«Символы государства. Государственный герб и флаг России. Государственный герб и флаг РТ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Урок окружающего мира в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 3 КЛАССЕ

УМК «Планета Знаний»

Тема: «Символы государства. Государственный герб и флаг России. Государственный герб  и флаг РТ»

Вид: урок изучения нового материала.

Форма проведения занятия: комбинированная с элементом исследовательской

работы.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить с государственной символикой России и Татарстана: флагом, гербом;

Развивающие:

  • Расширить представления детей о стране, в которой они живут;
  • Сформировать первоначальные представления детей о государственной символике.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство патриотизма;
  • Воспитывать любовь к родному краю, Родине;
  • Продолжить обучение работы в группах.

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: флаг, герб.

Что такое символ? Какие символы у нашего государства? Почему нужно знать и уважать символы своего государства?

Уметь обсуждать особенности Государственного флага России, Татарстана (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, Татарстана,  узнавать их среди других гербов.

Метапредметные

П. - узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона.

Р. - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра

Личностные результаты

Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России).

Оборудование: учебник по окружающему миру (И.В. Потапов, Е.В. Саплин, А.И. Саплин), карта России и Татарстана, компьютер, экран, презентация к уроку, элементы аппликации флага и герба России, Республики Татарстан.

Ход урока

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Многое узнать.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: - На прошедшем уроке вы познакомились с главным документом нашего государства. Этот документ определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан. Как называется этот документ? 

- Вы дети. Назовите ваши основные права, которые записаны в Конституции. 

Объясните, как вы понимаете эти права.

3. Актуализация базовых знаний.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель: - Прежде, чем мы с вами перейдём к новой теме урока, я бы хотела, чтобы вы вместе подумали и ответили на некоторые вопросы, разгадав кроссворд. 

1. С городом этим трудно сравниться.

Главный в стране он, это … (столица)

2. Права и обязанности граждан записаны в … (конституции)

3.  Глава администрации, глава исполнительной власти населённого пункта, чаще всего города. (Мэр)

4. Как называется главный город нашего государства? (Москва)

5. Название нашего государства. (Россия)

6. Модель Земли - это …(глобус)

- А теперь прочитайте ключевое слово. (Символ)

- Правильно. А как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О символах)

- У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые дадут правильные ответы на вопросы.

( открыть вопросы на доске)

1. Какие символы есть у Российского государства?

2. Что мы называем малой Родиной?

3.Что означают цвета Государственного флага России, флага нашей республики?

4.Герб России и Татарстана.

-Исходя из вопросов сформулируем цели нашего урока.

4. Открытие нового знания

-Ребята, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих на нашем уроке?

(Все мы –россияне!)

1) Символы нашей Родины.

Все мы являемся гражданами Российской Федерации и должны знать и почитать символы нашей страны. Сегодня мы с вами поговорим о символах государства.

-Что означает слово-символ?

(Слово « символ» в переводе с греческого языка обозначает знак, признак, пароль, сигнал. Символы это отличительные признаки государства.)

-Как вы считаете, что мы можем отнести к символам государства?

(выслушиваются предположения детей)

К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть эти символы, ребята, и у нашей Родины. 

Сегодня мы с вами заглянем в историю создания этих символов.

Учитель: - откройте учебники на стр.109 и прочитайте 4 абзац.

- Как зовут всадника на гербе?

- Что такое флаг? Герб? Гимн? (дети отвечают, и на доске открывается словарь терминов урока)

Словарь

Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти.

Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн - торжественная песнь или мелодия, один из символов любого государства

Учитель: Вот и получили мы с вами ответ на первый вопрос.

2) Физминутка.

3) Символы малой Родины.

- Как называется город в котором мы живем?

- Как называется наша республика?

- Можно ли назвать Татарстан нашей малой родиной? Объясните, почему вы так считаете?

(высказывания детей)

Учитель: И так, ребята, мы с вами ответили на вопрос «Что мы называем малой Родиной»

Учитель: Ребята, посмотрите на карту нашей огромной Родины-России, здесь есть совсем небольшой уголок, где живём мы с вами. Это наша республика Татарстан. Как называется столица нашей республики? И, конечно же, наша республика тоже имеет свои символы. 

