Конспект урока по развитию речи "Признаки весны"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока к презентации по развитию речи в 1 классе о первых признаках весны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока  развития речи в 1 классе

Тема: «Признаки весны».

Цель - показать пробуждение природы.

Задачи:

1. Выделить признаки весны.

        2. Дать представление об изменениях в жизни растений, животных, весной. Развивать речь учащихся, умение строить свое высказывание, выразительно читать выученное ранее стихотворение,     развивать память, мышление, умение делать выводы; развивать умение слушать музыку природы.

        3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Учебник, мультимедийная установка, диск с презентацией урока, набор листочков, вырезанных из бумаги, кроссворд, макет веточки березы и кроссворд, изготовленный из пенопласта, набор букв, схема признаков весны в картинках, слова для обогащения речи учащихся, материал для игр, загадки, тексты физкультминуток, подборка книг по весенней тематике.        

                         

Ход урока

1. Организацион-ный момент.

Приготовление рабочего места. Настрой на работу.

- Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно!

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем!

Руки дружно поднимаем!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

СЛАЙД №1

С музыкальным сопровождением -

песня «Что за музыка за окнами слышна?»

































СЛАЙД №2

«Название темы: «Признаки весны»»





СЛАЙД №3

«Признаки весны»



Словарная работа









СЛАЙД №4

«Март»













СЛАЙД №5

«Апрель»















СЛАЙД №6

«Май»




Физкультминутка

- Прежде чем объявить тему урока, послушайте загадки:

- Солнце греет всё теплей

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями

Время года угадали? /весна/

- Тает снежок, ожил лужок

День прибывает.

Когда это бывает? /весной/

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/

Прислушайтесь к звукам природы, послушайте песенку весны (звучат звуки природы и веселая песенка «Что за музыка на улице слышна?»).

-Вам понравилась мелодия? (Релаксация.  

        

        


Учитель показывает  изображения веселого, грустного и безразличного человека). После прослушанного у детей радостное настроение.

-Ребята, я сегодня встретила доброго волшебника. Он  подарил мне веточки с распустившимися листочками. Это тоже привет от весны. Как вы думаете, можно ломать веточки ? /Нет. Потому что мы губим деревья./ 

- Итак, сейчас весна. Она приходит не сразу. Вот что порой бывает.

Ученица читает стихотворение  А. Л. Барто «Куда  весна пропала?»

Не знаю, почему же
Весна все не идет?
Опять замерзли лужи,
Похрустывает лед.
А мы плащи надели
Еще на той неделе.
Куда весна пропала?
Куда девалась вдруг?
А вдруг она попала
Куда-нибудь на юг
И там осталась где-то?..
Но там все время лето,
Там нет морозных дней,
А нам весна нужней!
- Нам необходимо выяснить, по каким признакам мы определяем, что весна наступила. Тема урока: «Признаки весны».

- Скажите, какое сейчас время года?/весна/

- А какое время года она сменяет? /зиму/

- Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./

- А чем весна отличается от зимы? /Дети на основе сюжетных картинок называют: становится теплее, птицы возвращаются с юга, на деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

Выделяются основные слова: весна, солнышко, капель, ручеёк. Подбираются определения, составляются простые предложения: солнце улыбается, ручеек журчит, тает снег, капель звенит; приходит, наступает весна.

- Ребята, а  кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь  в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку  природа начинает просыпаться от зимнего сна.

Ученица читает стихотворение Я.Акима «Март»

- Треплет ветер за окном
Дерево без листьев,
Воробей сидит на нем,
Перышки почистив.
Погляжу на воробья –
Весело качается!
Понимаем, он и я,
Что зима кончается.
 

- АПРЕЛЬ – второй месяц весны, месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.

Трое учеников читают стихотворение С.Маршак «Апрель».
- Апрель, апрель!
на дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

- МАЙ – третий месяц весны, месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака.

- Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Тихо засыпают,

Головой качают

Только нам не спится

Будем мы трудиться.

3. Совместное открытие новых знаний.


















- Мы с вами говорили о весенних признаках.

- А теперь попробуем выделить признаки в нужном порядке из прочитанных мною стихотворений о весне.

1. «Всё ярче, ярче дни за днями,

     Уж солнце жёлтыми кругами

      В лесу деревья обвело».

