Урок окружающего мира "Учимся решать жизненные задачи. Как жить без ссор." 1 класс. ОС "Школа 2100"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Этот урок я  разработала для своих первоклассников. Класс большой - 31 ученик. Дети  разного возраста 6, 7, 8 лет. Из разных социальных слоев, с разным уровнем воспитанности и готовности к школе. Из моих наблюдений и  наблюдений психолога в классе около 29 % гиперактивных  детей. По этим причинам часто происходят конфликты, нередко дети дерутся.  Многие  не умеют общаться.  Поэтому тема урока «Учимся решать жизненные задачи. Как жить без ссор"  весьма актуальна.

 Для меня, как учителя 1 класса, на данный момент  важным является то, чтобы ребёнок освоил новую социальную роль Я – УЧЕНИК, принял её на себя и установил новые отношения в классном коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_o.miru_.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 72

с углубленным изучением немецкого языка

Калининского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ УРОКА

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«Учимся решать жизненные задачи.

Как жить без ссор»

1 класс  ОС «Школа 2100»

Жижина Екатерина Александровна

учитель начальных классов

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

Цели:

  1. Показать роль общения и взаимосвязи людей как основы существования человечества.
  2. Воспитывать уважительное отношение к своим одноклассникам, к людям.

Задачи:

  1. Создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться.
  2. Развитие коммуникативных навыков, умений слушать других и высказывать свое мнение.
  3. Формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия.

Оборудование:

  1. Мультимедийное устройство и ноутбук
  2. Карточки с правилами
  3. Рисунок  солнца и туч.
  4. Учебник  Вахрушев А.А., Бурский О.В.,  Раутин А.С. Окружающий мир. 1 класс

        («Я и мир вокруг»)

Ход  урока:

  1. Организационное начало.

Приветствие учащихся, гостей.

  1.  Постановка темы и задач урока.

Урок начинается с просмотра отрывка из мультфильма  "Ссора"(видео)

- О чем мультфильм?

- Бывают ли такие ситуации в жизни?  В нашем классе?

-  Как вы думаете, о чем мы сегодня будем рассуждать?

Учащиеся высказывают свои предположения. Учитель обобщает ответы детей и называет тему урока.

3. Работа по теме урока.

1) -  Сегодня будем говорить о  том, как научиться жить в классе дружно, без ссор.

- Это возможно?

- Что такое ссора?

Ученики  высказывают свое мнение о том, как они понимают слово «ссора».

- Несогласие, раздор, разлад,  вражда -  так нам говорит толковый словарь русского языка.

- Когда вы  ссоритесь?

Учащиеся приводят примеры из жизни.

- На прошлом уроке  я попросила вас написать  о том, что вам не нравится в нашем классе.

(На доске появляются маленькие тучки.)

-Посмотрите на доску. Какая пасмурная погода!  На тучках вы написали, что вам не нравится  в классе, что беспокоит.        

-  Много неприятностей могут натворить эти тучи. Среди них могут быть и такие.

-Внимательно послушайте  стихотворение Владимира  Орлова.

- Из-за чего поссорились два друга?

Дети выходят в центр и разыгрывают по ролям стихотворение  «Бывает ли так?».

- Кто кого обидел первым?

 - Он меня!

 - Нет, он меня!

 - Кто кого ударил первым?

 - Он меня!

 - Нет, он меня!

 - Вы же раньше так дружили!

 - Я дружил!

 - И я дружил!

 - Что же вы не поделили?

 - Я забыл!

 - И я забыл!

Учащиеся отвечают на вопрос.

- Ребята, что вы можете посоветовать этим мальчикам и ребятам нашего класса?

- Жить дружно! Без ссор!

- Не ссориться с друзьями,  не драться, стараться играть вместе.

- А такие ребята вам встречались? Сталкивались ли вы с такой ситуацией?

Дети читают стихотворение  А. Барто

    СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.

И сидит тихонечко.

- Всегда ли надо идти к взрослому (учителю или к родителям) жаловаться и ябедничать на одноклассников, друзей?

Учащиеся отвечают на вопрос.

- Не ябедничай за спиной у товарища!

     

- Иногда люди обижаются друг на друга,  знакома ли вам эта ситуация?

  Дети читают стихотворение  Ирины Токмаковой.

 ОБИЖАЛКИ.
Мы с моей соседкой Галкой
Сочиняли обижалки.
Вот придет обидный срок,
А у нас готово впрок:
Я скажу ей ты - ворона,
А она мне ты- глухарь.
Я скажу ей - макарона,
А она мне ты - сухарь.
Я ей - мышь!
Она мне - крыс!
Стой-ка!
Чем мы занялись?
Для чего нам обижалки?
Мы стоим, соображаем:
Мы совсем друг друга с Галкой
Никогда не обижаем!

- Старайтесь не обижаться, а играть все вместе весело и дружно!

