Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Гонебная Валентина Александровна

Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс по программе "Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

Криворучко Н. И/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2011 г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «ООШ № 9  г. Ачинска»

Ветрова М.В._/______________/

ФИО

 «__»____________2011 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «ООШ №9  г. Ачинска»

Кузьмина И. В./______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2011 г.

Рабочая программа

Гонебной Валентины Александровны,

II квалификационная категория

 «Окружающий мир», 1 класс

 

2011 – 2012 уч. год

Пояснительная записка

    Рабочая программа по курсу окружающий мир составлена на основе ФГОС в соответствии с авторской программой «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, входящей

 в раздел 2 Федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2011/12 учебный год и обеспечивающий реализацию ФГОС начального общего образования.

     Авторская программа рассчитана на 66 ч.( 2 часа в неделю) В адаптационный период ознакомление с окружающим миром осуществляется во время экскурсий, прогулок, во внеурочное время. Темы занятий  нацелены на осознание детьми того окружающего мира, в котором они живут: город, село, школа, округа, природа, люди родного края. В этот период идет первоначальное формирование понятий: окружающий мир, природа, вещи, предметы, сделанные человеком, и накопление наблюдений, знаний, которые будут использованы в дальнейшей работе в течение года.

Общая характеристика предмета

Цель курса  - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков.

Задачи:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

 Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

   Содержание программы реализуется по следующим учебникам и учебно-методическим пособиям:

  1. О.Т.Поглазова «Окружающий мир» Учебник  для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г
  2. О.Т.Поглазова, С.В.Федюшкина  «Окружающий мир» Тетрадь для самостоятельных работ к учебнику «Окружающий мир» 1  класс ( в двух частях). Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009 г.;
  3. О,Т.Поглазова О.Т.Поглазова  Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 г.;

   Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Окружающий мир», 1 класс

Требования к результатам освоения программы на конец 1 класса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  1. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  1. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  1. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  1. Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе

Человек и природа

Обучающийся к концу 1 класса научится:

  1. проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  2. различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  3. описывать (характеризовать) на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  4. сравнивать и проводить простейшую классификацию объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
  5. обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе и использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
  6. выявлять характер взаимоотношений человека с природой,
    находить примеры влияния этих отношений на природные
    объекты, на здоровье и безопасность человека;

Обучающийся к концу 1 класса получит возможность научиться:

  1. осознавать ценность природы и необходимость нести
    ответственность за её сохранение; соблюдать правила
    экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора,
    экономия воды и электроэнергии) и в природе;
  2. выполнять правила дорожного движения для пешеходов,
    безопасного поведения в природе и быту, оказывать помощь
    при порезах и ушибах.

 

 

Календарно – тематическое

планирование

окружающего мира

по учебнику О.Т.Поглазовой

Класс: 1  

Всего: 66 часов,  в неделю- 2 часа.

Твои первые уроки -23 часов;

Как человек познаёт мир – 6 часов;

Разнообразие и красота растений – 13 часов;

Грибы – 3 часа;

Разнообразие и красота животных – 15 часов;

Творение людей вокруг тебя- 7 часов.

дата

№ур

Тема урока

Кол – во уроков

1.

Твои первые уроки

День Знаний.


1

2.

Урок – экскурсия «Путешествие по школе».

1

3.

Мы теперь не просто дети.

1

4

Урок – игра «Мы теперь не просто дети».

1

5.

Мы теперь  ученики.

1

6.

Урок – путешествие «Условные знаки».  

1

7

Условные знаки. Обобщение.

1

8.

Урок – игра  «Безопасный путь».

1

9

Безопасный путь. Обобщение.

1

10.

Урок – игра  «Уроки общения».

1

11

Уроки общения. Обобщение.

1

12.

Урок – игра  «Твои одноклассники».

1

13.

Твои одноклассники. Обобщение.

1

14.

Урок – игра «Азбука культурного поведения».

1

15.

Азбука культурного поведения. Обобщение.

1

16.

Урок – игра «Уроки здоровья»

.

1

17.

18.

Здоровое питание.

2

19.

20.

Как надо одеваться.

2

21.

22.

Режим дня школьника.

2

23.

24.

Как человек познаёт мир

Признаки предметов.


2

25.

26.

Твои верные помощники.

2

27.

Окружающий мир.

1

28.

Живая и неживая природа.

1

29.

Зелёная страна

Условия жизни растений.


1

30.

Строение растений.

1

31.

Какие бывают растения.

1

32.

Листвы прощальная краса.

1

33.

Зимой и летом одним цветом.

1

34.

35.

Ягодная полянка.

2

36.

Удивительный растения мира.

1

37.

Культурные растения 

Разнообразие культурных растений.


1

38.

39.

В саду и в огороде.

2

40.

Что выросло в поле.

1

41.

Комнатные растения.

1

42.

Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы

.

1

43.

Строение шляпочных грибов.

1

44.

В лес за грибами.

1

45.

46.

Мохнатая азбука.

Млекопитающие.


2

47.

Забота о потомстве.

