Главные вкладки

    Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс
    презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему

    Федорова Ирина Аркадьевна

     

    Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс. 
     На уроке учащиеся знакомятся с понятием экосистема озера. В ходе урока
    учащиеся знакомятся с происхождением и видами озер. На уроке рассказывается о
    крупнейших озерах планеты, о происхождении болот, происходит знакомство с растительным и 
    животным миром озер. Во время работы учащиеся заполняют таблицу и 
    разгадывают кроссворд.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:



    Предварительный просмотр:

    Окружающий мир

    Урок-презентация

    «Экосистема озера»

    (Озеро и его обитатели)

    3 класс

    Учебник: Вахрушева

    «Окружающий мир»

    (школа 2100)

    Учитель начальных классов

    гимназии №205 Санкт-Петербурга

    Федорова И.А.


    Цель:

    - дать первичное понятие экосистемы озера, взаимосвязи живой и неживой природы;

    - познакомить учащихся с животным и растительным миром озер, «их профессиями» в экосистеме;

    - осуществить приемственность между начальным и средним звеном. (пропедевтика, эта тема изучается в 6 классе на географии)

    Задача:

    - воспитывать бережное отношение к природе;

    - расширить кругозор учащихся об окружающем мире;

    Учебник. 1 часть страница 44-47

    Оборудование:

    - Презентация к уроку: Окружающий мир. 3 класс. Экосистема озера.ink

    - Индивидуальные таблицы для учащихся. (Приложение 1)

    - Индивидуальный кроссворд. (Приложение 2)

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    - Начнем урок с повторения.

    2. Актуализация знаний.

    - Какую тему вы изучали на прошлом уроке? (мы разбирали, что такое экосистема).

    - Что такое экосистема?  (это единство живой и неживой природы, в котором сообщество живой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ). [Слайд 2]

    - Давайте уточним составные части любой экосистемы (живая природа - «производители», «потребители», «разрушители»; неживая природа - воздух, вода, почва, горные породы).

    Экосистема бывает разнообразна. Экосистема - это широкое понятие. Экосистема не связана с ограниченным участком земной поверхности. Это понятие применимо ко всем системам животных и неживотных компонентов, где происходит внешний и внутренний круговорот веществ и энергии.

    Понятие экосистема ввел английский ботаник А. Тенсли в 1935 году, который обозначил этим термином, любую совокупность совместно обитающих организмов и окружающую их среду.

    - Сегодня мы с вами изучаем одну из экосистем. А какую - вы угадаете сами.

    - Глядятся в него молодые рябинки, цветные свои, примеряя косынки.

    Глядятся в него молодые березки, свои перед ним поправляя прически.

    И месяц и звезды - в нем все отражается

    Как это зеркало называется?

                                                                              (озеро)

    - Тема сегодняшнего урока:

    Экосистема озера. [Слайд 3]

    - Каждый из вас много знает. Возможно сегодня, вы мне поможете, вести урок, а кто-то из вас сделает открытки. В конце урока вы поделитесь, кто из вас, что нового узнал.

    - Перейдем к теме урока. [Слайд 4] (открываются левые шторки)

    Что такое озеро?

    Виды озер.

    Происхождение.

    Взаимосвязь живой и неживой природы (пищевая цепь)

    Животные и растения озера.

    - Сегодня по этому плану мы работаем.

    3. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

    - Что такое озеро? (природные водоемы со стоячей водой в углублении).

    - Мы с вами дадим научное определение понятия озеро. Озеро - это замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении.

    - Какие озера вы знаете? (Байкал, Каспийское, Ладожское) [Слайд 5. Открываются левые шторки, по мере ответов учащихся.]

    - Озеро в отличие от моря не является частью океана. От реки отличается тем, что вода в нем не течет.

    [Слайд 5. Открывается правая верхняя шторка]

    [Слайд 6]

    Самое глубокое - Байкал, его глубина 1620 м. Озеро Байкал хранит в себе 1/10 часть пресной воды Земли. Это большой наш ресурс.

    [Слайд 5. Открывается правая средняя шторка]

    [Слайд 7]

    Самое большое озеро - Каспийское.