Наш район тоже имеет свои символы. Давайте посмотрим. (несколько учащихся готовили дома презентации по теме символы Татарстана)

- А теперь ответьте на второй вопрос.

4)Что означают цвета Государственного флага России, флага нашей республики?

(Ответы детей)

Государственный флаг России.

Белый цвет – это символ мира. Наша страна – миролюбивое государство.

 Синий цвет – это цвет неба, веры, верности.

 Красный цвет – символ огня, мужества, готовности защищать нашу родину.

Где же можно увидеть флаг?

(На здании правительства. Еще с флагами идут на митинги, флаг поднимают в честь страны-победителя на спортивных соревнованиях.)

 Государственный флаг Республики Татарстан 
-Что означают цвета Флага РТ?
зеленый - зелень весны, возрождение;

 белый - цвет чистоты;

 красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

-Что такое герб?

(Это изображение, которое отражает внутреннее устройство государства, его могущество, = эмблема государства.)

-Почему на гербе РФ изображен орёл?

(Двуглавый орёл – символ власти, могущества).

-Ребята, какой смысл имеет герб РФ?

(Россия расположена в двух частях света- Европе и Азии, поэтому головы орла повёрнуты в разные стороны. Всадник, поражающий дракона –символ готовности народа встать на защиту родной земли)

-Скажите, где можно увидеть изображение герба?

(На флагах, монетах, печатях, официальных бумагах.)

-Кто знает, что изображено на гербе Татарстана? Опишите его

(Ответы детей)

-.Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму. 
Центральный образ герба - крылатый барс. Барс изображен на фоне красного диска солнца. На левом боку барса - круглый щит. В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце - красного, барс, его крылья и розетка на щите - белого, обрамление - зеленого, щит, орнамент на обрамлении и надпись "Татарстан" - золотистого цвета. 

-Вот мы с вами ответили на третий и четвертый вопросы нашего урока.
-А теперь проверим, полученные вами знания.

5. Этап закрепления изученного. Практическая работа в группах.

Учитель: Сейчас вы выполните задание в группах.

1 гр. – собрать из деталей и наклеить аппликацию герба России, нарисовать флаг.

2 гр. – флаг и герб Татарстана

6. Этап обобщения и систематизации.

Ребята, что у нас получилось? (информационный лист)

- Информационный лист составлен. Поднимите его, покажите друг другу.

- Расскажите, какую информацию содержит наш лист.

- Какие цели мы ставили перед собой?

- Как мы шли к цели? (отвечали на вопросы, смотрели презентацию, клеили, рисовали…)

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: Сегодня, ребята, вы исследовали большой и важный материал о нашей великой и могучей Родине. А теперь пришло время подвести итог. 

 Сейчас я хочу проверить, с каким багажом знаний вы уйдёте с урока.

Учитель загадывает загадки:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный…(флаг)

Он дополняет гимн и флаг.

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй! (Герб)

- Что вы узнали о государственных символах России?

- Зачем знать символы?

- Где эти знания могут пригодиться?

Оцените свою работу на уроке.

Знайте и уважайте государственные символы России и Татарстана! Учитесь любить нашу Родину!

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа для начальных классов «Знакомимся с гербом и флагом России»

Знакомство младших школьников с историей герба и флага России...

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИЧНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ «ГЕРБОМ И ФЛАГОМ РОССИИ ГОРЖУСЬ!»

Цели:Патриотическое и гражданское воспитание подростков, формирование у них чувства любви к своей Родине, активной позиции как граждан правовогодемократического государства, уважающих права и свободы ...

Текст доклада выступления на муниципальном семинаре на тему "Патриотическое и гражданское воспитание школьников через опыт реализации социального проекта «Популяризация герба и флага России»

Текст доклада выступления в рамках семинара«Эффективные практики получения новых знаний как модель позитивной социализации учащихся»...

Классный час на тему: «Знакомимся с гербом и флагом России»

Классный час на тему: «Знакомимся  с гербом и флагом России»...

Беседа на тему:"Наша страна – Россия. О гербе, флаге и гимне"

Воспитывать чувство  гордости  за свою страну...