;

Знать осенние изменения в живой и неживой природе.

2

3

Природа и её изменчивость.

2

4

5

Природа – источник познания.

2

6

Я изучаю природу. Деревья нашего двора.

1

7

8

Природа

(12 часов)

Вселенная, или космос.

2

Иметь представление о:

-значении Солнца для жизни на Земле;

- живой и неживой природе;

- о связях между деятельностью человека и состоянием природы;

- разнообразии и красоте природы России. 

Знать:

- компоненты окружающего мира;

- различать растения.

- причины смены дня и ночи

Уметь:

- различать объекты живой и неживой природы и объекты, созданные человеком ;

- различать растения.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы;

 - различать растения деревья, кустарники, травы;

- использовать свойства воды;

- ухаживать за комнатными растениями.

9

Земля как планета. Луна – спутник Земли.

1

10

Причины  сезонных изменений.

1

11

Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

1

12

Наш город.

1

13

Разнообразие природы Земли, её изменчивость. Неживая, живая природы.

1

14

Растения. Строение растений.

1

15

Наблюдение за комнатными растениями. Движение их к свету.

1

16

Деревья, кустарники, травы.

1

17

Экскурсия в осенний лес.

1

18

Деревья, кустарники, травы. Строение растений.

1

19

Планета Земля

(14 часов)

Наблюдение за комнатными растениями и их движение к свету.

1

Знать: 

- основные части растений;

- компоненты окружающего мира.

Иметь представление о:

 -разнообразии и красоте природы России. 

Уметь:

- различать растения;

- приводить примеры представителей окружающего мира;

- различать изученные объекты по названным признакам.

Уметь:

- ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

20

Деревья, кустарники, травы.

1

21

22

Животные. Разнообразие животных и растений.

2

23

Природа и человек. Красота природы и народные праздники.

1

24

«Красота природы». Экскурсия в природу.

1

25

26

27

Общие представления об этапах развития планеты Земля.

Ознакомление с глобусом – моделью Земли, с географической картой.

3

28

29

Экватор. Северное и Южное полушария, полюсы.

2

30

31

Материки и океаны. Тепловые пояса.

2

32

Зарождение жизни в воде.

1

33

34

Становление человека

(13 часов)

Зарождение жизни в воде. Выход жизни на сушу.

2

Иметь представление о:

- связи между живой и неживой природой;

- о связях между деятельностью человека и состоянием природы.

Знать: 

- правила вежливого общения.

Уметь:

- приводить примеры представителей животного мира.

Уметь:

- использовать в общении правила вежливости;

- правила поведения в общественных местах;

- ориентироваться в учебнике, слушать и отвечать на вопросы.

35

36

Совершенствование наземных форм жизни. Сравнение древних и современных форм жизни.

2

37

Появление жизни на Земле.

1

38

39

Древнейшие люди – собиратели растений. Изменения, происходящие с человеком.

2

40

41

Человек – охотник. Кочевники и земледельцы.

2

42

43

Окультирование растений и одомашнивание животных.

2

44

45

Науки, изучающие историю Земли. Общее представление об археологии, палеонтологии, истории.

2

46

Кто мы такие

( 8часов)

Современное человечество. Мы – часть окружающего мира.

1

Знать:

- родственные связи в семье;

- правила вежливого общения;

- происхождение своего имени и своей фамилии. 

Иметь представление о:

- о связях между деятельностью человека и состоянием природы;

- красоте природы России. 

Уметь:

- использовать в общении правила вежливости;

- ориентироваться в учебнике и пользоваться дополнительной литературой.

47

48

Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий.

2

49

50

Особенности жизни людей в разных природных условиях, разных государствах.

2

51

Люди живут в разных государствах.

1

52

53

Мы живём в разное время суток.

2

54

55

Страна, где мы живём

(13 часов)

Страна, где мы живём. Эпизоды из истории России.

2

Знать:

- правила поведения в общественных местах и на улице;

- компоненты окружающего мира.

Уметь:

- различать изученные объекты по названным признакам.

Уметь:

- использовать в общении правила вежливости;

- ориентироваться в учебнике, отвечать на заданные вопросы.

56

57

Законы общежития.

2

58

59

Изменение человеком облика Земли.

2

60

Охрана окружающей среды.

1

61

62

Знакомство с Красной книгой.

2

63

Отдых. Как осуществляются связи между людьми на планете.

1

64

Обычаи разных народов.

1

65

66

Из истории древней Руси.

