Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру по теме

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, формы и средства контроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_prog_okruzh_mir.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана на основе авторской  программы «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова (Сборник программ к  комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.-176 с) и соответствует федеральному  компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования (2004 г).

Цель:

формирование социального опыта школьника;

осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;

воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней;

понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Задачи:

развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект

Учебник: «Окружающий мир» 3 класс, Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова, в двух частях, изд.второе. доработанное. Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

Рабочие тетради: «Окружающий мир», 3 класс,  в двух частях, под. ред. Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой, Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», (доработка), 2011 год

В программу не внесено никаких изменений.

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) учебного времени. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 уроков, в связи с увеличением учебных недель(35 уч. недель).

Формы организации учебного процесса

Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок, на котором используется фронтальная, групповая. индивидуальная работа, работа в парах. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам–играм, урокам - практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

        «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:  словесных (рассказ, беседа), наглядных, практических (упражнения, практические работы).

Требования к уровню подготовки учащихся

  К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:

  называть  (приводить примеры):

 тела живой и неживой природы;

планеты Солнечной системы (2-3);

свойства воздуха, воды;

состав почвы;

древние города и  их  достопримечательности;;

имена  отдельных руководителей государства, деятелей, просветителей Руси и России (в соответствии с программой);

причины исчезновения растений и животных, отдельных сообществ;

различать (соотносить):

год, век, арабские  и римские цифры;

названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

растения разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

животных разных групп (одноклеточные - многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные );

приспособления животных к среде обитания;

особенности внешнего вида, строения животного в зависимости от среды обитания;

понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «деньги»;

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

объяснять значение Солнца для жизни на Земле;

объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде;

характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

раскрывать значение растений и животных в природе и жизни человека;

составлять описательный рассказ о животном (растении) по плану учителя и самостоятельно составленному;

соблюдать правила поведения в природе; участвовать в работе в уголке природы, на пришкольном участке;

характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства, крепостное право, возникновение ремёсел, развитие городов);

рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси ,России разных эпох;

сравнивать картины природы, портреты людей ,одежду, вещи разных эпох;

работать с географической и исторической картой, глобусом (в соответствии с заданиями рабочей тетради),работать с контурной картой по заданию учителя;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

 Наименование раздела и темы урока

Часы учебного времени

Планируемые сроки прохождения

                  Примечание                                                                  


Введение 1 час

1

Где и когда ты живёшь

1

.


Земля – наш общий дом 10 часов

2

Солнечная система.

1

3

Земля-шар.

Сколько лет Земле

1

4

Как изображают Землю

1

Практическая работа «Глобус-модель Земли», работа с картой (условные обозначения, масштаб). Выполнение заданий в рабочей тетради.

5


Почему на Земле есть жизнь

1

Демонстрация опыта: распространение тепла от его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений.

Возникновение и развитие жизни на Земле (беседа с использованием иллюстративного материала)

6




Значение Солнца для жизни на Земле

1

7

Вода

 

1

Экскурсия на водный объект с целью изучения использования воды человеком, от загрязнения.

8

Что такое воздух

1

Демонстрация опыта «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» ( с использование диаграммы)

Загрязнители воздуха

9


Что такое почва

1

Демонстрация опытов «Состав почвы» (наличие песка, глины, воды, ила). Обсуждение вопросов: какую почву называют плодородной, какова роль растений и животных в повышении плодородия почвы. Работа с рубрикой «Картинная галерея». Обсуждение правил поведения в природе (по рисункам учебника)


10


Почва нуждается в охране

1


11

Природные зоны России

1

Рассматривание рисунков и обсуждение текстов учебника. Сообщения учащихся (домашнее задание). Работа с картой (выполнение заданий в рабочей тетради №2).


Растительный мир Земли 11 часов

12


Какие растения живут на Земле

1

Работа с рисунками учебника, гербарными экземплярами растений различных сред обитания. Обсуждение проблемы: «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?»

13

Если бы

 на Земле не было

 растений

1

Практическая работа с гербарными экземплярами, муляжами плодов, снопиков культурных растений, используемых человеком. Работа в парах: составление рассказа «Растения – кладовая витаминов», «Растения и одежда человека». Сообщения учащихся на тему «Лекарственные растения» (домашнее задание)

*Ядовитые растения (демонстрация рисунков, рассказ учителя). Обсуждение правил предупреждения отравлений.