1

48.

Удивительные птицы.

1

49.

Наши маленькие соседи.

1

50.

Общественные насекомые.

1

51.

Приглядись и удивись.

1

52.

В подводном мире.

1

53.

На суше и в воде.

1

54.

55.

Верные друзья и помощники.

2

56.

57.

Домашние питомцы.

2

58.

Экскурсия в зоопарк (заочная).

1

59.

Книга тревоги.

1

60.

Творение людей вокруг тебя

Вторая жизнь дерева.


1

61.

В музее народного творчества.

1

62.

63.

Национальные традиции.

2

64.

Твои увлечения.

1

65.

Твой дом и двор.

1

66.

Родной край.

1

ИТОГО:

66

Раздел программы

Тема

Кол – во

часов

ЗУНы

Элементы

содержания

Тип           урока

Вид контроля

УУД

Дата проведения

План

Факт

I четверть (9 часов)


1.

Твои первые уроки

День Знаний.

1

Знать:

- условные обозначения учебника;

- чем примечателен день 1 сентября;

Уметь объяснять значение понятий «объекты и явления природы»

Охрана природных богатств. Личная гигиена. Объекты и явления природы. Чтение стих-я               А. Барто «Твои первые уроки».

Э

Опрос по карточкам с условными значками.







Личностные УУД

1. Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

2. Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

3. Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

4. Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

5. Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения

в школе, дома, на улице,

в общественных местах.

6. Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.

7. Адекватно воспринимать оценку учителя.














Регулятивные УУД

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления

в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».










Познавательные УУД

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.














Коммуникативные УУД

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

2.

Урок – экскурсия «Путешествие по школе».

1

Уметь:

- наблюдать, что и где расположено в здании школы и для чего ученики и учителя находятся в классах, спортзале, медкабинете и др;

- анализировать рисунок и составлять по нему рассказ.

Наблюдение и описание, что находится перед школой, справа, слева, позади нее, какие помещения находятся в школе и для чего они нужны.

КУ,Э

Опрос по сюжетным картинкам.

3.

Мы теперь не просто дети.

1

Уметь:

- анализировать рисунок;

- отвечать на вопросы;

- обозначать предметы условными знаками;

- рассказывать о себе.

Знакомство с новым социальным статусом и понятиями «школа», «учитель», «ученик», «класс», «режим дня». Рассказ о себе.

УИПЗЗ

Опрос по сюжетным картинкам

4

Урок – игра «Мы теперь не просто дети».

1

Уметь:

- анализировать рисунок;

- отвечать на вопросы;

- обозначать предметы условными знаками;

- рассказывать о себе.

Знакомство с новым социальным статусом и понятиями «школа», «учитель», «ученик», «класс», «режим дня». Рассказ о себе.

УПР


Опрос по сюжетным картинкам

5.

Мы теперь  ученики.

1

6.

Урок – путешествие «Условные знаки».  

1




Знать:

 - группы дорожных знаков и их обозначение.

 - правила перехода улиц, безопасного обхода транспорта.-

Знакомство с сигналами светофора и основными дорожными знаками для пешеходов, правилами перехода улицы и обхода транспорта.

Изготовле-ние дорожных знаков

7

Условные знаки. Обобщение.

1

УИПЗЗ

8.

Урок – игра  «Безопасный путь».

УИПЗЗ

9

Безопасный путь. Обобщение.

УПР

10

Урок – игра  «Уроки общения».

Знать:

- правила этикета.

Уметь:

- пользоваться «волшебными» словами; - анализировать рисунок;

- отвечать на вопросы.

Знакомство с правилами этикета.

УИПЗЗ

Составле-ние правил дружбы.

11

Уроки общения. Обобщение.


УПР

12

Урок – игра  «Твои одноклассники»



Уметь:

- анализировать рисунок;

- отвечать на вопросы;

- обозначать предметы условными знаками;

- рассказывать о себе.

Знакомство с новым социальным статусом и понятиями «школа», «учитель», «одноклассники», «класс», «режим дня». Рассказ о себе.

УПР


Опрос по сюжетным картинкам

13

Твои одноклассники. Обобщение.




14

Урок – игра «Азбука культурного поведения».



Знать:

- правила этикета.

Уметь:

- пользоваться «волшебными» словами; - анализировать рисунок;

- отвечать на вопросы.

Знакомство с правилами этикета.

УИПЗЗ

Опрос по сюжетным картинкам

15

Азбука культурного поведения. Обобщение.


УПР

16

Урок – игра «Уроки здоровья».




Знать:

- правила поведения за столом;

- о здоровой пище, которая полезна ученикам и о вредной пище;

Уметь:

- соблюдать правила личной гигиены.

Знакомство с правилами  личной гигиены, о полезной и вредной еде.

УИПЗЗ

Опрос по сюжетным картинкам

17

18

Здоровое питание.


2

УИПЗЗ,

З

19

20

Как надо одеваться.

2

Знать сезонные изменения в природе.

Уметь подбирать одежду по погоде.

Сезонные изменения природы.