2

Для реализации программного содержания используются учебники:

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. «Мы и окружающий мир»: учебник для 1класса, в двух частях. –

Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005год.

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. рабочая тетрадь для 1класса. -

        Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005год.

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1-2 классы.  -                                              Самара: Корпорация «Фёдоров», 2002год.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу первого года обучения 

Иметь представление о следующих связях в рамках изученного материала:
Между живой и неживой природой;
Между деятельностью человека и состоянием природы;
Между представителями разных поколений в семье, школе, в ближайшем окружении.

Владеть общеучебными умениями:
Уметь слушать и отвечать на заданный вопрос;
Уметь ориентироваться в учебнике;
Различать заданные объекты по названным признакам.

Иметь представление о следующих явлениях и объектах:
О непрерывном развитии мира и его изменчивости;
О значении Солнца для жизни на Земле;
О живой и неживой природе;
О разнообразии природы России.

Знать:
Компоненты окружающего мира (природа, человек, сделанное или придуманное человеком);
Основные части растений;
Родственные связи в семье;
Правила поведения в общественных местах и на улице;
Правила вежливого общения (приветствия, прощания с разными людьми по возрасту и родству).

Уметь:
Различать объекты природы и объекты, созданные человеком;
Различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
Различать растения - деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
Приводить примеры животных;
Использовать в общении правила вежливости.


Основное содержание

2класс

Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Общий взгляд на Землю (5часов)

Связь прошлого с настоящим.

1

Иметь представление детей об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются.

Знать:

- значение космонавтики для изучения Земли;

- понятие материк и части света,  их отличие и сходство о своеобразии

расположения

материков и Мирового океана.

Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей отом, что такое погода.

2

Россия – родина космонавтики.

1

3

Материки.

1

4

Материки и части света.

1

5

Мировой океан.

1

6

Как изучают окружающий мир (8часов)

Органы чувств человека: зрение и слух.

1

Знать:

- об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира;

- устройство термометра;

- разнообразные источники окружающего мира;

- три состояния вещества в природе;

- правила поведения человека в природе.

Уметь:

- дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам;

- дифференцировать понятия «инструменты и приборы»;

- выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят.

Уметь:

- самостоятельно работать с текстом; приводить примеры научных понятий окружающего мира и давать им определения. Выделять существенные признаки;

- пользоваться термометром

7

Органы чувств человека: обоняние и вкус, осязание.

1

8

Язык науки.

1

9

Наблюдения, рассуждения, выводы.

1

10

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

1

11

Книги и другие средства информации.

1

12

Тела и вещества.

1

13

Что такое экология.

1

14

Космос и Земля (14часов)

Солнце – источник жизни на Земле.

1

Знать:

- планеты Солнечной системы. Звёзды и созвездия;

- что, Луна – спутник Земли. Фазы Луны.

- особенности и значение Полярной звезды на звёздном небе; 

- понятия горизонт и линия горизонта;

- что Солнце – источник жизни на Земле, источник света для всего живого;

- компас. Народные приметы ориентирования; -понятия рельеф, ландшафт.

Иметь представление о строении Земли и географической оболочке;

Уметь:

- определять Полярную звезду;

- определять стороны горизонта.

Уметь:

- наблюдать, рассуждать и делать выводы о шарообразности

Земли;

- находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте;

- определять по карте России положение родного города по отношению к Москве;

- ориентироваться на основе народных примет;

- читать карту.

15

Планеты. Звёзды и созвездия.

1

16

Луна – спутник Земли. Фазы Луны.

1

17

Планета Земля – наш общий дом. Строение Земли.

1

18

Географическая оболочка Земли.

1

19

Горизонт. Форма Земли.

1

20

Открытие шарообразности

Земли.

1

21

Ориентирование. Стороны света

1

22

Промежуточные географические направления.

1

23

Компас. Народные приметы ориентирования.

1

24

25

Глобус и географическая карта.

2

26

Рельеф Земли.

1

27

Ландшафт. Проверочная работа.

1

28

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Тепловые пояса Земли.

1

Знать:

- дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния;

- о воздействии Солнца на сушу;

- что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят;

- свойства воды;

- значение воды для живых организмов;

- что такое снег и лёд и как образуется снег и лёд в природе;

- состав воздуха и свойства воздуха;

- о круговороте воды в природе.

Иметь представление об образовании ветров, об их созидательной и разрушительной силе; о влиянии на формирование земной поверхности.

Уметь:

- определять разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревании.

