Урок окружающего мира" Для чего нужна экономика"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Борисова Елена Витальевна

Тема является не самой популярной среди младших школьников. Они имеют мало информации об этом. Для данного урока важно познакомить с новым для них значением слова «экономика» и развить кругозор обучающихся. Усилить мотивацию детей к изучению данной темы нужно техническими средствами (использование компьютера, интерактивной доски)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:  Окружающий мир

Класс:  3

Тема:  Для чего нужна экономика 

Цель:  - способствовать формированию  понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика»,  составные   части экономики.

   Задачи:  - образовательная: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению основных           понятий экономики;

                   - воспитательная: воспитывать культуру учебного труда, чувство взаимопомощи;

                   - развивающая: создать условия для развития познавательного интереса у обучающихся, мыслительных              операций: анализа, синтеза,  обобщения, конкретизации.                                          

                                           

Тип урока: открытие новых знаний

Формы:   - фронтальная;

  - коллективная;

  - парная;

  - групповая.

Методы:  - словесные;

  - наглядные;

  - практические;

  - объяснительно-иллюстративный;

  - проблемного изложения;

  - исследовательский.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению, тест, учебник ( А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 3класс.Часть 2), рабочая тетрадь А.А Плешаков «Мир вокруг нас».3 класс

ПОДРОБНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Мотивация учащихся

Тема является не самой популярной среди младших школьников. Они имеют мало информации об этом. Для данного урока важно познакомить с новым для них значением слова «экономика» и развить кругозор обучающихся. Усилить мотивацию детей к изучению данной темы нужно техническими средствами (использование компьютера, интерактивной доски)

Ход и содержание урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент.

1мин.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 

- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

- И начнем мы наш урок вот с такого задания.

Подготовка к восприятию нового.

4мин.

Обеспечение мотивации к изучению нового материала.

Рефлексия

  1. Найди лишнее слово:

Удача, везение, товар, успех.

Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.

Потребность, солнце, лестница, местность.

-Сегодня на уроке мы с вами и познакомимся с этими понятиями.

Сообщение темы урока, постановка учебной проблемы

- Для чего нужна экономика?

Дети делают обобщение и находят лишнее слово

Проводят рефлексию собственной деятельности

Формулируют цель и задачи урока

Изучение нового материала.

20мин.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания нового материала.

Интерактивная доска

  1. Потребности.

       -Как вы понимаете слово «потребности»?

       -Потребность – это нужда.

  • ВСЁ ЧТО НУЖНО ЛЮДЯМ ДЛЯ ЖИЗНИ НАЗЫВАЮТ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

- Скажите, а какие ваши потребности?

( учитель пишет на доске потребности ребят, распределяя их в три   столбика )

   

 ЕСТЕСТВЕННЫЕ    ОБЩЕСТВЕННЫЕ     ЭКОНОМИЧЕС.

(природные)        (отношения м/у людьми)   (материал. потр.)

       ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

- Все потребности можно разбить на три группы. Естественные - это потребности природные, то что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.

  1. Экономика.

- А откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

-Всё это дает нам экономика.

Рассказ учителя о понятии «экономика».

-Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос».  «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство».

А «номос» -означает «правило», «закон».  Получается , что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.

А сейчас:

  • ЭКОНОМИКА – ЭТО СПОСОБЫ  О РАЗУМНОМ (рациональном) ВЕДЕНИИ ХОЗЯЙСТВА. Ну а потом и наука ведения хозяйства.

-Какова же главная задача экономики?

  • ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА ЭКОНОМИКИ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЛЮДЕЙ.

  1. Игра «Отгадай потребности».
  • Я лежу болею

Сам себя жалею.

  • Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение.

Выучи, Алёшенька, таблицу умножения.

  • Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

       - Что производят люди, для удовлетворения своих потребностей?

-Но не все товары мы можем ощутить, потрогать.

Есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это и называется услугами.

4)  Работа по учебнику.

-Что такое товары и услуги прочитайте в учебнике на стр. 38.

– товары

– услуги.

- В чём отличие  товара от услуги?

5)   Игра «Товар - Услуга».

( отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, дети  отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение называет свой пример и т.д.)

- Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый.

  • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
  • Вы зашли в аптеку и купили  лекарство.
  • Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
  • Вы едете в  автобусе в город.
  • Вам доставили почту.
  • Вы зашли в магазин и купили продукты.

- Назовите еще вам известные услуги.  

 

 ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА.

7)  Работа в тетради.

  • Стр. 24 №7.

-Назови несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.

    -Проверим.

    - ………………………………………………………………..

8)  Составные части экономики.

-Что включает в себя экономика?

  • ЭКОНОМИКА-ТОРГОВЛЯ, СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ТРАНСПОРТ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, СТРОИТЕЛЬСТВО.

- Что можно отнести к этой отрасли?

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

   - Как вы думаете, все отрасли экономики тесно взаимосвязаны? Докажите.

9) Практическая работа в группах.

Задание:  установите связь.

1 – строительство и промышленность

2 – торговля и транспорт

3 – с/х и транспорт.

- Давайте выслушаем мнение каждой группы.

- Молодцы, вы доказали тесную взаимосвязь между отраслями.

  1.  Краеведческий материал.

-Участвует ли наша область в экономической жизни страны?

-Какие продукты дает наша область стране?

( заводы и фабрики области производящие товары и услуги )

-Участвует ли наш район в экономическом развитии?

