Урок-игра по окружающему миру для 1-4 классов. Тема: "Космос. Полет на другие планеты."
методическая разработка по окружающему миру по теме

Хасан Эвелина Хасановна

Представляю Вашему вниманию урок-игру по окружающему миру на тему "Космос. Полет на другие планеты". Вас ждет интересное путешествие по Солнечной системе, с полетом на каждую из известных планет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Космос»

Урок предназначен для 1-4 классов

Учитель начальных классов: Хасан Эвелина Хасановна

Цель:   С помощью игры обобщить, расширить и проверить уже имеющиеся знания о космосе, солнечной системе самой простой и адаптированной информацией. Ученики, после проведения урока должны уметь узнавать из перечня планет Солнце и Землю.

Задачи:

 1. Образовательные:

  1. Ознакомить с интересными фактами из истории возникновения планет.
  1. Дать объяснение некоторым сложным терминам, таким, как спутник, эскадрилья, Солнечная система, Вселенная, кислород.
  2. Объяснить, почему жизнь существует только на планете Земля.

2. Воспитательные:  

  1. Формировать интерес к данному виду работы. ( Урок – игра)
  1. Воспитывать внимательность (как дети реагируют на слова).
  1. Воспитание работы в группе.
  1. Формировать интерес к астрономии.
  1. Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение.
  2. Воспитать чувство ответственности за свое будущее.

3. Развивающие:

  1. Развивать фантазию, воображение, умение наблюдать и видеть.
  1. Пополнение копилки знаний.
  2. Развить умение делать выводы.
  3. Развить творческое воображение.

Оборудование:

  1. Плакат со схематическим изображением Солнечной системы с нарисованными орбитами.
  2. Напечатанные крупным шрифтом слова ( эскадрилья, все названия планет - Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун,).
  3. Фотографии планет Солнечной системы.
  4. Фотографии поверхности планет.
  5. Каждой команде по загадке на стол ( на бумаге).

Название

этапа

Учитель

Примечания

1. Организацион-

ный момент. Приветствие. Вступительная беседа.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет интересный урок. Мы узнаем много нового, интересного про Космические объекты. Посетим все известные планеты. Некоторые из них вы, конечно, знаете, но вам будет интересно услышать много нового.    

2. Основная часть.






Ребята, давайте пофантазируем. Представьте себе, что это не школьный класс, а огромный космодром, где выстроились готовые к полету космические корабли – целая эскадрилья под названием «Первооткрыватели».


А кто из вас знает, что такое эскадрилья? Слово на доске.


Давайте представим, что у нас в ладошке лежит ягодка винограда. Это один космический корабль. А когда мы в руках держим целую гроздь винограда. Такую сочную, большую, красивую, вкусную. В ней много виноградинок, много кораблей. Это и называется эскадрилья. Когда не одна виноградинка, то есть один корабль в ладошке, а когда целая гроздь, много виноградинок, много кораблей. Поняли?


В нашей эскадрилье каждый корабль имеет номер, и что бы нам с вами не затеряться в межпланетном пространстве, я придумала вам космические названия.

Ваша команда называется «Марсиане», а ваша «Земляне». У вас на столах лежат таблички с названиями.

Экипажи кораблей, приготовились к перекличке. Я называю команду, вы поднимаете руки вверх и машите ими. Договорились?

Итак, команда «Земляне».

Теперь команда «Марсиане». Отлично!  


Корабли и названия есть, теперь нам нужно определить должности в каждом корабле. Нам нужны капитаны? Верно?

До полета остались считанные минуты, поэтому, что бы не терять время, я даю вам ровно минуту, для того, чтобы вы выбрали в каждой команде одного главного командира. Время пошло, я засекла.


Если дети выбирают:

Так, ребята, время прошло. Давайте подведем итоги. Пожалуйста, капитаны подойдите ко мне.

Я награждаю вас медалью командира. Ваша должность очень ответственна. Удачи!

Если дети не смогли выбрать:


Для полета по космосу необходимо разучить несколько команд. Их надо отработать.

Первая команда: Когда я говорю «На старт!», вы хлопаете себя по коленям и громко кричите «Р-р-р-р». Давайте попробуем.

Вторая команда: Когда я говорю «Приготовились к посадке!», вы машете руками над головой, говорите три раза «Бум! Бум! Бум!». Давайте попробуем.

Без этих команд мы не взлетим и не посадим наши корабли!

Сейчас команды надо отработать! Я буду по очереди произносить команды, а вы будете или хлопать себя по коленям или махать руками над головой.

«На старт»

«Приготовились к посадке»

Молодцы! Тренировка прошла отлично!


Итак, «На старт!»


