рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Франчук Наталия Олеговна

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_okruzhayuschemu_miru_3_klass_2.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 КЛАСС

Пояснительная записка

Данная программа нацелена на реализацию федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.

 Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: авторской программы А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой (Просвещение, 2011г.). Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».

Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Цель обучения:

– формирование личности ребенка;

– развитие универсальных учебных действий;

– развитие способности учиться, познавать окружающий мир и сотрудничать.

Задачи программы:

формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики;

воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу (селу), своему Отечеству;

развитие стремления к познанию окружающего мира и самого себя, своего внутреннего мира;

расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал.

Основные содержательные линии

Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследи». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также,  как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».

Радость познания

 (10ч + 2ч практическая работа+1ч проверочная работа)

        Свет знания.

Как изучают окружающий мир.

Книга – источник знаний.

Отправимся на экскурсию.

О чем расскажет план.

Планета на листе бумаги.

Страны и народы на политической карте мира.

Путешествуя,  познаем мир.

Транспорт.

Средства информации и связи.

Мир как дом

(18 ч +2 ч практическая работа + 2ч проверочная работа)

        Мир природы в народном творчестве.

Из чего состоит все.

Мир небесных тел.

Невидимое сокровище.

Самое главное вещество.

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Природные стихии в народном творчестве.

Кладовая Земли.

Чудо под ногами.

Мир растений.

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Мир животных.

Животные в народном творчестве.

Невидимые нити в живой природе.

Лес – волшебный дворец.

Луг – царство цветов.

Водоем – дом из воды.

Как сохранить богатство природы.

Охрана природы в культуре народов России.

        

Дом как мир

 (20 ч +1 ч практическая работа + 2 ч проверочная работа)

        Родной дом – уголок отчизны.

Свой дом – свой простор.

В красном углу сесть – великая честь.

Побываем в гостях.

На свет появился – с людьми породнился.

 Родословное дерево.

Муж и жена – одна душа.

Святость отцовства и материнства.

Добрые дети – дому венец.

Детские игры – школа здоровья.

Строение тела человека.

Как работает наш организм.

Что такое гигиена.

Наши органы чувств.

Школа первой помощи.

Здоровью цены нет.

Дом невелик, а стоять не велит.

Семейный бюджет.

Мудрость старости.

Путешествие к А.С. Пушкину.

В поисках всемирного наследия

(10ч + 2ч практическая работа+1ч проверочная работа)

        Всемирное наследие.

Московский Кремль.

Озеро Байкал.

Путешествие в Египет.

Путешествие в Грецию.

Путешествие в Иерусалим.

Путешествие в Китай.

Всемирные духовные сокровища.

Объем изучаемого предмета (курса) 68 часов. Количество часов в классе: 68 часов по учебному плану, 2 часа в неделю.

Методы изучения предмета (курса):

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

Формы контроля: опрос (фронтальный, индивидуальный), тест, проверочная работа.

Перечень учебно-методического обеспечения:

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М., Просвещение, 2012.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2012.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.  Уроки по окружающему миру: пособие для учителя. М., Просвещение, 2012.

Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. Под ред. А.А. Плешакова . М., Просвещение, 2012.

Таблицы животных, растений, грибов

Карточки с заданиями

Тестовый материал

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Устанавливать связи:

Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;

Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);

Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

Уметь выделить главное в письменном тексте.

Знать:

Состав и свойства почвы;

Характерные признаки сезонов года родного края;

Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);

Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

Особенности природы своего края;

Правила поведения в природе;

Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:

Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;

Находить на физической карте России природные зоны;

Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;

Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);

Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.

Школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и знаниями:

Осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп).

Иметь представление об истории человека в древние времена.

Знать имена исторических лиц древности: Аристотель, Александр Македонский; имена зарубежных ученых и путешественников: Ф. Магеллан, Х. Колумб, Н. Коперник, И. Ньютон.

Иметь представление об истории родного края.

Список литературы:

Нормативные документы:

Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. №1089.

Примерные программы, созданные на основе федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Учебные пособия:

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Учебник. Часть 1 и 2. М., Просвещение, 2012.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. М., Просвещение, 2012.

