Внеклассное занятие по окружающему миру "Мой край родной – Октябрьский район"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Кузнецова Ирина Анатольевна

Тема занятия:Мой край родной – Октябрьский район.

Цель:воспитание любви к родному краю.

Задачи:

ü     формировать интерес к родному краю;

ü     расширить знания о районе (символика и её значение, полезные ископаемые);

ü     формировать представления детей о природных богатствах района;

ü     воспитывать бережное отношение к природе и её ресурсам;

ü     учить видеть красоту природы;

ü     воспитывать чувство уважения к народам, живущим в районе;

ü     развивать интерес к произведениям поэтов Октябрьского района;

ü     развивать мышление, речь, творческие способности учащихся, дисциплинированность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_kray_-_oktyabrskiy_rayon.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Мой край родной – Октябрьский район.

Цель: воспитание любви к родному краю.

Задачи:

  1. формировать интерес к родному краю;
  2. расширить знания о районе (символика и её значение, полезные ископаемые);
  3. формировать представления детей о природных богатствах района;
  4. воспитывать бережное отношение к природе и её ресурсам;
  5. учить видеть красоту природы;
  6. воспитывать чувство уважения к народам, живущим в районе;
  7. развивать интерес к произведениям поэтов Октябрьского района;
  8. развивать мышление, речь, творческие способности учащихся, дисциплинированность.

Оборудование: экран, ноутбук, мультимедийный проектор

Оформление: на доске надпись «Октябрьскому району 75 лет!!! Поздравляем с юбилеем!!!», выставка книг об Октябрьском районе, выставка детских рисунков «Моя Родина».

Предварительная подготовка: разработка мероприятия (сценарий, презентация), подборка книг об Октябрьском районе для выставки, организация выставки рисунков учащихся «Моя Родина», подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворений, оформление доски, подготовка аппаратуры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Подготовительная часть.

(СЛАЙД №2, примечание: знаком «*» отмечено переключение анимации, вручную)

Учитель:

*Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети.

Есть на свете различные страны,

Но такой, как у нас, не найти.

- Скажите, ребята, в какой стране мы живём? Много есть на свете, и кроме России, различных государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

(Звучит песня “С чего начинается Родина”).(СЛАЙД 3 - фотофильм)

II. Постановка цели мероприятия.

Учитель:

- Есть родина, что называется малой. Это место, где ты родился, во дворе играл, ходил в детский сад…

Ученик: 

Там, где рощи берёз белоствольных,

Оживляя простор голубой,

Словно стайки подружек весёлых,

Выбегают на берег крутой,

Строгим кедрам, красавицам-соснам

Машут радостно сочной листвой.

Выйду к ним по весне утром росным,

Закружусь в карусели лесной.

А птицы над Обью играют зарю,

И утро встречая, я с ними пою.

Я пою об Октябрьском крае…

                                       (Шестакова В. И.)

Учитель:

- Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном Октябрьском районе. Выясним, что понимают под словами «край родной»?  

III. Основная часть.

(СЛАЙД 4 - фото)

Ученик:

Летние зори над Обью,

*Дремлют в дали тальники.

Я вспоминаю с любовью

*Край, где живут земляки,

Берег крутой у причала,

Елей высоких стволы

Всей моей жизни начало

Это село Шеркалы.

*Помнятся школьные годы,

Запах рыбацких костров.

Мы из таёжной породы

Больше работы, чем слов.

*По вечерам возле клуба

Слышится смех детворы.

Крепче могучего дуба

Наше село Шеркалы.

*Ветром река нас встречает,

*Плещет волна серебром.

Выпьем душистого чая,

И вспоминается дом.

*Завтра вернёмся с уловом,

В семьях накроют столы.

Жизни рыбацкой основа

*Наше село Шеркалы.

                       (Кугаевский В.Ф.)

Учитель:

- Что в вашей жизни, значит село Шеркалы? (ответы детей)

- Конечно же, Шеркалы – это ваша малая Родина.  Наш небольшой посёлок входит в состав Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа. А какие ещё посёлки Октябрьского района вы знаете? (ответы детей) (СЛАЙД 5) 

Октябрьский район имеет свою символику. (СЛАЙД 6) Герб Октябрьского района изображён в форме щита пурпурного цвета. В центральной его части, так же как и во флаге, изображена женщина – образ Земли Югорской – Минсне. В её руке ниспадающая на её ладонь капля чёрного цвета – символ чёрного золота. Что называют «чёрным золотом»? Нефть – это ведущая отрасль промышленности района. Чёрный цвет – это цвет благоразумия, мудрости, скромности, честности, вечного бытия. Изображение женщины находится в окружности белого цвета с зубчато-составной бело-красной каймой, фрагментом орнамента ханты, в котором красный цвет обозначает богатство, изобилие.  