1. Солнце и Солнечная система


Мы летим по Солнечной системе. Кто знает, что это такое? Как объяснить эти два слова?

Давайте разберемся вместе.

Солнечная система – это много планет, а точнее их 9, которые вращаются вокруг звезды – в центре. А название этой звезды вы узнаете, отгадав загадку.


Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду за город –

И человек и зверь радуется. (Солнце)


Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?  (солнце)


Голубой платок,

Алый колобок

По платку катается,

Людям улыбается.  (Солнце)


Люди относились к Солнцу всегда с любовью и уважением. Ведь без Солнца не прожить ни нам, ни зверям, ни растениям.

Почему? Кто знает?

Потому что Солнце постоянно излучает свет и тепло, без которого наша с вами жизнь не была бы.


С Земли Солнце кажется небольшим. Верно? Но на самом же деле, оно очень велико. Давайте представим Солнце размером с апельсин, тогда Земля будет размером с песчинку.


Вы летом загораете на солнышке?

Трогаете потом себя, а кожа теплая.

Почему?

Мы с вами уже ответили на этот вопрос, только он был задан по-другому. Помните, без чего жизнь на Земле не существовала бы?

Правильно.

Солнце излучает тепло.


Какой же тогда просто невероятной  температурой должно обладать Солнце, что на таком огромном расстоянии еще доносит до нас тепло. Так вот температура его очень очень высока. Мы знаем, что когда у нас высокая температура, нам плохо, у нас жар. Так вот на Солнце температура во много раз больше. Солнце намного горячей, чем кипяток из под крана. Мама делает вам с утра чай? Горячий, мы ждем, пока остынет. Так вот во много раз горячей. Нам даже не представить.


Кто запомнил, что за звезда находится в центре Солнечной системы?

Солнце.


Полетели дальше? Что за планета вдали?

«Приготовились к посадке!»


2. Меркурий.

Следующая после Солнца планета – Меркурий.

Давайте прикрепим его на доску.

Меркурий – первая планета после Солнца. Жить там невозможно. Как вы думаете почему? Чем мы дышим? Правильно, кислородом. Его на Меркурии нет. Так же там нет воды и очень жарко. Жить там невозможно.

Что вы узнали о Меркурии? Расскажите мне. Молодцы. Летим дальше?

«На старт»


3. Венера.

Следующая планета. Самая красивая и загадочная.

«Приготовились к посадке!»


Это следующая планета, уже 2 по счету после Солнца, называется Венера. Венеру когда-то называли сестричкой Земли. По размеру почти такая же, как Земля. Очень загадочная планета.

Сейчас я прочитаю вам стихотворение о Венере. Будьте внимательны, после прочтения я задам каждой команде несколько вопросов.


Полгода длится день ее,
И ночи не короче.
А Солнце с запада встает:
Упрямица, как хочет.
И среди прочих шуток:
Там год короче суток.

Она чудовищной жарой
Встречает смельчаков,
И сыплет серной кислотой
Из плотных облаков!
Ну, словом, лучше нам пока
Ее любить издалека
.

Итак, какие есть вопросы по стихотворению, может какие-то слова были не понятны?

Вы внимательно слушали? Тогда давайте ответим на несколько вопросов.

Вопрос первому кораблю:

Сколько длится день на Венере?

(Полгода)

Вопрос Второму кораблю:

Какова температура на Венере? Тепло или холодно?

(Чудовищная жара)

Молодцы! Вы были внимательны.


Несмотря на то, что на Венере бушуют сильные ветра, там очень жарко.

Очень яркая и красочная планета, говорят космонавты. Но все же из окна космического корабля самый красивый вид представляет нам наша всеми уважаемая Земля.

Давайте повесим Венеру на доску.


Летим дальше.

«На старт»


4. Земля.

«Приготовились к посадке».


Видна какая-то планета, что мы видим? Великолепной красоты просторы. Угадать, что это за планета вам помогут загадки, которые я вам раздам на столы. Как только вы справитесь, поднимите руки.


На первый стол:

Весь мир кормлю,
А сама не ем.
(Земля)


На второй стол:

Кто в году четыре раза переодевается?
(Земля)


Итак, наша планета называется Земля.

Кто знает хотя бы немного о Земле?

Для начала, какая  она по счету?

Правильно, третья.


А сейчас вас ждет сюрприз. Давайте сделаем тишину, попробуем угадать, что же нас ждет.


Звездочет:

Звездочет я звездочет,

Всем планетам веду я счет,

О звездах и кометах

Все расскажу я детям.

9 планет – сестры и братья мои,

Всех без ошибок тебе назову

И траекторию полета скажу,

Имя мое называется так,

Звезды всю жизнь считал, как–никак

Хочешь тебе расскажу про Венеру?

