Главные вкладки

    План-конспект занятия (3 класс) на тему:
    Занятие по внеурочной деятельности «Москва – сердце России» по программе «Моя семья, моя земля, моя Россия» 3 класс

    Макаренко Наталья Александровна

    Занятие по  внеурочной деятельности написано в форме технологической карты

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_pot_vneurochnoy_deyatelnosti.docx30.77 КБ
    Файл prezentatsiya.rar2.61 МБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

    Учитель (Ф.И.О.)

    Макаренко Наталья Александровна

    Должность

    учитель начальных классов

    Тема

    «Москва – сердце России» 

    Класс

    3 – В

    Рабочая программа

    «Моя семья, моя земля, моя Россия»

    Тип занятия

    комбинированное

    Цели предметные

    Создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России; познакомить детей со столицей нашей Родины, с достопримечательностями города Москвы.

    Цели метапредметные

    учить принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять анализ объектов, производить сравнение и классификацию, развивать мышление речь, воображение, кругозор детей сведениями о древней и современной Москве знания; познавательный  интерес учащихся к изучению родного края. Воспитывать любознательность, интерес к изучению исторического наследия Родины; воспитывать любовь и гордость к России; воспитывать патриотические, гражданские чувства; учить принимать разные мнения и сотрудничать; формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране.

    Планируемые результаты

    Обучающиеся научатся  формулировать выводы из изученного материала; называть достопримечательности Москвы; узнавать и перечислять некоторые достопримечательности столицы.

    Ресурсы

    компьютер; проектор;  интерактивная доска; презентация; дидактический материал: игра «Достопримечательности Москвы», «Москва»; набор геометрических фигур; оценочный лист

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формирование УУД

    Технологические приёмы, методы и средства обучения

    Оргмомент

    Самоопределение к деятельности

    Проверяет готовность к уроку, создает эмоциональный настрой.

    - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Пожелайте мысленно удачи.


    Проверяют готовность рабочего места к уроку.

    Дети улыбаются  друг другу, выполняют за учителем.

     

    Регулятивные: организация  своего рабочего  места.

    эмоциональный настрой на занятие

    Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

    Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

    Как называется страна, в которой мы живем?

    В каждой стране есть главный город.

    Как называется такой город?

    Назовите столицу России?

    Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

    Тема нашего занятия «Москва-сердце России» Это второе занятие по этой теме. слайд №1

    На последнем занятии мы говорили о том, почему Москва – сердце России? Давайте вспомним.

    С какими достопримечательностями Москвы вы познакомились на прошлом занятии, я сейчас проверю. Для этого мы поиграем.

    Дети отвечают:

    - Россия

    - столица

    - Москва

    - Москва

    Ответы детей

    Познавательные: ориентируются в своей системе знаний.

    Коммуникативные: доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

     (Блиц – опрос)

    ИКТ

    Закрепление знаний изученных раннее

    Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы, проводит индивидуальный и фронтальный контроль.

    Работа с дидактическим материалом. Игра «Достопримечательности Москвы» слайд №2

    • У вас на партах лежат конверты с номерами 1,2. Соедините части в целое.
    • Проверка задания в форме демонстрации слайдов:

    слайды № 3,4,

    Кто такой зодчий?

    5,6,7,8

    - Как называется достопримечательность №1, 2,3.

    - Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти достопримечательности?

    слайд 9,10

    Демонстрация слайда. Если плыть по Москве-реке на речном трамвайчике, то в самом центре города обязательно увидишь на берегу стены и башни из красного кирпича. Это Кремль – крепость внутри города. Кремль строился с конца 11 века, но те стены, которые мы видим сейчас, воздвигнуты в 15–17 вв. Протяжённость кремлёвских стен – 2235м.

    слайд №11,12

    Ещё одна интересная достопримечательность

    - это Исторический музей на Красной площади Москвы, который является самым крупным национальным музеем России.

    История исторического музея началась еще в 80-х годах XIX века. В то время музей носил имя своего основателя Александра II. Экспонаты поведают гостям музея об истории России с древних времен до начала прошлого века.

    Посетив залы, расположенные на втором этаже музея можно познакомиться с историей первобытного общества, с древнерусской историей. Представленные здесь экспонаты  расскажут о решающих битвах с захватчиками из разных стран, о периоде объединения России, ее традициях и культуре.

