Россия - наша Родина
план-конспект урока по окружающему миру по теме

Апаликова Наталия Александровна

материал для урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_kurse_nasha_rodina_.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Открытый урок

                                                                Автор:

                                                                учитель начальных классов

                                                                МОУ «СОШ № 4»

                                                                Апаликова Наталия

                                                                Александровна

                                                                Квалификационная категория:

                                                                высшая

                                                                Педагогический стаж: 22 года

                                                                Образование: высшее

ГО Верхняя Пышма, 2012 год

«Открытый урок – 2012»

Название предмета: окружающий мир

Класс: 4 «А»

Тема урока: Россия – наша Родина

Тип урока: обобщение знаний (калейдоскоп идей)

Цель урока:  активизировать имеющийся опыт 4-классников и   систематизировать знания  по теме        «Родина»

Задачи:

  1. в области ценностей: актуализировать понятия: Родина, Россия, Отечество, государство, президент, столица, государственные символы и патриот;  воспитывать  доброжелательность и эмоционально-нравственную  отзывчивость, толерантность и уважение к людям;
  2. в области опыта: развивать навык работы с картой и иллюстративным материалом, навык работы в группе;
  3.  в области знаний: учащиеся  узнают, что такое духовный мир человека и  культурные традиции народа России;
  4.  в области умений и навыков: развитие навыков сотрудничества со сверстниками – развитие коммуникативных и речевых действий учащихся, развитие коммуникативного потенциала личности учащихся.

 Виды деятельности:

  1. беседа;
  2. путешествие в слово «Родина»;
  1.  групповая работа;
  2.  работа со словарем;
  3. работа с картой и иллюстративным материалом;
  4.  исполнение и прослушивание песен, Гимна страны;
  5. составление интеллект – карты, синквейна;
  6. творческие проекты

Средства наглядности: карта РФ, портреты государственных деятелей, героев России,  великих людей,  карточки с географическими названиями, иллюстрации для работы в группах,  видеопрезентация  со вставкой позывных, мелодия гимна Российской Федерации и  слайд-шоу, сделанного по картинкам и фотографиям  в программе фотостори, оценочный лист.

Конструктор  урока

  1. Организационный момент

- Я рада вас видеть. Вы готовы начать урок и отправиться в путь? Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, соберитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам!

                                     Будем отвечать активно,                                                                

                                     Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

Урок  окружающего мира проходит под девизом:

Хочешь грамотным быть - учись думать, мыслить! Слайд 1.

  1. Введение в тему урока 

1.Метод эмоционального погружения. Вступительное слово учителя. Звучат позывные. На экране высвечивается карта России. Слайд 2.

- Ребята! Сейчас мы совершим путешествие. А для путешественника – первая вещь – это карта. У каждого из вас на столе лежит карта.

    2.Поисково-практическая работа. Ориентирование по карте. Учащиеся прикрепляют карточки с географическими названиями на большую карту с помощью магнитов. На карте появляются названия городов, морей, озер, рек, гор.  Слайд 3.

  1. Города: Владивосток, Екатеринбург,  Калининград, Москва, Санкт-Петербург
  2. Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
  3. Моря: Азовское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Черное море.
  4. Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро.
  5. Реки: Волга,  Енисей, Иртыш, Кама, Лена.

   Вывод: какое понятие объединяет все эти географические названия? – Родина. 

  1. Определение темы  и цели урока 

- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Слайд 4.

- Как вы ее понимаете?  Для вас важна данная тема урока? Почему?

  1. Актуализация знаний по теме урока 

Сейчас вы сядете произвольно по группам и вместе вспомните все, что знаете по теме из вашего личного опыта.

      1.Составление интеллект- карты и синквейна:

         1гр.-  «Родина»;

         2гр. – «Россия»;

         3гр. – «Отечество».

- В чем сходство данных понятий? (Синонимы). Подбор однокоренных слов.

2. Экспресс-опрос. Слайды 5-10.

-  Как называется страна, в которой мы живем?

- Кто является главой нашего государства?

- Что вы можете сказать о территории нашей страны? Рассказ ученика.

- Назовите столицу.

- Назовите символы государства.

- Что обозначают цвета флага России?

Прослушивание Гимна Российской Федерации. Слайд 11.

Вывод: чем интересна и уникальна наша Россия и в чем богатство нашей Родины?

3.  Просмотр  видеопрезентации.  Слайды 12-41.

  1. Это все – Россия!
  2. Природа нашей страны.
  3. Государственные праздники.
  4. Национальные костюмы, головные уборы, обувь.
  5. Музыкальные инструменты.
  6. Художественные промыслы ( резьба по дереву, гжель, дымковская игрушка, хохлома, жостовская роспись, вологодское кружево и др.).
  7. Национальная кухня, кухонная утварь.
  8. Быт народов России.
  9. Рукоделие.

