Урок по теме «Полезные ископаемые. Нефть»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Бутенко Елена Эдуардовна

        Урок  по теме «Полезные ископаемые. Нефть» разработан с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. Что  позволило  сделать его  более насыщенным, разнообразить видами работ. На уроке каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_3.okr_mir_neft.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 175-летию  со  дня  рождения

                                                        великого  русского  учёного-естествоиспытателя

                                                        Д. И. Менделеева  посвящается

Полезные ископаемые. Нефть.

Урок учителя

начальных классов

МОУ "СОШ №5 г. Ершова

Бутенко Елены Эдуардовны

 Описание системы работы.

Цели школы должны соответствовать с одной стороны потребностям общества и государства, а с другой стороны психологическим, социальным
и биологическим потребностям учащихся.

Наша школа ставит цель: формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельности учащихся в системе личностно-ориентированного обучения.

Исходя из этого я уверена, что образование и воспитание неразделимы. Перед собой я ставлю цель: превратить ребёнка в активного субъекта собственного учения. А потому ввела в свою практику уроки с применением рейтинговой системы оценки знаний, умений и навыков. На таких уроках каждый ученик может посчитать свой уровень подготовленности и активности, то есть рейтинг.

Английское слово «rating» на русский язык переводится довольно приблизительно, обозначает «оценивание». Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценки достижений человека в классификационном списке (Москва, Советсткая энциклопедия, 1987 г.)    (слайд №2)

Целостная рейтинговая система непрерывно фиксирует ход естественного образовательного процесса и имеет составляющие контроли:

  1. Текущий – ежеурочный контроль;
  2. Промежуточный – в конце четверти, изучения темы, раздела;
  3. Итоговая аттестация – в конце года.

В моём варианте специально организована периодическая процедура, частично выполняющая функции мониторинга успешности процесса. Она имеет преимущества: свободна от влияния личных симпатий или антипатий учителя и ученика, а также даёт возможность развивать у учащихся навыки самооценки, самоконтроля в дальнейшей деятельности.

Основа контроля – тщательно переработанный учебный материал. Контролируется лишь тот материал, который изучали в классе или дома. Если материал едва упоминался в классе и не давался для самостоятельного закрепления, он не может проверяться.

                                                                                                                           (слайд№3) Основные принципы рейтинговой системы можно сформулировать так:

  1. оценка не зависит от характера межличностных отношений учителя
    и ученика;
  2. незнание не наказывается, стимулируется процесс познания;

 -  ученик волен сам выбирать стратегию своей деятельности, так как оценки предлагаемых видов деятельности определены заранее.

        Таким образом, рейтинговая система не самоцель в учебном процессе - она увязана с контролем, оценкой и коррекцией учебной деятельности школьников. Использование элементов рейтинговой системы уместно
на всех уроках в начальной школе.  

       

          Выведение оценки за урок по рейтинговой системе                      (слайд №4)    

                     

 Тема: Полезные ископаемые. Нефть.                              (слайд №5)

Цели урока:                                                                                (слайд №6)

  1. Познакомить учащихся с нефтью, как полезным  ископаемым,

       её свойствами, образованием,  месторождениями,    

       транспортировкой и применением в народном хозяйстве.

  1.    Ввести новые понятия и термины (словарная работа).

 Задачи урока:      

  1. Обучать учащихся проведению элементарных опытов.
  2.  Развивать исследовательские навыки, познавательную активность.
  3.  Развивать логическое мышление. Развивать речь учащихся.
  4.  Воспитывать потребности участия в действах на уроке исследовательского типа, сотрудничества с учителем.
  5.  Экологическое воспитание .
  6.  Воспитание гордости за Отечество, стремление  способствовать

          процветанию  Родины.

  1.  Профориентация.

Оборудование:                             (слайд №7)

                                    посуда для проведения химических опытов: спиртовка, склянки с нефтью. Установка мультимедиа.  

Наглядность:                                       (слайд №8)                                                     видеофильм "Работы на буровой",

                                 физическаякарта РФ;

                                  таблица-коллекция "Использование нефтепродуктов"; раздаточный материал,

                                  рефераты и сообщения по теме.

                                 

Ход урока.

I. Организационный момент.

     Приветствие. Рассаживание.

     Сообщение порядка подсчёта баллов за урок.                       (слайд №9)

     - Оценка за урок будет выставлена по сумме баллов двух проверочных   работ:  тестирование и построение графика, за сообщения из дополнительной литературы (по 5 баллов), будут учитываться ответы с места (по 1 баллу). Каждый правильный ответ поощряется жетоном, равным одному баллу.                                                                   (слайд №10) 

          На доске таблицы выведения оценки по рейтинговой системе.

                     (см. приложения № 2, № 3)

………………………………………………………………………………………………………………………….

II. Повторение пройденного.                                        (слайд №11)       

  1. Продолжаем изучать Полезные ископаемые. Перечислите известные вам полезные ископаемые.

           Ответы учащихся.