А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.  Уроки по окружающему миру: пособие для учителя. М., Просвещение, 2010.

Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. Под ред. А.А. Плешакова . М., Просвещение, 2012.

Тематическое поурочное планирование по «Окружающему миру», 3 класс (УМК «Перспектива»).

Авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая

Тема урока

Коли-чество часов

Форма урока

Элементы содержания

Информационное сопровождение

дата

По плану

По факту

1

Свет знания

1

Вводный урок

Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения.

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах;

Волшебный клубочек.

Презентация, проектор, компьютер.

Уч. стр.с.4-7

РТ с.3-5

01.09

2

Как изучают окружающий мир

2

Комбинированный урок

Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования (от постановки цели до вывода).

Различать виды оборудования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение.

Оценивать свои успехи при выполнении практических работ. Обсуждать рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне», делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

Уч. стр.с.8-11

РТ с.6-11

Лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка, атлас-определитель «От земли до неба»; запись припева песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»

06.09

3

Как изучают окружающий мир (практическая работа)

Работая в группах, осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования,  приемы использования оборудования.

Лабораторные весы, секундомер, рулетка, лабораторный спиртовой термометр, микроскоп, бинокль, колба, пробирка,

08.09

4

Книга - источник знаний

1

Комбинированный урок

Определять тип справочной и научно-познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе. Презентовать полюбившуюся научно-популярную книгу: правильно называть автора и название, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

Уч. стр.с.12-15

РТ с.12-13

Волшебный клубочек, Четыре листа ватмана – «переплеты» с надписями: «Словарь», «энциклопедия», «путеводитель», «атлас»; перепечатанные или переписанные от руки высказывания Цицерона или К. Паустовского из задания 3 рабочей тетради.

13.09

5

Отправимся на экскурсию

1

Комбинированный урок

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках.

Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и экскурсантов.

Обсуждать правила поведения на экскурсии.

Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщать и раскрывать ее содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением (буклеты, открытки и др.).

Проектное задание (проект): вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку.

Уч. стр.с.16-19

РТ с.14-17

Компьютер, проектор, презентация

15.09

6

О чем расскажет план

1

Комбинированный урок

Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни..

Уч. стр.с.20-23

РТ с.18-19

Компьютер, проектор, презентация, план своего населенного пункта и района

20.09

7

О чем расскажет план (практическая работа)

1

Урок практикум

В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

Уч. стр.с.20-23

РТ с.20-21

22.09

8

Планета на листе бумаги

1

Комбинированный урок

Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Работая в паре, заполнять таблицу «Материки и части света». Узнавать материки и части света по силуэтам. С помощью карты учебника приводить примеры морей, рек, островов. Обсуждать роль карты в жизни людей, в нашей собственной жизни, оценивать эмоциональные впечатления от мысленных путешествий по карте.

Уч. стр.с.24-27

РТ с.22-23

Настенная физическая карта полушарий,  глобус, магнитофон, кассета с записью.

27.09

9

Страны и народы на политической карте мира

1

Комбинированный урок

Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять ее отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать ее границы, определять столицу, называть соседние страны. Соотносить название страны с названием языка и наоборот. В справочной литературе о народах мира находить информацию о составе населения страны и об особенностях ее культуры.

Уч. стр.с.28-31

РТ с.24-25

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах; игральный кубик.

29.09

10

Путешествуя, познаем мир

1

Комбинированный урок

Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута, оформлять дневник путешествия, оценивать результаты путешествия (достигнута ли поставленная цель). Формулировать правила ответственного туризма по отношению к природе и к местным обычаям и традициям.

Уч. стр.с.36-39

РТ с.28-31

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах и дополнительные куклы мальчика и собаки; карточки с изображением следующих предметов: знак вопроса, фотоаппарат, видеокамера, знаки прогноза погоды, дорожная одежда, красный крест; предметы: справочник туриста по определенной местности, словарь, блокнот, тетрадь, авторучка, карандаши, путеводители, компас, бинокль, лупа (или карточки с их изображениями); чемоданчик, , сделанный из коробки из под обуви, обклеенный бумагой, с приделанной ручкой; книга с рассказом М. Зощенко «Великие путешественники»

4.10

11

Транспорт

1

Комбинированный урок

Различать старинные и современные средства передвижения. Систематизировать транспортные средства по видам, участвовать в дидактической игре на усвоение правил пользования транспортом, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу (селу), рассказывать сюжет из истории одного из видов транспорта (по выбору), об изобретателях, ученых. Проектное задание (проект): разрабатывать предложения об использовании общественного транспорта в просветительских целях.

