Разделительный Ъ и разделительный Ь знаки
методическая разработка (окружающий мир, 3 класс) по теме

 

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова-синонимы.

 

Цели:

Обучающие:

научить детей распознавать функцию мягкого и твердого знаков;

совершенствовать умение писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками;

различать части слова;

совершенствовать умение находить и обозначать орфограмму в слове;

повторить ранее изученный материал по разделам: фонетика, лексика, состав слова.

Развивающие:

развитие мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы на основе упражнений  в решении проблемных ситуаций;

обогащение словарного запаса;

Воспитывающие:

воспитание усидчивости, трудолюбия, интереса к предмету через содержание учебного материала;

уважительного отношения друг к другу;

внимания;

самостоятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс под ред.  Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной; таблица « Орфограммы-буквы ъ и ь разделительные»; индивидуальные папки с заданиями на урок и домашнюю работу; презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению (слайд 2).

II.Словарная-орфографическая работа.

Целевое задание: запишите слова под диктовку, определите ударный слог, покажите графически ошибкоопасные места.

Характерный, календарь, хоккей, чувство, аллея, абрикос, рябина, команда, лимон.

Проверка (слайд 3).

Учитель обращает внимание, что в первом слове есть 2 варианта постановки ударения (2слог ударный – характерный актер; 3 ударный слог - характерный для чего-либо).

III.Сообщение темы и целей урока.

Учитель:

В стране Русский Язык

В городе Алфавите

Живут два брата-двойняшки,

Носят одинаковые рубашки.

Хоть они друг на друга похожи,

Их характеры совершенно не схожи.

Ученик «Ь»:

Младший брат-весельчак и добряк,

И зовется он - Мягкий Знак.

Он ласков и добродушен,

И всегда во всем послушен.

Ученик «Ъ»:

Старший брат - строг и суров.

Не говорит он много слов.

И во всех он делах упертый.

И зовется он – Знаком Твердым.

Учитель:

Но живут вместе братья дружно.

Не встают в те слова, где не нужно.

Четко правила соблюдают.

И друг другу в делах не мешают.

Какова же тема урока?

Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова – синонимы (слайд 4).

Сегодня повторим правила написания слов с разделительными Ъ и Ь знаками, поупражняемся в написании слов с этими буквами, познакомимся со словами – синонимами.

IV.Каллиграфическая минутка.

В минутке чистописания мы напишем буквы Ъ и Ь знаки (показ учителем на доске, пишут по образцу)

V.Актуализация знаний.

Ц.З.  (Текст находится в индивидуальных папках учащихся)

Прочитайте сказку и ответьте на вопрос: «Что же случилось со словами?»

«В некотором городке жил мальчик Ваня. Он учился в 3 классе. Однажды писал диктант: «Вкусное печене, обезд по полю, страшная вюга, сежился от страха».

-Ой! Ах! Ай! – закричали неверно написанные слова. – Мы нигде не можем показаться в таком виде!

-Почему? – удивился мальчик.

Целевой вопрос: Что же случилось со словами?

(слова «, печене», «обезд», «вюга», «сежился» появляются на экране)

Ц.В. На какое правило допущены ошибки?

В каком слове мы можем с уверенностью сказать, какой знак нужно писать и почему?

(в слове «печенье» - разделительный Ъ , потому что Ъ знак на конце слова не пишется)

Ц.З. Помогите Ване. Отметьте у себя на карточках ошибкоопасные места, назовите их. Работайте по инструкции (в индивидуальных папках учащихся):

1.Определи, в какой части слова пишется ъ и ь знаки. Выдели корень.

2.Посмотри, где нужно писать разделительный знак – в корне или между приставкой и корнем.

3.Исправь слово.

4.Проверь написание. Обозначь орфограмму.

Проверка: (слайд 5).

Вывод:

Какую работу выполняют Ъ и Ь предупредительные, разделительные?

(Предупреждают, что в слове есть звук Й после согласных звуков перед гласными)

Учитель:

Благодарю вас за помощь, оказанную ученику третьекласснику.

VI.Физкультминутка.

Зарядка для глаз (слайд 6).

VII.Практическая часть.

(работа по учебнику «Русский язык», ч.2, с. 51, упр. 167, слайд 7).

Учитель:

Ц.З 1.Прочитайте задание.

2.Прочитайте группы слов.

3.Определите лексическое значение каждого слова.

4.Однокоренные ли эти слова?

5.Прочитайте слова только 2-ой группы.

Ц.В. Почему не во всех словах с приставками написан разделительный Ъ?

(В словах: «поезд, поездка, выезд, приезд, переезд» приставка оканчивается на гласный)

Ц.З. Спишите слова только 1 группы, выделите корень, покажите ударный слог, обозначьте все знакомые орфограммы)

Проверка: (слайд 8)

Ц.З. 1. Прочитайте слова в рамке на странице 51.

2. Одинаковые или разные по смыслу слова « ОБЪЯСНИЛ» и «РАЗЪЯСНИЛ»?

