Образовательные возможности экологических акций в рамках начальной школы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Ибатуллина Альбина Габдулбаровна

Выступление на муниципальном семинаре по вопросам экологического воспитания. Из опыта работы по экологическому воспитанию в сельской школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_eko_seminare.doc49.5 КБ
Microsoft Office document icon tk_uroka_les_-prirodnoe_soobshchestvo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский  эколого-биологический  Центр

 г. Елабуга

Выступление на тему:

Образовательные возможности экологических акций

 в рамках начальной школы

Ибатуллина Альбина Габдулбаровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Танаевская средняя школа»

Елабужского муниципального района

Республики Татарстан

2010г.

Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры будущего  члена нашего общества.

Под экологическим образованием и воспитанием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и формирования личности, результатом которого является  сформированная у каждого человека система научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности.

Формы экологического образования  и воспитания разнообразны. Их выбор зависит от психо –физиологических  особенностей воспитанников. В младшем школьном возрасте для детей характерно преобладание правополушарного типа мышления, когда они знакомятся с окружающим миром через эмоционально-чувственное восприятие всего того, с чем сталкиваются в природе. Поэтому механизм формирования основ экологического мировоззрения  заключается в логической цепи “чувство – знание – понимание – убеждение - мировоззрение”.

        Деятельность по становлению и развитию экологического образования осуществляется по следующим направлениям:

1. Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.

2. Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.

3. Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.

4. Эколого-художественная деятельность – разработка и постановка сценариев литературно-музыкальных композиций, способных на эмоциональном уровне вызвать потребность к сохранению окружающей среды. Этому направлению уделяется большое значение, потому что пока человек сердцем не прочувствует необходимости в охране окружающей его природе, никакие законы, лозунги, система штрафов не заставят его это делать. Беречь и охранять родную природу можно только согласно своим внутренним убеждениям.

Одной  из форм экологического образования и воспитания является участие детей в экологических акциях. Акция в свою очередь обладает воспитательными и развивающими  возможностями. Она, как любая форма образования, имеет также  образовательный потенциал. Далее хотелось бы уделить этому моменту особое внимание и показать примерами из своего опыта работы.  

Мои воспитанники принимают участие в таких экологических акциях, как «Международных дней наблюдений птиц», «Ель», «Покормите птиц», «Первоцветы» «Белая береза», «Родник». Одной из самых любимых среди детей стала кампания по учету пернатых во время «Международных дней наблюдений птиц», ежегодно объявляемая Союзом охраны птиц России. Как правило, участие в этой акции становится первым шагом в любительскую. В назначенные даты мы с ребятами собираемся и  ведем наблюдения за птицами. Отмечается число особей каждого встреченного вида птиц, по результатам наблюдений заполняются анкеты и  направляются в координационный центр Союза охраны птиц. Важно отметить, что образовательные возможности с ежегодным участием детей в данной акции (как и в любой другой) возрастает. Расширяется кругозор, дети запоминают большее количество названий птиц. Это в свою очередь наталкивает детей узнать как можно больше о жизни этих видов.

        Положительный эффект, создаваемый проведением орнитологических акций в рамках Дней Наблюдений птиц закрепляется в процессе участия в других общественных акциях Союза охраны птиц России. Зимой проводится важная работа по подкормке пернатых. Кормушки мастерятся из вторично используемого бросового материала – пластиковых бутылок, упаковочных коробок и т.п. Кроме того дети обогащают свои знания по способам обработки материала, получают политехнические знания и умения.

        Ежегодно младшие школьники участвуют в творческих конкурсах Союза, посвященных птице года. Коридоры и классные комнаты украшают детские рисунки птицы – эмблемы того или иного года. Дети выполняют и тематические работы. В процессе подготовки конкурсных работ дети и помогающие им родители больше узнают об особенностях биологии того или иного вида.

        Акция, проводимая в рамках преемственности  между школой и детским садом  «В гостях у маленькой хозяйки» посвящена теме разных способов размножения растений.   Инициативной группе третьеклассников  предлагается сценарий. Под руководством педагогов школьники приходят в гости к воспитанникам подготовительной группы детского сада и в игровой интерактивной форме занимаются с ними посадками овса - семенами, герани - черенком, лука - луковицей. Сценарий предусматривает закрепление освоенных способов размножения и посадки растений посредством выстраивания дошкольниками технологических схем процесса на фланелеграфе. Элемент театрализации - школьники играют роли Овса, Лука и Герани, позволяют эффективно и корректно осуществлять контролирующую роль старших детей над младшими на всех этапах совместной деятельности, развивает речь учащихся.
          На протяжении нескольких лет мы проводим акцию «Первоцветы». Материал и формы участия в этой акции разнообразны и также зависят от возрастных  и интеллектуальных возможностей детей. Удачно организованная просветительская деятельность позволяет расширить знания о многообразии первоцветов. Узнав о строении растений на уроках окружающего мира, внимание детей обращается на нарушение цикла развития растения в случае его срывания и влияния на численность того или иного вида. После изучения пищевых цепочек и взаимосвязи   живого и неживого в природе дети узнают о первоцветах как источниках питания для насекомых ранней весной. Ребята более старшего возраста (4 классы) занимаются проектной работой, учатся создавать презентации. Такая деятельность  учит детей работать с источниками информации, повышает информационную и компьютерную грамотность.

