Конспект урока по развитию речи во 2 классе. Тема урока: Весна - пробуждение природы.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Казанчева Марина Яковлевна

Урок проведен в коррекционной школе VIII вида с использованием технологии группового обучения.Такая форма проведения существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебно-воспитательной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Данное занятие соответствует уровню развития коллектива начального звена, возрастным особенностям учащихся. Урок имеет разумное количество этапов, имеет новизну. Учащиеся называют признаки весны, составляют по опорным словам рассказ о весне. В соответствии с задачами на уроке использовались различные формы и приёмы работ: отгадывание загадок, чтение стихотворения, составление рассказа по опорным словам, заслушивание ответов учащихся, подготовка к комплексному применению знаний и к обобщающей деятельности, элементы занимательности, игра с опорой на жизненный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_razvitiyu_rechi_2_klass.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи  во 2 классе

Тема урока:  Весна:  пробуждение природы.

Задачи:

Образовательные задачи:

Продолжать формировать представление о времени года весна через составление кластера, просмотра видеофильма.

 Развивающие задачи:

Развивать устную речь через использование опорных слов;

  • составление рассказа.
  • наблюдательность через просмотр видеофильма, презентации.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительную мотивацию через разные виды деятельности, бережное отношение к природе .

Формировать коммуникативные умения:

  • слушать учителя и одноклассников
  • вести диалог
  • работа в группе
  • рефлексия

Оборудование: презентация к уроку, видеофильм, музыка Чайковского «Времена года. Март», карточки для работы в группах

Ход урока:

1.Орг. момент.  Прозвенел звонок,  начался урок. Дети настроимся на работу:Я спокоен. У меня всё получится!

Сегодня на уроке мы с вами   откроем некоторые тайны природы. А как же это будем делать?

Чтоб тайны природы узнать

нужно все загадки разгадать,

нужно научиться наблюдать,

а для этого нужно  развивать

                                       внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.  

Значит мы будем ( перечисляю действия)

1. Разгадывать  загадки

2. Будем наблюдать

3. Будем  узнавать

4. Будем сочинять

  1. Формулирование темы урока. - Послушайте стихотворение, которое нам расскажет Андрей, о каком времени года говорится в стихотворении.  И о чём будем говорить на уроке . (Слайд 1) (На фоне музыки Чайковского «Времена года. Март» звучит стихотворение, которое подготовил ученик)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

                        (С.Маршак) Спасибо Андрей.

- О каком времени года говорится в стихотворении?

( Действительно говорится о весне. После долгой зимы природа оживает, она пробуждается. И тема нашего урока называется «Весна – пробуждение природы». На доске напечатано эта тема - (Слайд 2)

- Как вы понимаете слово «пробуждение»? Читает 1 ученик, затем хором. Пробуждение- это проснуться. Весной природа пробудилась.)

В конце урока мы должны составить  рассказ на тему « Весна» , а  помогут нам в этом  слова – помощники.

- Ребята, знаете ли вы название  весенних месяцев? Сейчас проверю. Для этого предлагаю выполнить задание « Собери слово»

Этап актуализации знаний

  1. Возьмите конверт под №1 Достаньте задание и выполните.  Проверяем. Какое слово у вас получилось? У вас? У вас?

МАРТ – это первый месяц весны.  

-Какие изменения происходят в марте?

(Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, по –тихоньку  , природа начинает просыпаться от зимнего сна.)

( Прикрепляю на доску ключевые слова -лежит снег, солнце светит ярче

-Какой следующий месяц? Назовите какие изменения происходят в апреле?

(АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, ручьи журчат. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. В старину в народе март называли снегогон.)

(Прикрепляю на доску ключевые слова ручьи журчат, молодая травка)

А что происходит в мае?

(МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Цветут цветы на полянах, а по оврагам черёмуха цветет. В старину в народе март называли травень.)

(Прикрепляю на доску ключевые слова ( Цветут цветы )

В каждом месяце в природе  происходят какие-то изменения. Природа не сразу пробуждается, а постепенно.

4.Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.      Посмотрим  небольшой   Фильм о весне.

Кто внимательно смотрел этот  фильм ,тот сейчас легко выполнит задание

Работа в группах.- Возьмите конверт под « 2 Вам нужно подчеркнуть те предложения,  в которых есть признаки весны. (Дети работают по карточкам в группе) (Слайд 3)

Карточка № 1.

