рабочая программа по окружающему миру для 4 класса для коррекционной школы 5 вида
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Науменко Татьяна Игоревна

рабочая программа написана на основе учебника Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  (V вида) №2   Адмиралтейского района

Рассмотрено на МО                                                            Утверждаю

Учителей начальных классов                                             Директор школы-интерната №2

Протокол №       от___________                                     ____________________Черных М. Г.

Председатель МО____________                                        «____»__________________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Ступень обучения (класс) начальное общее, 4 класс

Количество часов  ___32___часа                              Уровень___базовый___

Учитель_________Науменко Т. И.____________

2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2004 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.).

Для детей, обучающихся в речевой школе, характерно нарушение   всех сторон деятельности,  что создает проблему не только в усвоении учебного материала,  но и накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом.  Поэтому необходима коррекция и развитие не только познавательной

сферы, но и работа по воспитанию личностных качеств ребенка. Высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности,  небольшой объем восприятия и сохранения информации,  а также другие особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ  предъявляют особые требования к содержанию коррекционно-развивающих  заданий.

Материал преподносится дозированными блоками с использованием опережающего обучения, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка. Получая  положительный результат своей работы на занятии,  ученик старается закрепить его на уроке, продемонстрировать свой успех сверстникам и учителю.  Это является мощным мотивирующим фактором к

продолжению коррекционных занятий.

Учитывая особенности психического развития  детей, испытывающих трудности в обучении (патологическую инертность,  отсутствие интереса к окружающему)  и для оптимизации их обучения необходимы способы педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование дидактических игр и заданий с элементами занимательности, проблемных ситуаций, введение элементов неожиданности и новизны.  Для этого в содержание занятий включаются специальные коррекционные игры и упражнения,  направленные на развитие внимания,

памяти, восприятия, представлений, мышления, речи.

Основная цель предмета – формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней, понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

  Коррекционно-развивающие задачи:

- повысить уровень общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания и пространственных представлений;

  - провести коррекцию зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики;

-  подготовить к восприятию   содержания   учебной программы путем опережающего обучения;

- восполнить пробелы предшествующего обучения.

Воспитательные:

-  Формирование доверия к окружающему миру через ситуацию успеха,  как в основной деятельности, так и в общении со сверстниками и учителем.

- Развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие всех сторон речи.

«Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

1 Устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;

2 Осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

3 Подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

4 Подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.

Принципы, положенные в основу построения курса:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения;

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию.

4. Принцип экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в краеведческий, исторический музеи.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны (с учётом достигнутого в 1-3 классах): называть (приводить примеры): признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
основные органы и системы органов человека и их функции;
правила здорового образа жизни; права гражданина и ребёнка в России; основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);  народы, населяющие Россию; различать (соотносить): год и век, арабские и римские цифры; искусственные тела (изделия) и тела природы; полезные и вредные привычки; эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия); решать задачи в учебных и бытовых ситуациях: раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека; применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой); составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек — биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развить свою память», «Если случилась беда»; «Человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные исторические времена», «Родной край» объяснять значение понятий «человек — живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки». «государство», «права ребенка»;
в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
работать с географической и исторической карт; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации метапредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4 классе начальной школы отводится 1ч в неделю —  32ч.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 

13) овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи окружающем мире.

Формы организации учебного процесса

- Программа предусматривает проведение уроков по изучению нового материала, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-исследований.

- Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Календарно-тематическое планирование (всего 32 ч. в год)

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля

Кол-во часов

Раздел «Человек – живое существо (организм)» (14 часов)

1

Общее строение организма человека.

Изучение нового материала

Повторить общие признаки живых существ (человека, животных, растений). Закрепить понятие организм.

Тематический

1

2

Нервная система. Головной и спинной мозг.

Изучение нового материала

Основные функции органов человека. Знакомство со строением нервной системы, ее ролью в организме. Головной и спинной мозг.

Условные и безусловные рефлексы

Групповой

    1

3

Опорно-двигательная система.

Изучение нового материала

Скелет и мышцы. Значение опорно-двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника. Предупреждение искривления позвоночника, защита спинного и головного мозга.

Групповой

1

4

Пищеварительная система.



Комбинированный

Знакомство со строением пищеварительной системы, ее органами. Значение пищеварительной системы. Зубы. Правила ухода за зубами.