    [Слайд 5. Открывается правая нижняя шторка]

    [Слайд 8]

    Самое бурное озеро - Ладожское.

    1/3 части населения Земли испытывает нехватку пресной воды. Реки и озера - главный источник пресной воды. Человек тратит эту воду не рационально. Например, для орошения полей, на производстве при изготовлении бумаги.

    В среднем в день городской житель расходует 150 л воды, а сельский житель - 50 л. В основном эта вода тратится бесполезно. Наш бесценный ресурс пресной воды сокращается. Но, правда, замороженная вода находится еще и в виде ледников, но человек пока не научился ее добывать оттуда.

    Давайте беречь воду.

    - Мы с вами ответили на первый пункт плана.

    [Слайд 4]

    - Какие вы знаете виды озер? (бессточные и сточные (проточные))

    [Слайд 9]

    - Бессточное - это озеро, не имеющее выхода вод, из него не вытекают реки и ручьи.

    - Сточное - это озеро, имеющее выход вод, из него вытекают реки ручьи.

    - Мы с вами ответили на второй пункт плана.

    [Слайд 4]

    - А кто из вас знает, как возникают озера? («море обмельчало»)

    - Существует несколько теорий происхождения озер. [Слайд 10]

    По одной из теорий озеро образуется при движении земной коры. Такое происхождение называется тектоническим.

    По другой теории озеро образуется в результате таянья ледников. Такое происхождение называется ледниковым. В горах при движении горных пород, образовавшиеся углубления заполняются талыми льдами. Опущение земной поверхности сопровождается потеплением, лед тает. И образуется озеро.

    Также существует карстовое и остаточное происхождение озер. Но об этом вы узнаете в 6 классе на уроках географии.

    - Мы с вами, ответили на третий пункт плана.

    [Слайд 4]

    4.Работа по учебнику.

    А) Выполнение задания 1 на странице 44.

    - Рассмотрите рисунок №1 на стр. 44

    - Кто обитает в озере? (водоросли, рачки, карась, щука, раки, беззубка, микробы).

    - Проследите, как они взаимосвязаны. [Слайд 11] (работа учащихся с интерактивной доской)

    - рачки питаются водорослями

    - карась питается рачками

    - щука питается карасями

    - мертвыми организмами кормятся раки, улитки, беззубки

    - остатки перерабатывают микробы)

    - Все они соединены зелеными стрелками.

    - Что они обозначают? (передачу органических веществ)

    - Почему от микробов к водорослям идет коричневая стрелка? (микробы перерабатывают остатки мертвых организмов до минеральных веществ, которые нужны водорослям).

    -Происходит взаимосвязь в пищевой цепочке.

    Б) Выполнение задания 2, на стр. 46.

    -Переверните страницу. Попробуйте самостоятельно подписать на схеме всех обитателей озера, с которыми вы познакомились в первом задании. (учащиеся самостоятельно выполняют работу)

    - Теперь объясните, что означают стрелки? (зеленая стрелка-передача органических веществ; коричневая стрелка-передача минеральных веществ)

    - Обратите внимание, что от мертвых организмов черная стрелка идет вниз, а не к микробам. Что это значит? («разрушители» не справляются со своей работой, а это значит, что круговорот веществ в озере не полностью замкнут).

    - В чем взаимосвязь? (в круговороте веществ).

    В) Чтение диалога Лены и Миши на стр. 44.

    - Повлияет ли это на экосистему озера?

    - Прочитайте диалог Лены и Миши на стр. 44. Они помогут вам найти ответ на ваш вопрос. (чтение учащихся по ролям)

    - Что же произойдет с озером, если круговорот не полностью замкнут? (со временем оно превратится в болото). [Слайд 12] (нажать на «Круговорот НЕ полностью замкнут»)

    - В чем кроется причина? («разрушители не справляются со своей работой).

    - В результате этого, что происходит с органическими веществами? (они перерабатываются и оседают на дне озера)

    - Происходит переработка органических веществ в ил. Что является неживой природой.

    Физкультминутка: «Бабочка» (сидя за партами)

    - Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся,

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснется,

    Бабочка кружит и вьется.

    - Мы с вами, ответили на четвертый пункт плана.