В символике использованы пурпурный цвет – символ достоинства, преображения, благородства. Белый – это заснеженные просторы, белый цвет символизирует красоту, безупречность, возвышенные устремления, добродетель. Как вы думаете, почему на флаге и гербе присутствуют зелёный и синий цвет? Правильно, зелёный цвет показывает богатую природу района и символизирует изобилие, жизнь и возрождение. Синий (лазурь) является символом красоты, безупречности, указывает на изобилие водоёмов.

Чем отличаются герб и флаг района? (форма, размер, на гербе есть изображения животных)

Как вы думаете, что с какой целью на гербе использованы изображения животных? (Соболь и осётр – символы богатой фауны)

Октябрьский район – это бескрайние просторы тайги, голубые нити рек, зеркала озёр.

(СЛАЙД 7- фото Оби)

Ученик:    Серебром, украшая просторы родные,

Обь могучая воды несёт.

И глядятся неё в небеса голубые.

Славит в песнях сибирский народ.

Как красивы прибрежные склоны крутые

В изумрудах кедровых ветвей.

И купались в Оби купола золотые

Монастырских Кондинских церквей.

Всё плывут по Оби теплоходы,

Откликаясь гудками в тиши.

И любуемся мы здешним чудом природы, -

Ночи белые так хороши!

Край богатый лесами, и нефтью и рыбой,

Умножает богатство страны.

И куда ни уехал, и где бы ты ни был,

Нет прекрасней родной стороны.

                                              (Маркова Г.И.)

Учитель:

Красива и богата земля Октябрьского района: величественная сибирская тайга, могучая река Обь с сетью ее проток и притоков, кладовая недр с полезными ископаемыми дают всё необходимое для жизнеобеспечения человека.

Скажите, какие полезные ископаемые хранит в себе земля нашего края?(СЛАЙД №7)

Земля Октябрьского района богата нефтью. Крупные месторождения - Каменное, Мало- Атлымское, Больше-Каменское. Есть и другие полезные ископаемые: кварцевые пески (возле п.Андра), глины кирпичные (Алёшкинское месторождение), асбест, лигнит, охра (Малый Атлым), бурый торф (непромышленные запасы).

Добыча полезных ископаемых должна проводиться так, чтобы не нарушался природный баланс. Ведь вокруг нас такая красота!

(СЛАЙД 9)

Ученик:    В белых шубах сосны, ели,

С них иголки на снегу.

Слышу я синичек трели,

На свидание бегу.

Тишина в сосновой чаще,

Ах, какая тишина!

И снежок кружит летящий

Искры звёздного вина.

Желтогрудые синицы.

Разговор ведут тиф-тиф.

Иглы елей, словно спицы,

Вяжут сказочный мотив.

*Ощущаешь повсеместно

Запах хвои и смолы,

И легко под свод небесный

Вверх уносятся стволы.

                   (Р.И.Перевалова)

(СЛАЙД 10)

Ученик:

Растет брусника в тихой роще,

Смолистым воздухом дыша,

Ведет всю жизнь как можно проще

И оттого так хороша.

                         Н. Холодковский

(СЛАЙД 11)

Ученик:

По тропинке шла,
Белый гриб нашла.
*Проходила по опушке –
Отыскала три волнушки.
Пошла леском –
*Моховик под листком.
А шагнула напрямик –
Увидала боровик.
                        В. Шульжик

(СЛАЙД 12)

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
                                    Е. Алексеев

(СЛАЙД 13)

Лось, шагая сквозь тайгу,

Потерял рога в снегу.

Велика вокруг тайга –

Как отыщешь в ней рога?

Только лось нисколько даже

Не горюет о пропаже.

- Ничего,- смеется лось,-

К лету вырастут, авось.

                                 А. Ерошин

(СЛАЙД 14)

Рыжий маленький зверёк

Прыгнул с ветки на пенёк

Парашютом пышный хвост,

Лапки чешут чуткий нос.

Хоть и занят он собой,

Ушки ловят звук любой,

Но попробуй подойди

Уже с дерева глядит.

Трудно с белкой подружиться

Ей на месте не сидится.
                                              Т. Кайзер

Учитель:

- Какие ещё животные обитают в наших лесах?

- Давайте совершим прогулку по нашему замечательному лесу. Все встали. (Физминутка)

Мы шагаем, мы шагаем.

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

Вдруг мы видим из куста:

Выпал птенчик из гнезда.

На руки его берём

И назад его кладём.

Впереди из-за куста

Смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

На полянку мы выходим:

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Как много мы увидели

И речку, и цветы.

Узнали много нового

И я, и ты и мы.

- ходьба на месте;

- руки подняли вверх, наклонные движения туловища вправо, лево;

- присели, руки перед грудью разводим в разные стороны;

- встали, наклонились, потянулись вверх;

- указательный палец к губам, повороты друг к другу;

- на носочках бег на месте;

-ходьба на месте;

- наклоны туловища вперёд;

- ходьба на месте.