Уч. стр.с.36-39

РТ с.28-31

Куклы мальчик и девочка в национальных костюмах; кусочек дерева. Камешек, перо, вата; карта России с нанесенной сетью железных дорог; карточки с изображением разных видов транспорта, скотч, прищепки, булавки (для закрепления карточек).

6.10

12

Средства информации и связи

1

Комбинированный урок

Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре. Рассказывать о сюжетах теле- и радиопередачи, публикаций в прессе о природе, культуре, выдающихся людях России и мира (по выбору в соответствии с личными интересами).

Уч. стр.с.40-44

РТ с.32-33

Волшебный клубочек, листы бумаги у каждого ученика и у учителя формата А4; вешалка из толстой металлической проволоки с привязанными к краям веревками длинной около 50-60см; фонарик, два стаканчика из по йогурта, соединенные веревочкой около 150 см.

11.10

13

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест на каждого ученика

13.10

14

Мир природы в народном творчестве

1

Комби нированный урок

Определять образ единого дома-мира в произв едениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.

Уч. стр.с.46-49РТ с.34-35

Куклы-помощники, бумажная цепь, на каждом звене которой записана фраза из песенки-цепочки.

18.10

15

Из чего состоит всё

1

Комбинированный урок

Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполнять таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». Приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества.

Уч. стр.с.50-53

РТ с.36-37

Компьютер, проектор, презентация. Предметы, демонстрирующие твердые и жидкие вещества, флакон духов.

20.10

16

Из чего состоит все (практическая работа

1

Урок практикум

Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод, осуществлять самопроверку, оценивать свои успехи)

Уч. стр.с.50-53

РТ с.38-39

У каждого ученика кучки поваренной соли, сахара и  стаканы с водой.

25.10

17

Мир небесных тел

1

Комбинированный урок

Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализировать иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам, заполнять таблицу «Различие звезд по цвету», используя сведения из учебника и других источников, в том числе Интернета. Работая в группе, моделировать строение Солнечной системы. Работать со взрослыми: использовать различные источники информации при подготовке сообщения о небесных телах.

Уч. стр.с.54-57

РТ с.40-41

Компьютер, проектор, презентация.

Атлас-определитель.

27.10

18

Невидимое сокровище

1

Комбинированный урок

Анализировать диаграмму в учебнике, с ее помощью определять состав воздуха. Рассказывать о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрировать их. Участвовать в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывать значение воздуха для растений, животных, человека. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстрационные опыты, записывать выводы в рабочей тетради. Обсуждать рассказ «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Уч. стр.с.58-61

РТ с.42-43

Компьютер, проектор, презентация, веер, вентилятор, прибор для определения свойств воздуха (с.60), книга «Великан на поляне».

У каждого учащегося воздушные шарики, веревочки, книга «Великан на поляне».

1.11

19

Самое главное вещество

1

Комбинированный урок

Высказывать предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различать состояния воды. Рассказывать о распространении воды в природе. Раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Уч. стр.с.62-63

Компьютер, проектор, презентация, глобус.

3.11

20

Свойства воды. Круговорот воды в природе (практическая работа)

1

Урок практикум

Исследовать свойства воды в ходе практической работы в группах. Наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе. Характеризовать круговорот воды с опорой на схеме в учебнике.

Уч. стр.с.64-65

РТ с.44-45

Компьютер, проектор, презентация. Лабораторные стаканы, стеклянные палочки.

15.11

21

Природные стихии в народном творчестве

1

Комбинированный урок

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для совместной игры несколько загадок об огне, воде или воздухе из творчества народов своего края; находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоемах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.). Использовать народные приемы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе.