Работа в парах

   1

5

Дыхательная система.

Изучение нового материала

Знакомство с системой органов дыхания. Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания. Первая помощь при простудных заболеваниях.

Фронтальный

1

6

Кровеносная система. Кровь и ее значение.

Комбинированный

Органы кровеносной системы. Кровь, ее функции.  

Работа в парах

    1

7

Сердце – главный орган кровеносной системы.

Комбинированный

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Работа в парах

1

8

 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

Изучение нового материала

Органы выделения, их роль в организме. Почки – главный орган выделения.

Групповой

1

9

Кожа, ее строение и значение.

Комбинированный

Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Индивид. работа

    1

10

Органы чувств. Их роль в жизни человека.

Изучение нового материала

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств.

Фронтальный

    1

11

Эмоции и чувства человека.

Комбинированный

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека.

Фронтальный

1

12

Внимание и память и их  роль в жизни человека.

Изучение нового

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Фронтальный

    1

13

Здоровье человека. Режим дня школьника.

Комбинированный

Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни.  

Групповой

1

14

От рождения до старости (развитие человека). Охрана здоровья.  Вредные привычки.

Комбинированный

Развитие человека от рождения до старости.

Детство. Отрочество.

Взрослость. Старость.

Условия роста и развития ребенка.

Охрана детства.
Права ребенка . Человек и его здоровье. Правила здорового образа жизни. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, наркотиков.

Фронтальный

    1

Раздел «Человек и общество, в котором он живет» (18 часов)

15

Природные зоны России.  Почвы России. Рельеф России.

Урок-исследование

Гражданин должен знать свою Родину.  Почва-среда обитания растений и животных.

Работа в парах

2

16

Как возникали и строились города

 Урок-исследование

Как выбирались места для постройки городов.

Работа в парах

1

17

Что такое культура. Как возникла письменность.

Комбинированный

Летопись- рукописная книга. Рассказать о возникновении письменности.

Фронтальный

    1

18

Образование – часть культуры общества.

Комбинированный

О первых школах и книгах. Познакомить с поучением Владимира Мономаха, первой «Азбукой».

Групповой

1

19

Чему и как учились в России при Петре I.

Комбинированный

Развитие образования. Как появились школы, первые университеты, М. Ломоносов.

Фронтальный

    1

20

Русское искусство до 18 века.

Комбинированный

Художественные ремесла Руси. Научить отличать иконы от картин, познакомить с обрядовыми праздниками.

Фронтальный

    1

21

Искусство России 18 века.

Комбинированный

Развитие искусства. Познакомиться с архитектурой, живописью, театром 18 века.

Фронтальный

    1

22

«Золотой век» русской культуры.

Обобщающий

Расширение знаний о жизни и творчестве А. С. Пушкина. Творчество отечественных писателей и поэтов, музыкантов: В. А. Жуковский, В. И. Даль, Н. А. Некрасов,
Л. Н. Толстой,  А. П. Чехов.

Работа в парах

    2

23

Искусство России  ХХ века.

Комбинированный

Архитектура и изобразительное искусство ХХ века. Архитектурные памятники нашего города.

Групповой

    1

24

Почему люди воюют.

Обобщающий

Человек – воин. Почему люди воюют. Борьба славян с половцами. Представление о кочевниках, половцах. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских.

Фронтальный

    1

25

Войны в Древней Руси.

Изучение нового материала

Фронтальный

   1

26

Отечественная война 1812 года.

Изучение нового

Отечественная война 1812 года, победа русских войск на Бородинском поле. Знакомство с литературными произведениями, посвященными этому событию. М. И. Кутузов.

Партизанская война 1812 года.

Фронтальный

   1

27

Великая Отечественная война 1941–
1945 гг.

Комбинированный

Великая Отечественная война, борьба русского народа с фашистскими захватчиками.

Фронтальный

    1

28

Мы живем в Российском государстве.

Комбинированный

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны.

Фронтальный

    1

29

Права и обязанности граждан

Комбинированный

Групповой

    1

30

Символика России

Комбинированный

Гражданин и государство. Права и обязанности граждан

России. Государственная символика – герб, флаг, гимн родной страны.

Фронтальный

1

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умения, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Раздел «Человек – живое существо (организм)» (14 часов)

Общее строение организма человека.

1

 Дать общие признаки живых существ (человека, животных, растений).

