Конспект урока:"Путешествие в Академию дорожных знаков"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Урок по окружающему миру в 3 классе. УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_okr.mir_.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

                         Деятельность учителя

Деятельность учеников

Теоретическое обоснование

1.Организационный

          момент.

        (1 мин.)

(1 слайд с музыкальным сопровождением)

-Сели красиво.

  • Юные пешеходы!

      Будущие водители!

      Наши гости, наши зрители!

      Добро пожаловать! Привет!

      Ваш путь открыт!

      Зелёный свет!

            Правил дорожных на свете не мало.

            Все бы их выучить нам не мешало,

            Но основное из правил движенья-

            Знать как таблицу должны умноженья.

Дети входят под музыку и встают около своих рабочих мест.

Слушание.

 

 Воспитание  культуры  учебного труда, дисциплины.

Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

 Положительный эмоциональный  настрой  детей на серьёзную,  вдумчивую    работу   в   доброже-

 лательной  обстановке.

 Мотивация на рабочий ритм.

 

 2.     Вход в урок.

         (2 мин.)

-Хотите узнать основное правило?

-Тогда отправляемся в путешествие за новыми знаниями. И проверим на деле те знания, которые вы уже имеете.

- А для начала назовите мне три главных правила пешехода.

-Молодцы.

-Отправляемся!

(Звучит песня «Вместе весело шагать».)

-Сели красиво.

(2 слайд)

-Ребята, мы живём в красивом городе с зелёными широкими  улицами.  По-которым   движется  транспорт.

А по тротуарам идут люди. И никто никому не мешает.

-Почему?

-Правильно.

- Потому, что есть чёткие и строгие правила для всех. Их составили для того, чтобы не было аварий.

-Но они и добрые. Они охраняют нас от страшного несчастья, берегут нашу жизнь. Дорога не терпит не послушания.

-Да.

 -Ходить только по тротуару.

-Переходить улицу только там, где положено.

-Переходить улицу только на зелёный свет.

Дети шагают под музыку.

Дети слушают и смотрят на слайд.

Осмысление.

-Знают правила дорожного движения.

Цель: Организовать и направить  познавательную деятельность учащихся к теме урока.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе  опорных  знаний.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

  Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

Мотивационный компонент учебной деятельности: создать соответствующую эмоциональную атмосферу:

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

  Создание проблемной ситуации

активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление.  

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

3.  Актуализация    

           знаний.

           (2 мин.)

                           

(3 слайд)

  • Вам нужно запомнить ребята,

            Должны мы все правила знать.

            И помнить, что с жизнью не надо

            В опасные игры играть.

(4 слайд)

-Где мы можем перейти улицу, чтобы не попасть под колёса автомобилей?    

  • Это всем должно быть ясно!

      Даже тем, кто ходит в ясли:

      Всем, кто в городе живёт:

            Переходы не рискованны,

      Только там, где нарисованы

      Шашек белые квадраты

      И на стрелке пешеход.

-А где ещё можно безопасно перейти дорогу?  

  • С площадей и перекрёстков

            С высоты глядит в упор

            С виду грозный и серьёзный

            Очень важный светофор

            Он и вежливый и строгий,

            И известен на весь мир

            Он на улице широкой

            Самый главный командир.

-А ещё кто может нам помочь?  

            На посту в любое время

            Дежурит ловкий постовой

            Он управляет сразу всеми

            Кто перед ним на мостовой.

-Молодцы!

-И конечно нельзя забывать про………

            Самый малый знак дорожный,

            Он стоит не просто так,

            Будьте люди осторожны,

            Уважайте каждый знак.

Дети слушают.

-По пешеходному переходу.

Это стихотворение читает ученик.

-Там где стоит светофор.

Это стихотворение читает ученик.

-Регулировщик, постовой.

Это стихотворение читает ученик.

-Дорожные знаки.

Это стихотворение читает ученик.

Цель: Обеспечение  стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе  опорных  знаний.

Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт  заряд  занимательности.

Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу:

Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения).

  Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

4.Тема и цель урока.

Мотивация: для чего?

