Урок окружающего мира по теме "Лесные опасности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Герасимова Т. В.

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Закрепление правил безопасности, которые надо соблюдать дома. Обучение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых. Обучение правилам безопасного поведения в лесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesnye_opasnosti.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 30»

Г. СЫКТЫВКАРА

Урок окружающего мира во 2 классе

по теме «Лесные опасности».

По учебнику Плешакова А. А.

 

                                                 Учитель начальных классов

                                                                Герасимова Татьяна Вячеславовна

Цели урока:

1. Закрепление правил безопасности, которые надо соблюдать дома.

2. Обучение различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, жалящих насекомых.

3. Обучение правилам безопасного поведения в лесу.

Ход урока

1. Закрепление пройденного

 1) -На прошлых уроках мы говорили о домашних опасностях, давайте вспомним, что мы должны соблюдать, чтобы уютно было жить в доме. Отгадайте загадки.


 Я из дома на порог,
 Лишь один шагнул шажок.
 Дверь закрылась за спиной,
 Нет пути передо мной.
 Я и дома, и не дома,
 Между небом и землей.
 Отгадай те же друзья,
 Где же очутился я?      (Балкон)
- Что нужно помнить, очутившись на балконе?
 Кто по проводам
 В дом приходит к нам?
 По ночам, когда темно,
 Освещает дом оно?    (Электричество).
              А загудит его мотор,
              Глотает он и пыль, и сор.    (Пылесос).
 Ей набили мясом рот 
 И она его жует.
 Жует, жует, глотает,
 В тарелку отправляет.      (Мясорубка).
          После стирки, у простынки,
          Он разгладит все морщинки.

          Только ты его не тронь!
          Он горячий как огонь!      (Утюг).


 - Что нужно помнить, пользуясь электроприборами? 

2)- Расшифруйте знаки других домашних опасностей (на доске знаки-сигналы)

3)- Узнаёте домашнюю опасность по определению: неконтролируемый процесс горения.

-По каким телефонам надо звонить, если возник пожар. Что надо сообщить по телефону?

2. Ведение в тему

Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. 
 (Лес.)

- Что это? Как догадались?

- Резная крыша, что это?  (Кроны деревьев.)

СКАЗКА ЛЕСА Г.Галина  

Из душистых веток сплетена завеса, 
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий, 
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...

И, пугливо прячась в травке побережной, 
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса 
Дремлющую сказку — сказку в сердце леса...

- Как нужно вести себя в лесу, чтобы не потревожить сказку  и тишину леса?

Представьте, что мы отправляемся в лес. Так как мы идем в лес на несколько часов, мы должны продумать:

1. Какие продукты взять с собой.

2. Медикаменты.

3. Как лучше одеться?


- Какие чудеса можно увидеть в лесу?

- Но лес может таить и опасности. Тема нашего урока – «Лесные опасности»

3. Работа по теме.

-Какие опасности может таить лес?

Ягоды.

- Какие ягоды можно найти в лесу? 

- Большинство ягод съедобные. Что вы знаете об этих ягодах?

Шиповник, земляника содержат витамин С.

Черника – улучшает зрение, вяжущее средство.

Брусника – мочегонное средство.

- Но в лесу можно встретить много опасных ядовитых ягод. Какие ядовитые ягоды вы знаете?  (С. 36 № 4, 5)

 

Работа с карточками

Волчье лыко – кустарник. Растёт в тенистых лесах, на вырубках. Цветёт с мая по июнь. Запах этих цветов может вызвать сильную головную боль, тошноту, рвоту. Ягоды ядовиты для человека, но птицы питаются ими и распространяют растение.

Вороний глаз

Выше листьев располагается очень красивая, похожая на черную жемчужину ягода. За черноту назвали её вороньим глазом. Эта ягода  и всё растение – ядовито.

Есть ягоды вороньего глаза нельзя. От одной или двух ягод ничего страшного не случится, но при большем количестве возможно отравление с рвотой и головокружением.

Вороний глаз цветет с мая по июнь. Плоды созревают в июле и августе. Встречается в тенистых лиственных лесах, среди кустарника.

В средние века верили, что "заколдованных" людей можно "расколдовать" с помощью вороньего глаза. Ягоды носили на теле или зашивали в одежду, чтобы уберечься от чумы и других заразных болезней, для чего собирали их от 15 августа до 8 сентября. Но, в общем, вороньего глаза опасались и потому применяли редко.

Ландыш – травянистое растение. Растёт в лесу. Цветёт в мае. Запах этих цветов может вызвать сильную головную боль, тошноту, рвоту. Ягоды ядовиты для человека (рисунок на доске)


- Что вы узнали об этих ягодах?

- Если эти ягоды ядовитые, нужно их уничтожать?  (Нет, некоторыми из них питаются птицы)

Грибы.

- В лесу можно увидеть грибы. Какие съедобные грибы вы знаете? 

(Белый гриб, маслята, груздь, лисички, волнушки, подберёзовик, сыроежка, опята.)

- Но в лесу можно встретить опасные ядовитые грибы. Какие ядовитые грибы  вы знаете?

С. 36

-Найдите съедобный гриб.

-Назовите ядовитые грибы.

Работа с карточками

Бледная поганка – самый ядовитый гриб. Растёт в лиственных лесах. Шляпка зеленоватая или белая с чешуйками и лоскутками. На ножке плёнчатое кольцо.

Мухомор красный.

Шляпка мухомора диаметром красная или оранжево-красная. Когда гриб маленький, шляпка клейкая, а затем становится блестящей. На шляпке остаются кусочки белого покрывала, из которого появляется гриб. Пластинки и мякоть у мухомора белые. Ножка белая.