Уч. стр.с.66-69

РТ с.46-47

Кружки, вырезанные из картона синего, красного и белого цветов для обозначения стихий; ножницы, клей.

17.11

22

Кладовые земли

1

Комбинированный урок

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, доказывать на примерах, что без полезных ископаемых невозможна хозяйственная жизнь людей. Обсуждать рассказ «И камень достоин уважения» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической этики.

Уч. стр.с.70-73

РТ с.48-49

Компьютер, проектор, презентация. Образцы минералов и пород, изучаемых на уроке (гранит, слюда, кварц, полевой шпат, известняк, мел, каменный уголь, нефть).

У каждого учащегося лупы, образцы минералов, изучаемых на уроке и изученных в 1 классе.

22.11

23

Чудо под ногами

1

Комбинированный урок

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связь между составом почвы и ее плодородием. Моделировать связи почвы и растения.

Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородные почвы, осуществлять самопроверку по тексту учебника. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. Обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие правила экологической  этики.

Уч. стр.с.74-77

РТ с.50-51

Компьютер, проектор, презентация. Спиртовка, спички, держалка, предметное стекло, стакан с водой (по одному предмету на 2 стола).

24.11

24

Проверочная работа

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест на каждого ученика

29.11

25

Мир растений

1

комбинированный урок

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описаниям. Различать виды растений; анализировать таблицу «Число видов растений разных групп». Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделировать дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о растениях. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире растений (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

Уч. стр.с.78-81

РТ с.52-55

Компьютер, проектор, презентация. Настенная таблица классификации растений (или на компьютере). Атлас-определитель.

1.12

26

Плодородная земля и растения в народном творчестве

1

Комбинированный урок

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приемы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

Уч. стр.с.82-85

РТ с.56-57

Учебник, спичечные коробки, наполненные песком или крупой, заклеенные скотчем, теннисные шарики (на каждую парту).

6.12

27

Мир животных

1

Комбинированный урок

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрации учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных, анализировать таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделировать развитие животных с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определять животных с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изучаемым группам. Высказывать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Зеленые страницы» для подготовки собственных сообщений о животных. Проектное задание (проект): готовить фоторассказ о мире животных (в том числе родного края), выражать свое отношение к нему. Кратко характеризовать животных родного края на основе наблюдений.

Уч. стр.с.86-89

РТ с.58-63

Компьютер, проектор, презентация, атлас-определитель, таблица классификации животных (на компьютере).

08.12

28

Образы животных в народном творчестве

1

Комбинированный урок

Узнавать образы животных в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры. Находить и характеризовать образы животных в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края (в том числе и в городской архитектуре), использовать приемы словестного и изобразительно-прикладного народного искусства для сочинения своих загадок о животных, в том числе и животных своего края.

Уч. стр.с.90-93

РТ с.64-65

Учебники, кукла – помощник, компьютер, проектор, презентация, предметы народного декоративно-прикладного искусства и фотографии предметов материальной народной культуры, в которых присутствуют образы животных.

13.12

29

Невидимые нити в живой природе

1

Комбинированный урок

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Прослеживать по схемам цепи питания. Работая в парах, моделировать цепи питания с помощью схем-аппликаций. Применять знания об особенностях питания животных для самостоятельного составления схем цепей питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов. Участвовать в старинной народной игре, объяснять ее связь с темой урока. Обсуждать рассказ «Доброе слово о хищниках» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики.

Уч. стр.с.94-97

РТ с.66-67

Компьютер, проектор, презентация. Цветные карандаши или фломастеры, атлас-определитель.

15.12

30

Лес - волшебный дворец

1

Комбинированный урок

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества, моделировать их освоенными способами. Придумывать и разыгрывать сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживать по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Шум в лесу» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книгу «Великан на поляне» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради).

Уч. стр.с.98-103

РТ с.68-69

Компьютер, проектор, презентация. Книги «Великан на поляне», «Зеленые страницы», «Атлас-определитель». Ножницы, клей у учащихся.

20.12

31

Луг – царство цветов и насекомых

1

Комбинированный урок

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов на лугу, сравнивать луговое сообщество с лесным. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга, моделировать их освоенными способами. Рисовать схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. Обсуждать рассказ «Горит трава» из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради).

