Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс к УМК "Начальная школа XXI века", соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_kl.docx119.58 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа к учебному курсу по окружающему миру для 1 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы начального общего образования (базовый уровень) и соответствует Федеральному государственному образовательному  стандарту начального общего образования 2010 года.

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательного учреждения и  учитывает специфику адресата и условия обучения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является  формирование внутренней позиции школьников, адекватной мотивации учебной деятельности, овладения ими основами теоретического мышления, простейшими навыками самооценки, культуры поведения и здорового образа жизни.

Рабочая учебная программа способствует реализации модели выпускника начальной школы:  любящего свой народ, свой край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного, активно и заинтересованно познающего мир; владеющего основами умения учиться, способного к организации собственной деятельности; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.

      Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

            В основе построения курса лежат следующие принципы:

Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация принципа важна по двум причинам: во – первых,         она даёт возможность учесть одну из  важнейших психологических особенностей         младшего  школьника – целостность восприятия мира, а во – вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи.

Педоцентрический  принцип определяет отбор актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего  успешного обучения;  предоставление каждому школьнику возможности  удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Культурологический принцип даёт возможность развить общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Поэтому в программе большое внимание уделяется общекультурным сведениям.

Принцип экологизации решает задачу экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с нормами поведения в окружающей среде.

Принцип поступательности обеспечивает последовательность и перспективность образования, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

Краеведческий принцип предполагает широко использовать при изучении предмета местное окружение, проведение экскурсий на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий музей. Это обеспечивает   накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

            Рабочая учебная программа  курса «Окружающий мир»  создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа XXI века» и отражает содержание обучения окружающему миру в современной начальной школе.

            Преобладающим типом урока является  урок открытия новых знаний и рефлексия. В работе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Учитывая возрастные особенности первоклассников, используются такие формы уроков  как: урок-путешествие, урок-игра, урок-экскурсия, уроки с ИКТ, а также элементы проектной,  исследовательской и проблемной деятельности.

            Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:

Предметные  способствовать формированию представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных  естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитию целостного восприятия окружающего мира;

Метапредметные  -         способствовать осознанию учащимися связей в природном и          социальном мире, способствовать формированию общеучебных умений  (выделять существенные и несущественные признаки, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений); способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания образования;

Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию эмоционально – положительного взгляда на мир, формированию      нравственных и эстетических чувств.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тематический блок

Кол-во

часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

(элементы)

Использование исследователь

ской деятельности

(элементы)

1

Родная природа

30

6

3

3

2

Ты - первоклассник

11

2

1

1

3

Родная страна

18

4

2

2

4

Мы и вещи

2

1

1

0

5

Ты и твое здоровье

5

1

1

1

Всего

66

14

8

7

Основное содержание тематического плана

Тема урока

Кол-во часов

Родная природа

30

1

Введение. Этот удивительный мир (урок-экскурсия)

1

2

Сентябрь – первый месяц осени (урок-экскурсия)

1

3

Что нам осень подарила (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

4

Грибная пора (урок с использованием  ИКТ)

1

5

«Октябрь уж наступил…» (урок-экскурсия)

1

6

Птицы осенью (урок с использованием  ИКТ)

1

7

Явления природы (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

8

Ноябрь – зиме родной брат (урок-экскурсия)

1

9

Дикие животные (урок с использованием  ИКТ)

1

10

Звери – млекопитающие (урок-игра)

1

11

Что мы знаем о птицах (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

12

«В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

1

13

Экскурсия в зимний лес (парк) (урок-экскурсия)

1

14

Какой бывает вода? (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

15

Январь – году начало, зиме – середина (урок-экскурсия)

1

16

Хвойные деревья

1

17

Жизнь птиц (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

18

Февраль – месяц  метелей и вьюг

1

19

Звери – млекопитающие (урок с использованием  ИКТ)

1

20

Наш уголок природы. Животные и растения уголка природы

1

21

Март – капельник (урок-экскурсия)

1

22

Птичьи разговоры (урок с использованием  ИКТ)

1

23

Апрель – водолей

1

24

Экскурсия в весенний лес (парк) (урок-экскурсия)

1

25

Жизнь насекомых весной (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

26

Весенние работы (урок-экскурсия)

1

27

Май весну завершает, лето начинает

1

28

Жизнь земноводных весной (урок с использованием  ИКТ)

1

29

Животное – живое существо

1

30

Природе нужны все! (урок-путешествие)

1

Ты - первоклассник

11

31

Давай познакомимся (урок-игра)

1

32

Мы – школьники (урок-экскурсия)

1

33

Правила поведения в школе (урок-экскурсия)

1

34

Где ты живешь? (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

35

Правила поведения на дорогах (урок с использованием  ИКТ)

1

36

О режиме дня (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

37

Урок в спортивном зале. Будем закаляться

1

38

О дружбе (урок с использованием  ИКТ)

1

39

Идем в гости  (урок-игра)

1

40

С наступающим Новым  годом!

