Урок "РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Одношевина Марина Болиславовна

Урок по предмету "Окружающий мир" 4 класс "РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

УРОКА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 – Г КЛАСС

ТЕМА: «РАВНИНЫ И ГОРЫ РОССИИ»

Учитель начальных классов

Одношевина Марина Болиславовна

Тема: «Равнины и горы России»

Цели:

1. Формировать у учащихся представление о равнинах и горах;

Познакомить с равнинами и горами России;

Развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, умение обобщать, делать выводы.

Оборудование:

Физическая карта России;

Слайды с изучаемыми объектами;

Проектор.

Ход урока:

Организационный момент, сообщение целей и темы урока.

Над Россией Солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны ее родней.

- Почему в целом свете нет страны роднее России?

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с юга на север. Вы узнаете как выгладит земная поверхность нашей страны.

Работа над темой урока.

Ребята, отгадайте загадку:

Доброе, хорошее,

На всех глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

- Правильно, это Солнце. Оно и будет помогать нам путешествовать по стране. Где встает солнышко? С востока страны мы и начнем путешествие. Но сначала повторим условные обозначение физической карты. Начнем с цветов.

(разъяснение цветовой гаммы)

- С цветовой гаммой разобрались, а теперь в путь!

Мы с вами на полуострове Камчатка. (показ слайда). Солнышко закрепляется над п-ом Камчатка.

- Что вы можете рассказать о поверхности п-ова?

Обратите внимание на вулкан Ключевская сопка. Какую он имеет высоту? (4750м).

(Сообщение ребенка)

Вулканы Камчатки – это Всемирное природное наследие России. Вулкан Ключевская Сопка извергается каждые 6-7 лет, извержения продолжаются по несколько месяцев. Высота вулкана 4750 метров. А всего на полуострове 28 вулканов.

- Продолжаем путешествие и наше солнышко останавливается над Средне-Сибирским плоскогорьем. Что вы видите на карте? Как вы думаете, что означает слово плоскогорье? Более точное толкование можно найти в словаре Ожегова.

Плоскогорье – место с равнинной или холмистой поверхностью, лежащее выше уровня моря. (слайды с изображениями Средне-Сибирского плоскогорья).

- А теперь отправляемся на юг страны, точнее на юг Сибири. Солнышко закрепляется над горами Алтай и Саяны.

- Какую форму земной поверхности мы видим здесь? Какие это горы? Что вы можете сказать о высоте этих гор? (просмотр слайдов с фотографиями Алтайских и Саянских гор).

(сообщение ученика)

Эти горы высокие. На карте они изображены темно-коричневым цветом. На Алтае самая высокая гора Белуха. Ее высота 4506 метров. А еще Алтай входит в список Всемирного наследия России).

       - Продолжаем наше путешествие. Солнышко закрепляется над Западно-Сибирской равниной. Что вам рассказывает об этой равнине карта?

      Эта равнина занимает большую территорию. Это ровная поверхность, окрашена в зеленый цвет. Значит это низменность. Большая часть территории – это болта. По равнине течет много рек.

Западно-Сибирская равнина – это огромная низменность, и ее поверхность действительно очень ровная, ее называют «плоская равнина».

Давайте выясним почему так много болот на этой равнине. Проведем опыт. На поверхность стола нальем воды. Что произошло? Вот так же и вода, выпавшая в осадках, и появившаяся от талых снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота. Вот вам и объяснение заболоченности этой равнины. Продолжаем путешествие и солнышко закрепляется над Уральскими горами.

- Что вы видите на карте? Рассмотрев карту, что вы можете рассказать об этих горах?

Это Уральские горы. Они протянулись с севера на юг через всю территорию России. Самая высокая гора – народная, ее высота1895 метров. Уральские горы сравнительно не высокие. Сравните 2 горы на Урале Народную и на Алтае Белуху. Что это доказывает?

Просмотр слайдов Уральские горы.

(сообщение ученика)

Уральские горы, Уральский хребет, а когда-то, много лете назад , его называли «Каменный пояс». Реки стекают с Уральских гор и на запад – в Европу и на восток – в Азию, потому что Урал делит материк Евразия на два континента – Европу и Азию.

Физминутка.

Солнышко закрепляется над Восточно-Европейской равниной.

-Где мы делаем следующую остановку? Мы остановились на Восточно-Европейской равнине. Это равнина, потому что на карте она изображена светло-зеленым цветом. И на ней, как заплатки, пятна желтого цвета. Попытаемся открыть тайну желтых пятен. (просмотр слайдов). Что особенного вы заметили в рельефе этой равнины?, так в чем же тайна желтых пятен? Да, это возвышенности и холмы, поэтому эту равнину называют холмистой.

-а сейчас держим путь на юго-запад и закрепляем наше солнышко над Кавказскими горами. Что рассказывает нам карта?

Это горы. Они высокие, потому что обозначены коричневым цветом. Самая высокая гора Эльбрус. Ее высота 5642 метра. Сравним Народную, Белуху и Эльбрус. (просмотр слайдов с видом Кавказских гор).Наше солнышко закатилось на западе и наше путешествие от восточных до западных границ нашей страны подошло к концу.

Проверка знаний, полученных в ходе урока.

(используется  Мультимедийный учебник «Кирилла и Мефодия» Окружающий Мир.)

Расставить значения высот в соответствии с цветом.

Выделить области карты на которых расположены равнины.

Выбрать какая равнина расположена ниже другой относительно уровня моря.

Перенести на карту названия горных систем.

Выделить на карте горную систему, которую в старину называли Каменным поясом.

Закончить предложения соединив приведенные фразы.

IY. Домашнее задание.

Y. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - путешествие в 4 классе "Равнины и горы России"

Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране. Мы пройдем по стране, изучая ее, с востока на запад и с севера на юг. Узнаем, как живут люди, какие растения и животные хотят познакомить...

Урок окружающего мира в 4 классе "Равнины и горы России"

Урок изучения новой темы представлен в виде путешествия по России. Исходя из того, что вводится несколько понятий-описаний, я использовала структуру проблемно-диалогического урока с общей и частными п...

Равнины и горы России 4 класс "Школа России"

Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Школа России".  Урок был  разработан и проведен  учителем Сомовой Оксаной Ивановной в 2013 году....

Технологическая карта урока окружающего мира 4 класс Тема: "Равнины и горы России" УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: дать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на терри­тории России.Планируемые результаты:предметные: уметь работать с картой; знать равнины и...

Технологическая карта урока окружающего мира (4 класс). Тема: Наши проекты: «Равнины и горы России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о равнинах и горах России; ознакомление с равнинами и горами на территории России; формирование умения работать с физической картой Рос...

Технологическая карта урока окружающий мир "Равнины и горы России"(УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...