Главные вкладки

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс с учётом ФГОС НОО
    рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

    Панкова Людмила Васильевна

    Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ( "Начальная школа XXI века") с учётом ФГОС НОО

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okr.mir_.doc169 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

    с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В. П. Захарченко

    Каменского муниципального района Воронежской области

    «

    Рабочая программа

    учебного курса «Окружающий мир»

     для 1 «А» класса

                                                                        Составитель

                                                                                                       учитель начальных классов

                                                                                                                                      Высшей квалификационной категории

                                                                                                      Панкова Людмила Васильевна

    п.г.т. Каменка 2012

    Пояснительная записка

            Рабочая программа по курсу «Окружающий мир»  для 1 класса  составлена на основе программы Н.Ф.Виноградовой (Сборник программ  по  системе учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана-Граф, 2011г.). Данная программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009), планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России, учитывая методические рекомендации по формированию учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих основную образовательную программу начального общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего образования.

                 Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 66 часов ( в соответствии с  федеральным БУП - 33 недели по 2 часа)

    Согласно региональному Базисному учебному плану, уроки окружающего мира в 1 четверти не проводятся. Таким образом, календарно – тематическое планирование составлено на   48 часов.

    В программу изменения не внесены.

            Программа соответствует учебникам, рекомендованным Министерством образования и науки РФ, и  обеспечена следующим  учебно-методическим комплектом:

    1.        Виноградова Н.Ф. Программа четырехлетней начальной школы по окружающему миру: проект «Начальная школа XXI века». М.: Вентана-Граф,2011.

    2.        Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.: Вентана-Граф,2011.

    3.        Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: М.: Вентана-Граф,2012

    .Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. Цель: формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия  в системе «человек – природа – общество»; воспитание  правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание  своей индивидуальности, способностей и возможностей. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на решение следующих задач:

    Предметные  -  способствовать формированию представлений о природе человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных  естественнонаучных, обществоведческих, исторических  понятиях, развитию целостного восприятия окружающего  мира;

     Метапредметные - способствовать осознанию учащимися связей в природном и  социальном мире,  способствовать формированию общеучебных умений (выделять существенные и несущественные признаки,  классифицировать,  понимать главную мысль научного текста, фиксировать результаты наблюдений);  способствовать формированию элементарной эрудиции ребёнка,  его общей культуры, овладению знаниями, превышающими минимум содержания  образования;

    Личностные - способствовать социализации ребёнка, воспитанию  эмоционально – положительного взгляда на мир,  формированию   нравственных и эстетических чувств.

    На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.

    Формы и средства контроля

    Формы организации учебного процесса: индивидуальные; индивидуально-групповые; фронтальные.

    Формы контроля: наблюдение; беседа; фронтальный опрос; тестовые задания.

    Содержание учебного предмета

    Учебно-тематический план ( 48ч )

    № п/п

    Раздел, тема

                              Общее кол-во часов по теме

    1

    Введение. Что такое окружающий мир

    1

    2

    Мы - школьники

    6

    3

    Ты и здоровье

    6

    4

    Мы и вещи

    5

    5

    Родная природа

    21

    6

    Родная страна

    6

    7

    Экскурсии

    3

    Итого

    48

    Введение. Что такое окружающий мир (1ч)

    Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

    Мы — школьники (6ч)

    Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. Домашний адрес.

    Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.

    ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом. Дорожные знаки: «пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.

    Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.

    Универсальные учебные действия:

    1. определять время по часам с точностью до часа;
    2. анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
    3. воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
    4. различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
    5. описывать назначение различных школьных помещений;
    6. конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
    7. реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

    Ты и здоровье (6 ч)

    Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.

    Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.

    Универсальные учебные действия:

    1. демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

    Мы и вещи (5 ч)

    Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.

    ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

    Универсальные учебные действия:

    1. классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.);
    2. ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов.

    Родная природа (21ч)

    Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).

    Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4–5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.

    Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.

    ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).

    Универсальные учебные действия:

    1. описывать сезонные изменения в природе;
    2. создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
    3. определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
    4. устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
    5. описывать внешние признаки растения;
    6. характеризовать условия роста растения;
    7. выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
    8. различать животных по классам (без термина);
    9. сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных;
    10. различать животных по месту обитания.