2) - Что же надо сделать, чтобы тучки ушли, и в нашем классе всегда было солнечно?

-  Как  этого добиться?

- Давайте вспомним некоторые эпизоды из жизни нашего класса, когда было радостно, у нас было тепло и светло, так бывает, когда светит солнце.

(На доске появляется солнце)

- Что нам нужно делать и какими быть, чтобы у нас не было ссор?

- Какие советы вы можете дать нашему 1 «б» классу и его жителям?

  1.Сначала думай, потом делай.

  2. Научись договариваться, уступать, сотрудничать.

  3. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе.

- У вас на партах лежат карточки – лучики, которые солнышко отправило в наш класс. Выберите  только теплые солнечные лучики, которые нам помогут никогда не ссориться и жить дружно. Осторожно, вредные тучки хотят вам помешать!

(Работа в группах)

- Прочитайте те советы, правила, которые, на ваш взгляд, помогут нам жить дружно и не ссориться. Постарайтесь объяснить, почему вы так думаете?

* Не ябедничай! Больше рассказывай о себе.

* Уважайте друг друга! Уважайте только родителей и учителей.

* Не дерись! Решил подраться – выбирай того, кто послабей.

* Не обзывай ребят! Называй ребят по прозвищу.

* Помогайте друг другу! Помогай только себе и своему другу.

3) - Посмотрите, в нашем классе изменилась погода, засияло солнце.

- А что любят делать дети в хорошую погоду?

- Давай поиграем в одну интересную игру.

Игра «Объятие»

- Встаньте, пожалуйста, в один большой круг.

 Кто из вас помнит, что он делал со своими мягкими игрушками, чтобы выразить свое хорошее отношение к ним? Правильно, вы брали их на руки.

Мне хочется, чтобы вы все хорошо относились друг другу и дружили между собой.

Я хочу, чтобы вы выразили свои дружеские чувства к остальным ученикам, обнимая их. Быть может,  кто-нибудь из вас не захочет, чтобы его обнимали. Тогда дайте нам знать, что вы хотите пока просто посмотреть, но не участвовать в игре. Тогда все остальные не будут трогать этого ребенка. Я начну с легкого, совсем маленького объятия и надеюсь, что вы мне поможете превратить это объятие в более крепкое и дружеское. Когда объятие будет доходить до вас, любой из вас может добавить в него энтузиазма и дружелюбия, чтобы мы все сделали наши хорошие взаимоотношения еще более крепкими.

Начинаем игру, нежно и мягко обняв стоящего рядом  ребенка. Он в свою очередь спрашивает своего соседа, хочет ли он принять участие в игре, и если да, то обнимает его. Таким образом, дружеское объятие передается по кругу, пока не вернется к первому игроку.

- Я надеюсь, что теперь у нас будет всегда тепло, светло и солнечно от ваших лиц и улыбок.

4) Работа с учебником.

- Откройте учебник, стр. 90.

- Прочитайте ещё раз тему нашего урока.

- Рассмотрите  рисунок.  Как можно назвать его?

- Где и когда происходит действие? Как догадались?

- Чем заняты дети в классе?

- К каким ребятам вы хотели бы присоединиться? Почему?

- Поведение  каких школьников вам не понравилось? Почему?

- Какие советы вы могли бы дать этим первоклассникам? А себе?

  1. Итог занятия

- Какой солнечный совет  вам  запомнился больше всего ?

- Давайте еще раз их вспомним.

Дети читают на лучиках  правила.

- Какие жизненные задачи мы пытались сегодня решить?

 (Самооценка по дневнику первоклассника)

- Ребята, а вы помните главные слова кота Леопольда?

- Ребята, давайте жить дружно!

- Постарайтесь  чаще вспоминать эти добрые слова.

Литература:

Сайт  «Фестиваль педагогических идей»   festival.1september.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Решаем жизненные задачи. Путешествие на остров Пасхи»

Исследовательская деятельность на уроках окружающего мира в 4 классе (ОС "Школа 2100")...

Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

Рабочая программа и КТП по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах" А.В. Горячев. 1 класс. "Школа 2100"

Как правило, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) ассоциируются с передним краем научно-технического прогресса, с высококвалифицированной творческой деятельностью, с современными професс...

Урок окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100

Конспект урока окружающего мира по теме "Кого можно назвать человеком" 4 класс Школа 2100 с применением технологии проблемного диалога...

Урок математики по теме "Решение задач на движение. Повторение" 4класс ОС "Школа 2100"

Данный файл содержит конспект урока по математике для 4класса автор учебника Л.Г.Петерсон. На уроке используются листы самооценки....

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Учимся решать жизненные задачи"

конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Учимся решать жизненные задачи"...

Учимся решать жизненные задачи. Акция «Всероссийская неделя финансовой грамотности»

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.Так или иначе, большинство детей рано включаются в экономи...