О гимне, гербе и флаге.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Завитаева Елена Владимировна

Материалы содержат информацию для провеления мероприятия о гимне, гербе и флаге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_gimne_flage_i_gerbe_ml._shkolnikam.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации по проведению

             «Урока России»

                          в начальной школе.

Задачи урока: расширить представление учащихся о Конституции Российской Федерации, содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, отражённым в Конституции РФ, к законам и символам государства.

Учебно - наглядное оборудование урока:

Политическая карта современной России, изображение Государственного герба и Государственного флага, запись Гимна России.

                                                             

                                                              Рекомендации.

Символика Российского герба и флага складывалась постепенно, на протяжении столетий. Она вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, её достижении и побед. Символика отражает то , чем гордятся народы страны, государство и общество.

Ученики должны понимать, что надо расти достойными своих предков, которые совершили немало трудовых, воинских и иных подвигов во славу Отечества, защищая и прославляя его Флаг и Герб.

Рассмотрение  государственных  символов Российской Федерации можно начать с  прослушивания Гимна России, предложив  учащимся ответить, какие чувства вызывают у них музыка и слова Гимна, объяснить, почему люди встают при исполнении Гимна страны.

Как называется государственный праздник нашей страны, который отмечается 12 декабря? Что такое Конституция? Расскажите о известных правах и обязанностях граждан России . (Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности его граждан ,- это Конституция РФ. Поэтому день принятия Конституции- 12 декабря- является государственным праздником.)

Что такое законы? Как можно объяснить то, что ещё в древности появились законы, которые действовали на всей территории государства? Какие из них вам известны?

Что такое символ? Какие символы нашего государства вы знаете? Когда появились  на Российском гербе изображения двуглавого орла, трёх императорских корон над ним, скипетра и державы в лапах орла?  (Целесообразно использовать изображения герба и флага России, репродукции произведений русских художников- пейзажистов, фотографии Кремля и Красной площади. Создать торжественную и праздничную  атмосферу в классе помогут записи песен и народной музыки.).

Ученики должны зрительно представлять, как  выглядят Гос. флаг и Гос. герб страны. Детям можно предложить назвать цвета Гос. флага РФ ( белый, синий красный). Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий- небо, верность и правду, красный- огонь и отвагу. Цвета Гос. флага  связаны с  народными представлениями о красоте. Белый, синий и красный цвета издавна использовались в национальных народных костюмах. Из белого льняного полотна шили рубахи, из красной, синей материи- нарядные сарафаны и другую одежду.

При знакомстве младших школьников  с гербом можно предложить детям описать Гос. герб России. Учитель сообщает, что герб сочетает в себе  знаково - символическое и эстетическое начало. Герб можно разглядывать, можно им любоваться , как  произведением искусства, но, что особенно важно, его нужно суметь грамотно прочесть. Можно провести определённый порядок описания. Вначале называют цвет фона ( щита), затем- изображение, при этом первым   изображение, находящееся в центре ( двуглавый орёл).  На фоне щита красного цвета изображён золотой двуглавый орёл. Правой лапой сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр- это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.  Держава представляет из себя  золотой шар с крестом наверху. В древние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они  напоминают нам  об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство РФ  и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита.  Это- Святой Георгий Победоносец. Он  на белом коне, за его плечом развивается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Чёрный змей- это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами. Следует подчеркнуть, что Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

Важно  обратить внимание на то, как красивы эти цвета в картинах природы и произведениях искусства. В русском народном искусстве белый и красный цвета имеют особое значение:  белый цвет является символом чистоты, а красный - символом жизни. Синий цвет напоминает цвет неба, а значит символизирует высокое и чистое.  Именно по этому эти цвета часто использовали русские крестьяне для своей одежды и украшения своих домов. Замечаем мы эти цвета и в русской архитектуре, например, белые соборы и красные стены, башни Московского Кремля, нарядное сочетание синего и белого в убранстве Екатерининского дворца в Царском Селе под  Санкт- Петербургом.