Уч. стр.с.104-109

РТ с.70-73

Компьютер, проектор, презентация.

Ножницы, клей у детей.

22.12

32

Водоем – дом из воды

1

Комбинированный урок

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоема (на картине, фотографии, в природе). По иллюстрации учебника знакомиться с разнообразием организмов пресного водоема, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Рисовать схему круговорота веществ в водном сообществе. Работая в группах, использовать атлас-определитель для и распознания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. Заполнять таблицу «Сравнение двух видов жуков» в рабочей тетради. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Использовать книги «Великан на поляне» и «Зеленые страницы» для поиска необходимой информации (по заданиям рабочей тетради). Проектное задание (проект): вместе со взрослыми наблюдать за жизнью природных сообществ родного края, готовить фоторассказ о своих наблюдениях, выражать свое отношение к миру природы.

Уч. стр.с.110-115

РТ с.74-79

Компьютер, проектор, презентация.

27.12

33

Как сохранить богатства природы

1

Комбинированный урок

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполнять ее таблицу в рабочей тетради. По рисункам-символам в учебнике рассказывать об охране природных богатств. Работая в группах, предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивать работу других групп, рассказывать по условным знакам об охране природных сообществ. Обсуждать рассказы из книги «Великан на поляне», формулировать соответствующие нормы экологической этики. Высказывать оргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы.

Уч. стр.с.116-119

РТ с.80-81

Рисунок или коллаж, подготовленный учителем для иллюстрации словосочетания «охрана природы»; использованная зубная щетка, бутылка из-под кефира, картонная упаковка из-под крупы.

29.12

34

Охрана природы в культуре народов России и мира

1

Комбинированный урок

Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам, записывать в рабочей тетради пословицы (предания, сказки) народов своего края по теме урока. Узнавать с помощью средств массовой информации, Интернета, дополнительной литературы о современных способах экологически чистого образа жизни. Рисовать в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывать ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. Использовать приемы народного словестного и изобразительно-прикладного творчества для создания плакатов, призывающих к охране природного мира. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми посетить одно из мест, связанных с охраной природы родного края (ботанический сад, зоопарк, заповедник, национальный парк и др.), подготовить фоторассказ о своих наблюдениях.

Уч. стр.с.120-124

РТ с.82-84

Учебник, текст сказки М. Горького «Воробьишко».

17.01

35

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

Урок контроля

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест на каждого ученика

19.01

36

Родной дом – уголок Отчизны

1

Комби нированный урок

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. Участвовать в посильных общественных делах и праздниках.

2 часть

Уч. стр.с.4-7

РТ с.3-5

Куклы мальчика и девочки в национальных костюмах.

24.01

37

Свой дом – свой простор

1

Комбинированный урок

Сравнивать устройство старинного и современного домов. Объяснять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соотнесении с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное.

Уч. стр.с.8-11

РТ с.6-7

Куклы-помощники, картонный дом с внутренним обустройством, предметы старинного обихода, список пословиц, учебники. Компьютер, проектор, презентация.

26.01

38

В красном углу сесть – великая честь

1

Комбинированный урок

Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. Моделировать функции духовного центра в современном доме, презентовать традиции гостеприимства.

Уч. стр.с.12-15

РТ с.8-9

Компьютер, проектор, презентация.

31.01

39

Побываем в гостях

1

Комбинированный урок

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.

Уч. стр.с.16-21

РТ с.10-13

Физическая карта мира, куклы-помощники, дом-коробка, запись традиционной музыки народов севера и юга, мультфильмы на основе фольклорных мотивов этих народов или подборка иллюстраций к теме занятия (национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы)

02.02

40

На свет появился – с людьми породнился

1

Комбинированный урок

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. Использовать эту терминологию при определении степеней родства в своей семье. Различать термины кровного родства и духовного родства.

Уч. стр.с.22-27

РТ с.14-15

Куклы-помощники, фотоаппарат, записи музыки.

7.02

41

Родословное древо

1

Комбинированный урок

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

Уч. стр.с.28-31

РТ с.16-17

Заранее составленное родословное древо каждого ученика и рассказы об истории жизни одного из родственников (по желанию).

