Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

 

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_kl.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования , авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования .

Основные содержательные линии курса:

  1. обобщение, систематизация и расширение уже имеющиеся у детей представлений о многообразии природы, взаимодействии природы и человека. Обучающиеся получают представление о людях, населяющих нашу планету, знакомятся с понятием «общество»;
  2. изучение воздуха, воды и других компонентов природы через полученные детьми элементарные знания о твердых, жидких, газообразных телах и веществах. Применительно к каждому компоненту рассматриваются его особенности, значение в природе и жизни человека, охрана данного природного компонента. Особое внимание обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе: внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными и т. д.), а также между природой и человеком;
  3. формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены;
  4. изучение основ безопасной жизнедеятельности и формирование соответствующих умений и навыков. Наряду с овладением правилами безопасности в быту, предусмотрено обучение умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность: на улице и дороге, при обращении с животными и т. д.;
  5. получение элементарных экономических знаний;
  6. формирование первоначальных географических представлений: о родной стране, о разных странах мира. При этом для виртуальных путешествий используются глобус, географическая карта, ИКТ.

Перечисленные содержательные линии выделены в программе в качестве отдельных разделов программы.

        Программа реализует следующие цели и задачи:

Цели курса:

  1. развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Задачи курса:

  1. Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
  2. Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
  3. Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
  4. Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.

  1. Содержание рабочей программы

Как устроен мир – 7ч

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы.

Связи в природе. Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память,

мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества.

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы.

Эта удивительная природа – 19ч

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества.

Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода. Свойства воды. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании.

Разрушение твердых пород в природе. Почва. Состав почвы. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Разнообразие растений. Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Разнообразие животных. Группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение. Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

 «Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье – 8ч

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств, их значение и гигиена.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность – 9ч

Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.

Меры безопасности на улице, дороге, общественном транспорте. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные.

Опасные места в доме и ближайших окрестностях. Правила поведения при встрече с незнакомцем.

Меры безопасности при общении с природой. Опасные природные явления. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика – 12ч

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги.

Природные богатства – основы экономики. Три кита экономики: природные богатства, капитал, труд. Труд – главная потребность человека.

Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Путешествие по городам и странам - 13 ч

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики. Основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира. Достопримечательности Азии, Африки, Австралии, Америки.

Бережное отношение к культурному наследию человечества.

Обучающиеся должны знать:

- человек — часть природы и общества;

- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;

- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;

- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);

- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);

- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);

  съедобные и несъедобные грибы;

- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

- правила гигиены; основы здорового образа жизни;

- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила -  --  противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;

- потребности людей; товары и услуги;

- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;

- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Обучающиеся должны уметь:

- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

 - владеть элементарными приемами чтения карты;

- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»


п\п

дата

тема

Характеристика деятельности учащихся

Страницы учебника

I  триместр

05.09.12

Природа вокруг нас.

Знать компоненты живой и неживой природы, уметь объяснить взаимосвязь  в природе и между природой и человеком. Выполнять правила поведения в природе.

07.09.12

Что такое природа? Многообразие природы и ее значение.


ОБЖ: Поведение в школе.

Оперировать  понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп.

с. 4-7

12.09.12

Человек.

Различать  чем человек отличается от других объектов живой природы. Выделять  ступени познания: восприятие, память,мышление,воображение.

с. 10-15

14.09.12

Общество.


ОБЖ: Аварии, стих.бедствия и их последствия.

Различать  понятия государство,территория. Определять  герб, флаг России.

с. 16-21

19.09.12

Мир глазами эколога.  

Отличать  экологию от других похожих наук.   Определять  экологические связи.

с. 22-26

21.09.12

Природа в опасности!


ОБЖ: Сигнал «Внимание всем!»

Применять  правила поведения в природе,   правильно вести себя в зелёной зоне. Различать некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу.

с. 27-32

26.09.12

Тела, вещества, частицы.

 Определять  понятия: тело, вещество, частица.

с. 34-38

28.09.12

Разнообразие веществ.


Распознавать вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.   Правильно  пользоваться этими веществами.

