Урок по теме "Милые сердцу России города"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-проект. Такая форма урока позволяет формировать общеучебные умения и навыки (организационные, поисково-информационные, учебно-интеллектуальные), даёт возможность в коллективных способах деятельности развивать моральные качества и повышать культуру речевого общения школьников, способствует развитию ручных трудовых умений, воспитанию качеств трудолюбия, аккуратности, личной ответственности за выполнение коллективной работы. 
Такой урок обеспечивает высокую степень самостоятельности. Всё это реализует деятельностный подход на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc36 КБ
Microsoft Office document icon etapy_uroka.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             .

                                    Урок - проект по окружающему миру

Класс: 3 «Б» МОУ СОШ №14.

Учитель: Кузнецова Лариса Владимировна  

Тема урока: "Милые сердцу России города"

Тип урока: урок закрепления и углубления знаний учащихся.

В системе уроков это второй урок в разделе " Путешествия по городам и странам" по теме "Золотое кольцо России".

Цель урока:

               Познавательный аспект:

 - Закрепить и углубить знания учащихся о городах, расположенных по туристическому маршруту "Золотое кольцо России", формировать навыки работы с текстом.

               Развивающий аспект:

 - Развивать общеучебные умения:

 - поисково-информационные ( умение работать с различными источниками информации),

 - учебно - интеллектуальные ( умение выделять главное, анализировать),

 - коммуникативные умения учащихся,

 - организационно-познавательные ( умение работать в группе на общий результат).

               Воспитательный аспект:

 - воспитание гуманной творческой личности, бережно относящейся к истории своей страны, уважительного отношения к товарищам по работе.

Оборудование: иллюстрации, фотографии городов Золотого кольца, выставка книг о городах Золотого кольца, информационные листы, карточки-тесты, карточки-инструкции с заданиями, основа макета книги "Милые сердцу России города" ( листы формата А-3), итоговые карточки, веер со словами, слайды-опоры, фломастеры, ножницы, клей, музыкальный центр, диски с записями песен "Гляжу в озёра синие", " Родина".

                             

                         Пояснительная записка.

Урок-проект по окружающему миру был проведён в феврале 2010 года в 3 «Б» классе.

Обучение окружающему миру идёт по УМК «Школа России». Автор учебника «Мир вокруг нас»- Плешаков А.А. Курс «Окружающий мир» рассчитан на 68  учебных часов, 2 урока в неделю.

Урок по теме «Милые сердцу России города» включен в раздел «Путешествие по городам и странам». В системе уроков это второй урок в разделе по теме «Золотое кольцо России».

По типу это урок- проект закрепления и углубления знаний, поэтому в своей структуре содержит следующие этапы:

1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

2. Сообщение темы. Целеполагание.

3. Актуализация знаний.

4. Инструктаж к предстоящей работе.

5. Практическая работа по созданию продукта.

6. Презентация готового продукта работы.

7. Подведение итогов. Рефлексия.  

Урок-проект. Такая форма урока позволяет формировать общеучебные умения и навыки ( организационные, поисково-информационные, учебно-интеллектуальные), даёт возможность в коллективных способах деятельности развивать моральные качества и повышать культуру речевого общения школьников, способствует развитию ручных трудовых умений, воспитанию качеств трудолюбия, аккуратности, личной ответственности за выполнение коллективной работы.

Такой урок обеспечивает высокую степень самостоятельности. Всё это реализует деятельностный подход на уроке.

На первом уроке учащиеся получили представление и первоначальные знания о городах Золотого кольца. На этом уроке учащиеся были поделены на группы по интересам. Каждая группа выбрала город, который показался для них наиболее интересным ( для одних своими достопримечательностями, других привлекло название города, у кого-то в этих городах живут родственники).

Вместе с учащимися составили алгоритм исследования содержания материала о городах. Это не составило трудностей для учащихся, поскольку незадолго до урока был проведён классный час в такой же форме по теме «Город, в котором я живу», на котором учащиеся выполняли подобную работу.

Важным моментом деятельностного подхода к обучению является организация самостоятельной активности. При подготовке к уроку учащиеся самостоятельно работали с литературой в библиотеке, с интернет-материалами  в кружке информатики.