Уметь:

- наблюдать и делать выводы; сравнивать свойства воды в разных состояниях;

- выявлять свойства воды; делать выводы.

29

30

Смена времён года.

2

31

Влияние Солнца на сушу.

1

32

Внутренние силы Земли.

1

33

34

Вода и её свойства.

2

35

Три состояния воды.

1

36

37

Снег и лёд.

2

38

39

Вода – растворитель.

2

40

Воздух. Состав воздуха.

1

41

42

Свойства воздуха.

2

43

44

Движение воздуха. Ветры.

2

45

46

Круговорот воды в природе.

2

47

«Круговорот» отравленной воды

1

48

Обобщение по теме «Взаимодействие сил природе».

1

49

Проверочная работа по теме «Взаимодействие сил природе».

1

50

Живая природа (19 часов)

Жизнь – особенность нашей планеты.

Иметь представление о

-разных группах растений;

- об особенностях растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников;

- о частях растений;

- способах распространения хвойных и цветковых растений;

- о бактериях и их роли в жизни человека;

- о том, где могут находиться вредные бактерии.

Уметь:

- установить принадлежность животного к той или иной группе;

- установить цепи питания некоторых животных.

Уметь:

- правильно определять съедобные части растений, классифицировать фрукты и овощи;

- правила сбора грибов;

- определять съедобные и несъедобные грибы;

-систематизировать знания о классах животных, побуждать детей к высказываниям, выводам;

- соблюдать правила личной гигиены.

51

Растения. Классы, группы растений.

52

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.

53

Хвойные и цветковые растения.

54

Дикорастущие и культурные растения.

55

56

Условия, необходимые для развития растений. Растения, которые мы едим.

57

Растения – путешественники.

58

Грибы.

59

Животные. Связь растительного и животного мира.

60

61

Классы животных.

62

Особенности размножения разных групп животных.

63

Животные и среда их обитания.

64

Дикие и домашние животные.

65

Бактерии.

66

Гигиена.

67

68

Повторение. Обобщение.

Для реализации программного содержания используются учебники:

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. «Мы и окружающий мир»: учебник для 2класса. –

Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005год.

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. рабочая тетрадь для 2класса. -

        Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005год.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1-2 классы.  -                                              Самара: Корпорация «Фёдоров», 2002год.

Требования к уровню подготовки учащихся к концу второго года обучения 

Устанавливать связи:
Между компонентами неживой природы и живыми организмами;
Между растениями и животными;
Между деятельностью человека и природой.

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Доказывать (устно) высказываемые утверждения Описывать (устно) объекты (явления) природы; Пользоваться учебной и дополнительной литературой.

Иметь представление о следующих явлениях:
О природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле;
О науках, изучающих мир.

Знать:
Что такое вещество и тело Что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли;
Названия материков и частей света, океанов;
Что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;
Устройство компаса и правила пользования им;
Три состояния воды. Основные свойства воды и воздуха. Причины круговорота воды в природе;
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии;
Условия, необходимые для жизни растений и животных;
Особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;
Правила поведения в природе и меры ее охраны.

Уметь:
Ориентироваться на местности относительно своего тела;
Определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
Показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
Измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
Различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; диких и домашних животных;
Ухаживать за комнатными растениями, помогать животным в зимний период времени;
Выполнять правила личной гигиены.

Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);
Подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа, живая - неживая, классы животных, группы растений).



Основное содержание

3класс

Количество часов в год – 68

Количество часов в неделю – 2

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

2

Природные условия

(10часов)

Приглашение к путешествию.

Особенности планеты Земля.

2

Иметь представление о:

- природных условиях Земли;

- о масштабе и его использовании, историческом времени;

- природных зонах Земли;

Знать:

- единицы времени, понятия век, эра;

- распространённые народные приметы о погоде;

- основные климатические пояса;

- материки;

- состав почв и их образование

Уметь:

- называть характерные признаки сезонов года родного края;

- видеть и показывать материки на географической карте

Уметь:

- работать с книгой;

- приводить примеры;

- пользоваться о масштабом;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;

- вести наблюдения за погодой;

- решать практические задачи с помощью сравнений;

- выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения.

3

Масштаб. Лента времени.

1

4

Погода. Показатели погоды.

1

5

Народные приметы погоды.

1

6

Представление о климате.

1

7

Практическая работа. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов.

1

8

Почва. Состав почвы. (Практическая работа.)

1

9

Образование почв на Земле. Плодородие почв. Охрана почв.

1

10

Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.

