рабочая программа педагога по окружающему миру 3 класс УМК "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Соловьева Наталья Юрьевна

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом ФГОС.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, в том числе на обобщение и проведение контрольных работ отводится 6 часов, которые проводятся как письменные работы в форме тестов.

           Распределение тем разделов курса  по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№7»

Рассмотрено на заседании:                                                               «Утверждаю»

педагогического совета                                                                    Директор МОУ «СОШ № 7»

(протокол от 29.08.2012 года № 1)                                                     __________ Р.Н. Леонидова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Соловьёвой Натальи Юрьевны

учителя начальных классов первой квалификационной категории

по окружающему миру

3 класс

на 2012-2013 учебный год

количество часов в неделю – 2

Составлена в соответствии с программой  УМК « Гармония» 2010 год

Автор: О.Т. Поглазова

Учебник: О.Т.Поглазова Окружающий мир 3 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г.

Рабочая тетрадь: О.Т.Поглазова Окружающий мир 3 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г.

                                    Пояснительная записка

Федеральный БУП для общеобразовательных учреждений РФ отводит для изучения окружающего мира в 3 кл. 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру автора Поглазовой О.Т., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, в соответствии с учебно-методическим комплектом «Гармония», с учетом ФГОС.

Программа рассчитана на 68 учебных часов, в том числе на обобщение и проведение контрольных работ отводится 6 часов, которые проводятся как письменные работы в форме тестов.

           Распределение тем разделов курса  по программе приведено в соответствие с последовательностью тем разделов курса по учебнику.

Логика построения и содержания полностью соответствует государственной программе.

В курсе «Окружающий мир» интегрированы знания о природе, человеке и обществе, об истории России, что представляет младшим школьникам широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.

Основными целями образовательного процесса являются:

• создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:

– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

– ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

– усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

– освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

– формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;

– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей,

уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разно образные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём.

В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников.

В 3 классе представления о многообразии объектов окружающего мира дополняются знаниями об их изменчивости, о наличии закономерностей этих изменений, о тесных связях в неживой и живой природе, о преобразующей природу деятельности людей. Происходит знакомство со свойствами веществ, необходимых для всего живого на Земле, со свойствами воздуха, воды, почвы, с проблемами их загрязнения и очистки, с необходимостью бережного отношения к окружающей среде. Ученики получают представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, как здоровье человека зависит от его образа жизни и состояния окружающей среды. Последовательно расширяются и исторические представления. Учащиеся знакомятся с разнообразием исторических источников, с бытом и культурой наших далёких предков. В течение этого года обучения закрепляются умения классифицировать окружающие предметы и явления, обобщать полученную информацию в простых схемах и таблицах.

Начинается освоение опытно-экспериментальной деятельности по изучению природы: определение состава и свойств веществ, изменение их состояния в связи с изменением температуры; наблюдение за развитием растения и др. Осваиваются систематические фенологические наблюдения. При этом внимание учащихся направляется на выявление последовательностей, закономерностей, причинно-следственных связей в окружающем мире.

К источникам информации добавляются: результаты целенаправленных наблюдений и опытов, исследовательской проектной деятельности; модели природных объектов и явлений,

схемы и таблицы; энциклопедии, научно-популярная литература. Особое внимание начинает уделяться работе с научным текстом.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир»

 в 3 классе ученик должен:

знать:

смысл понятий: тело, вещество, молекула, клетка, орган, организм; природное явление, погода, осадки, ветер, дождь, гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, капель, круговорот; листопад, линька, спячка, гнездование; прошлое и настоящее, исторический источник, исторический центр, предки, род, племя, дружина, князь, городище, кремль, крестьянин, ремесленник, купец;

причины изучаемых природных явлений в живой и неживой природе; экологических проблем, связанных с природными стихиями и деятельностью людей;

2–4 признака смены сезона в неживой и живой природе, изменения погоды; изменений в состоянии растительного, животного и человеческого организмов;

2–4 примера изучаемых групп растений и животных; старинных и современных социальных объектов и предметов быта и культуры; использования свойств воздуха, воды, почвы; отрицательного и положительного влияния деятельности людей на окружающую среду; факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологические проблемы своей местности и пути их решения;

условия, необходимые для жизни человеческого, растительного, животного организмов и последовательность их развития;