Нервная система. Головной и спинной мозг.

1

Рассказать что такое нервная система и о ее роли в организме.

Опорно-двигательная система.

1

Рассказать о том, почему наши органы работают согласованно и не ошибаются. Ответить на вопросы: «Какую работу выполняют скелет и мышцы?», «Гигиена основных систем органов», рассматривание таблиц «Скелет», «Предупреждение искривления позвоночника»

Пищеварительная система.



1

Обсудить темы о значении питания, витаминов в жизни человека, об особенностях питания растений и животных.

Дыхательная система.

1

Обсудить проблемы: «Какой путь проходит воздух при вдохе и выдохе?», «Как защитить органы дыхания от заболевания?»

Кровеносная система. Кровь и ее значение.

1

Обсудить вопрос: «Есть ли у животных кровеносная система?», «Почему кровеносную систему называют транспортной?» Рассказать о клетках крови, их значении.

Сердце – главный орган кровеносной системы.

1

Практическая работа: «Подсчет пульса». Обсудить вопроса «Как беречь сердце?»

 Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

1

Обсудить вопрос: «Какое значение имеет выделение из организма ненужных ему жидких веществ?»

Кожа, ее строение и значение.

1

Практическая работа: оказание первой медицинской помощи. Обсудить правила ухода за кожей.

Органы чувств. Их роль в жизни человека.

1

«Наши помощники — органы чувств». Рассказать о функциях органов чувств и способах их охраны.

Эмоции и чувства человека.

1

Обсудить проблемы: «Есть ли эмоции у животных? Чем они отличаются от эмоций человека?»

Внимание и память и их  роль в жизни человека.

1

Обсудить вопрос: «Нужно ли мне внимание?» (обсуждение жизненных ситуаций, связанных с безопасностью жизни и деятельности человека), «Зачем человеку память», обсуждение проблемы «Можно ли улучшить память?»

Здоровье человека. Режим дня школьника.

1

Обсудить вопросы «Что такое здоровье», «Здоровый образ жизни». Рассказать о вредном воздействии на организм алкоголя и никотина.

От рождения до старости (развитие человека). Охрана здоровья.  Вредные привычки.

1

Сравнить и описать людей в разные этапы жизни (ребенок, подросток, старик).

Раздел «Человек и общество, в котором он живет» (18 часов)

Природные зоны России.  Почвы России. Рельеф России.

2

Познакомить с географическим расположением России, природными зонами и рельефом. Дать понятия «природная зона», «плато», «климат».

Как возникали и строились города.

1

Познакомить с принципами основания городов и историей строительства.

Что такое культура. Как возникла письменность.

1

Беседа «Памятники  культуры нашего города».

Образование – часть культуры общества.

1

Оживить представления детей: о чем рассказывает летопись, кто такой летописец (работа со словариком).

Чему и как учились в России при Петре I.

1

Познакомить с особенностями обучения при Петре I, с тем, чему учились в те времена. Рассказать о первых университетах в России, с биографией М. В. Ломоносова.

Русское искусство до 18 века

1

Рассказать о памятниках архитектуры Древней Руси, познакомить с иконами Руси, художественным ремеслом Древней Руси.

Искусство России 18 века.

1

Познакомить с архитектурой, художниками, театрами18 века.

«Золотой век» русской культуры.

2

Рассказать о солнце русской поэзии А. С. Пушкине, его известных произведениях. Рассказать краткую биографию А. П. Чехова, композиторах 19 века (М. И. Глинка, П. И. Чайковский. Художниках 19 века.

Искусство России  ХХ века.

1

Познакомить с искусством России 20 века: художественное творчество, литературное творчество.

Почему люди воюют.

1

Поговорить о том, почему в разные исторические периоды люди воевали друг с другом.

Войны в Древней Руси.

1

Рассказать о войнах Древней Руси и главных защитниках Руси.

Отечественная война 1812 года.

1

Игра-путешествие «По маршруту отступления французской армии». Обсуждение сообщений школьников «Партизанская война 1812 года»

Великая Отечественная война 1941–
1945 гг.

1

Рассмотреть иллюстрации, фотографии, рисунки. Оживление представлений детей: памятники  Славы в нашем крае. Обсуждение сообщений учащихся «Герои ВОВ» (домашнее задание). Рассматривание орденов и медалей ВОВ

Мы живем в Российском государстве.