1

11

Человек в далёком прошлом (6часов)

Природные условия, в которых появился человек.

1

Иметь представление о:

- об истории человека в древние времена; 

- древних государствах

Знать:

- что общего и чем отличаются люди и животные;

- о наследии Древнего мира;

- обозначения природных зон.

Уметь:

- самостоятельно составлять точную карту природных зон.

Уметь:

- ориентироваться на карте.

12

Особенности жизни древних людей.

1

13

14

Наследие Древнего мира.

2

15

Ориентирование на физической карте и карте природных зон.

1

16

Экскурсия в краеведческий музей.

1

17

Земли восточных славян (20часов)

Первые люди на планете.

1

Иметь представление о:

- единстве почв, растительности и животном мире степи;

Знать:

- об истории человека, гипотезы о происхождении восточных славян;

- об особенностях лесной зоны;

- животных лесной зоны;

- о ядовитые растения, опасные для человека;

- о занятиях, образе жизни предков;

- причины обожествления природы предками;

-причины исчезновения лесов, как охранять лес.

Уметь:

- ориентироваться на карте природных зон России;

- узнавать в окружающей природе ядовитые растения, опасные для человека;

- называть характерные признаки сезонов года родного края, объяснять причины сезонных изменений в лесу;

-ориентироваться по исторической карте.

Уметь:

- формулировать вопросы, применять знания в новой ситуации;

- выбирать информацию в различных источниках;

- представлять информацию в разных видах;

- обобщать, подготовить сообщение по теме.

18

Восточно-Европейская равнина.

1

19

Степи. Растительность.

1

20

Животный мир.

1

21

Люди в степи.

1

22

Обобщающий урок по теме «Степи»

1

23

Лесная зона.

1

24

Смешанные леса.

1

25

Животный мир леса.

1

26

Сезонные изменения в лесу. Осень.

1

27

Ядовитые растения леса.

1

28

Сезонные изменения в лесу. Зима.

1

29

Весна. Лето.

1

30

Тропический лес.

1

31

Обобщающий урок по теме «Лес».

1

32

Как жили наши далёкие предки.

1

33

Расселение славян в лесах.

1

34

Путь из «варяг в греки».

1

35

Обожествление природы.

1

36

Составление схемы «Значение леса»

1

37

Образование древнерусского государства (10часов)

Первые русские князья и русские витязи.

1

Знать:

- имена первых русских князей;

- имена выдающихся русских государственных деятелей;

- исторические события в России;

- о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами;

- об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков.

Уметь:

- рассказывать о первых русских князьях.

Уметь

- выбирать информацию в различных источниках;

- устанавливать хронологическую последовательность исторических событий в России.

38

Принятие Русью христианства.

1

39

40

41

Древнерусская культура:

- Стремление к простоте.

- Устное народное творчество.

- Сборники вечной мудрости.

3

42

Ослабление Киевской Руси.

1

43

Ордынское нашествие.

1

44

45

46

Ледовое побоище.

Проверочная работа.

3

47

Объединение русских вокруг Москвы (8часов)

Залесская зона.

1

Знать:

- названия основных сообществ (лес, луг);

- наиболее типичных представителей растений и животных природных сообществ России;

- о природном сообществе «Поле», о животном и растительном мире полей;

- исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы;

- основные моменты Куликовской битвы.

Иметь представление о:

- луге как о природном сообществе;

- об озёрах нашей Родины, о естественных и искусственных водоёмах.

Уметь:

- ориентироваться на карте природных зон России.

Уметь:

- слушать, активно включаться в обсуждение сравнивать и делать выводы;

- устанавливать связь между природой и деятельностью человека.

48

Что такое природное сообщество.

1

49

Законы лесной жизни.

1

50

Луг.

1

51

Озеро. Основы безопасности жизнедеятельности.

1

52

Поле.

1

53

Возвышение Москвы.

1

54

Освобождение Руси.

1

55

Путь от Руси к России

(14часов)

Восстановление и развитие русской культуры.

1

Знать:

- особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон;

- о занятиях, образе жизни предков;

- исторические события в России;

- о разнообразии природы Севера;

- особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края; 

- о  занятиях, образе жизни предков;

- исторические события в России.

Иметь представление об истории родного края. 

Уметь:

- ориентироваться по исторической карте;

- ориентироваться на физической карте;

Уметь:

- пересказывать изученный материал;

- проводить наблюдения за природой родного края;

- проводить поиск дополнительной информации о родном крае;

- использовать приобретённые умения и знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта.