с. 39-43

03.10.12

Воздух и его охрана.


ОБЖ: Правила пользование детским противогазом.




Определять  состав и свойства воздуха.

с. 44-48

05.10.12

Вода. Свойства воды.

Определять  основные свойства воды. Знать о значении воды для живых существ.   Очищать  воду с помощью фильтра.

с. 49-52

10.10.12

Превращения и круговорот  воды в природе.


ОБЖ: Бытовой травматизм.

Увязывать  круговорот воды с её свойствами. Применять  понятия: испарение,

круговорот воды.

с. 53-56

12.10.12

Берегите воду!

 

Распознавать причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

с. 57-61

17.10.12

Как разрушаются камни!


ОБЖ: Травмы во врнмя подвижных игр.

 Определять  причины разрушения твёрдых тел.

с. 62-64

19.10.12

Что такое почва?

Распознавать основные свойства почвы, состав почвы.  Определять  наличие разных компонентов Углубить представление учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли; выделить основные свойства почвы и ее состав, познакомить с процессом образования почвы, обратить внимание на нестабильность почвенного слоя и разрушительную деятельность человека.. в почве.

с. 65-70

24.10.12

Разнообразие растений


ОБЖ: Виды травм во время подвижных игр.

Отличать  растения одной группы от другой, Знать основную классификацию растений.

с. 71-75

26.10.12

Солнце, растения и мы с вами.



 Устанавливать  взаимосвязь солнца, растений и человека.  Составлять  схему дыхания и питания растений.

с. 76-79

31.10.12

Размножение и развитие растений.




ОБЖ: Травмы глаз, отравления.

                         

Распознавать  этапы развития растения из семени, способы размножения растений.





с. 80-83

02.11.12

Охрана растений.

 

  Объяснять , почему многие растения становятся редкими. Применять  основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

с. 84-88

14.11.12

Разнообразие животных.


ОБЖ: Правила поведения на водоемах.

Распознавать  классификацию животных и их групповые признаки.   Относить  животное к определённой группе.

с. 89-95

16.11.12

Кто что ест?

Применять классификацию животных по типу пищи.   Составлять  цепи питания.

с. 96-99

21.11.12

Невидимая сеть и невидимая пирамида.


 Устанавливать  взаимосвязи между растениями и животными дубового леса. Узнавать  обитателей дубовых лесов.

с. 100-104

23.11.12

Размножение и развитие животных.

Знать способы размножения животных.

с. 105-111

28.11.12

Охрана животных.

 

  Определять  причины исчезновения животных. Применять экологические правила, которые должны выполнять люди.

с. 112-117

30.11.12

В царстве грибов.

 

Распознавать  съедобные и несъедобные грибы.  Определять  строение шляпочного гриба. Выполнять  правила сбора грибов.

с. 118-123

Великий круговорот жизни.

Распознавать  основные звенья круговорота жизни.   Устанавливать  взаимосвязь между ними.

с. 124-126

Обобщение по теме «Эта удивительная природа».

Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Эта удивительная природа».

Закрепить правила поведения в природе.

II   триместр

05.12.12

Организм человека.

Иметь представление: внутреннее строение организма человека.   Показывать внутренние органы на модели человека.

с. 128-131

07.12.12

Как человек воспринимает окружающий мир.

Иметь представление: органы чувств и их значение для человека. Беречь  органы чувств.

с. 132-135

12.12.12

Надёжная защита организма.

   Оказывать  первую помощь при небольших повреждениях.

с. 136-139

14.12.12

Опора тела и движение.

 

  Показывать  основные кости скелета. Применять  правила посадки за столом и выполнять их.

с. 140-143

19.12.12

Наше питание. Органы пищеварения

 

         

  Соблюдать  правила питания.  Устанавливать  взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

с. 144-147

21.12.12

О дыхании, о движении крови

Заботиться о своём здоровье.

с. 148-150

26.12.12

Умей предупреждать болезни. Это зависит от тебя.

 

  Закаливать  свой организм.

с. 152-153

09.01.12

Здоровый образ жизни.

 

Применять  главные правила здорового образа жизни, выполнять их.