правила безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правила личной гигиены;

способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

наблюдаемые свойства воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, прозрачность, вкус, запах, твёрдость, рыхлость, теку честь, летучесть, упругость, пластичность);

функции органов человеческого и растительного организмов;

понимать:

– значение Солнца, воздуха, воды, почвы, растений, животных для всего живого на Земле;

– в природе непрерывно происходят круговороты веществ, это надо учитывать и не загрязнять окружающую среду;

– природа нужна человеку не только для существования, но и для проявления эстетических чувств, создания художественных произведений;

– окружающий мир изменяется с течением времени, и изменения, происходящие в природе, в жизни человека и общества, доступны наблюдению и изучению;

– человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

– опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков, беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей;

уметь:

описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового растения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда, уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;

сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;

объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природы и живых организмов в создании почвы, роль растений на Земле, для животных, человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйственной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;

приводить примеры природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых организмов; стадий развития

животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и

их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;

наблюдать природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы,

сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;

экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;

осуществлять поиск учебной информации в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения, эксперимент);

представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуя в дидактической и ролевой играх);

формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения с использованием дополнительных и интересных фактов);

оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;

определения местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространённых в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края; экологических проблем своего края и способов их решения;

освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;

использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;

ухода за растениями, домашними животными;

овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);

соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае при родных стихийных бедствий, профилактики простудных инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;

оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

Перечень учебно-методическое обеспечения

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.

2. Учебник: О.Т.Поглазова Окружающий мир 3 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г.

3. Карты: физическая, карта природных зон, исторические.

4.   Коллекции гербариев.

5.   Коллекции полезных ископаемых.

6.   Ресурсы Интернета

       - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/



Предварительный просмотр:

Окружающий мир

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды деятельности

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата
проведения

Предметные

Метапредметные и личностные (УУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Разнообра-зие изменений в окружающем мире –

 8 ч

Земля – наш

общий дом

1

Повторение

Повторение: разнообразие растений и животных; культурные

и дикорастущие растения; дикие и домашние животные.

Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.

Уметь называть представителей животного растительного

мира

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;


-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;


-способность к самооценке.







Регулятивные:

-способность к волевому усилию;


-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;


-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные:

- выявление и формулирование

познавательной цели с помощью учителя;



- строить сообщения в устной форме.



-приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям;



-строить рассуждения в форме связи простых суждений.












Коммуникативные:

-уметь слушать и слышать учителя;


-задавать вопросы;

-использовать речь для регуляции своих действий;


-формулировать собственное мнение;

- - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов


С.8-9, читать, вопросы 1-3.

2

Разнообразие изменений в окружающем мире

1

Комбиниро-ванный

Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей

Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент,

работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение

причин и следствий изменений

С.10-20,чит., р/т№2,заполн. пропуски

3

Времена года. Старинный и современный календарь

1

Получение новых знаний

Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь.

Наблюдение за изменениями в природе

Знать:

– причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;

– старинный календарь

С.20-25, отв. на вопросы  на с.25.

4

Природные явления и погода

1

Практическая работа

Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений.

Обучение пользованию приборами, определяющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой

Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать

их условными знаками

С.26-29,чит., заполн. дневник набл.

5

Необычные природные яв-ления. Правила безопасного по-ведения во вре-мя чрезвыча-йных погодных явлений

1

Получение новых знаний

Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений

Знать, какие природные явления характеризуют погоду.

Уметь обозначать

их условными знаками

С.30-34,читать, подг. сообщ. о природн. явлении.

6

Температура

и ее измерение

1

Практическая

работа

Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс-

нение относительного

ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов

Знать устройство

и работу жидкостного термометра

Уметь:

– измерять, записывать температуру:

– работать с научным текстом;

– моделировать;

– пользоваться измерительными приборами;

– делать выводы

по результатам простых опытов

С. 35–37, ответить на вопросы,  № 4

7

Р/К Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе

1

Урок-экскурсия

Наблюдение различных

изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария

Уметь:

– выявить осенние изменения у растений;

– измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания

Нарисовать рисунок.

8

Прогноз погоды

1

Наблюдение

Обобщение знаний

о характеристиках погоды. Знакомство

с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами

Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.