1.Стало холоднее.   2. Солнце светит ярче. 3. День уменьшается.                                

1.Река замерзает.                                 

2.Листья появляются.                        

3. Распускаются первоцветы.

 4. Тает снег . 

1. День увеличивается.

2. Лёд на реке тает.

3.  Земля покрылась снегом.                                      

 А теперь проверим. Прочитайте то, что относится к признакам весны.  Хорошо справились с заданием. Слайд

- (Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что оно поднимается выше и  выше и солнечные лучи светят ярче и ярче.

Физминутка  Отдохнём немножко. Встали все, потянулись к свету, к солнышку, высоко – высоку подтянулись. Зарядились положительной энергией. А теперь потанцуем. Музыкальная физминутка.

5. Этап формирования новых знаний

-Как  называют птиц, которые  прилетают к нам  весной?                                            

(Птицы, которые прилетают, к нам из  тёплых краёв  называются перелётными.)                 Посмотрите на Слайд- Назовите этих их.

-А чем же заняты  птицы весной?         Слайд                                                                   

Они ремонтируют старые гнёзда и строят новые.                                        

А где птицы строят свои гнёзда?                                                                                        

Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах.                                                                                                                                  

6. Этап закрепления новых знаний (обучение способам применения).

- Вот, когда гнёзда готовы, какая же следующая забота у птиц?                  

Дети: Отложить яйца и вывести птенцов

 - Ребята, а какую пользу приносят птицы?  Дети: Питаясь насекомыми, они помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше.                                                                                                          

 -А представьте, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?        

Дети: Некому будет защищать сады, леса, парки,  поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Мы никогда не услышим их чудных песен

Учитель : Охрана природы – обязанность каждого человека. Жизнь птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.

(Прикрепляю на доску ключевые слова- Перелётные птицы

-6.  (слайд) Сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте. о каком растении идёт речь.

Первым вылез из – под снега

Появился на проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)   слайд. Они первые появляются и цветут/ первый подснежник, радует  людей своей красотой.После  подснежника появляются мать- и мачеха, медуница

 Посмотрите на слайд.. Эти цветы первоцветы. Почему их так назвали?

(Прикрепляю на доску ключевые слова- Цветы

- Ребята, а  в жизни  зверей происходят изменения весной? А какие?

/ весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/

Прикрепляю на доску ключевые слова- детёныши, просыпаются от спячки

Мы с вами говорили как меняется окружающий мир весной.

-А вот как с приходом весны меняется ли жизнь людей?

/ надевают весеннюю одежду, ведут весной люди на полях, в садах и огородах\

-Прикрепляю на доску ключевые слова-   весенние работы людей

7. Этап формирования умений навыков.

А сейчас самое главное задание составить   рассказ о весне, используя  слова, которые вы видите на доске, вспомните фильм, что видели на слайдах  и затем,  расскажите , что у вас  получилось.

Какие замечательные рассказы получились у вас. Очень нас сегодня выручили

слова – помощники .

8.  Подведение итога и рефлексия. 

Что интересного было на уроке? Были ли сложности в выполнении каких-то заданий?

Оцените себя и поставьте отметку. И  за что вы ставите такую отметку?

У вас на столах лежат вырезанные из бумаги солнышко.Если вам понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, то поднимите солнышко, если не очень понравился урок поднимите тучку . Я рада  что вам всем понравился урок.

На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

конспект урока развития речи в 3 классе на тему" Весна -пробуждение природы" для СКОУ VIII вида

Конспект урока " Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром " для 2 классаспециальной (коррекционной ) школы VIII вида....

Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Весна. Пробуждение природы"

Урок окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100" на тему "Весна. Пробуждение природы"...

Конспект урока по развитию речи в классе со сложной структурой дефекта (7 класс)

Уроки развития речи является наиважнейшими для слабослышащих учащихся вспомогательных классов....

Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....

Конспект урока по развитию речи (в классе со сложной структурой дефекта) на тему: "Профессии"

Данный конспект составлен с учетом возможностей учащихся со сложной структурой дефекта....

Конспект урока по развитию речи 3 класс УМК «Школа России»

Тип урока: комбинированный урок объяснения нового материала.Цель урока: научить составлять план текста.Планируемые результаты урока:Предметные·...