 4. Защита эмблемы.

     - Огромную территорию занимает Россия.  Множество красивейших мест на нашей Земле. Главное богатство – это народ. Наша страна – многонациональная. Слайды 42-44.

- Какие народы проживают на территории России? (ответы учащихся).

В нашем классе проходил конкурс эмблем «Дружба народов России». Слово победителю (защита эмблемы в стихотворной форме).

  1. Физминутка.
  2. Знакомство с новыми понятиями

1.Закончи фразу. Тест. Слайд  45.

- Духовный мир – это… (знания, информация, отношения между людьми)

- Мы называем свою Родину Отечеством, потому что… ( прадеды защищали нашу землю от врагов, отцы и деды здесь работали и учились, мы соблюдаем традиции народа)

- Что должен делать каждый человек, чтобы его внутренний мир был светлым и радостным?  (Помогать людям, заботиться о младших, уважать старших, бережно относиться к природе и любить родную страну).

Участие в муниципальной акции «Добрые дела».

 2. Работа со словарем.

     - Как называется человек, преданный своему народу, Отечеству?

                    ( Патриот).

А какое чувство может испытывать патриот?  (Гордость).

Вы когда-нибудь испытывали гордость? Когда? За кого? За что?

- А сейчас я предлагаю вам вспомнить о людях, настоящих патриотах нашей Родины, которыми мы можем гордиться. Мы будем работать в группах.

  1. Самостоятельная творческая работа учащихся. Работа в группах. Каждая группа получает набор портретов и карточек с фамилиями. Задача ребят – догадаться, кто эти люди, соотнести название с портретом.

1 группа – военачальники Георгий Константинович Жуков, Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов  и  космонавты Юрий Алексеевич Гагарин, Алексей Архипович Леонов, Валентина Николаевна Терешкова.

2 группа – композиторы и певцы  - Петр Ильич Чайковский, Александра Николаевна Пахмутова, Дмитрий Александрович Хворостовский и художники Василий Иванович Суриков, Андрей Рублев, Иван Константинович Айвазовский.

3 группа – писатели и поэты Агния Львовна Барто, Самуил Яковлевич Маршак, Виктор Петрович Астафьев и  спортсмены Анатолий Евгеньевич Карпов, Ирина Роднина и Александр Карпов, Евгений Устюгов,  Евгений Плющенко.

  1. Презентация работы групп. Взаимопроверка. Слайды 46-51.
  2. Работа над понятием малая Родина. Прослушивание песни «С чего начинается Родина».

- У каждого из нас одна большая Родина – Россия. И у каждого – одна малая Родина – его город, село, деревня. Назовите свою малую Родину (ответы детей).

- Но в данный момент мы живем в прекрасном городе Верхняя Пышма.

а) рассказ о Верхней Пышме. Слайды

б) проект «История Лобвы» Вагиной Дианы

в) сочинение «Малая Родина», написанное моей дочерью и опубликованное на обложке дневника школьника.

г) выставка знаков по охране города

- Как вы думаете,  нужно ли беречь и защищать свою Родину?

- Как мы можем позаботиться о своей Родине? (демонстрация работ учащихся).

  1. Домашнее задание  Слайд
  1. Проведи интервью с родителями по вопросам:
  1. Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством?
  2. Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
  3. Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать?
  4. Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

2. Или найди материал об известном человеке (по выбору). Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

  1. Итог урока.  Рефлексия ( заполнение оценочных листов). Слайд
  2. Вопрос-мостик к следующему уроку: «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?»  Слайд

Об этом мы поговорим на следующем уроке.

  1. Результат урока (оформление журнала «Россия – наша Родина»).

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  1. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах через понятия Родина, Россия и Отечество;
  2. развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  3. развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  2. формирование умений контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
  3. адекватное использование речевых средств  и средств ИКТ для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  4. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  5. готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные результаты:

  1. осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Апаликова Н.А., учитель начальных классов МОУ «СОШ 4» ГО Верхняя ПышмаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Россия - наша Родина

Разработка урока ОРКСЭ по теме: Россия - наша Родина...

Презентация "Россия-наша Родина"

Презентация(измененная) к уроку "Россия - наша Родина" по курсу ОРКСЭ, модуль Светская этика....

Конспект урока по ОРКиСЭ " Россия - наша Родина " (модуль «Основы светской этики»)

Конспект первого урока по предмету ОРКиСЭ по теме " Россия-наша Родина"( модуль " Светская этика"). Этот  урок по новому предмету, который вводится в 4 классе.Используется учебник " Основы духовн...

Россия-наша Родина

Разработка урока и методические рекомендации к уроку  с презентацией "Наша Родина-Россия" по предмету "Основы мировых религиозных культур" 4 класс....