Растениеводство.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Урок по окружающему миру в 4 классе ( автор учебника Плешаков)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (А.Плешаков)

4 класс

Тема: Растениеводство в нашем крае

 Цель: Формирование представления учащихся о растениеводстве в нашем крае путем создания ситуации интереса к предмету на основе частично-поисковой деятельности.

Задачи:

1. Познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях.                                  2. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать и            использовать свои наблюдения в практической деятельности.                                   3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

 Гербарий полевых культур, муляжи овощей и фруктов, зерна полевых культур, иллюстрации растений, раздаточный материал для опроса, мультимедийная установка,

программные средства.

Ход урока:

I. Организационный момент.

           Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, четко говори,

И активно жизнь веди.

II. Проверка домашнего задания.

Тест «Жизнь пресного водоема» (уровень госстандарта)

Раздать учащимся листы с заданием - вопросы и три варианта ответа, выбрать правильный ответ, обвести в кружок.

1) К искусственным водоёмам относятся…

      А) реки, моря, океаны

Б) водохранилища, пруды, каналы

В) ручьи, реки, озёра, моря

2)Живым фильтром называют…

А) головастиков  Б) раков  В) двустворчатых моллюсков

3)Санитарами пресных водоёмов считают…

А) рака, беззубку Б) прудовика, катушку  В) жука-плавунца

4)Вода в пресных водоёмах иногда имеет зелёный цвет, потому что…

А) это плавает ряска

Б) много микроскопических водорослей

В) на дне много ила

5)Какие природные сообщества представлены следующими растениями и животными

1.колокольчик, тимофеевка, клевер, пчела, перепел, коростель (______________________)

2.ель, сосна, берёза. Малина, кукушка, дятел, лось (____________________________)

3.рогоз, кубышка, стрелолист, рак, катушка, цапля (___________________________)

4.пшеница, рожь, картофель, кукуруза (______________________________)

Разгадывание кроссворда «Обитатели водоема», составленного учащимися Слайды 2, 3. ( творческое применение)

4

5

1

3

2

6

       

Вопросы к кроссворду:

Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату.

Детеныш лягушки.

Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

Грызун, хорошо плавает и ныряет.

Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Ключевое слово: Болото.

III.Выравнивание знаний учащихся (коллективная работа)

- Скажите, надо ли охранять болота?

- Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом.

- Составьте цепь питания.

- Расскажите о правилах поведения у водоема.

-Какие условные знаки можно использовать для обозначения правил поведения на водоемах? (Творческая работа по группам)

        1 группа-поведение у реки

        2 группа-поведение на болоте

        3 группа-поведение у искусственных водоемов(пруд, плотина)

Коллективное обсуждение.

IV.Создание проблемной ситуации

Рассмотрите предметы ( картинки с изображением  фруктов, овощей, деревьев)

-Что это за предметы? Что общего? (это растения)

Что различного в них? (одни-фрукты,  другие-овощи, третьи-деревья).

А есть ли еще различия? (одни ответят НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)

V.Формулировка темы и целей урока учащимися

-Какую же цель мы поставим перед собой?

(определить различия групп растений, узнать признаки растений)

-Кто какую цель поставит лично перед собой?

VI.Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке узнаем, как появились культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства.

-Для чего? Будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам.

VII. Работа над новой темой (операционно-исполнительный этап).

        1. Зарождение растениеводства.

        Сегодня отправимся в путешествие  в далекое прошлое. Наши предки раньше занимались охотой и собирательством. Собирали ягоды, плоды, орехи, съедобные листья, коренья. Но с каждым годом поселение людей увеличивалось, все больше рождается детей, все меньше съедобной пищи остается в округе. Поэтому им приходилось уходить за пропитанием все дальше и дальше.

        …И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно они перетирали зерна (мололи, делали муку) выросли колоски с таким же зерном. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зерна. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно, вырос целый колос. Теперь подумали, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц, зверей. Так зародилось растениеводство.

        Люди стали отбирать, сохранять, сеять самые лучшие семена. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие, от которых они произошли. (Показ коллекций). И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов (стр. учебника 202).

        За разведением культурных сельскохозяйственных растений и их выведение отвечает растениеводство.

        Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а так же само такое разведение.

Знакомство с отраслями растениеводства. Слайд 4.

Растениеводство

Полеводство                Овощеводство                 Плодоводство                 Цветоводство

- Что такое полеводство? Обратимся к учебнику  (с. 204).

1. Полеводство – это выращивание полевых культур. Главные полевые культуры – зерновые.

- Какие зерновые культуры вы знаете? Слайды 5, 6, 7, 8.

VIII. Физкультминутка.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

IХ. Практическая работа. Определение зерновых культур. Слайд 9

 (Работа проводится в парах)

Карточка – помогайка

1.Название группы растений по месту выращивания.

2.Что получают из каждого растения.

3.Чем отличаются зерна.

2.Овощеводство.

- Чем занимается эта отрасль? (Выращиванием овощей).

- Какие овощные культуры вы знаете? Слайды 10,11, 12.

Овощи играют огромную роль в питании человека, поэтому больше старайтесь употреблять свежие, вымытые овощи. Такие овощи как лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. Их рекомендуют употреблять во время эпидемии гриппа. Слайд 13.

3. Полеводство                                                              

Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты.

- Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники  вы знаете? Слайды 14, 15, 16.

Они тоже очень полезны, содержат много витаминов.

Х. Рефлексия.

Игра «Угадай растение и отрасль растениеводства».

1. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая  (Морковь, овощеводство).

2. На ветках сидят шары,

Посинели от жары (Слива, плодоводство).

3. В поле - метелкой,

В мешке – жемчугом (Рожь, полеводство).

 

4. -Растений какой отрасли не встретили в загадках?

-Кто может загадать нам подходящую загадку?

ХI. Обобщение. Итог урока. Слайды 17, 18, 19.

XII. Оценивание.

-Оцените урок или его понравившийся этап.

-Оцените свою работу на уроке (индивидуальную и в коллективе)

-Готовы ли вы самостоятельно выполнить домашнее задание? Почему?

XIII. Домашнее задание.

а) Прочитать самостоятельно о растениеводстве, подготовить пересказ

б) Выбрать любую отрасль и подготовить сообщение о любом растении

в) Подготовить презентацию «Растениеводство нашего края»

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растениеводство в нашем крае.

Растениеводство в нашем крае. Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 4 класс....

Схема по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков отрасли растениеводства

Схема по окружающему миру по теме "Растениеводство 3 класс....

Растениеводство Кировской области

Презентация по программе А.А.Плешакова, рассказывающая о расениях, произрастающих на территории Кировской области. В презентации представлен достаточно полный матриаал о пользе растений...

Растениеводство

Урок-презентация для 4 класса по окружающему миру, СРО Л. В. Занкова...

"Растениеводство в нашем крае" , 4 класс

Презентация к окружающему мирув 4 классе (Школа России)....

Растениеводство в нашем крае

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе (с презентацией) (УМК "Школа России")...