14





Разнообразие растений на Земле.

1

Организация классной выставки «Растения Земли», «Растения родного края», рассказ «экскурсоводов».

15

Разнообразие растений на Земле.

1

16


 Как живёт растение

1

17

Как живёт растение

1

18

Как живёт растение

1

19

Урок повторения «Как питается растение»

1

20

Размножение растений.

1

21

Как долго живут растения

1

Игра в магазин «Растения» (выбор рисунков с однолетними, двулетними, многолетними растениями).

22

Как сохранить разнообразие растений

1

Игра «Суд». Выбор «судей», «растений Красной книги». Заслушивание жалоб «растений»: «Почему я (ландыш) почти исчез в лесах? Кто в этом виноват? Как мне помочь?» Выступление судьи: «Почему растение нуждается в защите, что нужно сделать для их охраны?» Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения»

Грибы 1 час

23

Грибы. Отравление грибами.

1

Животный мир Земли  11 часов

24

Животные – часть природы. Роль животных в природе.


1



Словесная дидактическая игра «Назови животного».

*Цепи питания (составление простейших цепей питания).

25

Животные и человек

Роль животных в природе

1

Игра-беседа «Человек и животное» (распределение ролей – «дрессировщик», «ветеринар», «милиционер», «слепой», «художник» и др., рассказы каждого «Я и животные». Сообщения учащихся «Мое любимое животное» (домашнее задание)

26

Разнообразие животных.

Насекомые

1

Игра-соревнование «Кто больше назовёт животных».

27

Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

1

28

Птицы и звери – позвоночные животные

1

29

Животные – живые существа (организмы)

1

.

30

Жизнедеятельность животных

(Как дышат животные.

Зачем животным нужна кровеносная система.

1

31

Если бы животные не размножались.

(Как животные воспитывают детёнышей)

1

32

Поведение животных.

1

Сообщения учащихся: «Мои наблюдения за поведением животных»

33

Как животные приспосабливаются к условиям жизни

1

34

 Почему исчезают животные. Охрана животных.

1

Игра «Суд». Выбор «судей», «животных Красной книги». Заслушивание жалоб «животных»: «Почему я (благородный олень) почти исчез в лесах? Кто в этом виноват? Как мне помочь?»  Выступление «судьи»: «Почему животные нуждаются в защите, что нужно сделать для их охраны?».  Подготовка коллективного плаката «Будем беречь животных»


Человек в разные исторические времена( исторические эпохи) 14 часов

35




Как называли нашу Родину в разные времена

1

36

Как называли нашу Родину в разные времена

1

37

Как тебя зовут?

(с.97-101)

1

38

Как выглядели наши предки в разные времена

(с.101-104)

1

39

Какими людьми были наши предки славяне

1

Подбор и обсуждение ситуаций: «Доброта», «Сочувствие», «Храбрость». Слушание народных песен: праздничные, трудовые, колыбельные, игровые.  

40

Какими людьми были наши предки славяне

1

41





О чём могут рассказать вещи

По одёжке встречаю

1

42

О чём могут рассказать вещи

По одёжке встречают

1

43

 Как родилась рубаха

1

Экскурсия в школьный музей

44

Сколько стоили лапти

1

Игра «Обувной магазин» (деление обуви на группы – современная, старинная; описание обуви разных эпох)

45

Русская трапеза

1

Игра «Накроем стол к обеду»

46

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси

1

47

Экскурсия в историко-краевеческий музей города

1

Посещение выставки и старинной

горницы.


Как трудились люди  в разные времена (исторические эпохи) 20 часов

48

Когда возникло земледелие.

1

49

 О крепостных крестьянах и помещиках.

Отмена крепостного права

1

50

О крепостных крестьянах и помещиках.

Отмена крепостного права

1

51

 Ремёсла в России

1

Экскурсия в школьный музей

52

 Какие были ремёсла в России


1

53

Русская ярмарка

1

Разыгрывание сценок: «Подходи, народ, выбирай, что хочешь»

*О мастере Андрее Чохове.

Народные праздники .


54

Русская ярмарка

1

55

О веретене, прялке и ткацком станке

1

Слушание народной песни «Пряха»

56

О фабриках  заводах , капиталистах и рабочих

1

57

О купцах, торговле и деньгах

1

58

От палки и камня до космического корабля

1

59

Как люди мечтали летать

1

60

Как люди мечтали летать

1

61

Кто не видел автомобилей?