    [Слайд 4]

    - Работаем по последнему пункту плана.

    - Посмотрите на доску, здесь изображены обитатели озер. Кого вы узнали?

    - Отгадайте загадки, и вы узнаете, кто еще обитает в озере. [Слайд 13]

    (чтение загадок учащимися)

    - К сегодняшнему уроку некоторые ребята подготовили сообщения. Давайте узнаем о ком?

    Перечисленные здесь некоторые животные и растения занесены в красную книгу. Мы с вами должны бережно относиться к природе, чтобы она радовала нас. [Слайд 14]

    4) Первичное закрепление. Обучение самостоятельного применения знаний.

    А) - Выполните задание 4, на стр. 47.

    - В задании 4 авторы задают вопросы для любознательных. Прочитайте их и попробуйте ответить.

    (учащиеся дописывают ответы в учебник)

    - Зачем рыбаки сверлят зимой дырки во льду? (рыба собирается у лунок потому, что им не хватает воздуха)

    Б) Выполнение задания на стр. 47.

    - Сегодня на уроке вы познакомились с обитателями экосистемы озера. В задании 3 на стр. 47 вам нужно определить «профессии» перечисленных живых организмов. Вам понадобятся цветные карандаши.

    (самост. выполн. учащ.)

    - Назовите «производителей» (хара, кувшинка, рогоз, камыш, элодея, водоросль).

    - Кого вы отнесли к группе «потребителей»? (щука, окунь, циклоп, дафния, карась, плотва, окунь).

    - Кто выполняет роль «разрушителей»? (мотыль, рак, беззубка).

    В) Работа с таблицей. [Слайд 15] (работа учащихся с интерактивной доской).

    - Перед вами таблица. Внесите в нее обитателей экосистемы, с которыми вы познакомились.

    - Какую экосистему вы изучили сегодня на уроке? (экосистему озера).

    - Перечислите «производителей», с которыми вы познакомились на уроке. (элодея, хара, одноклеточные водоросли, ирис-касатик, камыш, рогоз, кувшинка).

    - Назовите «потребителей» озера. (щука, окунь, циклоп, дафнии, карась, плотва, утка, стрекоза, водомерка).

    - Кто из «разрушителей» озера вам известен? (мотыль, личинка комаров, улитка, рак, микробы).

    - Разгадайте кроссворд. [Слайд 16] (работа учащихся с интерактивной доской).

    5) Домашнее задание.

    - Читать стр. 44-47

    6) Итог урока.

    - Кто-нибудь из вас сделал сегодня открытие? Что нового он узнал? С каким чувством вы уйдете с урока?

    - Спасибо вам за урок. Я получила удовольствие, общаясь с вами.

    7) Орг. момент.

    Оценки выставляются в течении урока.

    - за работу на уроке

    - за сообщения

    - за выполнение задания в учебнике.

    Литература:

    1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир. Ч. 1 «Обитатели Земли».
    2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь  к учебнику «Окружающий мир» («Обитатели Земли») для 3-го класса.
    3. Вахрушев А.А., Родыгина О.А. Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. («Обитатели Земли»). 3-й класс.

    Приложение 1

    ___________________________

    Обитатели экосистемы

    Название экосистемы

    Производители

    Потребители

    Разрушители

    Приложение 2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.

    Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...

    презентация к уроку окружающего мира "Экосистема озера"

    Данный ресурс позволяет доступно и наглядно дать учащимся представление об экосистеме озера по программе "Школа 2100" в курсе окружающего мира в 3 классе....

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

    Конспект  урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс...

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

    Конспект  урока и презентация по окружающему миру по теме «Организм человека». 3-й класс...

    Урок окружающего мира "Экосистема озера". 3 класс

    Урок окружающего мира. Тема "Экосистема озера". Класс: 3. УМК "Школа 2100"...

    Интерактивная доска. Конспект и презентация к уроку Окружающий мир. Экосистема озера. 3 класс

    Урок и презентация по курсу окружающий мир, 3 класс.Презентация выполнена в формате INK в программе MimioStudio. Используется на интерактивных приставках MIMIO. На уроке учащиеся знакомятся с понятием...