  1. Проведём тестирование по пройденным темам. Крестиком нужно отметить правильные ответы на листах контроля №1:

                                                                    (см. приложение №4)  

            Вопросы:

  1. Назовите самое твёрдое полезное ископаемое. (Гранит)
  2. Назовите полезное ископаемое, которое обладает свойством сыпучести. (Песок)
  3. Полезное ископаемое, применяемое для изготовления посуды. (Глина)
  4. Полезное ископаемое, из которого изготавливают удобрение. (Торф)
  5. Полезное ископаемое, образованное из раковин древних моллюсков (Известняк)
  6. Твёрдое полезное ископаемое, используемое для отапливания помещений. (Уголь)

Проверка: взаимопроверка по образцу.                                (слайд №12)         

  1. Учитель показывает образец на доске.

                                                                   (см. приложение №4)        

III. Постановка темы и цели урока:                                 (слайд №13)

  1. Сегодня знакомимся с Нефтью. Это тоже полезное ископаемое.

Мы рассмотрим свойства нефти, совершим экскурсию в места

                                                                                                  добычи нефти.

IV. Знакомство со свойствами нефти.  Демонстрация Нефти.

Задание: Рассмотрите в стоящих на партах пробирках нефть.

    Опишем её свойства.                                                                                

  1. Физическое состояние тела - Жидкое (вязкое, густое)
  2. Цвет:   Тёмно-бурый
  3. Открыть флакончик и осторожно, (рукой махнув)

 Запах - Резкий, (похожий на бензин)

  1. Ещё одно свойство покажу я. Зажигаю.                (ОПЫТЫ)           (слайд №14)

В ложечке горит нефть. -  Горючесть.

  1. Записать свойства на доске. (Словарная работа)
  1. Капните из склянки в стоящую на столах тарелочку с водой.
  1. Нерастворима в воде, плавает - легче воды.

V. Применение, использование.  

  1. Как вы думаете, что получают при переработке нефти? – Определите по знакомому запаху .

Ответы учащихся:  Бензин, Ацетон ...

  1. Демонстрация таблицы - коллекции.                                             (слайд №15)
  1. Зачитать надписи в таблице.
  2. Ребята, как много нужно нефти, чтобы получить всё это!

VI. Как образовалась нефть.                                              

Работа с учебником. Стр.165,  первый абзац.

  1. Зачитать.

VII. Работа по физической карте.                                                              (слайд №16)

 Перечислить названия мест добычи нефти.

Они называются месторождениями.       

 -  Ответы учеников:     Западная Сибирь (Сургут),

                                           Куйбышевское месторождение (Самара),

    Саратовская обл.-   С 1947 г. введены в промышленную

                                         разработку         нефтяные залежи.  

                                         (Перелюбский,  Фёдоровский,   Советский

                                         и др.районы)

VII.   Экскурсия к месторождению нефти.                               (слайд №17)

  1. - Приглашаю всех на экскурсию.

Комментарии:   Место добычи нефти называется буровая.

                              Люди, добывающие нефть - нефтяники.    

 

       2.     Демонстрация видеофильма.                                (слайд №18)

Места добычи нефти находятся далеко от мест проживания людей,

в тайге, среди болот. Доставляют  туда  рабочих на вертолётах.

  1.  Первичное закрепление. Краткая беседа по просмотренному отрывку: - Что запомнилось? Что удивило?

- Как думаете, зачем столько труб?

- Что с ними делают?

(Сначала бурят скважины, очень глубоко! Затем качают нефть)

  1. Демонстрация породы - шлама. (Он лежит над поверхностью нефти.

  Вот его-то и бурят)

                  Физминутка.

(Имитирующая действия буровиков)

 VIII. Транспортировка нефти.

  1. Мы только что из Сибири, где нефть добывают.
  2. Как же она попадает в места, где её перерабатывают?

( Например Саратовский нефтеперерабатывающий завод).

Прочитайте стр. 166   (Работа по учебнику).

Просмотр  слайдов (фотографий).                                                   (слайд №19,20)

XII. Вопросы Экологии.                                                                  (слайд №21)

                  Результаты работы групп.

Учитель:   -А бывает ли потеря нефти?

  1.    Какие могут быть потери?                                                              

Ответы учащихся (Гр. №1)  «Аварии на буровой»

                                                   «Утечка нефти»                                              (слайд №22)

    2.    Ответы учащихся (Гр. №2)  

        «Сведения об авариях и разливах нефти. Слайды, фото).            (слайд №23)

           

- Посмотрите на тарелочки, в которых налита нефть в воду.

- Что произошло с вылитой нефтью?

Ответы: Нефть не растворилась, осталась пятном.

- Пролитая нефть загрязняет природные объекты, наносит вред животным и растениям. Это и есть экологическая катастрофа.

  1. Ответы учащихся (Гр. №3)

(Что делать?  Как очистить от нефти природные объекты?)

        Ответы учеников (дополнения) по 1 баллу;

    Подготовленные сообщения из дополнительной литературы

                                                                                                      -  по 5 баллов.