    Родная страна (6 ч)

    Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.

    Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду людей.

    Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.

    Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.

    Универсальные учебные действия:

    1. составлять небольшой рассказ о своей семье;
    2. взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
    3. различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
    4. называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
    5. различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
    6. реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

    Экскурсии (3 ч) Сезонные экскурсии «Времена года». Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом местных особенностей).

    Практические работы. Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.

    Планируемые результаты обучения

            К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

    воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

    — различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

     — ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

    различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

    — различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

    — определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

    устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

    описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

    сравнивать домашних и диких животных.

    К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

    анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

    различать основные нравственно-этические понятия;

    рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

    участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

      Основные требования  к уровню подготовки учащихся 1 класса

      К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

      называть:

    •  своё полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;

    •  основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;

    •  основные правила здорового образа жизни;

    •  основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее 5 объектов);

    •  основные условия благополучной жизни растений и животных;

    •  профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);

    •  улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;

    •  основные достопримечательности родного города и столицы России.

          различать (сопоставлять):

    •   знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;

    •   основные нравственно-этические понятия (сочувствие-равнодушие; трудолюбие-леность; послушание-непослушание);

    •   различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);

    •   времена года;

    •   животных, объединять их в группы(звери, птицы, насекомые);

    •   произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;

         решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

    •   выполнять режим своего дня;

    •   определять время по часам с точностью до часа;

    •   подготавливать свое учебное место к работе;

    •   оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;

    •   выполнять правила поведения в опасных для жизни ситуациях;

    •   ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;

    •   выполнять трудовые поручения по уголку природы: поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;

    •   составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки, выразительно читать фольклорные произведения.

      Оценка достижений учащихся.

            Отметки в первом классе не ставятся. Оценка ответов, работ проводится только словесно. Учитель положительно оценивает любую удачу ученика, если даже она весьма незначительна. Тематические проверочные работы содержат несколько заданий по одной теме с целью выявления картины усвоения каждым учеником изученного материала.

    Источники информации для оценивания: деятельность учащихся (индивидуальная и совместная); статистические данные; работы учащихся; результаты тестирования.

    Методы оценивания: наблюдение, открытый ответ, краткий  ответ, выбор ответа, самооценка.

    Типы уроков:

    1. Урок изучения нового материала (УИНМ)
    2. Урок закрепления изученного материала (УЗИМ)
    1. Урок применения знаний и умений (УПЗУ)
    1. Урок обобщения и систематизация знаний (УОСЗ)
    1. Урок  контроля знаний и умений (УКЗУ)
    1.  Комбинированный урок (КУ)
    2. Урок-практикум (УП)

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ  ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА во 2-4 четвертях (48 ч)

    № п/п

     Раздел, тема урока

    Контроль знаний уч-ся (тип урока)

    Дидактические единицы образовательного  процесса (основные понятия)

    Универсальные учебные действия

    (УУД)

    1.

    Введение. Этот удивительный мир

    УИНМ

    Неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.

    Первоклассник. Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Увлечения детей, игры. Правила дружбы:

    Подарки осени

    Семейные традиции

    Явления природы

    Родной край, посёлок

    Гигиена, режим

    млекопитающие

    Перелётные, оседлые, зимующтие птицы

    Иней, изморось






    Настоящий друг


    Хвоинки


    Страна, Отчизна,

    Россияне



    Народные сказки






    Живой уголок





    Государственные праздники






    Витамины, здоровая пища





    насекомые



    Космос, космонавт


    Земноводные


    пешеход

    Регулятивные: планирование - выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочейтетради.

    Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные - понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданный человеком, приведение соответствующих примеров; логические – подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение признаков. Коммуникативные: инициативное сотрудничество – рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. Личностные: самоопределение – принимают и осваивают социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения.

    Регулятивные: планирование - выполнять задание в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленный вопрос, ориентироваться в тетради и учебнике

    .Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные - знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я, чем я люблю заниматься, чем особенно интересуюсь; составлять описательный рассказ по картинкам; знаково-символические – использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе.

    Коммуникативные: взаимодействие – строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке, выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; инициативное сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

    Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира.