1

62

Как дом вышел из-под земли

1

63

О первых каменных постройках.

1

64

Путешествие по старинным русским городам

1

«Заочная экскурсия по Древней Москве (Великому Новгороду, Владимиру)»

65

Путешествие по старинным русским городам

1

66

Урок-обобщение. Древняя Русь

1

67

Урок-обобщение.   Россия времен Петра I

1

68

Урок-обобщение. Россия ХХ века

1

69

1

Экскурсия во природные сообщества

70

Обобщающий урок

1

Содержание программы :

     Введение(1ч)

     Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

    Земля - наш общий дом (10 ч)

     Солнечная система. Солнце-звезда. Земля-планета Солнечной системы.

«Соседи» земли по Солнечной системе.

    Изображение Земли. Глобус –модель Земли. План. Карта(географическая

и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

    Условия жизни на Земле. Солнце-источник тепла и света.

     Вода. Значение воды для жизни не Земле. Разные состояния воды в зависимости от температуры воздуха. Свойства воды. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения.

     ОБЖ: правила поведения на водоёмах в разные времена года.

     Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух-смесь газов. Охрана воздуха.

     Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты-методы познания человеком  окружающего мира.  Изображение Земли. Глобус-модель Земли. План. Карта (географическая  и историческая). Масштаб,

условные обозначения карты. Карта России.

     Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на

Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

     Растительный мир Земли(11ч)

     Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Рас-

тения  и  человек. Разнообразие   растений: водоросли, мхи, папоротники,

хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

     Растения- живые   тела (организмы). Жизнь   растений. Продолжитель-

ность     жизни: однолетние, двулетние, многолетние . Питание растений.

Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение

плодов и семян.

     Охрана растений.

     Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного

края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

   

      Грибы (1ч)

      Отличие грибов от растений .Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

      Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Преду-

преждение отравлений грибами.

 Животный мир земли(11ч)

     Животные- часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные,бес-

позвоночные, позвоночные( на примере отдельных групп и представителей).

     Животные- живые тела(организмы).Поведение животных.  Приспосо

бление к среде обитания. Охрана животных.

     Расширение кругозора школьников.  Животные родного края.Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

     Как человек одомашнил животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

   Названия   русского  государства  в  разные  исторические    времена (эпохи).

   Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России.   Патрио-тизм,  смелость,  трудолюбие,   добросердечность,  гостеприимство-основные  качества славянина.

    Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер до-ма, посуда, утварь  в разные    исторические времена .Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сосло-

вий  (князя, боярина, дворянина).

  Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий.

Имена в далёкой древности. Во что верили славяне. Принятие Христи-

 анства на Руси.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

    Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие.

Хлеб-главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики.

Отмена крепостного права.

     Рыболовство и охота на Руси и в России.

      Ремёсла.Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.) Знаменитые мастера литейного дела.Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов.

Рабочие и капиталисты.

     Торговля.Возникновение денег.

     Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения) .

Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города ( Великий Новгород,Москва, Владимир).

     Расширение кругозора школьников.Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел»из-под земли.

      Уроки- обобщения. Древняя Русь( повторение материала 2 класса);

Московская Русь (основные исторические  события, произошедшие  до провозглашения первого русского царя); Россия (основные историчес-

кие  события , произошедшие до 1917 года).

     Экскурсии. В природные сообщества( с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её

охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический ), художествен-

ный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в уч-

реждения быта и культуры.

     Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов,

дня и ночи. Роль света воды в жизни растений. Состав почвы.

     Практические работы. Работа с картой ( в соответствии с задания-

ми в рабочей тетради ). Работа с живыми растениями и гербарными эк-

земплярами.

Формы и средства контроля

     Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.

     Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед - проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.

     Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.

     Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.

     Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.

     При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т.п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

    Интересной формой письменного контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.

     Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.

   

     Для определения содержания контрольных работ используются следующие сборники:

Итоговая аттестация за курс начальной школы. Окружающий мир. Е.Г.Каткова; М., Издательство «Экзамен» 2010 год.

Окружающий мир 1-4 класс. Методика обучения. Н.Ф.Виноградова; М., Изд.центр «Вентана -Граф» 2006 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...