Уметь:

– измерять температуру воздуха, воды;

– составлять условными знаками карточку погоды

С.38- 42,читать;запи-сать старинные прогнозы погоды.

9

Осенние изменения в природе и в жизни человека –

5 ч

Р/К Осень в неживой природе

1

Комбиниро-ванный

Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных

Знать:

– какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз-

ни растений, животных, причины перелета птиц;

– о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках

С.44-45,читать; отв. на вопросы1-4.

Личностные:

- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения


-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;


-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение


Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности



Регулятивные:


- умение контролировать свою

деятельность по результату;

10

Р/К Растения осенью

1

Комбиниро-ванный

С.46-48, читать; заполнить таблицу

11

Осенние явления в жизни животных

1

Комбиниро-ванный

С. 49-51,читать; отв. на вопросы1-4.

12

Р/К Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи на-

ших предков

1

Обобщающий

Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме

Знать:

– об осенних заботах человека;

– обычаях и праздниках наших предков

С. 52–58, задание 3

13

Контрольная работа за 1 чсетверть

(Т 1, № 1)

1

Контроль знаний

Наблюдение за осенними изменениями в природе; сбор природного материала для гербария

Уметь объяснять осенние приметы

Составить кроссворд.

14





Тела и вещества –

 4  ч

Тела и вещества. Три состояния вещества

1

Практическая работа

Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы

Знать:

– что такое «тело», «вещество»;

– о трех состояниях

вещества.

Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

С.60-61,читать, заполнить таблицу

15

Строение и свойства веществ

1

Получение новых знаний

Понятие о молекулах

и атомах. Представление о строении вещества

Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком

и твердом веществах

С.62-64,читать; вып. задание.в тетр

16

Удивительные открытия.

1

Практическая работа

Понятия о простейших,

бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле

Знать:

– об открытии простейших;

– о клетке;

– болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними

С.65-69,чит.,сообщ. о микроскопе.

17

Обобщение по теме «Тела и вещества» Проверочная работа № 2 (Т 1)

1

Обобщение

Систематизация и обобщение знаний о

телах

и веществах

Уметь:

– определять состояние

веществ;

– ориентироваться

в системе полученных знаний

Подобр. загадки о разл. веществах.

Свойства воздуха, воды, почвы – 12 ч

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности




-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;


Познавательные:

-умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах;


- умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную;

- давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.


-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;



- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;




Коммуникативные:

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;


-умение  произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.




-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;




-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;



-ориентация на партнера по сотрудничеству




- понимание  возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;



- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;







- умение формулировать собственное мнение и позицию;



- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

18

Воздух и его состав

1

Получение новых знаний

Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом

Знать:

-  значение воздуха для жизни на Земле;

- состав и свойства воздуха.

19

Свойства воздуха

1

Получение новых знаний

С.70-71,читать; ответ. на вопросы.

20

Движение воздуха. Как используют воздух

1

Получение новых знаний

Выяснение, что воздух – это смесь газов

Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных

с движением воздушных масс

Знать:

– что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения;

– об использовании силы ветра человеком

С.70-76 ,читать; вып. задан. в тетр.

21

Вода и её свойства

1

Комбиниро-ванный

Практическая работа

Выяснение значения воды для всего живого на Земле

Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний об основных физическихи химических свойствах воды

Знать:

– о значении воды

на Земле;

– об источниках питьевой воды

- свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

С.77-81, читать; составить таблицу

22

Очистка воды

1

Практическая работа

Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды

Знать:

– способы очистки

воды в быту и в промышленности;

– фильтрование

С.81,чит.; рисун. «Защитим воду».

23

Превращения

воды

1

Практическая работа

Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния

Знать, как образуются туман, иней, роса.

Уметь отличать три состояния воды в природе

С.82-85,чит.;ответ. на вопросы1-4.

24

Круговорот воды
в природе

1

Урок-путешествие

Представление о круговороте воды в природе. Работа над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры, экологического мышления.

Знать принцип круговорота воды в природе

С.86; сост. рассказ «Путешествие капельки воды».

25

Почва, её состав и свойства

1

Практическая работа

Представление о почве

и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение длярастений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа

со схемами

Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы

С.87-89,читать, заполнить таблицу.

26

Обитатели почвы

1

Получение новых знаний

Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли.