(….)

- Хорошо, но давайте мы с вами обобщим то, что сегодня на уроке узнали. Я предлагаю вам тест.

 ( ответы детей)

Обучающиеся называют свои потребности.

Предположения детей.

Слушают рассказ учителя об экономике.

Предположения детей.

Потребность в медицине.

Потребность в обучении.

Потребность в покупке посуды.

Предположения детей.

Читают в учебнике.

Ответы детей.

Услуга

Товар

Товар

Услуга

Услуга

Товар

Ответы детей.

Выполнение работы.

Дети называют составные части данной отрасли.

Работают в группах, рассуждают, доказывают.

Дети объясняют к какой отрасли относится то или иное предприятие.

Дети объясняют к какой отрасли относится то или иное предприятие

Закрепление изученного.

5мин.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.

Анализ и оценка успешности достижения цели урока.

(Работа в парах)

Тест:

-Выпиши букву с правильным ответом.

  1. . Закончи определение: экономика- это….

С) наука

Е) возможность заработать деньги

М) искусство ведения хозяйства

  1. . Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность

О) сельское хозяйство

У) торговля.

  1. . Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) промышленность

Н) с/х

А) торговля.

  1. . Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) промышленность

Х) с/х

О) торговля.

  1. . Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) торговля

Д) транспорт

Ю) строительство.

  1. . Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство

Г) торговля

И) транспорт.

  1. . Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……»

Я) иногда пересекаются

Ж) самостоятельны

Ы) тесно взаимосвязаны.

-Какое слово у вас получилось?

-Вы действительно молодцы…..

Работают два ученика на одном тесте.

М

О

Л

О

Д

Ц

Ы

МОЛОДЦЫ

Итог урока, рефлексия

и д/з.

5мин.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения д/з.

Дома: У – стр. 36-39

           Т – стр. 24 №8

 *Творческое задание:    нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию).

 *А кто то может выполнить рисунок или сообщение – как экономика касается вашей семьи, использовав дома ПК.

-В интернете на детском портале «Солнышко»  для вас есть раздел «Экономика для детей». Тем ребятам, которые заинтересовались экономикой, я советую почитать экономические сказки.

Вот этот сайт:  

                  Детский портал «Солнышко»-http:www.solnyshko.ee

                                             



Предварительный просмотр:

                       Дополнительное задание.

Игра   «Назови одним словом».

Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки- … (пища)

Книга, школа, библиотека, институт-…..(образование)

Прививка, таблетки, градусник, бинт- …(здоровье)

Сок, вода, чай- …    (жажда)

Печь, камин, батарея, костёр- …(тепло)

Спасибо, пожалуйста, простите- … (вежливые слова)

Огнетушитель, сейф, каска, решетки- …(безопасность)

                                Тест – рифмы.

Вставьте пропущенное в рифме слово.

Продукт труда, что можно обменять,

Купить и самому перепродать.

Свезти на ярмарку, на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи……. (товар).

Деньги взяты в долг, на срок

 Возможно под залог.

Делу это не вредит,

Коль под дело взят …… (кредит).

Обязан деньги ты вложить,

Чтоб производство запустить,

И чтоб ты прибыль получал

Начальный нужен … (капитал).

Получил купец доход,

Увеличил оборот,

Все расходы оплатил,

Свою …..(прибыль).. получил.



Предварительный просмотр:

Игра «Товары-услуги»

Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.

Вы зашли в аптеку и купили  лекарство.

Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.

Вы едете в  автобусе в город.

Вам доставили почту.

Вы зашли в магазин и купили продукты.



Предварительный просмотр:

СТРОИТЕЛЬСТВО – ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

   Установить взаимосвязь данных отраслей на конкретном примере.

   Защищает ответ один ученик.

              ТОРГОВЛЯ – ТРАНСПОРТ

   Установить взаимосвязь данных отраслей на конкретном примере.

    Защищает ответ один ученик.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО – ТРАНСПОРТ

   Установить взаимосвязь данных отраслей на конкретном примере.

   Защищает ответ один ученик.



Предварительный просмотр:

                                        Тест:

-Впиши в кружок букву с правильным ответом.

. Закончи определение: экономика- это….

С) наука

Е) возможность заработать деньги

М) искусство ведения хозяйства

. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность

О) сельское хозяйство

У) торговля.

. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) промышленность

Н) с/х

А) торговля.

. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) промышленность

Х) с/х

О) торговля.

. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) торговля

Д) транспорт

Ю) строительство.

. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство

Г) торговля

И) транспорт.

. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики……»

Я) иногда пересекаются

Ж) самостоятельны

Ы) тесно взаимосвязаны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика?"

Урок окружающего мира в 3 классе "Для чего нужна экономика?" Современный урок с соблюдением требований ФГОС. Урок для научного познания сущности слова "экономика". Формирование УУД, технологии: игровы...

конспект урока по окружающему миру "Для чего нужна экономика"

урок окружающего мира в 3 классе, программа Школа России...

Урок окружающего мира "Для чего нужна экономика" 3 класс

Цель учителя:1.     способствовать формированию понятий «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;2....

Конспект урока окружающего мира «Для чего нужна экономика» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: способствовать формированию понятия «потребность», «товар», «услуга», «экономика», составные части экономики;П...

Презентация к уроку окружающего мира "Для чего нужна экономика"

Окружающий мир 3 класс , УМК "Школа России"...