с. 155-157

11.01.12

Обобщение по теме «Мы и наше здоровье».

Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Мы и наше здоровье».

Закрепить правила сохранения здоровья.

16.01.12

Огонь, вода и газ.

  Выполнять  правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

с. 4-7

18.01.12

Чтобы путь был счастливым.

 Выполнять  правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

с. 8-13

23.01.12

Дорожные знаки.

Узнавать основные дорожные знаки,  ориентироваться на дороге.

с. 14-17

25.01.12

Опасные места.

Узнавать опасные места для человека.  Предвидеть  опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

с. 18-22

30.01.12

О молниях, змеях, собаках      и прочем.

  Соблюдать  правила безопасности при общении с природой.

с. 23-29

01.02.12

Экологическая безопасность.

  Выполнять  правила личной экологической безопасности.

с. 29-34

06.02.12

Обобщение по теме «Наша безопасность».

Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».

08.02.12

Для чего нужна экономика.

  Определять  понятие экономика, главную задачу экономики.

с. 36-40

13.02.12

 Три кита экономики.

Применять  основные составляющие экономики.

с. 40-47

15.02.12

Полезные ископаемые.

Распознавать основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

с. 48-52

20.02.12

Растениеводство.

  Отличать  культурные растения от дикорастущих.   Различать  культурные растения.

с. 53-59

27.02.12

Животноводство.

Иметь представление: особенности разведения и содержания домашних животных.

с. 60-63

III  триместр

01.03.12

Какая бывает промышленность?

   Различать  продукцию каждой отрасли промышленности.

с. 64-67

06.03.12

Что такое деньги?

 Определять  роль денег в экономике. Распознавать современные российские монеты.

с. 68-72

13.03.12

Государственный бюджет.


 Оперировать  терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

с. 73-76

15.03.12

Семейный бюджет.

  Основы  семейного бюджета.

с. 77-80

20.03.12

Экономика и экология.

  Составлять  простейшие экологические прогнозы

с. 81-86

22.03.12

Обобщающий урок по теме «Чему учит экономика».

Тематический контроль.

Обобщить знания детей по разделу «Наша безопасность».

Резервный урок.

03.04.12

Золотое кольцо России.

Распознавать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности,   показывать их на карте.

с. 88-99

05.04.12

Наши ближайшие соседи.

распознавать государства – ближайшие соседи России,   показывать их на карте.

с. 100-109

10.04.12

Наши ближайшие соседи.

Уметь сравнивать, работать с глобусом, картой.

12.04.12

 На севере Европы.

Распознавать  северные европейские государства.  Показывать  их на карте.

с. 110-119

59

17.04.12

 На севере Европы.

Уметь работать в группах. Уметь договариваться.

60

19.04.12

Что такое Бенилюкс?

Иметь понятие: страны Бенилюкса, особенности их экономики.  Показывать  страны на карте.

с. 120-126

61

24.04.12

В центре Европы.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

с. 127-133

62

26.04.12

В центре Европы.

Уметь рассуждать, делать выводы.

63

03.05.12

Путешествие по Франции и Великобритании.

  1. Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

с. 134-143

64

08.05.12

Путешествие по Франции и Великобритании.

Уметь работать с дополнительной литературой.

65

15.05.12

 На юге Европы.

   

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

с. 144-150

66

17.05.12

 На юге Европы.

   

Уметь работать в группах. Уметь договариваться.

67

22.05.12

По знаменитым местам мира.

Иметь понятие: страны, расположенные в центре Европы,   показывать их на карте.

с. 151-155

68

24.05.12

Обобщающий урок. Что мы узнали и чему научились за год.

  1. Повторить и обобщить изученное за год.
  2. Проверить знания и умения  детей.
  3. Дать летнее задание.

ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ:

Учебник

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011. Часть 2. М.: Просвещение, 2011.

Плешаков А. А. Окружающий мир.  3  класс.  Рабочая тетрадь. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011. Часть 2. М.: Просвещение, 2011.

Методическая литература

Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету  «Окружающий мир»: 3 класс. М.:Экзамен, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...