Представление о круговороте органичных и

минеральных веществ в почве

Знать:

– правила гигиены при работе с почвой;

– понятие «круговорот веществ в почве».

Уметь устанавливать

взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

С. 91-93,чит.; придумать сказку об обитателях почвы.

27

Почва – кормилица.

Как возделывали почву наши

предки

1

Комбиниро-ванный

Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы

и сохранении ее плодородия старинными

и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы

Знать способы сохранения плодородия почвы.

Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы

С.93-96,читать;ответ. на вопросы.

28

Обобщающий урок. Проверочная работа № 3

1

Урок-экскурсия

Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе

Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту.

Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы

С.96, ответ. на вопросы

29









Зимние изменения в природе и жизни человека.

 5ч

Р/К Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе

1

Урок-наблюдение

Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов

Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы.

Уметь объяснять образование снежинок, изморози

Рисунок «Зима в природе».

30


Зимние явления в неживой природе

Комбиниро-ванный

Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний

период

Уметь объяснять

зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица

С.101-104,чит.;загадки о зимних явлениях природы.

31

 Растения зимой

1

Урок-наблюдение

Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой

Знать значение снегового покрова для растения

С.104-110, чит.,нарисов. дерево, растущ. в поселке.

32

 Зима в жизни животных

1

Комбиниро-ванны

Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей

Знать о зимовке разных групп животных

С.111-120,чит.,зимние приметы погоды.

33

Январь – середина зимы. Зима в жизни наших предков

1

Комбиниро-ванный

Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков

в зимнее время

Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

С.122-125,чит.;стихотворен. о зиме

34

Организм человека и его здоровье – 11 ч

Организм человека

1

Получение новых знаний

Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ

жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы»

Знать:

– науки, изучающие организм человека;

– основные внутренние органы человека.

Уметь объяснять рождение и развитие ребенка

.6-10 отв.; рассказ на тему «Когда я был маленьким…».

35

Скелет - надежная опора

и защита

1

Получение новых знаний

Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки

Иметь представление о скелете человека, работе суставов.

Знать свойства костей.

Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей

С.11-17, ответить на вопросы1-2.

36

Мышцы и их назначение. Развитие мышц

1

Практическая работа

Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы.

Гигиенические навыки по уходу за своим организмом

Знать:

– назначение мышц, разнообразие;

– сухожилия;

– работа мышц, их

тренировка, состояние усталости

С. 18-20,чит., сост. комплекс упр-й для развития мышц.

37

Органы дыхания. Предупрежде-ние их заболе-вания. Вред курения.

1

Комбинированный

Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания.

Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте

Знать, как предупредить заболевания органов дыхания.

Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их

функции и работу

С.21-24,чит.; задание в тетради.

38

Питание и органы

пищеварения . Как питались наши предки.

1

Комбиниро-ванный

Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения

Знать:

– органы пищеварения, их роль в организме;

– состав пищи – белки, жиры, углеводы.

Уметь:

– рассуждать о важности ухода за зубами;

– разумно относиться

к правильному питанию;

– соблюдать чисто-

плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения

С.25-31,сост. памятку «Правила приема пищи».

39

Кровь и кровообраще-ние

1

Получение новых знаний

Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение

Знать:

– основные функции крови, ее состав;

– навыки здорового образа жизни;

– как беречь и развивать сердце.

Уметь:

– называть органы кровообращения, их функции;

– измерять пульс

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;



-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение








Регулятивные:

-формирование основ оптимистического восприятия мира


- умение контролировать свою деятельность по результату;


-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;





Познавательные:

-умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.

-умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию.



-умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.




умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом.

Коммуникативные:

-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по сотрудничеству;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и  противоречия интересов

С.32-36,отв. на вопросы 1-2.

40

Очистка организма, органы выделения

1

Получение новых знаний

Формирование знаний

о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер-

вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы

Знать, какие органы очищают организм,

их функции и принцип работы.

Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения

С.37,чит., сост. правила гигиены

41

Органы чувств

1

Практическая работа

Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах

работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов

Знать:

– органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме.

Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

С.4 2-49,читать; задания28,34.

42

Нервная система

и ее роль в организме

1

Получение новых знаний

Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение

механизма управления

мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы

Знать:

– значение нервной системы и ее органов в организме;

– что такое память,

ее виды и развитие

Уметь:

– объяснить значение сна, режима дня;

– аргументировать понятие «здоровая нервная система»;

– развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

С.50-55,читать,сост. памятку «Правила общения».