        (2 мин.)

                             

-Ребята, а всё ли мы знаем о дорожных знаках?

-А хотели бы вы ещё, что - то узнать?

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- Что бы вы хотели узнать и чему научиться?

- Для чего вам это нужно?

  • Если все знаки знать

            И их уметь читать,

      То безопасно по дороге

      Сможешь ты путь держать.

(5 слайд)

-Итак,  мы должны знать:

  • дорожные знаки;
  • их назначение;
  • отличительные особенности.

Уметь:

  • читать дорожные знаки;
  • распределять по группам;
  • применять полученные знания.

-А ещё мы должны быть внимательными, осторожными, вежливыми пешеходами.

-Нет.

-Да.

 

-«Дорожные знаки».

Осмысление.

Ответы детей.

Дети слушают и смотрят на слайд.

Цель:  Обеспечение мотивации.    Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся.

Мотивационный компонент УД.

Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию.

Операционный компонент УД:

чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы.

Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке.

Регулирующий компонент УД.

Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность

5.   Изучение нового    

           материала.

          (17 мин.)

-Ребята! Внимание!

 Путешествие наше продолжается на автобусе.

(6 слайд с музыкальным сопровождением.)  

(Звучит песня «Мы едем, едем, едем».)

Давайте вспомним правила поведения пассажира.

(7 слайд)

- Добро  пожаловать  в   Академию  дорожных  знаков.

-Ребята, когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв он складывает слова, из слов – предложения. У дорожного языка тоже есть буквы – это знаки. Один знак обозначает целую фразу – дорожный сигнал.

-Первые дорожные знаки появились в России в 1911 году. С каждым днём их становилось всё больше и больше. А сейчас их насчитывается более 150.

Дорожные знаки, установленные на наших улицах и дорогах, едины для всех стран.

-А где устанавливаются дорожные знаки?

-Они расставлены вдоль улиц, там где этого требует обстановка и всегда находятся справа от шофёра.

Посмотрит водитель на знак и сразу же сделает определённые выводы. Знаки, безусловно, показывают как себя вести.

-Каким же образом они подают свои добрые и умные указания? Нам это и предстоит узнать.

(8 слайд)

  • Сколько знаний вдоль дорог-

            Можно растеряться

            Их обязан твёрдо знать,

            Чтоб домой добраться.

-У меня на  двух столах лежат знаки. Вам нужно  распределить их  на  4  группы.

-Одна группа работает слева от меня, а другая справа.

(Свои фамилии дети видят на столах)

-Распределите.

- По какому признаку вы это делали?

-Какие группы у вас получились? А у вас?

-Молодцы.

(9 слайд)

-Правильно.

-Дорога разговаривает с нами с помощью дорожных знаков: кружочков, треугольников, прямоугольников, квадратов. Очень важно научиться их читать.

-А вы заметили, какие цвета присутствуют на знаках?

-Как вы думаете, о чём говорит красный цвет?

-А синий?  

-Каждый знак имеет особое значение, знать которые обязаны и водители, и велосипедисты, и пешеходы.

-Но назначение – различное.

-Одни знаки  предупреждают, другие запрещают, третьи указывают, иногда дают добрые советы, или просто о чём- то сообщают.

-Знаки дорожного движения распределены по группам.

-Давайте познакомимся с ними.

(10 слайд)

-Итак, действующие в Российской Федерации дорожные знаки разбиты на 8 групп.

- Чтобы не путать их и быстрее ориентироваться, каждая группа имеет своё назначение и отличительные особенности. Каждой группе присвоен свой цвет и особая форма.

-Итак,  знакомимся:

(11 слайд)- запрещающие знаки.

(12 слайд)- предупреждающие знаки.

(13 слайд)- предписывающие знаки.

(14 слайд)- информационно-указательные знаки.

(15 слайд)- знаки сервиса.

-Знаете ли вы что такое сервис?

(16 слайд)- знаки особых предписаний.

(17 слайд)- знаки приоритета.

(18 слайд)- знаки дополнительной информации.

(19 слайд)

-Ребята, внимание!

