рабочая программа по окружающему миру по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Барсукова Татьяна Станиславовна

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_tem._pl.doc_rabochaya_programma.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное образовательное учреждение средняя

муниципальное образование

общеобразовательная школа №11 г. Лабинска Лабинского района

наименование образовательного учреждения


Утверждено

решением педсовета протокол №    от          2011 г.

       

           подпись                     Ф.И.О.

Рабочая программа

По предмету (курсу и т.д.)     окружающий мир

Количество часов по предмету      34

Класс      2

Уровень     базовый

                                                                                          базовый, профильный, углубленный

Учитель      Барсукова Т. С.,  Матушкина Е. В.

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру, 2010, «Просвещение»

                                                                                 

                                     

Пояснительная записка.

   Данная программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного  стандарта второго поколения,  примерной программы начального общего образования по окружающему миру с учетом корректировки  авторской программы УМК «Начальная школа ХХ1 века».

    Цель изучения курса - формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Личностными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются: • осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях; осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;

• установка на безопасный здоровый образ жизни; еже дневную физическую культуру и закаливание.

Метапредметными  результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

• способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

• осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин;

• умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.

Значение курса «Окружающий мир» состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико- ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать  правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

 Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

- правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;

- основные права граждан России и права ребенка;

- основные древние город Руси и России (не менее 3-4);

Различать (соотносить):

- прошлое – настоящее – будущее;

- год – век (столетие);

- предметы неживой и живой природы, изделия;

- представителей растительного и животного мира и места их обитания;

- этические понятии я: заботливость , внимательность, деликатность, доброта и др.;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- соотносить событие с датой его происхождения;

- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;

- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;

- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результат.

Данная программа предусматривает 68  учебных часов (2 часа в неделю). Согласно методическим рекомендациям 2009-2010 уч. г. ККИДППО 1-2 классам на основе БУП 2004г  на преподавание предмета «Окружающий мир» отводится 1 час в неделю.

 В этой связи, объём материала уплотняется, полностью сохраняя при этом предметное содержание.

№ раздела

Содержание (разделы, темы)

                   Количество часов

Формирование УУД

Примерная или авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение. Что нас окружает

2 час

1 час

Различать растения и живот-ных, используя информацию полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрация-ми.

Различать природные объекты и изделия (искусственные пред-меты), характеризовать их отли-чительные свойства.

Группировать (классифициро-вать) объекты живой или нежи-вой природы по отличительным признакам.

2.

Кто ты такой.

10 часа

4 часа

Характеризовать основные функции систем органов челове-ческого тела.

Моделировать в ходе практи-ческой работы ситуации по при-менению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказа-нию первой помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес, рост человека.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными воз-можностями здоровья.

3.

Кто живёт рядом с тобой.

11часа

3часа

Готовить рассказ о семье, до-машнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед с родителями, со старшими родст-венниками, местными жителями

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых, больных.

Оценивать свои личные качест-ва и их проявления в семье.

4.

Россия – твоя Родина.

20 часов

12 часов

Знакомить с особенностями Государственного флага Рос-сии (последовательность рас-положения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран).

Находить в тексте учебника нужную информацию и иллюстрации о достопримеча-тельностях и святынях Моск-вы, праздничных днях России.

Проводить групповые наблю-дения за трудом людей во время экскурсий на одно из предприятий родного края.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Знакомиться с оценкой трудо-любия в культуре народов сво-его края как одного из важней-ших общественно значимых качеств личности.

Соотносить иллюстрации, видеокадры достопримечатель-ностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга со словес-ным описанием их особеннос-тей.

4.1

Что такое Родина;

3

4.2

Как трудятся россияне;

4

4.3

Города России;

3

4.4

  Конституция – главный закон России.

2

5.

Мы – жители Земли

25 часов

14часов

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солн-ца и Земли.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Оценивать конкретные приме-ры поведения в природе.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия необходимые для жизни расте-ний.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей.

5.1

Что входит в солнечную «семью»;

2

5.2

Царство природы;

9

5.3

Человек и природа.

3

Итого:                                                                      

68 часа          

34часа

Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объёме совпадает с авторской программой по предмету

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

 Учебно-методический комплект «Начальная школа ХХ1 века»

Окружающий мир 2 класс. Н.Ф. Виноградова, Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2011 г.

Учимся думать и фантазировать 2 класс, рабочая тетрадь. Н.Ф. Виноградова Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2011 г.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века». Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2010 г.

Примерные программы начального общего образования, часть 1. Москва «Просвещение» 2010г.

Окружающий мир. Методика обучения 1-4 класс. Москва. Издательский центр «Вентана – Граф», 2010

Обсуждено

на заседании МО

протокол № __ от _____ 2011 г.

Руководитель МО

_______________        __         ____

подпись                                          Ф.И.О.

Согласовано

заместитель

директора

_____________        __         ____

                                                                              подпись            Ф.И.О.

                          2011г.

           

     

Программа

2 класс (68 часов)

Введение. Что нас окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди);  предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой? (10 часов)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от  другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники – органы чувств.

Ты и твое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности. Можно ли изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (11 часов)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо», имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению – правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты. Ссоры: как предупредить.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой  потешный семейный фольклор.

Россия – твоя Родина (20 часов).

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край – частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб – главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Города России. Москва – столица РФ,  крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург – северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция – главный закон России. Права граждан России. Права детей России.  Россия – многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух-трех народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне – предки русского народа. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в 5 – 9 веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь; Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» России. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы – жители Земли (25ч).

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля – планета. Чем Земля отличается от других планет солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение – живые существа.

Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубравы, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы- обитатели леса, их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая вода.  Водоёмы, особенности разных водоёмов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (реки, пруда, болота).

Использование водоёмов человеком. Правила поведения на водоёмах. Охрана водоёмов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных  представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятия, в учреждения культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы. Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:

называть (приводить примеры):

- правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры;

- основные права граждан России и права ребенка;

- основные древние город Руси и России (не менее 3-4);

Различать (соотносить):

- прошлое – настоящее – будущее;

- год – век (столетие);

- предметы неживой и живой природы, изделия;

- представителей растительного и животного мира и места их обитания;

- этические понятии я: заботливость , внимательность, деликатность, доброта и др.;

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- соотносить событие с датой его происхождения;

- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;

- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;

- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);

- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;

- проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс ( УМК "Начальная школа 21 века"). Составлена на 2 часа в неделю....

рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс (Школа России)

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа по окружающему миру...

Рабочая программа по окружающему миру ПНШ ФГОС 1-4 класс

Программа состоит из пояснительной записки, матрицы содержания и тематического планирования на 4 года обучения...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 1 класс

Рабочая программа  по окружающему миру  по  ФГОС 1 класс...

Рабочая программа по окружающему миру по ФГОС 2 класс

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекса): Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С  Окружающий   мир.  2  класс.   («Н...