Следует обратить внимание детей на функциональное назначение Гос. гимна и Гос. флага.  Гости и туристы приезжающие из других городов, видят на границе трёхцветный Флаг и Гос . герб- двуглавого орла. Герб также мы видим на  монетах и денежных знаках страны, на печатях, подтверждающих подлинность документов.

 Учащиеся знакомятся с  Гимном России. При этом следует подчеркнуть, что Гимн- это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых случаях  во время национальных праздников, подъёма Гос. Флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и  спортивных соревнований. При  исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. В качестве примера можно привести Олимпийские игры. Когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается Российский флаг.  Каждое утро в нашей стране начинается с Гос. Гимна, который звучит пол радио. Детям читается текст Гос. Гимна РФ. Необходимо обратить внимание детей на его содержание, которое отражает любовь к Родине- России, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее. В ходе урока целесообразно использовать пословицы, поговорки, песни, загадки о солнце, о природе, о Родине.

В3,4 классах идёт расширение представлений детей о родной стране, о государственных символах России, Конституции- основном  законе страны; у детей воспитываются любовь к родной стране, уважение к законам и символам. Активизации познавательной деятельности младших школьников могут способствовать вопросы:

      -    Как называется наша страна?

Какие народы живут в России?

Знаете ли вы, как называется праздник 12 декабря?

Что такое конституция?

Какие прав и обязанности есть у граждан России?

 Какие символы имеет наша страна?

Как вы считаете, зачем стране нужна символика?

Из чего она состоит?

Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?

Помочь ответить на эти вопросы может иллюстративный ряд, представленный на уроке.

На уроке, так же как и в первом и втором классах, используются изображения Гос.флага и Гос. Герба, запись Гимна России. В качестве раздаточного материала могут служить рисунки флагов и гербов некоторых стран. (без подписей) Например, можно предложить детям сравнить изображения флагов России, Франции (продольные полосы – синяя, белая, красная), Болгарии(горизонтальные полосы- белая, зелёная, красная), Нидерландов (горизонтальные полосы- красная, белая, синяя). Раздаточный материал поможет учащимся научиться узнавать символы страны и отличать их от других символов других стран.

Продолжая знакомство детей с Конституцией РФ, дети узнают, что законы- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны, независимо от того, к какому народу они принадлежат. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Ныне действующая Конституция была принята 12декабря1993 года. С тех пор этот день является гос. Праздником нашей страны- красным днём календаря. Напомнить детям права гражданина, записанные в Конституции: право на образование, на охрану здоровья, на отдых и труд. Кроме прав, у  граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном Законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.

Гос. Символы страны имеют долгую историю, к ним надо относиться с уважением, ими нужно гордиться.

Полученные младшими школьниками на  «Уроке России» представления о Конституции и символике России найдут дальнейшее развитие на уроках по окружающему миру, литературному чтению и музыке, будут способствовать воспитанию патриотов родной страны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

День Герба и флага Тверской области

На основе представленного материала дети получают информацию о символах России и знакомятся с геральдикой Тверской области....

классный час на тему: "Герб и флаг Тверской области"

Конспект классного часа для учащихся начальной школы на тему: "Герб и флаг Тверской области". Цель классного часа:  Познакомить с историей возникновения и символамиТверской области.Воспитыва...

Символика Кубани: флаг, гимн, герб. Исторические и православные символы Кубани

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 имени И.И.Тарасенкостаницы Выселки Краснодарского края      «...

Государственные символы России (флаг, гимн, герб).

Целью данного мероприятия является: Развивать позновательный интерес к своей Родине; дать основные понятия о символах государства; воспитывать уважительное отношение к символам своего государства; фор...

«Государственные символы России: гимн, герб и флаг»

На основе знакомства воспитанников с российской символикой происходит их непосредственное соприкосновение с историей родной страны, поэтому предлагаемая методическая разработка направлена на развитие ...