1

41

Ты – пешеход (урок-игра)

1

Родная страна

18

42

Семья (урок-игра)

1

43-44

Любимые занятия. Воскресный день (уроки с использованием  ИКТ)

2

45

Как из зерна получилась булка (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

46

Человек и домашние животные

1

47

Родной край (урок-путешествие)

1

48

Дом, в котором ты живешь (урок-путешествие)

1

49

Зачем люди трудятся (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

50

Наша страна – Россия (урок-путешествие)

1

51

Богата природа России

1

52

Мы – россияне (урок с использованием  ИКТ)

1

53

23 февраля – День защитника Отечества

1

54

8 Марта – праздник всех женщин

1

55

О правилах поведения

1

56

Народная сказка

1

57

Мы –  граждане России (урок с использованием  ИКТ)

1

58

День космонавтики (урок-путешествие)

1

59

Кто работает на транспорте (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

Мы и вещи

2

60

Ты и вещи (урок с использованием  ИКТ)

1

61

Кто работает ночью (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

Ты и твое здоровье

5

62

Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств

1

63

Правила гигиены (урок с использованием элементов проектной деятельности)

1

64

Если хочешь быть здоров, закаляйся! (урок с использованием элементов исследовательской деятельности)

1

65

Здоровая пища  (урок-экскурсия)

1

66

Какое бывает настроение (урок с использованием  ИКТ)

1

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Элементы содержания

урока

Планируемые результаты обучения

(УУД)

Дата
проведения

Коррек

тировка

план

факт

1 четверть (16 часов)                                                          Родная природа (1 час)

1

Введение.

Этот удивительный мир

1

Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди. Мир природы, вещей, людей. Что такое окружающий мир? Как можно объединить разные предметы и объекты окружающего мира?

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Личностные: самоопределение –
принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения

05.09

Ты – первоклассник (3 часа)

2

Давай
познакомимся

1

Ты – первоклассник. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей; правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность,
аккуратность

Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.

Коммуникативные: взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира

07.09

3

Мы – школьники

1

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др.

Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым
в подготовке к уроку, уборке класса, дежурстве в столовой и др.

Регулятивные: контроль и самоконтроль – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – знакомиться с новыми понятиями:
«школа», «учитель», «класс»; описывать
 назначения различных школьных помещений; логические – строить рассуждения, высказываться в устной форме о значении школьных помещений.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.

Личностные: смыслообразование – оценивают свой учебный труд, принимают оценки одноклассников, учителя; самоопределение – соблюдают правила
поведения в школе, понимают важность здорового образа жизни, осознают личную ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих

12.09

4

Правила поведения
в школе

1

Первоклассник должен знать и выполнять правила поведения в школе. Коллективные игры на перемене

Регулятивные: планирование – организовывать свою деятельность, действовать согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществление учебных действий – понимать информацию, представленную в вербальной форме, определять основную и второстепенную информацию.

Познавательные: целеполагание – осознавать учебно-познавательную задачу; предметные – соблюдать морально-этические нормы поведения в школе, проявлять уважение к старшим.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – демонстрируют внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

14.09

Родная природа (3 часа)

5

Сентябрь – первый
месяц осени

1

Изменения, которые происходят осенью в период золотой осени: листопад, состояние неба, погода, цветение растений в осенних цветниках. Наблюдения за изменениями в природе, определение причины и следствия отдельного явления, ответы на вопросы по теме наблюдения

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предметные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень».

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

19.09

6

Что нам осень
подарила

1

Сад, огород, цветник осенью. Особенности внешнего вида разных овощей и фруктов: форма, цвет, вкусовые качества, способ употребления в пищу, польза. Составление описательного рассказа. Работа
с таблицей «Календарь сбора ягод»

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах,
о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описательный рассказ,
знаково-символические – работать с таблицей.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края

21.09

7

Грибная пора

1

Богат осенний лес: грибы, орехи, ягоды рябины, калины, брусники. Сравнение грибов, плодов разных растений. Работа с текстом и таблицей: календарь сбора грибов. Классификация объектов по разным признакам

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации, работать с таблицей; предметные – иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам.

Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове.

Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира; смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы

26.09

Родная страна (5 часов)

8

Семья

1

Что такое семья? Моя семья: ее члены, их труд, семейные обязанности. Как мы понимаем слова «Семья крепка ладом»?

Регулятивные: контроль и оценка –контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.