Красный мухомор в России встречается повсюду. Растет во всех лиственных и хвойных лесах.

Красные мухоморы появляются в июле — августе. Растут мухоморы до середины октября.

Есть красный мухомор нельзя. В нём содержатся ядовитые, сильно возбуждающие нервную систему вещества. Они могут вызвать галлюцинации. О свойствах красного мухомора люди знали ещё 3500 лет назад. Настой этого гриба можно использовать для уничтожения мух, поэтому и назвали этот гриб мухомор. Этим раствором могут отравиться кошки и другие животные.

Работа с буклетами.

Свинушка – ядовитый гриб. В нём содержится яд, который похож на яд мухоморов. Свинушки растут в берёзовых лесах, они растут группами. Шляпка бурая, ножка короткая, толстая.

Ложные опята – ядовитые грибы. Шляпка желто-серого или красноватого цвета. На шляпке нет чешуек. Ножку окаймляет мясистое кольцо.

Сатанинский гриб – ядовитый гриб. Ножка пурпуровая или синеватая. Шляпка оранжевая. Если ножку разрезать, то она сначала краснеет, а потом синеет.

- Какое главное правило вы знаете, если вам попался ядовитый гриб или просто незнакомый?

- Если вы встретите в лесу мухомор, вы будете его сбивать палками?   (Нет, потому что ими питаются лоси.)

Опасные насекомые.

- В лесу можно встретить опасных насекомых. Это жалящие насекомые.

С. 37 Назовите жалящих насекомых, проверьте на страничках для самопроверки

Шершни питаются насекомыми, в т. ч. домашними пчёлами. Укол жала этих насекомых очень болезнен.

- Прочитайте в учебнике, как нужно вести себя, если рядом летает жалящее насекомое.

- Что вы узнали из текста?

-Как быть, если насекомые вас ужалили? (составление памятки)
 1.     Удалить жало.
 2.     Ранку промыть.
 3.     Положить холодный платок.
 4.     Обратиться к врачу, если укус пришелся на веко или губу.


 Игра в хлопки, если вы услышите жалящее насекомое – хлопаем в ладоши.
 Муха, кузнечик, оса, пчела, стрекоза, божья коровка, шмель, шершень.

Клещ.

В лесу можно встретить энцефалитного клеща. 

Это маленькое, но очень опасное насекомое.

Клещ энцефалитный.

Энцефалит, это заболевание, которое передают клещи при укусе.

Наиболее активны клещи в теплое время года. Появляются клещи в апреле в лесах и парках. Они активны до сентября.

Любимые места охоты этих хищных насекомых - это влажные лесные овраги, заросли ив по берегам рек, лесные опушки и обочины дорог.

Атаковав человека, они на протяжении многих дней могут вести тихое существование, питаясь кровью. Пополневшие они отпадают.

Отправляясь на отдых в лес, нужно обязательно надевать рубашку с длинными рукавами, манжетами и воротником, плотно облегающим шею. Штанины брюк необходимо заправить в носки. Причем, лучше надевать светлую одежду - на ней клещ будет более заметным. Кроме того, одежду надо обработать специальными средствами, отпугивающими или убивающими насекомых. После прогулки нужно осмотреть себя, нет ли на теле клещей.

Если вы обнаружили, что вас укусил клещ, нужно обратиться к врачу.

Самой эффективной защитой от клещевого энцефалита врачи считают прививку.

Змеи.

- В лесу можно встретить змей. Чем отличаются гадюка и уж?

Уж – безобидная змея. Она не ядовитая. Ужи встречаются во влажных лесах, в кустарниках по берегам рек, озёр, болот. Ужи отлично плавают, лазают по деревьям. В случае опасности он принимает оборонительную позу, грозно шипит, но зубы в ход пускает редко. Будучи схваченным, он обрызгивает врага сильно пахнущей жидкостью – это вся его защита. Питаются ужи лягушками, мышами. В Украине в прежние времена ужей поселяли в домах вместо кошек, и они охотились за мышами. Было даже поверье, что если убьёшь ужа, то вскоре заболеешь.

-Что узнали об ужах?

-Нужно ли ужей ловить?

Как можно отличить ужа от гадюки?

5. Закрепление темы урока.

Ребята, давайте повторим, как нужно вести себя в лесу, что бы с нами не случилось беды? 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Опасные и безопасные ситуации"

обучить детей навыкам ориентировки в ситуациях и принятия рациональных решений для предупреждения поступков, разрушающих здоровье ...

Урок окружающего мира по теме "Опасные незнакомцы"

Урок окружающего мира по учебнику Плешакова А. А. Знакомство детей с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомцами.Обучение правильным действиям при контактах с незнакомцами....

Урок окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы"

Круглый стол. в ходе которого обсуждаются проблемы полезных ископаемых...

Презентация к уроку окружающего мира "Природа в опасности. Охрана природы" 3 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 3 классе (УМК "Школа России". В ходе презентации ребята в игровой форме узнают о малых и больших ранах Земли, об охране природы, о Красной книге Рос...

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)

Конспект урока окружающего мира на тему "Опасные незнакомцы" (УМК "Школа России" 2 кл. 2 ч.)...

Урок окружающего мира "Природа в опасности" (УМК "Школа России", 4 класс.

Урок  окружающего мира «Природа в опасности» ( УМК «Школа России» 4 класс) составлен в форме конференции. Класс разделен на группы защитников: воды, воздуха, флоры и фауны...