(Обозначают «сделать что-либо ясным, понятным»)

3. Составьте с этими словами устно предложения.

4. То же ли значение у глагола «втолковать» /разг./?

(Да, употребляется в разговорной речи и в быту)

5. Выражение « разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения «очень подробно, доступно объяснить».

Учитель:

Слова, которые имеют сходное значение, но различаются по звучанию и написанию называются синонимами.

(карточка со словом «синонимы» - на магнитной доске)

Ц.З. Прочитайте задание к упражнению № 168 на с.52 ( слайд 9).

Ц.В. Почему же русский язык называют богатым? Для чего необходимы синонимы?

(Синонимы необходимы, чтобы избежать повтора одних и тех же слов в тексте, так как это делает текст однообразным и не очень удачным)

Ц.З. Устно определите, в каких строках слова  являются синонимами?

(слайд 10)

1.Ветер, ненастье.

2.Выстрел, взрыв.

3.Простор, приволье, раздолье.

4.Базар, ярмарка, рынок.

(Ответы учащихся)

VIII. Самостоятельная работа «Проверь себя».

Ц.З. Запишите слова, решите данную орфографическую задачу:

1 ряд – с разделительным Ъ знаком;

2 ряд – с разделительным Ь знаком;

3 ряд – слова, в которых не пишется ни Ъ, ни Ь знаки разделительные.

(Слова напечатаны на карточках)

Выл.ю, под.езд, вы.езд, варен.е, об.яснение, без.облачное, гор.ко, ноч.ю, с.емка, наехать, под.ехал, птич.и.

(Проверка: индивидуально в тетрадях учащихся)

IХ. Итог урока.

1.Как называется раздел, который мы изучаем?

2.Сделайте вывод о написании ъ и ь знаков разделительных (работа со схемой)

3.Какие слова мы называем синонимами?

Х. Рефлексия.

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы молодцы! (слайд 12)Оцените себя:

Желтый круг – мне было легко на уроке;

Синий круг – мне было трудно, но я справился;

Красный круг – мне было трудно, необходима помощь взрослых.

ХI.Инструктаж по выполнению домашнего задания.

1 группа учащихся (задание повышенной сложности)

Найди и исправь 6 ошибок, запиши.

1.А дело бывало – и коза волка съедала.

2.Орлы бъются, а молодцам перья доъстаются.

3.И не так подьезжали, да ни с тем отъезжали.

4.Достаток объединяет, бедность разъобщает.

5.Знает кошка, чъе мясо села.

2 группа учащихся (задание средней сложности)

Вставь, где нужно, разделительный Ъ и Ь знаки. Обозначь орфограмму.

Об_езд по полю, раз _яренная в _ юга, необ _ ятное раздол_ е, по _ ежился от холода, об _ еденные лист _ я, в _ незапный от _ езд, до _ хал до ател _ е, сош _ ет платье.

3 группа учащихся (задание низкой сложности)

Спиши предложения в тетрадь. Отметь все ошибкоопасные места.

1.И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

2.Без терпенья нет ученья.

3.Труд людей объединяет.

4.Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

5.С уменья руки не болят.

6.Веселье – от всех бед спасенье.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentaciya.ppt2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Выполнила: учитель начальны х классов ГОУ СОШ №664 ВАО г. Москва Кондрашова Елена Михайловна

Слайд 3

Словарная работа Х а р а ктерный, к а л е ндарь, х о кк ей, чу в ств о , а лл ея, а бр и кос, р я бина, к о манда , л и мон.

Слайд 4

Тема урока: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Слова – синонимы.

Слайд 5

печен ье , о бъе зд , в ью га , съё жился

Слайд 7

Работа с учебником Стр. 51, упр. № 167.

Слайд 8

Ясный , ясн о , пояснил ра зъя снил , о бъя снил , у я снил.

Слайд 9

Толковым не оттого назван словарь, что мог получиться бестолковым, а оттого, что он слова растолковывает. Синонимы: слова, которые имеют сходное значение, но различаются по звучанию и написанию Например: путь – дорога, смелый - храбрый

Слайд 10

Работа с учебником Стр. 5 2 , упр. № 16 8 .

Слайд 11

В каких строках слова являются синонимами? Ветер, ненастье. Выстрел, взрыв. Простор, приволье, раздолье. Базар, ярмарка, рынок.

Слайд 12

Самостоятельная работа «Проверь себя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание разделительного Ъ и разделительного Ь знака

Цель этого урока:1. Развить умение различать слова с разделительными знаками.2. Закрепить умение распознавать орфограмму и определять способ проверки.Задачи:Оптимизация образоватльного процесса в нача...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: «Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак»

Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык. 4 класс" (авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова и др.)УМК "Начальная школа XXI века"...

Урок по русскому языку " Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знак".

Презентация к  уроку по русскому языку . Тема: "Разделительный твёрдый и мягкий знак"....

Технологическая карта урока по русскому языку " Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки".

Технологическая карта урока для 4 класс по русскому языку " Разделительный твёрдый и разделительный мягкий знаки"...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...