Коммуникативные: взаимодействие – взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира (лада) в семейной жизни

28.09

9-

10

Любимые занятия. Воскресный день

2

Чем любят заниматься
члены семьи в свободное время? Театр, музеи, концерты, загородные поездки – любимый досуг многих семей. Чтение книг и рассказывание любимых сказок – часть досуга. Хозяйственный труд в семье.

Домашние дела

Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; контроль – контролировать свою речь, ее четкость и правильность.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; уметь подбирать пословицу для определения смысла любимой сказки; помогать по дому старшим; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников (тексты, рисунки).

Коммуникативные: взаимодействие – использовать в общении правила вежливости; планирование учебного сотрудничества – принимать участие в работе парами (группами).

Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; смыслообразование – имеют представления о причинах успеха в учебе

03.10;

05.10

11

Как из зерна получилась булка

1

Народная мудрость гласит: «Худ обед, когда хлеба нет». Хлеб – главное богатство людей. Для того чтобы хлеб был в каждом доме, трудятся люди разных профессий

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценка – оценивать результаты труда.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знают о пользе хлеба, его ценности; логические – строить рассуждения.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – строить сообщение в соответствии с учебной задачей; взаимодействие – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; смыслообразование – понимают чувства одноклассников, учителя

10.10

12

Человек и домашние животные

1

Домашние и дикие животные: различия. Профессии людей, ухаживающих за животными (пастух, доярка, конюх, птичница). Как заботиться о домашних животных

(уход, кормление, прогулка)

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – знать, в чём состоит различие между дикими и домашними
животными; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании;
логические – классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее».

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают эмоционально-положительное отношение к животным; самоопределение – следуют моральным нормам и этическим требованиям в поведении

12.10

Родная природа (3 часа)

13

«Октябрь уж наступил…»

1

Лес (парк) изменился.

Листопад почти закончился. Небо неприветливо, хмуро. День пасмурный. Птиц мало.

Перелетные птицы (кроме водоплавающих) уже улетели в теплые страны. Животные укрылись в своих зимних жилищах

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью.

Познавательные: информационные – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос; предметные – уточнить и обобщить представления о наиболее характерных признаках, по которым человек узнает о наступлении осени; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; общеучебные – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные: управление коммуникацией – допускать существование различных точек зрения, вступать в диалог с учителем, одноклассниками.

Личностные: самоопределение – демонстрируют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, умеют не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

17.10

14

Птицы осенью

1

В октябре улетают дрозды, скворцы, трясогузки.

На водоемах еще можно встретить лебедей, гусей, уток. Объяснение слов, выделенных в тексте. Проблемная задача

«Почему одни птицы улетают на юг, а другие – остаются?»

Регулятивные: планирование – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – наблюдать явления наступившей осени, объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»; логические – уточнять характерные признаки, по которым можно узнать о наступлении осени.

Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют любовь к животным и чувство ответственности

19.10

15

Явления природы

1

Все, что происходит вокруг нас в природе (дождь, снег, град, туман, гроза и др.), –явления природы. Они зависят от времени года, погоды, особенностей той или иной местности. Листопад, снегопад, таяние снега, ледоход

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решениязадач; предметные – уточнять знания о явлениях природы (дождь, снег, град, туман, гроза и др.).

Коммуникативные: взаимодействие – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: самоопределение – выражают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

24.10

Ты – первоклассник (2 часа)

16

Где ты живешь?

1

Мы живем в городе (поселке, селе). Что такое дорога? Какие правила нужно знать, чтобы по дороге в школу не попасть в беду? Наша дорога в школу идет мимо (через, рядом, около…). На ней расположены знаки дорожного движения

Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – осмысливать взаимосвязь человека и места, в котором он родился и живёт; понимать необходимость взаимной связи людей в городе, важность культурного смысла понятия «земляки»; логические – образовать общее название жителей определенного города по его названию; знаково-символические – представлять модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.

Коммуникативные: взаимодействие –формулировать способы существования в городе и селе;  управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – осознают личное (эмоциональное) отношение к малой родине

26.10

2 четверть (16 часов)

17

Правила поведения на дорогах

1

Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках, правила пользования транспортом. Дорожные знаки.

Домашний адрес. Безопасная дорога от дома до школы

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: логические – анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; общеучебные – воспроизводить домашний адрес, Правила дорожного движения и пользования транспортом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности; взаимодействие – обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие

07.11

Мы и вещи (2 часа)

18

Ты и вещи

1

Кто делает разные вещи: профессии людей (слесарь, портниха, столяр, гончар). Классификация предметов по заданному признаку. Правила отношения к вещам и окружающим предметам.