9.02

42

Муж и жена – одна душа

1

Комбинированный урок

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодоженам. Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля). Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.

Уч. стр.с.32-35

РТ с.18-19

Свадебные куклы, куклы-помощники, замок с ключом, рисовая крупа, запись свадебной песни, угощение или имитация подарков. Компьютер, проектор, презентация.

14.02

43

Святость отцовства и материнства

1

Комбинированный урок

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

Уч. стр.с.36-39

РТ с.20-21

Куклы-помощники, посуда для угощения кукол кашей.

16.02

44

Добрые дети – дому венец

1

Комбинированный урок

Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края. Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тезки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания; характеризовать личностные качества человека, выбранного в качестве образца для подражания.

Уч. стр.с.40-43

РТ с.22-23

Свадебные куклы, куклы-младенцы, игрушки для игровых уголков девочки и мальчика.

21.02

45

Детские игры – школа здоровья

1

Комбинированный урок

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников.

Уч. стр.с.44-47

РТ с.24-25

Игрушки, перечисленные в учебнике; бильбоке, свистульки, традиционные игрушки своего края и любые по выбору учителя.

28.02

46

Проверочная работа

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест на каждого ученика

2.03

47

Строение тела человека

1

Комбинированный урок

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека»  в рабочей тетради. Высказывать обоснованные суждения о том, почему важно знать строение и работу своего организма. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

Уч. стр.с.48-51

РТ с.26-29

Компьютер, проектор, презентация.

9.03

48

Как работает наш организм

1

Комбинированный урок

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем. В ходе групповой практической работы учиться измерять пульс у себя и другого человека, фиксировать результаты изменений, оценивать свои успехи. Высказывать обоснованные суждения о том, почему организм человека – единое целое. Раскрывать связь между работой различных систем органов.

Уч. стр.с.52-55

РТ с.30-33

Компьютер, проектор, презентация, секундомер.

14.03

49

Что такое гигиена

1

Комбинированный урок

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учетом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оценивать свои успехи. Классифицировать продукты по происхождению (растительно и животного происхождения). Обсуждать опасность для здоровья быстрой еды (фастфуда). Работать со взрослыми: составлять меню для своей семьи, доказывать его соответствие правилам здорового питания, готовить одно из блюд.

Уч. стр.с.56-59

РТ с.34-37

Компьютер, проектор, презентация, принадлежности для чистки зубов: зубная щетка, паста, нить, лосьон, стаканчик.

16.03

50

Наши органы чувств

1

Комбинированный урок

Работая в паре, знакомиться со строением органов чувств, осуществлять взаимопроверку. Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать свое отношение к собственному здоровью. Корректировать свое поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. Высказывать обоснованные суждения о взаимном дополнении органов чувств при восприятии окружающего мира. Использовать дополнительную литературу, Интернет для подготовки собственных сообщений по теме урока.

Уч. стр.с.60-63

РТ с.38-39

Компьютер, проектор, презентация.

21.03

51

Школа первой помощи

1

Комбинированный урок

Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. Работая в паре, записывать номера телефонов экстренной помощи, запоминать их, осуществлять взаимопроверку. Высказывать обоснованные суждения о том, как избежать обмораживания зимой и перегревания летом.

Уч. стр.с.64-67

Компьютер, проектор, презентация. Ртутный и электронный термометры, пузырьки с 3%-ной настойкой йода и бриллиантовым зеленым, варежка, бактерицидный пластырь.

04.04

52

Школа первой помощи (практическая работа)

1

Урок практикум

Используя информацию учебника, заполнять таблицу «Как оказывать первую помощь», практически осваивать приемы первой помощи. Проектное задание (проект): вместе со взрослыми подготовить фоторассказ о том, что делается для охраны и укрепления здоровья членов семьи.

Уч. стр.с.64-67

РТ с.40-45

Ртутный и электронный термометры, пузырьки с 3%-ной настойкой йода и бриллиантовым зеленым, варежка, бактерицидный пластырь.

06.04

53

Здоровью цены нет

1

Комбинированный урок

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.