На основе собранного детьми материала, учителем были составлены информационные листы о городах, которые на уроке являются учебным материалом для учащихся. Так как объём материала на информационных листах достаточно большой, на уроке литературного чтения использовано чтение текста с пометами по алгоритму исследования.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке использованы групповая и индивидуальная формы работы, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению, углублению материала о городах: работа с информационным листом, карточками-инструкциями.

Не менее важно для деятельностного подхода учёт типов восприятия детей.

Для визуалов на уроке применяется наглядный материал ( иллюстративный, слайды-опоры, изготовленные на уроке детьми страницы книги).

Аудиалы имеют возможность воспринимать на слух информацию, которую донесут до них одноклассники, представляя изготовленные ими страницы. Для этих детей полезна работа в группе, когда учащиеся рассказывают текст своего выступления.

Для кинестетиков важна работа руками. Во время самостоятельной работы каждый ребёнок выполняет задание по карточке-инструкции, развивая свои ручные трудовые умения.

Во время самостоятельной работы учащихся по изготовлению продукта роль учителя состоит в наблюдении за учащимися с целью объективного выставления оценок.

Урок прошёл интересно, продуктивно. Такая форма проведения урока заинтересовала учащихся, так как каждый ученик выполнял работу, от которой зависел общий результат группы-продукт (книга). На уроке каждый учащийся был в деятельности. Каждый проявил свои коммуникативные умения, побывав в роли выступающего во время презентации продукта ( страницы книги).          



Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дидактическое обеспечение

1. Организация начала урока. Эмоциональный настрой.

Ребята, улыбнитесь, пожалуйста, мне, друг другу.

Мне очень приятно видеть вас, ваши добрые улыбки.

Урок окружающий мир, и он сегодня необычный. На прошлом уроке мы путешествовали по городам Золотого кольца России. Домашним заданием было-  найти дополнительный материал  о городах. Используя вашу дополнительную информацию по теме, я составила информационные листы о каждом городе. На уроке литературного чтения вы ознакомились с содержанием информационного листа.

Вспомните содержание листа, посмотрите на иллюстративный материал к уроку.

В руке у меня необычный веер настроений. Ребята, какое настроение посетило вас в начале урока? Ответ обоснуйте.

Меня посетило спокойное, мечтательное настроение, потому что уверена, что вы порадуете нас своим творчеством и интересными ответами.

Показывают готовность, эмоциональный настрой на урок.








































Учащиеся отвечают.
























Информационные листы.












Веер со словами (сказочное, спокойное, весёлое, тревожное, мечтательное, волшебное, серьёзное)

2. Сообщение темы урока. Целеполагание.

На другой стороне веера тоже слова. Прочитайте их и скажите, что так можно охарактеризовать.

Может есть места и красивей

Средь заморских лесов и рек.

Только в сердце моём навек-

Золотое кольцо России.

Тема урока « Милые сердцу России города». Мы продолжим знакомиться с городами, расположенными по туристическому маршруту « Золотое кольцо России».

Ребята, назовите, пожалуйста, источники информации, которые помогли вам найти дополнительный материал о городах.

Издавна основным источником любой информации является книга. Когда мы берём в руки книгу с красивой обложкой, с интересными красочными иллюстрациями , возникает желание прочитать её от корки до корки.

Сегодня на уроке мы создадим свою книгу « Милые сердцу России города». Работать будете в группах по интересам. Каждая группа на прошлом уроке выбрала город.

На прошлом уроке мы вместе составили алгоритм исследования содержания материала о городах.

Вспомните, посмотрев на доску.

Книг о городах  Золотого кольца много. А мы создадим свою книгу, не похожую на другие.

Как правило, книгу пишет один автор, а мы будем изготавливать книгу вместе. Книги печатают в типографии на печатном станке, а мы будем делать своими руками. Наша книга будет необычных размеров.


 

Принимают участие в формулировании темы, ознакомление с целью урока.





























































Вспоминают алгоритм исследования содержания материала о городах «Золотого кольца» России.

Веер со словами (красивы, интересны, удивительны, любимы. таинственны)






















































Алгоритм исследования.

1. Фотографии, иллюстрации города.

2. Интересные сведения о названии города. Символика города.

3.Достопримечательности города. Известные люди.

4. Промыслы.




Выставка книг о городах Золотого кольца России.

3. Актуализация знаний учащихся.