Понятия-антонимы: «аккуратный – неаккуратный»,
«бережливый – расточительный (небережливый)»

Регулятивные: коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – уточнять и обогащать представления первоклассников о раз-
личных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека;
логические – классифицировать предметы по заданному признаку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Личностные: нравственно-этическая ориентация – соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, проявляют уважение к труду взрослых

09.10

19

Кто работает
ночью

1

Профессии людей, которые
работают ночью, значение их труда для общества

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную, принимать и сохранять учебную задачу; планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – формировать представления о профессиях, жизненно важных для каждого человека, и действиях, которые свойственны их представителям; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; управление коммуникацией – адекватно оценивать свое
поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

14.11

Ты и твое здоровье (2 часа)

20

Что такое здоровье. Твои помощники – органы чувств

1

Забота о своем здоровье
и хорошем настроении. Что такое здоровье. Хорошее состояние органов чувств –
показатель здоровья.

Как человек воспринимает мир с помощью органов чувств. Правила охраны зрения, слуха, вкуса

Регулятивные: планирование и контроль – планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; знаково-символические – использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; предметные – иметь

представление об органах чувств, их роли в жизни человека.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им

16.11

21

Правила гигиены

1

Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др. Зачем нужны правила гигиены? Почему человек должен их соблюдать? Понятия-антонимы: «аккуратный – неаккуратный»,

«чистоплотный –нечистоплотный (чистюля – грязнуля)»

Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; саморегуляция – стабилизация эмоционального состояния для решения учебных задач.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осуществлять смысловое чтение; предметные – уточнять знания о предметах гигиены, их значении для здоровья человека; закреплять основные правила гигиены; информационные – осуществлять сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – следуют нормам здоровьесберегающего поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

21.11

Ты – первоклассник (2 часа)

22

О режиме дня

1

Что такое режим дня и зачем он нужен? Определение времени по часам как условие правильной организации труда
и отдыха. Понятия-антонимы: «организованный – неорганизованный». Режим дня первоклассника

Регулятивные: контроль и оценка –контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные –определять время по часам как условие правильной организации труда и отдыха, определять время по часам с точностью до часа.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие – строить монологическое
высказывание.

Личностные: самоопределение – принимают образ «хорошего ученика»; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

23.11

23

Урок в спортивном зале. Будем
закаляться

1

Будем развивать силу,
ловкость и быстроту.

Физическая культура.

Правила закаливания

Регулятивные: осуществление учебных действий – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии
с принятой ролью.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – уточнять правила закаливания, осознавать необходимость в развитии силы, ловкости и быстроты.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь в сотрудничестве; планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение –
следуют нормам здоровьесберегающего поведения;
нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций

28.11

Родная природа (4 часа)

24

Ноябрь – зиме родной брат

1

Изменения в природе в ноябре. Характеристика предзимья: признаки ненастной погоды, завершение листопада, исчезновение насекомых,
мелких зверьков. Лесные
новости. Понятия «золотая осень», «предзимье», «середина осени»

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.

Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу
в познавательную;
предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы

30.11

25

Дикие животные

1

Где живут дикие звери? Жизнь диких животных поздней осенью. Различение животных по внешним характеристикам. Названия животных и их детенышей. Чтение дополнительных текстов о диких животных

Регулятивные: осуществление учебных действий – организовывать рабочее место под руководством учителя; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; предметные – уточнять и расширять представления о диких животных; логические – находить отличительные признаки диких животных.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам; взаимодействие – строить высказывание.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают позитивное отношение к живой природе

05.12

26

Звери – млекопитающие

1

Звери – меньшие «братья»
человека. Характерные особенности зверей – млекопитающих: кормление молоком детенышей. Различные представители этого класса: медведь, заяц, лиса, летучая мышь, дельфин, кит и др. Классификация: домашние – дикие животные

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знакомиться с представителями млекопитающих; логические – выделять общие признаки, сравнивать,
анализировать, обобщать, выявлять взаимосвязи между животными и растениями.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

07.12

27

Что мы знаем о птицах

1

Классификация птиц
по признаку «перелетные – зимующие», отличительные особенности этих птиц. Зависимость наступающего сезона и поведения птиц. Причины сезонных перелетов птиц: отсутствие пищи, холода

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; логические – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц; предметные – знакомиться с многообразием птиц; знать и объяснять понятия «дикие», «домашние», «перелетные», «оседлые» птицы.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию

12.12

Родная страна (3 часа)

28

Родной край

1

Характерные особенности разных населенных пунктов: город, село (общее, различное). Наш населенный пункт – часть нашей страны России

Регулятивные: оценка – оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия с поставленной задачей.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – уточнять знания о том, что такое город, село, какие объекты есть в каждом из них, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты (внешний вид; особенности строений; специфика городского и сельского труда; учреждения, общие для обоих и др.).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – слушать собеседника.