    Регулятивные: планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

    Познавательные:  выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предметные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия: «неживая природа», «листопад», «золотая осень»

    Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

    Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

    2

    Давай познакомимся.

    Мы - школьники

    УИНМ

    3

    Сентябрь - первый месяц осени. Что нам осень подарила.

    КУ

    4

    Семья. Любимые занятия.

    Воскресный день

    КУ

    5

    Как из зерна получилась булка? Человек и домашние животные

    КУ

    6

    «Октябрь уж наступил…»

    Явления природы

    КУ

    7

    Где ты живёшь? Правила поведения на дорогах.

    КУ

    8

    Ты и вещи.

    Кто работает ночью

    КУ

    9

    Что такое здоровье? Правила гигиены. Режим дня

    КУ

    10

    Ноябрь -  зиме родной брат

    КУ

    11

    Звери - млекопитающие.  

    КУ

    12

    Что мы знаем о птицах.

    13

    Родной край. Дом, в котором ты живёшь.

    КУ

    14

    Зачем люди трудятся

    КУ

    15

    «В декабре, в декабре все деревья в серебре…»

    Какой бывает вода?

    КУ

    3 четв

    16.

    Экскурсия  в зимний лес

     (парк)

    УОСЗ

    17

    О дружбе. Идём в гости

    КУ

    18

    Январь - году начало, зиме - середина

    КУ

    19

    Хвойные деревья

    КУ

    20

    Жизнь птиц

    КУ

    21

    Наша страна- Россия

    КУ

    22

    Богата природа России

    КУ

    23

    Мы- россияне

    КУ

    Каникулы

    24

    Народная сказка

    КУ

    25

    Февраль - месяц метелей и вьюг

    КУ

    26

    Звери- млекопитающие

    КУ

    27

    Наш уголок природы. Животные и растения уголка природы

    КУ

    28

    Мы- граждане России

    КУ

    29

    О правилах поведения

    30

    23 февраля- День защитника Отечества

    КУ

    31

    8 марта- праздник всех женщин

    КУ

    32

    Март - капельник

    КУ

    33

    Птичьи разговоры

    КУ

    34

    Если хочешь быть здоров, закаляйся!

    КУ

    35

    Здоровая пища

    УП

    36

    Какое бывает настроение

    КУ

    37

    Апрель - водолей

    КУ

    38

    Экскурсия в весенний лес (парк)

    УОСЗ

    39

    Жизнь насекомых весной

    КУ

    40

    Весенние работы

    КУ

    41

    Кто работает на транспорте

    КУ

    42

    День космонавтики

    КУ

    43

    Май весну завершает, лето начинает

    КУ

    44

    Жизнь земноводных весной

    КУ

    45

    Животное – живое существо

    КУ

    46

    Природе нужны все!

    КУ

    47

    Ты - пешеход

    КУ

    48

    Скоро лето (экскурсия)

    УОСЗ

    Учебно-методическое обеспечение (список литературы)

    1.        Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.

    2.        Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырёхлетней начальной школы / под ред. Л.Е. Журовой. – М. : Вентана-Граф, 2002

    3.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010

    4.        Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010

    5.        Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2011.

    Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

    6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. - М.: Вентана-Граф, 2011

    7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир 1 класс Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений:  - М.: Вентана-Граф, 2012


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 1 класс с учётом ФГОС НОО

    Рабочая программа по математике 1 класс ("Начальная школа XXI века") с учётом ФГОС НОО...

    Рабочая программа по окружающему миру в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

    Рабочая программа по окружающему миру (Плешаков) 2 класс...

    Рабочая программа по окружающему миру 2класс "Школа России" фгос

    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

    Рабочая программа по окружающему миру 1-4 кл. ФГОС "Школа России"

    Рабочая программа по окружающему миру 1,2,3,4 кл....

    Рабочая программа по окружающему миру 1 - 4 кл. ФГОС "Школа России"

    Рабочая программа расчитана на четыре года обучения и помогает правильно составить КТП для любого класса начальной школы....

    Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС

    Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе  и авторской программы "Школа России"....

    Рабочая программа по окружающему миру с КТП по ФГОС 3 класс

    Данная программа составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы». Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы: пособие для у...