XIII. Конституция. Охрана природных богатств.

Статья 58.  Зачитать.                                                                                       (слайд №24)

XIV. Подведение итогов.                                                             (слайд №25)

  1. Сегодня мы узнали:  (Учащиеся)

               свойства нефти, способы её добычи, транспортировки.

  1. А сейчас проведём проверочную работу.

Задания:

  1. Отвечая на мои вопросы, соедините точки с ответами.

                                          (см. приложение № 5)                                       (слайд №26)

Вопросы:

  1.  Найдите слово, которое обозначает тему урока. (Нефть)
  2.  В каком физическом состоянии она находится? (Жидкое)
  3.  Судно для перевозки нефти (танкер)
  4.  Какой у неё цвет?       (тёмно-бурый)
  5.  Основное свойство.   (горючесть)
  1. Завершите соединение ответов, вернувшись к теме урока.

         Итог: У кого получилась пятиконечная звезда? - Ставьте 5 б.     (слайд №27)

Остальные покажите мне.

Выставление баллов.

  1. Подсчёт суммы баллов, набранных за урок.

               Выведение оценок за урок.                                                            (слайд №28)

XV. Домашнее задание.

Стр.  165 – 166   читать.

В тетради: таблица свойств нефти.

      ОТ   АВТОРА:          ПРИМЕНЕНИЕ:                                   (слайд №29)

  1.   Возможно использование фрагментов урока «НЕФТЬ»

     при изучении темы «Полезные ископаемые»

     (курс А.А.Плешакова «Окружающий мир – 4 класс»).

  1.   Как дополнительный материал к внеклассным занятиям

     в начальной школе. 

                                     Положительные результаты               (слайд №30)

использования элементов системы на уроке «НЕФТЬ»

1) реализация принципов объективности, точности, гласности,

                 демократичности при оценке качества знаний учащихся;

2) формирование у учащихся позитивного стремления и  

                 потребности в получении знаний;

3)  создание конкурентной среды среди учащихся;

4) внедрение новых современных педагогических и  

      информационных технологий с целью сделать урок более

       насыщенным, разнообразить видами работ;

5)  достижение конечного результата:

      освоение учащимися более высоких уровней знаний.

Мониторинг успешности процесса                                      (слайд №31)

  1. Уровневое распределение баллов.

  1. Текущий контроль. (Ежеурочный) 
  2. Промежуточный контроль. 
  3. Итоговая аттестация. 

  1.  Положительные результаты использования элементов системы 

                 

 

   ПРИЛОЖЕНИЯ.

Приложение № 1.

Пример варианта текущего контроля.

Урок математики 4 класс.

Тема:  Таблица единиц длины.

Виды работ

Кол-во заданий

Макс.балл

Устный счёт

5 заданий

5 баллов

Математич. диктант

3 задачи

5 баллов

Тестирование.

5 вопросов

5 баллов

Ответы с места

по 1 баллу

Сумма баллов

Планирование урока математики по теме

«Таблица единиц длины» см. в приложении №6.

   Сумма баллов

           Уровень

        Оценка

   15 б. и выше

           высокий

          «5»

   12 б. – 14 б.

           средний

          «4»

    8 б.  - 11 б.

           низкий

          «3»

    0 б.  -  7  б.

  Неусвоение программы

Приложение № 2.

Таблица подсчёта уровня рейтинга по количеству баллов.

         Виды работ

     Количество

         баллов

Тестирование

        5 баллов

Проверочная работа (графическая)

        5 баллов

Сообщения из дополнительной литературы

        5 баллов

Ответы с места

       по 1 баллу

                         

 Приложение № 3

Виды контроля знаний учащихся на уроке по теме «НЕФТЬ»  

               

  Приложение № 4.

           Лист контроля №1       (раздаточный материал)

Полезные ископаемые

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 глина

песок

гранит

уголь

известняк

торф

                   Образец проверки тестирования:

Полезные ископаемые

 1

 2

 3

 4

 5

 6

 глина

песок

гранит

уголь

известняк

торф

             

Приложение № 5.

           Лист контроля №2     Проверочная работа (график)

                                     

                                   Образец проверки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Полезные ископаемые" 4 класс

Санкт-Петербургская академияпостдипломного педагогического                образования            ...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме "Полезные ископаемые. Уголь"

На уроке окружающего мира можнов полной мере реализовывать региональный компонент. Мы живем в крае, где добывают черное золото. Поэтому я посвятила целый урок каменному углю. Думаю, что меня поддержат...

Презентация к уроку по окружающему миру на тему: Полезные ископаемые. Их добыча.

Данная презентация относится к уроку по окружающему миру....

Кроссворд на тему "Полезные ископаемые"

Кроссворд с заданиями и ответами...

Тест по теме "Полезные ископаемые", 3 класс

Тест можно использовать в качестве закрепления, повторения материала по данной теме....

Презентация Полезные ископаемые: Нефть 3класс

По запасам нефти Россия занимает второе место в мире после Саудовской Аравии. Россия располагает огромными ресурсами нефти. В 2007 году в Российской Федерации было добыто около 400 миллионов тон...