Личностные: самоопределение – осознают свою этническую принадлежность

14.12

29

Дом, в котором ты живешь

1

Описание зданий разных функциональных значений: учреждение, жилой дом городского и сельского типа. План квартиры. Рассказывание о квартире Маши (учебник, с. 81). Понятия «двухкомнатная квартира», «прихожая», «кухня», «ванная», «туалет». Определение здания по вывеске

Регулятивные: контроль и оценка –контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов, их особенностях, характеризовать удобства, которые есть в квартире.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

19.12

30

Зачем люди

трудятся

1

Зачем люди трудятся? Знакомство с выражением «рабочие руки». Развитие речи: составление описательного рассказа.

Объяснение слов «Слава честному труду!»

Регулятивные: осуществление учебных действий – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – иметь представления о профессиях, понимать значения труда в жизни людей; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

21.12

Родная природа (1 часа)

31

«В декабре, в декабре все деревья
в серебре…»

1

Сезонные изменения
в начале зимы: снегопад, цвет снега, мороз, оттепель, снежинки. Декабрь – первый месяц зимы

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
предметные – уточнять представления о признаках зимы; строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы.

Коммуникативные: взаимодействие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

26.12

Ты – первоклассник (1 час)

32

С наступающим
Новым  годом!

1

Новый год. Чудеса. Праздник, новогодние игрушки. Речевое творчество: составление устного рассказа

Регулятивные: осуществление
учебных действий
 – планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с историей праздника Новый год; информационные – осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из рисунков, текстов.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к культуре других народов

28.12

32

Экскурсия в зимний лес (парк)

1

Развитие речи: составление описания «Зимний парк»

Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; прогнозирование – предвосхищать результат действия (экскурсии).

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время

28.12

3 четверть (19 часов)

Родная природа (1 часа)

33

Какой бывает
вода?

1

Вода – вещество. Свойства воды: текучесть, прозрачность,

бесцветность. Вода – растворитель; различные состояния воды (пар, град, туман, иней, роса, лед, снег). Понятия: «тело»,

«вещество»

Регулятивные: планирование – составлять план и последовательность действий.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: самоопределение –
демонстрировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
смыслообразование – самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

09.01

Ты – первоклассник (2 часа)

34

О дружбе

1

Кого называют друзьями. Правила дружбы. Слушание песни «Вместе весело шагать» (поэт И. Матусовский,

композитор В. Шаинский)

Регулятивные: планирование – выполнять задания в соответствии с целью, осуществление учебных действий – осуществлять целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость

11.01

35

Идем в гости

1

Правила поведения в гостях. День рождения. Объяснение понятия «дорогой подарок». Как выбирать подарок. Развитие письменной речи: письмо другу

Регулятивные: планирование – запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; контроль и самоконтроль – выбирать средства для организации своего поведения.

Познавательные: общеучебные – адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей и других людей; предметные – уметь вести себя в гостях, правильно принимать гостей, выбирать
подарок.

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют у

16.01

Родная природа (4 часа)

36

Экскурсия в зимний лес (парк)

1

Развитие речи: составление описания «Зимний парк»

Регулятивные: осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия; прогнозирование – предвосхищать результат действия (экскурсии).

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять признаки зимы в живой и неживой природе в ходе экскурсии.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – выражают свое позитивное отношение к живой и неживой природе в зимнее время

18.01

37

Январь – году начало, зиме – середина

1

Изменения в природе
в январе. Определение деревьев по силуэту.

Понятия: «лиственные», «хвойные деревья»
(по результатам наблюдений). Практическая работа: наблюдение за срезанной веточкой сирени, поставленной в воду, –

запись наблюдений (начало наблюдения, время раскрытия почек,
появление листочков, окончание наблюдения – ветки распустились полностью)

Регулятивные: целеполагание – удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценка – анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение
человека.

Познавательные: общеучебные – применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; предметные – знать понятия: «лиственные, хвойные деревья»; наблюдать за изменениями, происходящими
в природе в январе, определять деревья по силуэту

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, осознают ответственность человека за общее благополучие; смыслообразование – осуществляют само-оценку на основе критериев успешности учебной деятельности

23.01

38

Хвойные деревья

1

Хвойные деревья: особенности, отличия от лиственных. Ель, сосна, кедр и др. – вечнозеленые деревья. Хвойные деревья,
которые сбрасывают на зиму листву (сибирская лиственница)

Регулятивные: планирование – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Познавательные: логические – выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; общеучебные – объяснять понятие «вечнозеленые деревья», знакомиться с хвойным деревом, которое сбрасывает на зиму листву (сибирская лиственница)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру

25.01

39

Жизнь птиц

1

Птицы в зимнем лесу:
названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва.