Уч. стр.с.68-71

РТ с.46-47

Мультфильм «Трям – здравствуйте!», кукла- помощник.

11.04

54

Дом не велик, а стоять не велит

1

Комбинированный урок

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.

Уч. стр.с.72-75

РТ с.48-49

Куклы-помощники, дом-коробка, цветные карандаши.

13.04

55

Семейный бюджет

1

Комбинированный урок

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе, приводить примеры денежных единиц разных стран, различать монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

Уч. стр.с.76-79

РТ с.50-53

Выставка-коллекция денежных знаков разных времен и стран.

18.04

56

Мудрость старости

1

Комбинированный урок

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира.

Уч. стр.с.80-83

РТ с.54-55

Платок, шаль для исполнения роли старушки.

20.04

57

Путешествие к А. С. Пушкину

1

Комбинированный урок

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках.

Уч. стр.с.84-88

РТ с.56-57

Портрет А.С. Пушкина, запись музыкального произведения по выбору учителя

25.04

58

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

Контрольный урок

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест

27.04

59

Всемирное наследие

1

Комбинированный урок

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. Рассказывать об одном – двух объектах всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своем крае, и в мире), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Карта мира, значки для обозначения географических объектов на карте, карандаши, бумага.

Компьютер, проектор, презентация.

2.05

60

Московский Кремль

1

Комбинированный урок

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Уч. стр.с.94-99

РТ с.60-63

Компьютер, проектор, презентация. Цветные карандаши.

04.05

61

Озеро Байкал

1

Комбинированный урок

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Уч. стр.с.100-103

РТ с.64-65

Карта России, значки для обозначения на карте Москвы, родного поселка и озера Байкал, банки с прозрачной или подсиненной водой и приклеенными к стенке изображениями животных и растений Байкала, фонарик, раствор темных красок, запись песни «Славное море, священный Байкал».

11.05

62

Путешествие в Египет

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Уч. стр.с.104-107

РТ с.66-67

Карта мира, запись национальной музыки Египта, запись звуков прибоя, музыкальный инструмент «шум дождя», репродукции древнеегипетских фресок, статуэтки, виды Египта, предметы материальной культуры, цветная бумага для работы пастелью, пастельные мелки. Компьютер, проектор, презентация.

16.05

63

Путешествие в Грецию

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Уч. стр.с.108-111

РТ с.68-71

Фонограммы греческого танца сиртаки и звуков прибоя, карта мира. Компьютер, проектор, презентация

18.05

64

Путешествие в Иерусалим

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Уч. стр.с.112-115

РТ с.72-73

Карта мира, флажок для обозначения Иерусалима на карте, запись восточной мелодии или аутентичной национальной музыки, ножницы, клей, ручки.

Компьютер, проектор, презентация.

23.05

65

Путешествие в Китай

1

Комбинированный урок

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

Уч. стр.с.116-119

РТ с.74-77

Фотографии, рисунки, репродукции с китайской тематикой, запись традиционной музыки Китая, белая бумага формата А4 и черные фломастеры для каждого ученика, учебник, свеча-таблетка или укороченная хозяйственная, карта мира, флажок для обозначения Пекина на карте, текст сказки «О Великой Китайской стене и верной Мын Цзян-нюй». Компьютер, проектор, презентация.

25.05

66

Всемирные духовные сокровища

1

Комбинированный урок

Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, ученых, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. Называть имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества 9по выбору)  воспроизводить пословицу, изречение из Священных текстов. Определять общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составлять свой список всемирных духовных сокровищ; оформлять наглядный материал для презентации своего списка в виде портретных изображений значимых для себя людей, текстов пословиц и изречений.

Уч. стр.с.120-124

РТ с.78-80

Глобус, волшебный клубочек. Компьютер, проектор, презентация.

67

Обобщающий урок. Проверочная работа.

1

Урок контроля

Применять полученные знания,  выбирать правильный ответ из нескольких вариантов.

Тест на каждого ученика

68

Экскурсия

Урок экскурсия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...


 

Комментарии

Франчук Наталия Олеговна

УМК "Перспектива" Рабочая программа по окружающему миру 3 класс