- Какая хорошая прогулка получилась! А какое доброе дело мы сделали во время прогулки? (положили птенца в гнездо, не стали мешать лисе) Какие правила поведения в лесу нужно соблюдать? Для чего нужно выполнять эти правила?

(СЛАЙД 15 - видеофильм)

Ученик:

Лодка, волны Оби рассекая,

Мчится в брызгах алмазных полос.

Словно рыба, на солнце сверкая,

Чешуями серебряных слёз.

Рыба чем-то похожа на воду:

Беззащитна, безгласна она.

Для потомства храните природу!

Пусть река будет чистой до дна!

Вдаль из глаз исчезают деревья.

Снова виден их пёстрый наряд.

И мотор заглушает все крики

Перелётных, собравшихся в ряд.

Свежий ветер ласкает прохладой.

Гладь реки будоражит мечты.

Как привольны просторы речные!

Взор немеет от сей красоты!

Мчится лодка в алмазных слезинках.

Обь красавица гордо течёт.

Речка эта – богатство Сибири.

Воздадим ей хвалу и почёт!

                                  Горбунова Т.А.

Учитель:

- Наша Обь это одна из крупнейших рек в мире. Её длина около 5 410км. На языке народов ханты и манси она звучала «Ас», что означает «большая река». Как вы думаете, почему люди издавна селились на берегах рек и озер?

Река – это прежде всего источник воды, это наша кормилица. В водах Оби обитает более 50 разновидностей рыб. Рыбным промыслом занимались люди с давних лет. (СЛАЙД 16) Для местного населения рыба всегда была основным продуктом питания. В 1930г. на базе рыболовецких артелей образовался Кондинский (с 1958г Октябрьский) рыбозавод. В жару и мороз, наперекор ветрам и бурям наши рыбаки работают на реке. В нашем посёлке выловом рыбы занимаются Шеркальский рыбоучасток и национальная община «Совтор».

Обь – это красивейшая река, недаром её просторами восхищаются:

(СЛАЙД 17- фото Оби)

Ученик:

Глаза закрою – вижу Обь,

Её широкие разливы,

Крутых изгибов берега

*И говор уток по заливам.

Эх, Обь, ты Обь моя родная,

*Тебя мне век не позабыть,

Вот жить бы мне в шеркальской хате,

По берегам твоим бродить!

*А как красива ты бываешь,

Когда коснётся луч тебя,

И ты всей гладью заиграешь,

Давая отблеск на луга.

*И каждым годом мне дороже

Твои широкие разливы,

*Крутых изгибов берега

И говор уток по заливам.

                                     Перевалова Р.И.

Учитель:

Красота окружающей нас природы зависит от людей. Люди каких национальностей живут в нашей местности? (ответы детей)

Да, в нашем районе дружной семьёй живут люди разных национальностей. Но так было не всегда. Назовите коренные национальности нашего края (ханты, манси). Чем они занимались?  

 Почти все трудовые дела народа ханты переплетались с природой, поэтому они считали что человек – такая же часть природы, как деревья, животные, реки и т.д.

В лесу запрещалось кричать. Взрослые говорили: «Лес разбудите!» Вечером люди выходили из тайги ближе к реке, потому что наступало время лесных духов: уходили на покой птицы, звери, и их нельзя было беспокоить, иначе дух леса мог наказать человека.

Живя в согласии с природой, ханты наблюдали за природными явлениями, знания об окружающем мире использовали в своей жизнедеятельности. Священные места хантов были своеобразными заказниками, заповедниками. Их люди посещали только в праздники. В таких местах нельзя было трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра приносили с собой.

Придя с охоты, охотники проводили «извинительные» ритуалы перед природой: поклонениями, жертвоприношениями, дарениями человек как бы откупался от природы за содеянное. Охотники добывали ровно столько, сколько им было необходимо, чтобы прокормить семью. Никогда не забывали они о семьях, в которых не было мужчин, о семьях родственников и соседей. Обязательно делились с ними своей добычей. Готовность прийти на помощь давала человеку уверенность, что с ним поступят точно так же. Они не запирали на замки свои избушки, орудия промысла оставались на местах, где человек охотился, потому что между людьми были доверительные отношения.  Ханты считали, что если человек творит добро, то оно к нему потом возвращается.

Скажите, ребята, а как вы можете узнать об обычаях народов ханты и манси, а так же об истории нашего края? (обращается внимание на выставку книг) В школьной библиотеке есть книги о нашем крае. Из них вы можете узнать много нового о природе, о людях, об истории Октябрьского района, традициях и обычаях народов ханты и манси, познакомиться со сказками народов Севера и т.д.

А где можно не только узнать исторические сведения, но и прикоснуться руками к старинным вещам?