43

Память. Развитие памяти

1

Комбиниро-ванный

Виды памяти. Способы развития памяти.

Составить памятку «Как развить память»

44

Как лечились наши предки.

Здоровый образ жизни.

1

Получение новых знаний

Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани

Знать, какими способами лечились наши предки

С.56-58, отв. на вопросы, с.58.

45

Организм человека и его здоровье . Проверочная работа (Т2, № 1)

1

Контроль ЗУН

Проверка усвоения

материала учащимися;

обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья

Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

Р/т., с.15 разгадать кроссворд.

46



Развитие животных и растений –

11 ч

Весна  в неживой природе. Старинные обычаи встречи весны

1

Комбиниро-ванный

Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из-

меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение

температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта)

Знать первые признаки весны в неживой природе.

Уметь:

– выявлять связи

между состояниями неживой природы

и изменениями в живой природе;

– находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;

– соблюдать экологически грамотное поведение в природе

С.60-66,чит.;выполн. задан. в тетр.

47

Размножение животных. Развитие птиц

1

Получение новых знаний

Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление

с развитием птиц на

примере курицы

Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве.

Уметь:

– прослеживать последовательность развития живых организмов;

– предлагать варианты решения экологических проблем

С.67-70,чит.; задание в тетради.

48

Развитие рыб

и земноводных

1

Получение новых знаний

Ознакомление со стадиями развития рыб

и лягушек

Уметь:

– прослеживать последовательность развития рыб и земноводных;

– находить отличия

и сходства в развитии рыбы и лягушки

С.70-73, чит.; отв. на вопросы 1-2.

49

Стадии развития насекомых

1

Получение новых знаний

Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука

Знать:

– стадии развития насекомых;

– способы борьбы

с вредителями культурных растений

С. 73–77,  вопросы  1–5

50

Растение – живой организм. Органы растения

1

Получение новых знаний

Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии

Знать:

– разнообразие растений (светолюбивые,

теневыносливые и др.);

– органы цветкового растения.

Уметь:

– выделять существенные признаки;

– устанавливать причины и следствия природных явлений

С.78-80,чит.; задание в тетради

51

Развитие растения из семени. Корневая система рас-

тения

1

Практическая работа

с гербариями

Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны-

ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле

Знать функции корня и стебля.

Уметь отличать разные виды корневой системы

Личностные:

-установление связи между целью учебной деятельности

и ее мотивом;




- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи



- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

-способность к самооценке.

Регулятивные:

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);

-умение осуществлять действие по образцу и заданному  правилу;

-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого


-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка


- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Познавательные:

-умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение.

-умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца.

-умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

С.82-83, чит.; составить план.

52

Стебли и листья растений, их функции

1

Практическая работа
с гербариями

Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ

Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле.

Уметь моделировать невидимые природные процессы

С.84-91,чит.;отв. на вопросы 1-5.

53

Цветок и плод растения. Распространение семян

1

Практическая работа
с гербариями

Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений

Знать:

– строение цветка, значение опыления;

– цикл цветкового

растения от семени

до семени.

Уметь ориентироваться в разнообразии

цветков и плодов

 С.92-97,читать; заполнить таблицу

54

Р/К Весенние изменения в жизни растений и животных

1

Комбинированный

Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время

Знать:

– приметы весны к началу цветения (апрель, май);

– о цветах-первоцветах.

Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

Устный рассказ «Весна пришла».

55

Р/К Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей

1

Урок-экскурсия

Систематизация

и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний

Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции

С. 102,

№ 1–3 С.98-101;чит.; отв. на вопросы3- 4.

56

Обобщающий урок. Проверочные работы № 2 и 3

1

Контроль ЗУН

Наблюдение весенних изменений в неживой

и живой природе, цветения первоцветов

Уметь:

– находить на практике весенние приметы;

– соблюдать экологическую культуру;

– наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

Составить кроссворд.

57

Изменение быта и культуры наших предков –

 10 ч

Что и как изучает история

1

Получение новых знаний

Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края

Знать:

– что и как изучает история, ее значение;

– способы познания прошлого;

– о быте и культуре своего народа;

– понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».

Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений

Р/т, с.57 разгадать кроссворд.