Составление ответа на вопрос, основанный на наблюдении: каких птиц можно встретить зимой. Рассказывание о внешнем виде птиц, повадках,
образе жизни. Птицы хищные и растительноядные. Чтение текстов учебника

Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению

30.01

Родная страна (3 часа)

40

Наша страна – Россия

1

Наша страна – Россия,
Российская Федерация. Москва – столица РФ. Символика России: гимн, флаг, герб

Регулятивные: целеполагание – переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; планирование – понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Познавательные: общеучебные –
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение;
предметные – уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ, знакомиться с символами России
(флаг, гимн, герб)
 

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – предлагать помощь
в сотрудничестве.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – осознают гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества

01.02

41

Богата природа России

1

Разнообразие и богатство природы России: леса,
реки, горы. Ориентировка по карте: значение цвета, определение по символам
(знакам) представителей
животного мира и места их обитания на территории нашей страны

Регулятивные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – владеть способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории
нашей страны.

Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

06.02

42

Мы – россияне

1

Россия – страна многонациональная.

Особенности народа: язык, искусство, обычаи

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные –
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
предметные – знать, что Россия – многонациональная страна, уметь выделять особенности рус-ского народа (язык, искусство, обычаи).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; взаимодействие – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России

08.02

Родная природа (1 час)

43

Февраль – месяц
метелей и вьюг

1

Февраль –третий месяц зимы. Зима в разгаре.

Снега много, стоят морозы. Февраль – месяц метелей и ветров.

В лесу идет своя жизнь

Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутрен-
нем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с народными приметами февраля, с особенностями

третьего месяца зимы, с изменениями, которые происходят в этот период, объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Личностные: самоопределение – проявляют заботливое отношение к птицам

20.02

Родная страна (1час)

44

23 февраля – День защитника Отечества

1

Как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным

и близким

Регулятивные: планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные –контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассказывать, как можно встретить праздник «День защитника Отечества» в семье, как проявить внимание к родным и близким, которые служили в армии, участвовали в боевых действиях.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – задавать вопросы,
необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности

22.02

Родная природа (2 часа)

45

Звери –

млекопитающие

1

Звери имеют волосяной
покров, передвигаются и питаются в зависимости
от условий жизни. Среди зверей есть
насекомоядные, растительноядные, хищные и всеядные

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – знать, что звери имеют волосяной покров, передвигаются и питаются в зависимости от условий жизни; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные).

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения

27.02

46

Наш уголок при-
роды. Животные и растения уголка
природы

1

Уголок природы – место
обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными. Чтобы животное
чувствовало себя хорошо, нужно знать, как оно живет в естественных условиях, чем питается, кто его враги

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания многих животных, но, несмотря на это, они остаются дикими животными.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие

01.03

Родная страна (4 часа)

47

8 Марта – праздник всех
женщин

1

Как можно встретить праздник «8 Марта»
в семье, как проявить внимание к родным и близким

Регулятивные: планирование – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; коррекция – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения задач; предметные – рассказывать, как можно встретить праздник «8 Марта» в семье, как проявить внимание к родным и близким.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения собственной деятельности.

Личностные: смыслообразование – понимают чувства других людей и сопереживают им

06.03

48

О правилах поведения

1

Развитие диалогической речи: культура разговора
по телефону. Правила дружбы (повторение). Как разрешать споры и ссоры

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные –
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
предметные – составлять правила культуры разговора по телефону, знать правила дружбы.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение о соблюдении правил поведения, задавать вопросы.

Личностные: самоопределение – осознают и применяют социальные нормы поведения

13.03

49

Народная сказка

1

Прикладное искусство на-

родов России: сравнение, различия, общие черты. Художественные промыслы разных народов России. Рассказывание

«Как мастер делает игрушку». Раскрашивание животных из сказки «Колобок»

Регулятивные: оценка – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности;
предметные –уметь объяснять понятие «прикладное искусство», составлять рассказы о народных промыслах народов России; сравнивать разные виды искусства.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

Личностные: смыслообразование – осознают целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур; нравственно-этическая ориентация – проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость

15.03

50

Мы –
граждане России

1

Граждане России имеют права и обязанности. Почему человек должен выполнять свои обязанности. Рассуждение

на тему «Для чего нужно учиться?»

Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.

Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия: «права», «обязанности»,

почему человек должен выполнять свои обязанности.

Коммуникативные: управление
коммуникацией
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину

20.03

Родная природа (2 часа)

51

Март –
капельник

1

Изменения в жизни
природы ранней весной.