56

Русские первопроходцы.

1

57

Сибирь. Природные условия Сибири.

1

58

Тайга.

1

59

Природное сообщество болото. ОБЖ.

1

60

Сквозь сибирские дебри.

1

61

Природа тундры.

1

62

Люди в тундре.

1

63

Арктическая пустыня.

64

Народы Сибири.

65

Заключительный урок.

66

Экскурсия в краеведческий музей.

67

История родного края.

68

Экскурсия

Для реализации программного содержания используются учебники:

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. «Мы и окружающий мир»:  3класс.–

Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2005год.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3-4 классы.  -                                              Самара: Корпорация «Фёдоров», 2002год.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу третьего года обучения

Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.

Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
Фиксировать, с помощью условных знаков, основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).
Иметь представление об истории человека в древние времена.
Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.
Иметь представление об истории родного края.


Основное содержание

4класс

Количество часов в год – 70

Количество часов в неделю – 2

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Человек и окружающий мир

 (23 часа)

Человек и мир, созданный им

1

Иметь представление о:

- первых жилищах человека;

- режиме и его благотворном влиянии на здоровье человека;  

- медицине как об одной из древнейших наук;

- скелете человека, его назначении;

- строении позвоночника;

- строении черепа;

- о разнообразии мышц по величине и форме;

- о силе притяжения тел.

Знать:

- историю предметов домашнего обихода;

- о наиболее распространённых лекарственных растениях;

- от чего зависит состав костей скелета;

- строение и значение позвоночника;

- назначение основных частей черепа;

- общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья4

- о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья;

- доказательство шарообразной формы Земли;

- о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека;

- о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

Уметь:

- доказать, что современный человек не может остановить научно – технический прогресс;

- видеть общее и отличительное в строении разных клеток;

- приводить примеры, описывать растения;

- описывать отдельные события из истории Отечества.

Уметь:

- составить свой режим дня;

- передать о достижениях техники в устных рассказах, рисунках;

- работать с энциклопедиями, таблицами, справочниками;

- использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения.

2

Техника и человек.

1

3

Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов.

1

4

Режим жизни человека.

1

5

Медицина – одна из древнейших наук.

1

6

Наши соседи на западе.

1

7

Где и как жили рыцари.

1

8

Почему осанка выделяла рыцаря

1

9

Опора и защита тела.

1

10

Позвоночник.

1

11

Череп. Его основные части.

1

12

Грудная клетка.

1

13

Конечности – живые рычаги.

1

14

Мышцы и движения.

1

15

Самостоятельная работа по теме «Тело человека»

1

16

«Чёрная смерть» (эпидемия чумы на Руси).

1

17

Начало нового времени (эпоха Возрождения)

1

18

Расширение  знаний о Земле.

1

19

Природа Нового Света

1

20

Устройство Вселенной.

1

21

Почему предметы падают вниз (закон всемирного тяготения).

1

22

Открытие невидимого мира (микробиология).

1

23

Победа над эпидемиями.

1

24

Преобразования в России (9часов)

Преобразования в России

1

Знать:

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- о строении кожного покрова;

- основные функции кожи; 

Иметь представление о:

- деятельности Петра 1; об основных преобразованиях в России.

Уметь:

- описывать отдельные события из истории.

Уметь:

- определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу.

25

Особенности кожного покрова.

1

26

Проверочная работа.

1

27

Царь-плотник.

1

28

Выход к морю.

1

29

30

Петр 1 – царь и человек.

2

31

32

Становление Российской науки.

2

33

Разнообразие природы Земли (6часов)

Разнообразие природы Земли

1

Знать:

- о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых 

Иметь представление о:

- о жизни и деятельности Суворова А. В.;

- о плане военных действий под Бородино.

Уметь:

- определять признаки объектов природы.

Уметь:

- найти дополнительную информацию о полезных ископаемых родного края.

34

35

Каменное царство. Горючие полезные ископаемые.

2

36

Кто открывает и добывает полезные ископаемые.

1

37

Ни разу не побеждённый.

1

38

Отечественная война 1812г.