58

Природа в жизни наших предков

1

Комбиниро-ванный

Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов

Знать:

– чем занимались наши предки, как они осваивали природу;

– обычаи и традиции предков.

Уметь объяснить,

чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись

силам природы и от

чего оберегали себя

Расск. о старин. вещах своей семьи.

59

Уклад жизни

на Руси

1

Комбиниро-ванный

Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др.

Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью

Знать:

– значение семьи, родовой общины, племени;

– виды жилищ наших предков

С.115-118,чит.; отв. на вопросы 1,3

60

Жизнь на селе

в старину. Крестьянский труд

1

Получение новых знаний

Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей

Знать:

– как жили в старину на селе;

– о старинном быте сельских жителей

С.119-125,сост. план;рассказ о старинных играх.

61

Старинные города

1

Получение новых знаний

Ознакомление со старинными поселениями,

с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников

Знать:

– строение старинных поселений, их виды;

– значение исторического центра современ-

ного города, важность его сохранения.

Уметь:

– добывать информацию из иллюстраций

и текста;

– охранять памятники

старины

С.126-132,чит.;объясн. знач. слов.

62

Ремесленники, их изделия.

1

Получение новых знаний

Ознакомление со старинными ремеслами

на Руси: кузнечное,

ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, с меновая торговля. Появление монет, бумажных денег.

Знать:

–  занятие горожане в старину;

– старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);

– историю возникновения торговли и денег на Руси;

– виды художественной росписи предметов быта.

Уметь:

– добывать информацию из иллюстраций и текста;

– приобщиться к старинному ремеслу

С.133-141,чит.;подобр.пословицы и поговорки о труде.

63


Торговое дело

на Руси

1

Комбинированный



Коммуникативные:

-ориентация на партнера по сотрудничеству;


-эмоционально позитивное  отношение к процессу сотрудничества;


-умение договариваться, находить общее решение;


-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать





-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию

С.142-143, отв. на вопросы 1-3.

64

Одежда наших предков

1

Получение новых знаний

Формирование понятий

«исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды,

о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды

Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных

Знать, как одевались наши предки в разные времена

С.144-149чит, нарис. стар. одежду.

65

Учение на Руси.

Комбиниро-ванный

Возникновение учения на Руси. Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды.

Словарная работа:

кириллица – старинный русский алфавит;

береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь

Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму

С.150-155, отв. на вопросы1-4.

66

Как жили наши предки.

Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью

С.150-155, отв. на вопросы1-4.

67

Итоговая контрольная работа

1

Контроль

знаний

Обобщение и систематизация полученных знаний

Уметь:

– соблюдать экологическую культуру;

– наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

Составить вопросы для викторины.

68

Летние изменения в неживой и живой природе. Прави-

ла бе зопасного поведения во время летних каникул

1

Обобщение

Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков

Знать правила бе зопасного поведения во время летних каникул

Уметь:

– выполнять самостоятельные задания;

– участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

Нарисовать рисунок «Скоро лето».






   Согласовано:                                                                                                                                                  Согласовано:

   Протокол заседания                                                                                                                                      Зам. директора по УВР

   методического объединения                                                                                                                      _________С.П.Сотникова

   учителей начальных классов                                                                                                                       15.09.2012 год

  от  30.08.2012 г. №1

  __________Л.Н.Ливадная


























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по окружающему миру3 класс

Программа по окружающему миру для 3 класса УМК "Гармония" не ФГОС. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование....

Рабочая программа педагога по технологии 2 класс ОС Школа 2100

Программа по курсу «Технология» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Образовательной программой МОУ С...

Итоговый тест по окружающему миру3 класс

Итоговый тест по окружающему миру проверит знания и умения уч-ся по данному предмету.  Ребята вспомнят для чего живым организмам необходим воздух, основные свойства почвы, как называются листья х...

Рабочая программа педагога Извековой Елены Алексеевны базовая категория по окружающему миру для 3 класса на 2014-2015 учебный год

Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для третьего класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общег...

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» Класс: 4 «Б» Ф.И.О. педагога:Матюшенкова А.В.

Программа составлена для учащихся , обучющихся по УМК "Школа 2100"....

календарно-тематическое планирование по окружающему миру3 класс

календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР » Класс 1-4

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир 1-4 классы. Авторы программы А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2018 г....