Почему туристический маршрут назван « Золотое кольцо России»?

Давайте вспомним и расположим города по маршруту Золотого кольца.

Каждой группе предлагаю выполнить работу-тест. Работа-тест у помощников, работаете сообща.

Отвечая на вопросы, должны выписать буквы с правильными ответами по порядку. Если задание выполнено верно, прочтёте слово, которое запишите на карточку и покажете по окончании работы.


Физкультпауза.

Принимают участие в решении задачи данного этапа,

Выполняют фронтальное задание по расположению городов Золотого кольца.

Повторяют материал о городах, выполняя работу-тест. Работают в группах.

Иллюстрации городов с названиями.









Карточки с тестами.

4. Инструктаж к предстоящей работе.

Ребята, перед вами книга из 7 страниц. Каждая страница посвящена одному городу, входящему в состав Золотого кольца России. Пока страницы пусты. Сейчас каждая группа будет создавать свою страницу книги, а затем выступать с её презентацией.

Напоминаю, во время выполнения работы, обращайтесь к алгоритму, чтобы материал по каждому пункту был отражён на страницах книги.

При работе используйте информационный лист, иллюстрации, карточки с заданиями.

Каждый участник в группе будет занят своей работой. В каждой группе есть мой помощник. В их обязанности входит: организовать группу на работу, контролировать порядок выступления участников группы и сообщить об итогах выполнения работы.

Посмотрите каждый на свою карточку с 2 заданиями. Прочитайте.

Есть ли у групп вопросы по порядку выполнения работы?

Принимают задания-инструкции к предстоящей работе.

Основа макета книги «Милые сердцу России города»























Информационные листы,





















Карточки- инструкции с заданиями.

5. Практическая работа по созданию продукта.

Учитель наблюдает за выполнением работы учащихся, делает записи в карте контроля.

В соответствии с целью выполняют работу по созданию страниц книги ( в группе), упражняются в использовании  приёмов защиты продукта работы в группе.

6. Презентация готового продукта работы.

Каждая группа представит свою страницу нашей книги.

Все другие группы слушают и заполняют итоговую карточку. Ознакомьтесь с её содержанием.

Помощники, посовещавшись с участниками группы, должны выписать по порядку номера лишних ответов.

Представляют продукт групповой деятельности ( страницы книги).

Заполняют итоговую карточку слушателей, после выступления групп представляют результаты работы-слушания.

Слайды-опоры, итоговые карточки, страницы книги.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Посмотрите, какая интересная, красочная, необычная по размерам книга получилась.

Ребята, а где мы можем использовать эту книгу?

Я предлагаю нашу книгу подарить школьному музею. Как будет приятно, когда по окончании школы, посетив школьный музей, вы найдёте книгу издательства 3 « Б» класса 2010 года .

Благодарю за активную работу на уроке. Встаньте те, кто доволен своей работой на уроке.

Поблагодарите друг друга апплодисментами.

Делают вывод по достижению цели, о применении продукта работы.

Книга «Милые сердцу России города», изготовленная учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по внеурочной деятельности «Москва – сердце России» по программе «Моя семья, моя земля, моя Россия» 3 класс

Занятие по  внеурочной деятельности написано в форме технологической карты...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край."

Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Города России. Город Оса. Пермский край." Презентация ученика....

Конспект урока изобразительного искусства «Праздник в городе. Изображение праздничного города» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с изображением праздничного города; с местом проведения праздника; с оформлением и украшением города к праздникуПланируемые результаты:Предметные: ...

Конспект урока по окружающему миру Проект "Города России" " (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России;Планируемые результатыПредметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные:принимать и...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Города России" УМК "Школа России" 2 класс

Тип урока: открытие новых знанийЦель урока: создание условий для формирования знаний учащихся о городах России.Задачи урокаДидактические:Познакомить учащихся с городами России;Формировать знания об ос...

Технологическая карта и презентация урока технологии "УМК Школа России" 4 класс Тема урока: Оразец, анализ конструкции образца изделия. Изделие по образцу из бумажных салфеток» Изделие: «Сердце для мамы»

Цель: освоение технологии работы с бумажными салфетками.Задачи:Дидактические:1.Освоение приёмов работы с бумажными салфетками2.Изготовление изделия из бросового материала Развивающие:1....