Проблемы загрязнения окружающей среды
классный час (окружающий мир, 4 класс) по теме

Илюхина Татьяна Викторовна

Современный мир страдает проблемами загрязнения окружающей среды. На данном классном часе знакомим учащихся с понятием "экология", говорим о причинах загрязнения окружающей среды, фомируем у детей бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_zagryazneniya_kl.chas_.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Кашпир

           

            

Цель: - формировать у детей бережное отношение к природе

Подготовка к проведению:

- рисунки на тему: " Планета Земля в опасности";

- сочинение на тему: "Может ли человек навредить природе?", "Почему на Земле становиться меньше растений?" и т.д.;

- запрещающие знаки по правилам поведения в природе.

                  Ход классного часа

- Мы с вами собрались поговорить сегодня о проблемах загрязнения окружающей среды. Что мы имеем в виду под понятием " окружающая среда"?

-Что означает слово "экология"?

 (В "Толковом словаре русского языка" написано, что экология - наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и окружающей среде")

 -Никогда ещё отношения человека и природы не были столь драматичны, как в последние пятьдесят лет. Никогда ещё не подвергалась природа и сама Земля таким жестоким испытаниям, как авария в Чернобыле, применение различного оружия, выхлопные газы, искусственные удобрения, из недр Земли выкачивается нефть и газ. Ещё неизвестно, чем всё это обернётся для человека.

       

 1.Выпал первый пушистый снег. Он одел Землю в белый наряд. Снег блестит, искрится, его белизна нам слепит глаза. Воздух кажется чистым и прозрачным. Прошло время. Снег растаял.

 2. В лесу вся земля нарядилась в голубое цветочное покрывало. Это распустились подснежники. Травка светло-зелёными пёрышками пробивается к солнцу сквозь прошлогоднюю листву. Набухают почки. Озимые хлеба тоже дождались тепла и пошли в рост. Весёлый щебет птиц под- нимает настроение. Деревья в садах оделись в белоснежный наряд. Кругом полно насекомых, особенно пчёл.

3. А летом всё бушует и цветёт. Белоствольные берёзки вдоль дорог весело шелестят зелёными листочками, в садах поспевают ягоды и фрукты. Ребята бегут в лес и на речку. Наступила осень, лес оделся в разноцветный наряд. В полях, словно часовые на посту, встают стога сена и соломы.

4. Эти прекрасные картины природы невозможно увидеть нам, живущих в городе. А что же окружает городских жителей?

 5. Выпал снег. И улицы стали посыпать песком и солью. Соль разъедает дороги, способствует засорению почвы.

 6. В домах включили отопление. Тепло подаётся по тепловым сетям. Для его получения

 сжигают тонны природного топлива. Большие клубы дыма выбрасываются неочищенными в атмосферу города, загрязняя её. И никого не наказывают, что нет очистительных сооружений для уничтожения гари, копоти и углекислого газа.

 7. А когда снег сошёл, все улицы покрылись мусором: пакеты, бумага, бутылки и прочее. И если бы не субботники по уборке территории, то утонули бы все в этом мусоре.

8. С началом дачного сезона тысячи автомобилей устремляются за город, загазованность воздуха в городе и за его пределами резко возрастает из-за неисправности  автомобилей и грузовиков.

9. Когда растаял лёд на водохранилищах и реках, то горы мусора, масляные пятна отправились в путешествие по воде. Кроме того, в связи с плохим финансовым положением заводов, очистка сточных вод ухудшилась.

10. Городские парки и скверы всё больше приходят  в упадок. За ними порой не ухаживают, да и деревья в них постепенно вырубают, застраивая различные павильоны и торговые комплексы.

11. И только наша классическая поэзия природы служит гуманистическому делу, показывая, какие взаимоотношения с природой должны быть у человека.

- Вы писали сочинения на различные темы. Каждый выбрал тему, которая вам близка и понятна.

К своему сочинению нарисовали иллюстрации. Теперь у каждого из вас есть возможность защитить свой проект, который объединяет общая тема: " Планета Земля в опасности"

  - О проблемах загрязнения окружающей среды ученица 9 класса вместе со своей учительницей

 написали стихотворение. У каждого из вас по одному четверостишию, прочитайте выразительно,

предайте интонацией основную мысль и тревогу авторов.

                        Уж двадцать первый век идёт,

                        Шагает по планете.

                        Но череда экопроблем

                        Растёт и крепнет в свете.

                        Я расскажу лишь об одной

                        Проблеме необычной.

                        О почве поведу рассказ,

                        Для всех, казалось бы, привычной.

                       

                        Мы безмерно богаты,

                        В нашей области, в сёлах

Почвы самые лучшие,

Их зовут - чернозёмы.

Но спросите любого,

Что о почве он знает,

Пусть ответит толково,

Плечи пусть не сжимает.