                Особенностью всех занятий в рамках проведения экологических акций  является то, что в они проходят в виде эвристических бесед, внеклассных мероприятий. во время их проведения  происходит обмен текущей экологической информацией, обсуждаются экологические проблемы, связанные с соответствующими темами. Многие занятия проводятся в форме различных игр, в ходе которых учащиеся творчески используют изученный материал и в процессе выполнения игровых ролей достаточно быстро нарабатывают различные умения и навыки. Неотъемлемой  стороной участия в акции является практическая деятельность. Это замазывание «ран» на березах (акция «Белая береза»), очистка территории от мусора, изготовление кормушек и сбор корма для птиц (акция  «Покормите птиц»).  Обязательно используются различные формы самовыражения – создание листовок, плакатов, стихов, экологических сказок и т.д.

        Таким образом, участие детей в экологических акциях способствует: 

- закреплению знаний, полученных на уроках окружающего мира; 

- формированию умений добывать знания из различных источников, уметь грамотно работать с этими источниками;

- расширению  кругозора  в области естествознания;

- развитию аналитического и логического мышления;

- развитию речи;

- формированию  рефлексии на свою деятельность.

        Уровень экологической культуры и экологического образования – один из критериев цивилизованного общества, своего рода показатель того, насколько человек готов пожертвовать своими интересами ради интересов потомков. Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого  ребенка вырастить не только здоровым и крепким человеком, но и сознательным членом общества, инициативным, думающим работником, способным  на творческий подход к любому делу, за  которое  он бы взялся.

Литература

  1. Концепция непрерывного экологического образования и воспитания в городе Елабуге и Елабужском районе (программно -методические материалы). – Казань, 2003. – 288с.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Лес – природное сообщество».

Тема

Лес – природное сообщество

Цель темы

Сформировать представление о лесе как природном сообществе, его зависимости от неживой природы и его охране.

Планируемый результат

Личностные умения  

 Проявлять интерес к изучению темы

Творчески относиться к процессу работы над изучением взаимосвязи живой и неживой природы

 Осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Метапредметные  умения

Познавательные умения

--- различать природные сообщества и обосновывать своё мнение;

— определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение;

— определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение;

— находить взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение;

Регулятивные умения

Выполнять самопроверку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

 Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения

Действовать по правилам сотрудничества, принимая во внимание позиции партнёров

Договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе;

Предметные умения

Рассказывать:

— о природном сообществе леса,

— о круговороте веществ леса.

Определять участников природного сообщества леса.

Составлять схему цепи питания каждого природного сообщества.

Иллюстрировать круговорот веществ природного сообщества леса.

Основные понятия

Бактерии, богатства природы, единство живой и неживой природы, косилка, круговорот, круговорот веществ,

природное сообщество, сообщество, ярусы

Межпредметные связи

Литературное чтение, развитие речи.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник «Окружающий мир», ч. 1; рабочая тетрадь № 1, атлас-определитель «От земли до неба», книга «Великан на поляне», Презентация  PowerPoint, карточки с заданиями, схема для использования менеджмента, листочки бумаги, технологическая карта изучения темы (на сайте УМК «Перспектива»)

линейка знаний, стикеры с именем каждого обучающегося.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.

Технология проведения

Содержание учебного материала каждого этапа

Деятельность обучающихся

Деятельность

учителя

Методы и приемы

I. Организационный момент.

Цель – настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения.

Поприветствуйте :

-партнера по лицу;

-партнера по плечу.

Вспомните 4 принципа ПАЙС:

-позитивная взаимозависимость

-индивидуальная ответственность

-равное участие

-одновременное взаимодействие

Приветствуют партнеров по лицу, партнеров по плечу.

Проговаривают и показывают движения  принципов ПАЙС

Создает эмоциональный настрой на работу в группе.

ПАЙС

II. Актуализация знаний

Цель – повторить знания, необходимые для осмысления новой информации

Что такое цепь питания?

Проверка домашнего задания.

Вспоминают, что такое цепь питания. Называют цепи питания из тетради.

Контролирует формулировку   определения цепи питания. Поощряет за выполнение домашней работы

СИНГЛ  РАУНД РОБИН - по кругу прочитать цепи питания, не повторяя использованные

III. Постановка цели.

Цель – подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

  1. Ситуация

Летом Ваня отдыхал у родственников в селе, познакомился с жизнью сельских жителей, узнал много интересного. Но вот почему тракторист косил траву на лугах кругами, оставляя некоторые участки нетронутыми, так и не понял. На все свои вопросы от местных мальчишек получил ответ: «Такие правила, лугу так полезно». Ваня зарисовал путь трактора и показал рисунок Ане, но и она не сумела раскрыть загадку тракториста.

Ребята, приходилось ли вам наблюдать сенокос? Почему косилка двигается по лугу особым образом?

Есть ли у вас желание разгадать загадку тракториста и помочь Ане и Ване? 