Или еще 8 братьев есть смелых:

Юпитер, Меркурий, Уран и Сатурн,

Марс, Плутон и Нептун.


Здравствуйте, ребята. Я прилетел, что бы рассказать вам о нашей самой главной планете – о Земле.


Давайте послушаем нашего гостя.

Учитель.

Эй, Земля, моя планета,
Где твой край?

Звездочет.

А вовсе нету.
Вкруг своей оси вращаюсь,
Солнцем я обогреваюсь.
Вокруг Солнца я кружу,
Знать, не на китах лежу.


Учитель.

Кто ж она – твоя семья,
Братья, сестры, сыновья?

Звездочет.

То Венера и Меркурий
И еще шесть братьев хмурых:
Марс, Юпитер и Сатурн
Да Плутон, Уран, Нептун.

Учитель.

Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?

Звездочет.

Я в компании приличной:
Братьев семь, одна сестричка.
Мы горды своей почтенной
Нашей Солнечной системой.

Учитель.

И с такой семьей солидной
Где живете вы – не видно?

Звездочет.

Ты на небе можешь видеть
Часть от дома, лишь чуть-чуть:
Дом – Галактика большая
Под названьем Млечный путь.

Учитель.

А Галактика – она-то
Где находится и с кем?

Звездочет.

Есть галактики другие,
Неизвестные совсем,
И живут они все вечно
Во Вселенной бесконечной.

Вопрос первому кораблю:

Где «живет» Земля со своими братьями и сестрами?

(В Галактике)


Вопрос второму кораблю:

Вокруг чего кружит Земля?

(Вокруг Солнца)


Вопрос первому кораблю:

Сколько Галактик в космосе

(Много)


Вопрос второму кораблю:

Чем обогревается Земля?

(Солнцем)


Вы просто молодцы. Я горжусь вами, ребята. Вы одни из первых, кто так хорошо справляется с вопросами и так внимательно слушает учителя. Вы просто умницы. Но, к сожалению, мне надо бежать. У меня еще много дел в космосе и много неизведанных планет и звезд. Удачи, ребята! До свидания.


Прикрепим Землю на доску.


Не будем терять ни минуты, нам еще надо узнать много интересного. Летим дальше.

«На старт»



5. Марс.

Внимание, видна какая-то планета.

«Приготовились к посадке». Где мы?

Мы на Марсе.


Пустыня красного песка,
Колючий вихрь издалека.
Мы убеждаемся с тоской,
Что нет тут жизни никакой.
Поэты много лет стихи слагали,
Нас марсианами пугали.
Теперь ответ нам сразу дан –
Увы, тут нету марсиан.

Марс меньше Земли. Его называют красной планетой из-за его пустынь. Условия здесь суровые.

Если вас спросят, где находятся самые высокие горы, кроме земных, они – на Марсе.

Его поверхность покрыта пылью.

На Марсе даже летним ранним утром может быть огромный холод – даже мороз. Без специальной одежды здесь не прожить ни секунды.

Здесь, как и на Земле сменяются времена года.

Из-за сильного холода жить тут невозможно.

Давайте прикрепим Марс на доску. Он четвертый по счету.


Ну что? Полетели дальше?

«На старт».

Внимание! Внимание! Космическая эскадрилья «Первооткрыватели» продолжает свое путешествие по Солнечной системе и отправляется на следующую планету.

«На старт».


6. Юпитер.

Что за планета?

«Приготовились к посадке»


Это Юпитер – самая большая планета из всех планет нашей Солнечной системы.

Облака здесь вытягиваются в длиннющие красочные разноцветные ленты.

Дуют очень сильные ветра.

Кто из вас когда-либо слышал о Юпитере?

Молодцы.

Какой Юпитер по счету?

Пятый, верно.

Давайте прикрепим Юпитер на доску и запомним самую большую планету Солнечной системы.


Летим дальше. «На старт»

Что за планета?


7. Сатурн.

«Приготовились к посадке»

Такие красивые кольца вокруг планеты. Догадались?


Да

Нет

Молодцы. Эта планета действительно называется Сатурн.

Ребята, эта планета называется Сатурн. Она отличается от всех других планет тем, что ее окружают множество колец, расположенных вокруг. О которых я вам расскажу позже.


Это вторая по величине планета.

Самые быстрые ветра бушуют на Сатурне.

Особенно Сатурн прославился своими кольцами. С Земли в телескоп можно различить около трех, но он самом же деле, их намного больше.

Кстати, что такое телескоп?

Это аппарат, который позволяет, смотря в него, видеть предмет намного ближе,  чем он расположен на самом деле.

Так вот эти кольца состоят из больших и маленьких кусочков льда, снега. Размер самого большого из этих кусочков может достигать размера 12-ти этажный дом. А самый маленький кусочек – размером с песчинку.