Характеристика марта: народное название месяца – «капельник»; появление
проталин, таяние снега

Регулятивные: контроль и самоконтроль – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – рассказывать об изменениях, происходящих в жизни природы ранней весной; характеризовать март, выполнять анализ народных примет, знакомиться с народным названием

месяца – «капельник», объяснять причины проявления проталин, таяния снега.

Коммуникативные: управление
коммуникацией
 – адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

22.03

4 четверть ( 15 часов)

52

Птичьи разговоры

1

Жизнь птиц весной: прилет, гнездование, птичьи «разговоры». Правила отношения к птичьим гнездам. Народная примета
«жаворонки»

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; осуществление учебных действий – выполнять задания в соответствии с целью, отвечать
на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с жизнью птиц весной: прилетом, гнездованием, изучить правила отношения к птичьим гнездам.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость следовать нормам природоохранного поведения

03.04

Ты и твое здоровье (2 часа)

53

Если хочешь
быть здоров, закаляйся!

1

Для того чтобы быть здоровым, нужно
правильно
организовывать свой день, много времени проводить на свежем воздухе,
закаляться. Занятие спортом тоже закаляет человека. Объяснение смысла выражений

Регулятивные: контроль и самоконтроль – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контрольпо результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.

Познавательные: общеучебные – осуществлять рефлексию способов и условий действий; предметные – уточнять, как нужно правильно питаться, знать понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», знакомиться с правилами питания; соблюдать культуру поведения за столом.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение –

проявляют готовность следовать нормам здоровьесберегающего поведения

05.04

54

Здоровая пища

1

Какая пища полезна. Как правильно питаться.

Полезный завтрак.

Витамины для нашего

организма. Продукты

на ужин

Регулятивные: планирование – выполнять задание в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека.

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – принимают установку на здоровый образ жизни

10.04

Родная страна (1 часа)

55

День космонавтики

1

Россия – страна, которая открыла миру космос.

Первый спутник Земли,

первый космонавт, полеты
в космос, первая женщина-космонавт

Регулятивные: целеполагание – ставить новые учебные задачи в сотрудни-честве с учителем; прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – устанавливать соответствие полученного
результата поставленной цели

Познавательные: знать понятия «спутник Земли», «космонавт», «полеты в космос», анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать первый полет человека в космос по картинкам.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение – осознают гражданскую принадлежность в форме осознания «Я», как гражданина России, проявляют чувство гордости за свой народ, историю

12.04

Родная природа (4 часа)

56

Апрель – водолей

1

Сезонные изменения
в разгар весны: что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения
и трава

Регулятивные: целеполагание – принимать и сохранять учебную задачу; планирование – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные – контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; предметные – рассматривать изменения в природе в середине весны, знать, что происходит на водоеме, есть ли в парке снег, появились ли весенние цветущие растения
и трава

Коммуникативные: управление
коммуникацией
 – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение –
проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения

17.04

57

Экскурсия в весенний лес (парк)

1

Наблюдения
за сезонными изменениями
в окружающей действительности: ледоход, водоем, первоцветы, трава

Регулятивные: контроль и самоконтроль – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

Познавательные: общеучебные – применять правила и пользоваться инструкциями в учебной деятельности; предметные – наблюдать за весенними изменениями в природе: растения, животные; называть представителей живой и неживой природы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру

19.04

58

Жизнь насекомых весной

1

Календарь появления

насекомых после зимнего покоя: комаров, бабочек, пчел, муравьев и др. Их разнообразие. Развитие речи: описание насекомых

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения учебных задач;
предметные – рассматривать календарь появления насекомых (комаров, бабочек, пчел, муравьев) после зимнего покоя; знакомиться с разнообразием насекомых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Личностные: самоопределение – проявляют положительное отношение к школе; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация –
выражают эмоционально-нравственную отзывчивость

24.04

59

Весенние работы

1

Весной на полях, огородах, в садах и цветниках начинаются весенние работы: убирают прошлогоднюю листву,
белят деревья, сажают овощи, разбивают
цветники

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: общеучебные – осознанно строить сообщения в устной форме; предметные – знакомиться с весенними работами на полях, огородах, в садах, цветниках: уборка прошлогодней листвы, побелка деревьев, посадка овощей, разбивка цветников и подготовка рассады для посадки.

Коммуникативные: взаимодействие – вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, слушать
собеседника.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в практической деятельности, умение не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций

26.04

Родная страна (1 часа)

60

Кто работает

на транспорте

1

Сходство и различие
разных видов транспорта:
воздушный, водный, наземный; пассажирский, личный; электрический и работающий на бензине
(керосине); грузовой,
легковой. Профессии:
машинист, водитель, летчик, капитан, бортпроводник, кондуктор

Регулятивные: осуществление учебных действий – ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; взаимодействие – строить понятные выказывания.