-Посмотрите на эти два знака.

 Сравнение двух  знаков: «Пешеходный переход». «Осторожно пешеходный переход».

-Чем они похожи?

-А чем отличаются?

-Давайте попробуем прочитать их.

- Давайте прочитаем про них в учебнике на странице 16.

-Запомните их и никогда не путайте.

 

Дети стоя выполняют наклоны влево, вправо под музыку.

-Войдя в салон,  купи билет и пройди  в перёд.

-Уступи место старшим.

-Не высовывайся из окна.

-Не отвлекай водителя.

-Выйдя из автобуса, обходи его сзади.

Дети слушают.

Дети слушают.

Осмысление.

Ответы детей.

Осмысление.

Дети работают.

-По форме.

Квадраты, круги, треуголь-ники, прямоугольники.

-Красный и синий.

Осмысление.

-Это делать нельзя, запрет, предупрежденье.

- На что-то указывает или сообщает.

Дети слушают.

Дети слушают и наблюдают.

Осмысление.

Дети отмечают особенности,  общие   признаки   каждой группы и видят на слайдах правильные ответы.

Сервис – это обслуживание.

-Оба знака имеют название:

«Пешеходный переход»

Ответы детей.

-Один знак предупреждает, а другой указывает.

Дети читают.

Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

Мотивационный компонент УД:

создать соответствующую эмоциональную атмосферу.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе  опорных  знаний.

Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Постановка перед учащимися проблемной ситуации.

Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока.

Групповая форма работы.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

  Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

Обратная связь.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Словесный и наглядный методы обучения.

       Информационно-компьютерная технология обеспечивает восприятие информации несколькими органами чувств, активизирует внимание, обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение ученикам, повышая качество излагаемой информации.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля       и     самоконтроля, обратная связь).

Расширение     кругозора.

Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Операционный компонент УД:

развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения.

6. Физкультминутка.

          (1 мин.)

(20 слайд)                      

-Поиграем в игру.

- Я задаю вопрос, а вы если согласны, то встаёте и отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья».

-А если не согласны, то приседаете.

-Будьте внимательны.

-Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

-Кто вперёд летит так скоро, что не видит светофора?-

-Кто из вас идёт вперёд, только там, где переход?

-Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?

-Кто, из вас идя домой держит путь по мостовой?-

-Знает кто, что свет зелёный означает - путь открыт?

-Молодцы. Сели красиво.

Дети говорят хором и выполняют движения.

Цель: Снять эмоциональную и физическую усталость и повысить умственную работоспособность

  Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности.

7.     Закрепление      

      нового  

   материала.

      (4 мин.)

-Путешествие наше продолжается.

 (21 слайд)

-Загадки любите разгадывать?

Учитель загадывает загадки.

(с 22 слайда по 33 слайд)

1. Не крутите здесь педали!

    Разве знака не видали?

    А ведь это запрещенье

    Велосипедного движенья.

2. Я в кругу с ободом красным,

    Это значит – тут опасно.

    Тут, поймите, запрещенье

    Пешеходного движенья.

3. Здесь дорожные работы –

    Ни проехать, ни пройти,

    Это место пешеходу

    Лучше просто обойти!

4. Я знаток дорожных правил,

    Я машину здесь поставил.

    На стоянке у ограды

    В тихий час стоять ей надо.

5. Погляди скорей, водитель:

    Здесь для пеших переход.

    Значит, чтоб   не навредить им,

    Ты обязан сбавить ход!

6. По плоским черно-белым

    Человек шагает смело.

    Знает: там, где он идет –

    Пешеходный переход!

-Да.

Дети показывают знаки, называют их,  к какой группе относятся и видят на слайдах правильные ответы.

Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание темы через практическую деятельность.

Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся.

Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля       и     самоконтроля, обратная связь).

Развитие     зрительно - слухового восприятия.

Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт  заряд  занимательности.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе  опорных  знаний.

8.  Самостоятельная

              работа.

           (10 мин)  

Учитель показывает детям  бесцветные знаки.

- Ребята, а вот такие знаки можно повесить на улице?