  1. Отгадайте  загадку

Укажите слова, которые подсказали вам отгадку этой загадки:

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом —

Чудеса увидишь в нём.

(Лес)

Сегодня мы должны доказать, что лес – это природное сообщество.

Определите уровень знаний  по нашей теме.

Пытаются ответить на вопрос, аргументируют свой выбор.

Определяют свой уровень знаний на линейке знаний и приклеивают стикер со своим именем.

Организует  групповую работу, управляет диалогом и ведет к верному ответу на вопрос

Управляет процессом определения  уровня знаний.

ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН подумай -запиши-обсуди в команде

IV. Работа над новым материалом.

Цель – познакомить с понятием лес.

Расскажите о растениях леса.

Назовите растения, которые преобладают в лесу.

Объясните значение выражений «лиственный лес», «хвойный лес». (4)

Расскажите о смешанном лесе.

Ярусы леса – что это такое?( 2)

Отвечают на вопросы и тем самым формулируют понятие о видах леса, ярусах леса.

Через подводящий диалог приводит в формулировке понятия «ярусы леса». Организует самопроверку. Управляет деятельностью детей при использовании активных форм обучения.

Используя КЛОК БАДИС дети в парах проговаривают определение видов лесов.

Цель- познакомить с разнообразием живых организмов леса, круговоротом веществ в природе. 

Расскажите о разнообразии живых организмов в лесу.

Растения животные грибы      бактерии (5)

Взаимосвязь живой и неживой природы (3)

Круговорот веществ в лесу. (6)

Отвечают на вопросы  

Организует групповую работу

V. Первичная проверка понимания.

Цель – закрепить умение образовывать новые слова  при помощи приставок и выделять приставки в словах

Составьте цепи питания леса.

 

Составляют цепь питания в лесу (тетрадь №2)

СИНГЛ  РАУНД РОБИН - по кругу прочитать цепи питания,

VI. Введение новых знаний в ранее осмысленное .

Цель – закрепить полученные знания..

Расскажите об этажах — ярусах леса.

Объясните значение слова «сообщество».

Объясните значение выражения «природное сообщество».

Перечислите организмы, которые составляют лесное сообщество.

Расскажите о почвенных бактериях.

Объясните значение слова «круговорот».

Объясните значение выражения «круговорот веществ».

Расскажите о том, как осуществляется круговорот веществ в лесу.

Расскажите о зависимости природного сообщества «лес» от неживой природы.

Верно ли, что живые организмы в лесу живут раздельно каждый по своим правилам? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что помощниками бактерий являются листья? Обоснуйте своё мнение. 

Возможен ли круговорот веществ в лесу без растений? Обоснуйте своё мнение.

Отвечают на вопросы, обмениваются листочками с заданиями.

Организует групповую работу

КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД

Контролирующее задание

1. Рабочая тетрадь, с. 69, № 3.

Напишите названия лесных организмов:

растения: … , … , … ;

животные: … , … , … ;

грибы: … , … , … .

2. Рассмотрите схемы цепи питания и скорректируйте их:

Ель- короед- ёжик;

шишки ели - дятел - ласка;

дуб- дрозд - кабан

VII. Результат и его оценка

На какие вопросы мы должны были ответить в ходе  урока?

  • Что такое лес?
  • Какие виды лесов бывают?
  • Что такое ярусы леса?
  • Что такое круговорот веществ  в природе?

Определите уровень своих знаний после работы на уроке  на линейке достижений.

 

 

Используя ИНСАЙТ-АУТСАЙТ СЁКЛ

Расскажите по схеме:

                                 

                                                  знаю

                              Я                    запомнил

                                                   смог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

возможный вариант оформления портфолио ученика начальной школы

Примерный вариант подскажет какие разделы портфолио должны раскрывать ребенка как разностороннюю личность....

Возможности современного информационного стенда в начальной школе

Учитывая развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей младшего школьного возраста, мы, педагоги, предоставляем им возможность ознакомиться с адекватными по объему восприятия свед...

Образовательные возможности экологических акций в рамках начальной школы.

Выступление на муниципальном семинаре, посвященном вопросам экологического воспитания. Из опыта работы в сельской школе....

Образовательные возможности экологических акций в рамках начальной школы.

Выступление на муниципальном семинаре, посвященном вопросам экологического воспитания. Из опыта работы в сельской школе....

Личностно ориентированный дифференцированный подход к освоению интегрированного курса "Грамота" в первом классе в рамках образовательной программы по русскому языку УМК "Начальная школа XXI века"

Материал данной методической разработки содержит в себе практические советы по освоению курса "Грамота" в разноуровневом классе. Все описанные методические приемы апробированы на практике. В разработк...

Новые возможности ИКТ на уроках в начальной школе.

В статье рскрываются возможности использования учебного электронного издания "Начальная школа 1-4 класс" на уроках в начальной школе....

Формирование основ экологической культуры у учащихся начальной школы в ходе проектной деятельности . Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти

Из опыта работы МБУ «Школа №93» г.о.Тольятти. Проектная деятельность спланирована с учётом интеграции учебных предметов. Она помогла детям освоить и осмыслить новые знания, расширить круго...