21

22

Режим дня школьника.


2

Знать;

- режим школьника;

- основные правила личной гигиены;

- обозначение школьных вывесок.

Режим школьника

УИПЗЗ,

23

24

Как человек познаёт мир

Признаки предметов.




2






Уметь:

- рассказать о работе органов чувств;

- разделять на группы объекты живого и неживого в природе, изделия, сделанные человеком.

Понятие о живом и неживом в природе и о рукотворном мире.

УИПЗЗ,

2526

Твои верные помощники.


2

УИПЗЗ,

27

Окружающий мир.


1

УИПЗЗ,

28

Живая и неживая природа.

1

УИПЗЗ,

29

Зелёная страна

Условия жизни растений.


1




Знать:

-группы растений;

- несколько видов  плевых  и садовых цветковых растений;

- культурные растения сада, поля и огорода;

- некоторые лесные ягоды своего края.

Уметь:

- различать объекты живой и неживой природы;

-словесно описывать растения;

- различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травянистые растения, хвойные и лиственные.

Растения: разнообразие, части растений, условия необходимые для жизни. Дикорастущие и культурные растения родного края. Введение понятия Царство природы. Части деревьев: крона, ствол, лист, корень, ветки. Различие семян плодов.

УИПЗЗ

30

Строение растений.

1

УИПЗЗ

31

Какие бывают растения.

1

УИПЗЗ

32

Листвы прощальная краса.

1

УИПЗЗ

33

Зимой и летом одним цветом.

1

УИПЗЗ

3435

Ягодная полянка.

2

УИПЗЗ

36

Удивительный мир  растений.

1

УИПЗЗ

37

Культурные растения 

Разнообразие культурных растений.


1

УИПЗЗ

38

39

В саду и в огороде.

2

УИПЗЗ

40

Что выросло в поле.

1

УИПЗЗ

41

Комнатные растения.


1

42

Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы

1



Знать о многообразии грибов, строение гриба.

Уметь выполнять лепку грибов из пластилина.

Знакомство с Царством Грибов. Группы съедобных и  несъедобных грибов. Строение гриба.

43

Строение шляпочных грибов.

1

44

В лес за грибами.

1

45

46

Мохнатая азбука.

Млекопитающие



2

Знать группы животных: дикие и домашние.

Уметь:

-различать группы животных, называя некоторые отличительные признаки;

- сравнивать, анализировать, обобщать, выделять связи между животными и растениями.

ЖИВОТНЫЕ: Разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери). Многообразие и удивительная красота разных классов животных и их отличительные признаки.

УИПЗЗ

47

Забота о потомстве.

1

УИПЗЗ

48

Удивительные птицы.


1

УИПЗЗ

49

Наши маленькие соседи.


1

УИПЗЗ

50

Общественные насекомые.


1

Знать: о жизни муравьев и пчел, чем опасна встреча с пчелами.

Уметь:

- удивляться обычному;

- уважать своих маленьких помощников;

- беречь полезных насекомых

Насекомые: знакомство с жизнью муравьев и пчел. Значение муравьев и пчел. Жилища осы, шмеля, домашней пчелы. Понятие: матка, рабочая пчела, трутень.

51

Приглядись и удивись.

1

УИПЗЗ

52

В подводном мире.

1

Знать:

- существенные признаки рыб;

- проблемы экологии водоёмов.

Многообразие животного мира водоемов. Части тела рыб. Различи рыб по месту их обитания.

УИПЗЗ

53

На суше и в воде.

1

Знать некоторые виды пресмыкающихся;

Правила безопасности при встрече со змеями.

Мир животных и их представители -  пресмыкающиеся. Особенности их жизни. Их роль в жизни человека.

УИПЗЗ

54

55

Верные друзья и помощники.

2

Знать группы животных: дикие и домашние.

Уметь:

-различать группы животных, называя некоторые отличительные признаки;

- сравнивать, анализировать, обобщать, выделять связи между животными и растениями.


ЖИВОТНЫЕ: Разнообразие (звери). Многообразие и удивительная красота разных классов животных и их отличительные признаки.

56

57

Домашние питомцы.

2

58

Экскурсия в зоопарк (заочная).


1

59

Книга тревоги.

1

УИПЗЗ

60

Творение людей вокруг тебя

Вторая жизнь дерева.


1

Знать о многообразии деревьев, строение дерева,  о второй жизни дерева  - вторсырье.

Уметь выполнять лепку грибов из пластилина.

Знакомство с Царством Деревьев. Вторсырье.

УИПЗЗ

61

В музее народного творчества.

1

Знать:

- музей изо.искусства России, мира;

- выдающихся  народных мастеров.

Ведущие худ.музей России:

Государственная Третьяковская галерея, Эрмитаж.

УИПЗЗ

62

63

Национальные традиции.

1

Знать национальные традиции своего народа.

Традиции. Семейные традиции. Национальные традиции.

УИПЗЗ

64

Твои увлечения.


1

Э

65

Твой дом и двор.


1

Э

66

Родной край.

1

Э (з)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...