/Солнышко стало ярче пригревать, дни стали длиннее/

2. «А рядом у проталинки в траве, между корней

      Бежит, струится маленький, серебряный ручей»

- Проталины – места, где растаял снег, и открылась земля. Раньше всего проталины появляются там, где меньше снега./появились проталины, ручьи/

3. «Ручьи, журча, и извиваясь,

      И меж собой перекликаясь,

      В долину шумную спешат. /появились ручьи, лужи/

4. «А там по нивам на просторе

      Река раскинулась, как море,

      Стального зеркала светлей.

      И речка к ней на середину

      За льдиной выпускает льдину,

      Как будто стаю лебедей». /начался ледоход на реке/

4. Первичное закрепление

СЛАЙД№7

«Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»»


СЛАЙД№ 8

«Птицы и их гнёзда»















СЛАЙД№ 9

«Первые цветы»








Физкультминутка




Разгадывание кроссворда




































Игра «Четвертый лишний»

- А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (слайд №7).

- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?

- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/

 Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

Картина так и называется «Грачи прилетели».

- А сейчас посмотрите на слайд (№8), рассмотрите птиц и их гнёзда.

- Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?/синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. Недаром в народе установился обычай печь булочки в виде жаворонка/.

- Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/.

- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад. В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.

- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Почему их называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/

- В апреле фестиваль цветов открывает мать-и-мачеха.  Следом за ней пестреют цветы медуницы, затем появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.

- Ребята, многие цветы взяты под охрану. Одним из таких цветов является сон-трава. Как вы думаете, почему это происходит?

- Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше, выше, выше.

- Нет в кроссворде гласных букв –

Они висят на ветке.

Ты буквы нужные сорви,

Поставь в пустые клетки.

И прочитаешь ты слова.

Кроссворд – зарядка для ума.






 Р


Ч


Й



К


П


Л

Ь


В


С

Н




Д


Ж

Д

Ь



В


Р


Б


Й

- Слова составил? Не робей!

В строке последней – воробей.

Из группы слов назвать лишнее.

1. Март, апрель, январь, март

2. Медвежонок, лисёнок, телёнок, бельчонок

3. Снегопад, капель, дождик, ручьи.

5.Самостоятель-ная работа

СЛАЙД №10

- У вас на столе лежат карточки.

- Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»

Стало холоднее                        Стало теплее

Снег тает                                  Земля покрыта снегом

Река замерзает                         Лёд на реке сходит

Птицы улетают на юг              Птицы прилетают с юга    

6. Самопроверка

СЛАЙД№11

Стало теплее, снег тает, лёд на реке сходит, птицы улетают с юга.

7. Итог урока

СЛАЙД № 12 «Весна: природа пробуждается»











- Скоро кончится урок,

Прозвенит для вас звонок.

Про весну вы рассказали

И загадки отгадали.

Солнце ярче светит,

Тает снег в полях,

Ручейки весенние весело звенят.

Птицы прилетели –

Весело галдят!

- По каким признакам люди узнают весну? /таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилёт птиц из тёплых стран, появление насекомых и т.д./

- Какова главная причина весенних явлений? (солнце светит ярче, становится теплее)

- Что нового узнали на уроке?

- У вас на столах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, прикрепите зелёный листочек к улыбающемуся смайлику, а если ваша душа осталась холодной,  и вам было неинтересно – к грустному.

-На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Весну выручаем!»

Конспект занятия по развитию речи "Весну выручаем!"Цель: способствовать обобщению представлений о весне как времени года.Задачи:- расширять и активизировать словарь детей по данной теме;- закреплять н...

Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспит...

Конспект урока по развитию речи для 3 класса по теме «Ранняя весна»

Методическая разработка урока по развитию речи, знакомство обучающихся с признаками весны...

Урок по развитию речи "Весна"+ презентация

Урок по развитию речи в 4 классе школы для слабослышаших...

Конспект урока по развитию речи в 1 «В» классе II отделения на тему: «Весна»

Методический материал разработан для учащихся 1-х классов с нарушением слуха (2 отделение)...

Конспект урока «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..» 4 класс

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: «Е. А. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..»Тип урока: урок открытия новых знаний. Цель: познакомить учащихс...

Конспект урока по литературному чтению " Весна, весна красная!"

Данный конспект будет в помощь учителям начальной школы по программе "Начальная школа 21 века" во 2 классе....