Личностные: смыслообразование – осознают значение учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к истории родного народа

03.05

Ты и твое здоровье (1 часа)

61

Какое бывает настроение

1

От чего зависит настроение человека. Каким оно бывает.

Что нужно делать для того, чтобы настроение было хорошим.

Характеристика разных видов настроения: радостно, весело, грустно, плакать хочется и др.

Регулятивные: целеполагание – ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; планирование – планировать свои действия, осуществлять итоговый
и пошаговый контроль;
коррекция – адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия на уровне ретро-оценки, вносить коррективы в действия.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и решать проблемы; предметные – уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное и т. д.).

Коммуникативные: управление коммуникацией – аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость

08.05

Родная природа (4 часа)

62

Май весну завершает,
лето начинает

1

«Май весну завершает, лето начинает» – так говорят в народе.

Изменения в природе

в конце весны – начале
лета: состояние деревьев, цветение разных растений

(фруктовых деревьев,

кустарников и трав).

Лесные картинки

Регулятивные: планирование – применять установленные правила в планировании способа решения; осуществление учебных действий – использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель, использовать общие приемы решения задач; предметные – наблюдать за изменениями в природе, происходящими в конце весны – начале лета; уточнять состояние деревьев, время цветения
разных растений (фруктовых деревьев,
кустарников, трав), описывать изученные природные явления, называть существенные признаки;
информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текста, рисунков, таблиц.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; управление коммуникацией – координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Личностные: самоопределение – проявляют начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

10.05

63

Жизнь
земноводных весной

1

Лягушки и жабы – земно-

водные: общие черты и различие. Жизнь
земноводных весной. Развитие лягушки. Понятия «земноводные»,
«головастики»,«развитие»

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено
и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
предметные – знать понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки (по картинкам, иллюстрациям); знаково-символические – моделировать,
то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности

15.05

64

Животное –
живое существо

1

Обобщение полученных представлений: любое животное живет
(существует) – дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство

Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы, ориентироваться в тетради и учебнике.

Познавательные: общеучебные – ставить, формулировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять смысловое чтение; предметные – обобщать полученные представления
о животных; уточнять представления о том, что любое животное живет (существует), то есть дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище,
дает потомство;
логические – строить рассуждения; информационные – осуществлять поиск и выделение необходимой информации из текстов, рисунков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; управление коммуникацией – осуществлять взаимный контроль.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, демонстрируют

17.05

65

Природе нужны все!

1

Природа – среда обитания всех живых существ
на Земле, ее нужно беречь. Красная книга России

Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании способа решения; коррекция – адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассника, содержащую оценочный характер ответа или выполненного действия.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; информационные – передавать информацию устным способом, оценивать достоверность информации; познавательные – объяснять понятия о природе как среде обитания всех живых существ на Земле; понимать, что нужно беречь природу; знакомиться с Красной книгой России.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих.

Личностные: самоопределение – осознают ответственность человека за общее благополучие; нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях

22.05

Ты – первоклассник (1 час)

66

Ты – пешеход

1

Правила поведения на дороге. Пешеходный переход. Ролевая игра

«Я – регулировщик».

Дорожные знаки: подземный переход, велосипедное движение разрешено, велосипедная дорожка, проход запрещен, проход
разрешен, остановка транспорта

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одно-
классниками.

Познавательные: общеучебные – использовать общие приемы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково-символические – использовать модели для решения познавательной задачи;
предметные – знать Правила дорожного движения, правила поведения пешеходов; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте
и на улицах города;
логические – строить рассуждения.

Коммуникативные: управление
коммуникацией
 – осуществлять взаимный контроль; взаимодействие – строить монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение –
демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни;
нравственно-этическая ориентация – проявляют навыки сотрудничества
в разных ситуациях

24.05

Информационно-методическое обеспечение

Учебно-методический комплект

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : учебник для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2012

Литература для учителя

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир. 1–2 классы : методика обучения / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2010.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : дидактические материалы для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2007.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в произведениях живописи : метод. рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы / Н. Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2006.

Электронный образовательный ресурс. Окружающий мир. М.: Вентана- Граф, 2011

Литература для обучающихся

Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных / В.А. Алексеев. – Ярославль : академия развития, 1997.

Бушелева, Б.В. Поговорим о воспитанности / Б. В. Бушелева. – Петрозаводск : Карелия, 1991.

Ребусы про птиц [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:/www.detskay-sait.ru/rebusy-bird

Адреса сайтов

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru

Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193

Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...