Давайте вывесим Сатурн на доску и запомним планету с кольцами из  снега.

«На старт». Летим дальше.


8. Уран.

«Приготовились к посадке».


Итак, куда же мы прилетели? Эта планета называется Уран.

Седьмая планета от Солнца.

Она состоит из газа, поэтому – синего цвета. У кого дома газовая плита? Когда вы зажигаете газ, в основном его цвет – красный, но на кончиках он синий. Именно из этого газа состоит Уран.

Это его основная особенность.

К тому же там очень холодно. Таких низких температур на Земле нет.


Из чего состоит Планета Уран?


«На старт». Полетели дальше.


9. Нептун.

«Приготовились к посадке».

Мы на предпоследней планете Солнечной системы. Называется Нептун.

Огромной скорости ветры бушуют и на Нептуне. Одни из самых быстрых.

В связи с тем, что находится Нептун очень далеко от Солнца, он вырабатывает сам для себя тепло.


 Итак,  Каким образом Нептун получает тепло?


Летим дальше. «На старт».


10. Плутон.

И вот перед нами самая последняя планета Солнечной системы: Плутон.


«Приготовились к посадке».


Это самая маленькая планета.

Состоит Плутон в основ из камня и льда.

В связи с тем, что планета очень далека от Земли – В ней полно загадок и тайн.

В данное время исследования Плутона в процессе.


Ну что? Летим домой?

«На старт»







На доске заранее вывешено слово:

ЭСКАДРИЛЬЯ





















На столах стоят таблички
























Капитаны  выходят на кафедру, я вешаю им на шеи по медали





Дети демонстрируют команды.








Дети демонстрируют команды.



 


















































































































































Дети отвечают на вопросы, выдаю жетоны





























Выдаю по две распечатки

На команду
























































































































































































3. Заключение.

(подведение итога)

Прощание

Ну что прилетели домой, Узнали много нового и интересного.

 

А сейчас Давайте повторим, что же мы сегодня узнали. Сыграем в викторину. Я буду задавать вопросы каждой команде поочереди, за правильные ответы выдавать жетоны. Давайте начнем.


Вопросы 1 команде:

1. Как называется система, в которой обитают все планеты и звезды? (Солнечная)

Вопрос 2 команде:

2. Сколько планет в нашей Солнечной системе? (9)

Вопрос 1 команде:

3. Вокруг какой звезды вращается Земля и другие планеты? (Солнце)

Вопрос 2 команде:

4. Почему люди так уважают наше солнышко? Без чего бы на Земле не было жизни? (потому что Солнце посылает нам тепло)

Вопрос 1 команде:

5. Какая температура на Солнце?

Мы бы находясь там замерзли бы? (на Солнце очень жарко)

Вопрос 2 команде:

6. Чего нет ни на одной планете Солнечной системы? Чем мы дышим? (кислородом)

Вопрос 1 команде:

7. Какую планету называют сестричкой Земли? Вторая по счету планета. (Венеру)

Вопрос 2 команде:

8. Как называется самая большая планета Солнечной системы? На этой планете облака сливаются в красочные ленты. (Юпитер)

Вопрос 1 команде:

9. Как называется планета  с кольцами? (Сатурн)

Вопрос 2 команде:

10.Планета синего цвета, которая состоит из газа, цвет которого такой же, как и в газовой плитке. (Уран)


А кто напоследок с моей помощью перечислит подряд все планеты Солнечной системы?

Я помогу.

Молодцы.


А на последок я предлагаю вам раскрасить нашего звездочета, мы устроим выставку, рисунки оставьте себе на память.


Итак, наш урок подошел к концу, мне было очень приятно с вами работать. Все умные, талантливые ребята. До свидания.









За правильные ответы выдаю жетоны.







































По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олимпиадных заданий по окружающему миру для 2-4 классов по теме "Космос"

Предлагаю олимпиадные задания по окружающему миру для 2-4 классов на тему "Космос"....

Конструкт: Урок - игра по предмету «окружающий мир» в 4-м классе. Образовательная программа «Гармония» Тип: урок-обобщение. Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России». Составитель: Крохалева Наталия Михайловна, учитель нач. классов МКОУ СОШ № 23

Конструкт: Урок - игра по предмету  «окружающий мир» в 4-м классе.Образовательная программа «Гармония»Тип: урок-обобщение.Тема: «Путешествие по поверхности и недрам России».Составитель:...

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни"

Урок окружающего мира в 4-м классе по УМК "Планета Знание" "Земля – планета жизни" ...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»

Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...

Конспект урока по изо "Полет на другую планету"

«Полёт на другую планету»                     ...