В Октябрьском районе есть два музея: в п.Октябрьское и п.Шеркалы. (СЛАЙД 18- фото Шеркальского музея)   В этом году нашему музею исполняется 30 лет.  Наш музей - это очень уютный, маленький зал. В нём не так много  предметов старины, но и по ним можно создать образ жизни народов ханты. Здесь многие вещи до сих пор не утеряли своего  назначения. Представители хантыйского рода приходят сюда, чтобы поклониться своим богам, здесь, в музее находится святой угол.  В избе коллекция музыкальных инструментов. Немало предметов рассказывают об основных промыслах хантов - рыбной ловле и охоте. Хозяйка музея Крюкова Наталья Владимировна, всегда приветливо встречает гостей и интересно рассказывает о жизни коренных народов, об истории села, его жителях.

Очень важно знать историю своего народа. Благодаря ей, мы узнаем о своем происхождении. Традиции и обычаи объединяют нас, общие события и мероприятия сближают.

IV.  Подведение итогов.

- Ребята, посмотрите на ваши рисунки, вспомните, о чем мы говорили на мероприятии  и скажите: что вкладывают в понятие «мой край»?

Ввод: место, где ты родился и вырос, окружающая тебя природа, её ресурсы, люди, живущие рядом с тобой – всё это и есть наш край. Каким будет наш край - зависит от нас.

Октябрьский район – это всего лишь небольшая часть  России, но он вносит свой  вклад в  развитие нашей страны.

Пусть же наш  Октябрьский район процветает, пусть родная земля одаривает нас своими богатствами. Но знайте, истинные богатства края находятся не глубоко под землей, а заключены в людях, целеустремлённых, творческих, талантливых. Пусть район, как и прежде, объединяет людей разных   национальностей, разных поколений, избравших своей судьбой Север. Хочется всем жителям района пожелать  доброго здоровья, счастья,  благополучия, успехов во всех делах и начинаниях! А вам, школьникам, успехов в учёбе, чтобы став взрослыми вы внесли свою лепту в развитие Октябрьского района!  

V. Заключительная часть.

Исполняется песня «Октябрьский район», слова и музыка Альбины Захаркиной (СЛАЙД19 – фото района)   

Источники:

  1. Времена Коды. Юбилейное издание. – Пермь: Феликс, 2006, -352с.
  2. Серебряная Обь: Сборник стихов поэтов Октябрьского района. Вып. 1 / Составитель Толстошеина Е.В. - Октябрьское: МАУ «ОРИЦ», 2002, -76с
  3. Перевалова Р. Капельки рябины. – Серов: П/о «Север», 2001, -80с
  4. Серебряная Обь: Антология одного стихотворения. Вып. 4 / ред. Ермакова Н.В., сост Салмина и др. -  Октябрьское: МАУ «ОРИЦ», 2010, -84с
  5. Обские угры: фотоальбом / ред. Райшев А.И. – Верона, Италия: 2005, - 208с
  6. CDдиск «Пою мою Югорию – Отечество пою…»

Фотоматериалы:   Кузнецовой И.А. , Мануйлова В., а также из интернета:

http://www.alterinfo.net/photo/art/default/3045087-4340250.jpg

http://www.msu-ugra.ru/page/asmo/111/176

http://fotki.yandex.ru/users/part67/view/80490/

http://foto-planeta.com/photo/13584.html

http://fotki.yandex.ru/users/nizlyubov/view/510418/

http://fotki.yandex.ru/users/sherkaly-school/view/465717/

http://religia.eduhmao.ru/info/1/3398/81278/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по курсу «Наш край» 3 класс

Внеклассное мероприятие по региональному курсу "Наш край". Расширяет понятие о фольклерной культуре и растениях края....

Программа занятий внеурочной деятельности "Самара-край родной"

Данная программа является составной частью духовно-нравственного направления внеурочной деятельности младших школьников....

Разработка внеклассного мероприятия по теме "Мой край - родная Белгородчина".

Урок нравственности, направленный на привитие любви к родному краю....

внеурочное занятие кружка "Осетия -мой край родной" на тему "Мой город. Исторические места- Проспект Мира".

Данное занятие можно использовать в 3-4 классах. здесь ребята знакомятся с историей города Владикавказ. Совершают "виртуальную" прогулку по Проспекту Мира, знакомятся с историческими местами проспекта...

Занятия по экологии "Мой край родной" 2 класс

В основе экологического занятия по проекту "Мой край родной" лежит системно-деятельностный подход. Формы и методы занятия формируют у обучающихся универсальные учебные действия через практич...

Методическая разработка занятия "Введение в программу "Край родной""

Вводное занятие по дополнительной образовательной программе "Край родной" позволяет познакомить детей с деятельностью детского объединения, работающего по программе туристско-краеведческого ...