И простой горожанин,

Рассмотрев почву в целом,

Чернозёмы не сможет

Отличить грешным делом.

Что такое почва?

Каждый должен знать.

Без неё не смог бы

Никто существовать.

Струится тёплый пар от почвы,

Идёт дыханье от земли,

И удивительная сила

Даёт растениям расти.

Ту силу называют плодородием.

Способна почва обеспечивать, друзья,

Растения питанием минеральным,

Водой, а корни воздухом всегда.

Она звено круговорота,

Веществ, энергии, пойми.

И без неё животным разным.

Приюта просто не найти.

Что с тобою происходит,

Многострадальная земля?

Попытаюсь разобраться

В твоих проблемах я.

Почвы захламили люди,

Куда ни брось свой взгляд:

Всюду горы мусора

На тебя глядят.

Сводят до последнего

Все леса вокруг,

Чтобы деградации

Был прочнее круг.

Причины деградации-

Ветер и вода.

Вот два важных фактора

Эрозии, друзья.

Смотрю на русский чернозём.

Как уберечь тебя, приятель,

Чтоб гумус ты не потерял

И мехсостав был твой приятен.

Тебя уродуют машины,

Растенья истощают мощь.

Тебе б органики немного,

Смогла б она тебе помочь.

Тебя сдувают суховеи,

Овраги делает вода.

Лесных полосок насажденья

Помочь пытаются тогда.

Они поглощают воду быстро,

Уменьшают буйных ветров прыть.

Сажайте всюду вы деревья,

Чтоб чернозёмы сохранить.

Шаг твой необдуманный

Всюду, посмотри:

Гибнут почвы ,реки,

Животные, травы, кусты.

На Земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И бездумно по лугу шагали.

В нас молчало понятие "стой",

Почву мы уплотняли ногами,

Не познав в суете городской

Что цветам умирать помогали.

Почва стала намного плотней,

Меньше воздуха внутрь поступает.

Дышат плохо все клетки корней,

И растенье, увы, погибает.

Надо помнить всегда и везде -

По тропинкам одним нам дорога.

Так мы почву не уплотним

И структуру улучшим немного.

И на сердце тревожно,

Что порой мы безбожно

Не храним родную природу,

Что осталась в наследство народу.

Не хозяева вроде -

Так природу мы губим,

Хоть гордимся богатством

И страну свою любим.

Давайте все объедимся,

И почву станем охранять,

Чтоб и будущие поколенья

Могли сеять, косить и пахать.

- О чём авторы рассказали нам и о чём хотели предостеречь?

- А как вы думаете, кто-нибудь из великих классиков писал о земле?

- Какие строки стихотворений по этой теме вы помните?

1. Г.Державин, отрывок из стихотворения "Похвала сельской жизни".

                    Но садит он в саду своём

                    Кусты и овощи цветущи;

                    Иль диких древ, кривым ножом

                    Обрезав пни, и плод дающи

                    Деревья прививает к ним.

2.Ф.Тютчев

                    Где бодрый серп гулял и падал колос,

                    Теперь уж пусто все - простор везде,

                    Лишь паутины тонкий волос

                    Блестит на праздной борозде.

3.А.Кольцов

                    Один я в тёмной тишине,

                    Оставив свой семейный круг,  

                    С раздумьем сердца в глубине

                    Иду на освежённый луг...

4.М.Лермонтов

                    Люблю дымок спалённой жнивы,

                    В степи ночующий обоз

                    И на холме средь желтой нивы

                    Чету белеющих берёз.

-Какова основная мысль всех этих отрывков из стихотворений?

- Давайте ещё раз обобщим, как же должен человек относиться к природе, почве в том числе?

- Почему же мы - люди - восхищаемся красотой природы, а сами не соблюдаем даже элементарную чистоту по отношению к ней? Вытоптанные цветы, разбросанный мусор, сломанное деревце, прорывы нефтепроводов, утечка газа, промышленные выбросы в воздух, воду и землю, плохая питьевая вода, загрязнённый воздух, которым мы дышим,- эти "мелочи" уносят тысячи человеческих жизней, угрожают здоровью людей. Нам кажется, что ответственность перед будущим поколением за охрану окружающей среды лежит на каждом жителе нашей планеты, на каждом из нас с вами. Так давайте беречь нашу Землю и её основное богатство - природу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами и способы их утилизации".

Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами  и способы их утилизации...

Проблемы загрязнения окружающей среды

        В наш технологический век человеческому организму приходится справляться с немалым количеством стрессов. Самый очевидный фактор такого стресса – это физи...

Доклад на тему: «Загрязнение окружающей среды: экологические проблемы природы»

Загрязнение окружающей среды, под которой понимаются также природная среда и биосфера — это повышенное содержание в ней физических, химических или биологических реагентов, не характерных для дан...