    Экспозиция в залах третьего этажа музея посвящена временам правления Петра I ,  политике, культуре и экономике имперской России.

    Дети слушают  инструкции учителя перед самостоятельной работой в парах.

    Проверяют правильное выполнение на слайде презентации  и называют достопримечательности.

    -Строитель, архитектор. 

    - Они находятся на территории Кремля

    Дети знакомятся со слайдами презентации

    Дети знакомятся со слайдами презентации

    Коммуникативные:

    умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы); умение работать в парах.

    Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    Познавательные: находить и выбирать способ решения проблемы.

    Здоровьесберегающая технология 

    Работа с дидактическим материалом. Игра «Достопримечательности Москвы»     

    Работа в парах.  

    ИКТ

    Проверка в форме демонстрации

    Беседа

    Формулировка темы и цели урока

    Сегодня мы продолжаем знакомиться с достопримечательностями Москвы.

    - Москва – сердце России. Москва – столица России. Почему сердце России назвали именно так?

    К истокам слова    слайд №13

    Что означает слово Москва? Этому слову, может быть не менее 4-5 тысяч лет. Академик Н.Я. Мар связывал слово Москва со скифским словом маск - скот. Стада прирученных животных у древних людей считались главным богатством. Люди использовали «маски» (изображения звериных морд) на многих праздниках, как бы желая умножить свои стада. Так как буквы о и а в нашем языке часто чередуются, то летописное «Москов» вполне могло означать «Масков», т.е. поселение скотоводов. Есть и другие предположения о происхождении слова Москва, но эта версия считается одной из правдоподобных (по П.Золину)

    Расположен город на берегу Москвы – реки. Название реки возникло раньше, чем название города. Москва – река – «моцка» – «небольшая река, водоём».  

    Название Москва древнее, его происхождение спорно»; «вопрос о названии Москва пока остается нерешенным.

    - Ребята вы знаете, в каком году был основан город и кто был основателем Москвы? 

    Из истории                 слайды №14,15

    Знакомит со слайдами презентации.

    Первое упоминание о Москве прочитали в летописи 1147 года. Именно поэтому 1147 год считается годом основания Москвы.

    Давно это было более 850-ти лет назад. Жил на свете князь. Звали его Юрием.

    Дело было так. Однажды ехал князь по своим землям лесной дорогой. Дорога привела его к холму между двумя реками: Москвой и Неглинкой. На вершине холма увидел князь село. Люди в этом селе жили спокойно и богато, потому, что лес скрывал их от незваных гостей. Приглянулось это место князю, и решил он построить здесь крепость. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял, - «город Москва». Юрия Долгорукова с тех пор считают основателем Москвы.

    Так возник наш город Москва.

    Показ портрета князя.

     

    Дети знакомятся со слайдами презентации:

    К истокам слова

    Дети отвечают на вопросы учителя

    Дети знакомятся со слайдами презентации: 

    Из истории

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

    Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

    Коммуникативные:

    умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

    ИКТ

    Рассказ и беседа учителя с сопровождением презентации

    Физминутка

    Здоровьесберегающая технология

    Упражнения в применении знаний, умений и навыков

     Демонстрирует слайды, дает инструкции (слайды № 16-24)

    Я предлагаю вам сыграть в игру «Я шагаю по Москве». Я буду демонстрировать слайды. Если на слайде достопримечательность Москвы, то говорим «Я шагаю по Москве» и шагаем на месте, а если нет, то хлопаем в ладоши. 

    Дети смотрят на слайды (№ 16-24)презентации выполняют  движения: шагают на месте и хлопают в ладоши.

    Познавательные: самостоятельно перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний

    ИКТ

    Здоровьесберегающая технология 

    Дидактическая игра «Я шагаю по Москве»

    Усвоение новых знаний

    - Продолжаем прогулку по Москве. слайды №25,26

    Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! Нет на свете колокола больше его. Он весит 200 тонн. 300 с лишним лет назад отлил  его отец и сын Моторины.

    Царь-пушка всем пушкам пушка! Отлил ее 400 лет назад славный русский мастер Андрей Чохов. Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России. 

    Нет такого человека, гражданина нашей необъятной страны, который не мечтал, бы побывать в Москве – сердце Родины! О Москве написано много стихов. Какие вы знаете?