1

39

Мир человека в Новое время (24 часа)

Мир человека в Новое время

1

Иметь представление о:

- природных условиях, в которых происходила Северная экспедиция;

- природных условиях Австралии;

- об особенности жизни и занятий людей в горах;

- о признаках разных рас;

- о достижениях науки и техники;

- о строении человека;

- о значении кровеносной системы;

- об основных научных открытиях 20 века;

- о системе дыхания человека;

- о некоторых отраслях животноводства и растениеводства и использовании продуктов  животноводства и растениеводства;

- о пищеварительной системе человека

Знать:

- об открытии в 1820г. Неизвестного материка Земли – Антарктиды;

- растительный и животный мир Уссурийского края;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- как сохранить крепкую нервную систему;

- о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом;

- границы России, некоторые города, столицу, события из истории Отечества;

- о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника.

Уметь:

- сопоставлять природные условия Австралии и России;

- найти отличия между Арктикой и Антарктидой;

- устанавливать связи между городом и деревней, промышленностью и сельским хозяйством.

Уметь:

- читать план местности;

- пользоваться масштабом;

- составлять план местности;

- оказывать первую помощь при травмах, потери крови;

- ответить на ключевые вопросы темы;

- ухаживать за зубами.

40

Практическая работа «Составление плана».

1

41

Северные земли России.

1

42

Поиски неведомой земли.

1

43

Русские на шестом континенте.

1

44

Дальний Восток России.

1

45

Особенности природы.

1

46

Человеческие расы.

1

47

Развитие науки и техники.

1

48

Новые знания о человеке.

1

49

Открытие деятельности нервной системы

1

50

Значение кровеносной системы. Пути крови.

1

51

Обобщающий урок по теме «Знания о человеке».

1

52

События начала века.

1

53

Великая Отечественная война.

1

54

Век научных открытий. ОБЖ: правила пользования телевизором, монитором, компьютером.

1

55

Самостоятельная работа по теме «Россия в 20 веке».

1

56

Охрана природы.

1

57

Органы дыхания.

1

58

Животноводство.

1

59

Растениеводство.

1

60

Состав пищи.

1

61

Органы пищеварения. ОБЖ: забота о зубах.

1

62

Длинная дорога бутерброда. ОБЖ: культура питания.

1

63

Современная Россия

 (8 часов)

Современная Россия

1

Знать:

- как человек познаёт природу, общество, самого себя;

- символику Российского государства.

Иметь элементарное представление об устройстве государственной власти страны.

Уметь:

- самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания.

Уметь:

- работать с дополнительной литературой;

- знать основные правила поведения в окружающей среде;

- ориентироваться в социальной среде, пользоваться общепринятыми правилами общения.

64

Устройство государственной власти.

1

65

Символы и праздники России.

1

66

Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни.

1

67

Нравственные нормы жизни.

1

68

«Есть порох в пороховницах».

1

69

70

Обобщающий урок. «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты.

2

Для реализации программного содержания используются учебники:

  1.  Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. «Мы и окружающий мир»:  4класс ( две части).–

Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература», 2004год.

  1. Дмитриева Н.Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 3-4 классы.  -                                              Самара: Корпорация «Фёдоров», 2002год.


Требования к уровню подготовки учащихся по результатам обучения в 4 классе

Устанавливать связи:
Между деятельностью человека и природой;
Между городом и деревней;
Между промышленностью и сельским хозяйством.

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Достаточно полно и доказательно строить устное высказывание, в письменном тексте выделять главное, составлять план;
Пользоваться учебной и дополнительной литературой.

Знать:
Некоторые правила предупреждения травм;
Нормы здорового образа жизни;
Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве;
Основные этапы истории России;
Государственную символику;
Даты важнейших событий в истории Отечества и государственные праздники;
Народы, населяющие Россию (не менее трех);
Название Основного закона страны;
Имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей и путешественников России;
Достопримечательности родного края.

Уметь:
Находить на физической карте изучаемый объект;
Различать полезные ископаемые (не менее трех);
Иметь навыки самообслуживания, соблюдать правила безопасности в быту;
Соблюдать правила предупреждения простудных инфекционных заболеваний;
Оказывать простейшую доврачебную помощь при порезах, ушибах, солнечном ударе, обморожении, простуде;
Узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
Соблюдать правила охраны природы;
Ориентироваться в социальной среде, пользоваться принятыми правилами общения;
Кратко характеризовать некоторые различия между людьми и свои индивидуальные особенности, ценить положительные поступки окружающих;
Определять последовательность исторических событий;
Соотносить год с веком;
Называть выдающиеся памятники истории и культуры России (Кремль, памятники А.С. Пушкину, Петру I).

Школьникам, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:
Уметь осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам
Систематизировать изученные в 1-4 классах естественнонаучные и исторические понятия
Знать названия наиболее крупных стран мира и их столиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...