 Почему?

-Давайте их раскрасим.

(У ребят разное задание - по степени сложности)

(34 слайд с музыкальным сопровождением.)

(Звучит песня «Учат в школе».)

-А теперь поменяйтесь с соседом и проверьте, правильно ли раскрашен знак.

-Хорошо.

-А сейчас расскажите, какой знак вы нарисовали.

Дети должны ответить на два вопроса:

                     Как называется знак?

                     К какой группе относится?

-Молодцы!

-Нет.

Ответы детей.

Дети раскрашивают под музыку.

Взаимопроверка.

Дети рассказывают.

Цель: Установить усвоили или нет учащиеся новый учебный материал.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний.

Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка      способа      действия.

Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД.

Операционный компонент УД :

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

9.      Итог урока.

          (4 мин.)

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-С какими группами знаков мы познакомились?

-Какая главная задача всех знаков?

(своевременно информировать или предупреждать об опасности в условиях движения)

-Где вы можете использовать полученные сегодня знания?

-С кем можете поделиться новыми знаниями?

-Молодцы, ребята! Сегодня вы показали хорошие знания правил дорожного движения. Узнали много нового и интересного. Никогда не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастите крепкими и здоровыми.

-А вот порча дорожных знаков, перестановка их, сталкивание в кювет – это не шалость, а преступление.

(35 слайд)

  • Детям знать положено

            Правила дорожные!

            Ты, дружок, доверься им

            Будешь цел, и не вредим.

Ответы детей.

Дети слушают.

Цель: Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Создаю ситуацию успеха. Подведение итогов помогает учащимся глубже осознать своё продвижение вперёд, осмыслить свои достижения и проблемы.

Операционный компонент УД :

развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения.

10.  Домашнее  

         задание.

        ( 1 мин.)

(36 слайд)

-Прочитать в учебнике с. 14-17.

и ответить на вопросы

или подготовить пересказ;

-Нарисовать дорожные знаки;

-И обязательно поделиться своими знаниями с младшими сестрёнками и братиками;

-По желанию можно придумать сказку, загадку, стихотворение, кроссворд.

Задание по желанию.

Дети выбирают задание, записывают в дневник.

Цель:  Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Дифференцированный подход к домашнему заданию. Принцип учёта потребности ребёнка.

11.     Рефлексия.

           (1 мин.)

-Ребята у вас на столах лежат цветные ленточки.

-Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, и у вас всё получилось, то поднимите зелёную ленточку.

-Если всё удалось, но не сразу – выберите жёлтую.

-Если трудных моментов было  много,  возьмите красную ленту.

-Поднимите повыше. Давайте изобразим ветер. Я вижу, он получился ласковый, добрый, нежный.

-И это здорово!

-Попутного вам ветра!  Удачи вам!

(37 слайд)

Дети выбирают ленточку и выполняют движения рукой.

Цель:  Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения).

Регулирующий компонент УД:

Развитие самоконтроля и самооценки

Урок заканчивается на эмоциональном подъёме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "В страну дорожных знаков"

Представлена презентация урока, которую можно проводить в любом классе начальной школы....

конспект интегрированного урока (математика и ОБЖ) «Путешествие в страну дорожных знаков.Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление»

«Путешествие в страну дорожных знаков.                 Присчитывание и отсчитывание по 2. Закрепление»интегрированный ур...

Конспект урока по окружающему миру "Дорожные знаки" 3 класс

Конспект урока по окружающему миру "Дорожные знаки" 3 класс...

Конспект урока Окружающего мира. Тема: Дорожные знаки

План-конспект урока по окружающему миру ( 3 класс) на тему Дорожные знаки...

Конспект урока для 3 класса «Дорожные знаки» (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о дорожных знаках; формирование уменийсравнивать и классифицировать дорожные знаки по особенностям внешнего вида в группы по назначению;Планируемы...

Конспект урока по окружающему миру "Дорожные знаки" 3 класс,УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема: “Дорожные знаки”Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с дорожными знаками и их группами. Планируемые результаты:Предметные:уметь расп...