    - Прочитайте. 

    - Как относятся поэты к Москве?

    Дети знакомятся со слайдами

    Дети отвечают на вопросы. Читают стихи о Москве.

    Познавательные: перерабатывают полученную информацию.

    Коммуникативные:

    умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы).

    ИКТ

    беседа

    Повторение изученного

    Учитель нацеливает учащихся на выполнение заданий викторины «Москва» (слайды № 27- 32)

     выполняет фронтальный контроль.

    Я буду демонстрировать слайды с вопросами  и тремя вариантами ответов. Каждый ответ определенного цвета. Чтобы ответить на вопрос надо показать фигуру, который соответствуют, по-вашему, мнению, правильному ответу.      

    - Прочитайте и объясните пословицу  слайд №33

    «Москва от глаз далека, да сердцу близка».

    Москва – сердце России слайд №34

    Москва – столица России.

    Это самый большой город в стране.

    Его площадь – около 1000 кв. км,

    население Москвы – около 10 миллионов человек (по данным переписи).

    В Москве целых 126 районов!

    Главная река города тоже носит название Москва,

    она пересекает столицу с северо-запада на юго-восток.

    Москва – зелёный город, в нём десятки парков и тысячи скверов,

    в которых приятно прогуляться и отдохнуть.

    А ещё в Москве самое красивое в мире метро!

    В городе много театров, музеев, исторических памятников,

    концертных залов и спортивных комплексов –

    таким образом, всегда можно найти куда отправиться.

    Дети смотрят на слайды - № 27-32

    Слушают инструкцию учителя к игре «Москва» (слайды) и показывают нужную фигуру

    Дети проверяют верные ответы, делают суждения

    Дети объясняют смысл пословицы

    Дети знакомятся со слайдами

    Коммуникативные:

    -умение выражать свои мысли полно и точно.

    Познавательные: самостоятельно перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

    ИКТ

    Выполнение заданий викторины форме игры «Москва», работа с дидактическим материалом

    Беседа

    Итог с оценкой проделанной работы учащимися

    Учитель подводит итог занятия, объясняет домашнее задание.

    - Наше занятие подошёл к концу. А сейчас я начинаю говорить о Москве, а вы

     заканчиваете предложение слайд №35

    Основатель Москвы - ....

    Площадь –…

    Московский - …

    Москва - …

    - Что же вы узнали нового о Москве?

    А теперь, пожалуйста, оцените свою работу на уроке.

    слайд №36

    Раскрасьте тем цветом, который  слайд

    соответствует вашей оценке

        - очень хорошо занимался, все получилось сегодня;

             - старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось;

               - был не в настроении сегодня, получится на следующем занятии.

    Дети рассказывают, чему научились, что запомнили, чему удивились, ответы на вопросы

    (слайд).

     Дети оценивают свою работу на занятии.

    Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

    ИКТ

    Здоровьесберегающая технология

    Оценочный лист


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе по теме "Здоровая пища для всей семьи"

    Данное занятие разработано и проведено в рамках программы по внеурочной деятельности "Школа здоровья" в 1 классе. Его структура соответствует ФГОС. Будет полезно для учителей начальных классов и всех,...

    Занятие по внеурочной деятельности во 2 классе по программе "Наш удивительный Кузбасс" по теме "Города Кузбасса большие и малые".

       Данное занятие знакомит обучающихся с городами Кузбасса: Новокузнецком, Ленинск-Кузнецким, Междуреченском, Анжеро-Судженском (с их местоположением на карте области, с историей обра...

    Конспект занятия по внеурочной деятельности (Художественно-эстетическое направление) по теме:"Пейзаж родной земли и гармония жилья с природой"

    Материал занятия направлен на формирование у учащихся знаний о том, как  строилась русская изба, какое значение имела эта постройка для жизни человека. В конспекте занятия использовано авторская ...

    Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Культура здоровья". Тема занятия: "Азбука дорожной безопасности".

    Целями занятия являются: систематизировать знания о классификации дорожных знаков по группам, закрепить умение ориентироваться по сигналам светофора и дорожных знаков. На занятии формируются универсал...

    Тематическое планирование по внеурочной деятельности для 2 класса по программе "Школа России".

    Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Математика и конструирование"...