1

Вспомнить герб, флаг, гимн России. Вспомнить первого президента России и действующего.

Права и обязанности граждан

1

Рассказать о правах и обязанностях гражданина. Познакомить с конвенцией о правах ребенка.

Символика России

1

Поговорить о символике России, нарисовать символику.

Список использованной литературы:

  1. Беденко М. В. Приключения Шуршавчика. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. М.: «5 за знания», 2007 г.
  2. Бойков Д. И., Бойкова С. В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда. – СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2004 г.
  3. Бугаева З. Н. Развитие устной речи и дикции. – Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006 г.
  4. Буйко В. И. Сыропятова Г. А. Звонкие и глухие согласные. – Екатеринбург: ООО «Издательский Дом ЛИТУР», 2010 г.
  5. Буйко В. И. Сыропятова Г. А. Свистящие и шипящие, [Л] и [Р]. – Екатеринбург: ООО «Издательский Дом ЛИТУР», 2010 г.
  6. Буйко В. И. Сыропятова Г. А. Твердые и мягкие согласные. – Екатеринбург: ООО «Издательский Дом ЛИТУР», 2010 г.
  7. Буйко В. И. Сыропятова Г. А. Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. – Екатеринбург: ООО «Издательский Дом ЛИТУР», 2010 г.
  8. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2004 г.
  9. Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. – М.: Издательский дом «Новый учебник», ООО «Поматур», 2002 г.
  10. Волина В. В. Математические задачи в стихах для тех, кто умеет считать до 10. М.: Дрофа, 2002 г.
  11. Гридина В. Т. Читай, играй, веселись.- Москва: ЗАО «БАО-ПРЕСС», ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005 г.
  12. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И.; худож.: Куров В. Н., Соколов Г. В. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
  13. Ефимовский Е. С. Игры, стихи, загадки для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005 г.
  14. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи: Альбом 1. М.: Астрель АСТ, 2001 г.
  15. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи: Альбом 2. М.: Астрель АСТ, 2001 г.
  16. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи: Альбом 3. М.: Астрель АСТ, 2001 г.
  17. Зуева Л. Н., Костылева Н. Ю., Солошенко О. П. Занимательные упражнения по развитию речи: Альбом 4. М.: Астрель АСТ, 2001 г.
  18. Козлова Т. И. Толковый словарь для школьников: Грамматика. Словообразование. Орфография / Под ред. Н. П. Кабановой. – М.: Рольф, 2001 г.
  19. Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2009 г.
  20. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. – СПб.: КАРО, Дельта+, 2004 г.
  21. Мазнин И. А. 500 загадок для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  22. Мазнин И. А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  23. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998 г.
  24. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей и их родителей в 2-х частях. Часть 1.- Изд. 2-е, испр. – М.: «Баласс», 2001 г.
  25. Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка. Математика для детей и их родителей в 2-х частях. Часть 2.- Изд. 2-е, испр. – М.: «Баласс», 2001 г.
  26. Петухова С. А. Задания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения. СПб.: КАРО, 2009 г.
  27. Розе Т. В. Большой фразеологический словарь для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2007 г.
  28. Словарь синонимов, антонимов и омонимов / сост. Т. В. Зеркальная; ил. И. Карповой. – М.: Эксмо, 2010 г.
  29. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Развиваем технику чтения. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
  30. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Весна. Лето. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
  31. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Зима. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
  32. Созонова Н. Н., Куцина Е. В. Рассказы о временах года. Осень. – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур», 2009 г.
  33. Сухин И. Г. Худож. Куров В. Н. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
  34. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря младших школьников: Книга для логопедов, воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин. ...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" с учетом ФГОС

Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС НОО и рассматривает: планируемые результаты, календарно-тематическое планирование, содержание программы, формы и средства контроля, материально-техниче...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Рабочая программа содержит пояснительную записку и развернутое календарно-тематическое планирование с УУД в соответствии с требованиями ФГОС 2009 года....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ( УМК "Начальная школа XXI века")

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету "Окружающий мир" 3 класс (УМК "Начальная школа XXI века"). Программа расчитана на 68 часов....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа содержит титульный лист, пояснительную записку и тематическое планирование по оркужающему миру  3 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс перспективная начальная школа

Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование,требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения в 1 классе, список литературы...

рабочая программа по окружающему миры 4 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа  по предмету «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.), ...