Тематическое планирование окружающему миру 4 кл.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему

Ларькова Марина Олеговна

Тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_po_okruzhayushchemu.doc276.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                               Согласовано                                   Утверждаю

на заседании МС                       зам. директора по УВР                         директор ОУ

протокол № _____                       _______________________                      № _________

« ___ » ________ 2012 г.               « ___»  ____________ 2012 г.               « ____ » _______ 2012 г.

Рабочая программа

                        по         окружающему миру

                                 класс       4 – В

учитель   М.О. Ларькова

учебный год   2012 – 2013

Количество часов по учебному  плану

68 ч.

Всего за учебный год

66 ч.


В т. ч.

на I полугодие


31 ч.

на I полугодие


35 ч.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к тематическому  планированию

 по окружающему миру

Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса по окружающему миру на основе УМК «Начальная школа ХХI века» под руководством члена-корреспондента РАО профессора Н.Ф.Виноградовой.

Основная цель обучения предмету окружающий мир в начальной школе: представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России. На основе установленных целей изучения предмета окружающий мир были определены его задачи: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная задача заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая задача обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая задача предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Программа ориентирована на использование:

-Окружающий мир. 4класс. Учебник (2части). Авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Москва. «Вентана-Граф» 2010г.-Окружающий мир. Рабочая тетрадь (2части). Авторы Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Москва. «Вентана-Граф» 2011г.

         Изменения в авторскую программу  не внесены. Типовой программой  предусмотрено 68 часов, (2 часа в неделю), но в связи с тем, что государственные праздники  «День согласия и примирения» и «Международный женский день» выпадают на рабочие дни, проведена коррекция прохождения программного материала: объединение тем по разделам:

- «Родная страна от края и до края» с 11 ч до 10 ч.,

-  «Человек – творец культурных ценностей» с 15 ч до 14ч.

       Предпочтительная форма организации – урок. Преобладающие  формы  контроля УУД  - контрольные работы и тесты.

Требования к уровню подготовки учащихся

№ п/п

Разделы учебного курса.

Компетенции.

1.

Введение. Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека.

Предметные компетенции:

- умение  назвать признаки живого организма;

- осознание значения нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной системы.

Личностная компетенция:

- формирование интереса к предметно- практической деятельности, предложенной в учебнике.

Метапредметная компетенция:

- овладение умением ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезу.

Коммуникативная компетенция:

-овладение способами совместной деятельности в группе.

2.

Ты и твоё здоровье.

Предметные компетенции:

- формирование умения выполнять правила пользования электроприборами, газовой плитой и т.д.;

- давать характеристику заболеваниям;

- оказать первую помощь.

Личностная компетенция:

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметная компетенция:

 -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативная компетенция:

- овладение позитивными навыками общения  в обществе.

3.

Мир чувств.

Предметные компетенции:

- понимание значений эмоций в общении людей;

- познание чувств в музыке, живописи, поэзии.

Личностная компетенция:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

 Метапредметная компетенция:

- умение ставить цель и организовывать её достижение.

 Коммуникативная компетенция:

- овладение приёмами действий в ситуациях общения.

4.

Обрати внимание на внимание.

Предметная компетенция:

- формирование умения рассуждать о психологических особенностях человека. Личностная компетенция:

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметная компетенция:

-овладение способами совместной деятельности в группе.

Коммуникативная компетенция:

- овладение позитивными навыками общения  в обществе.

5.

Помни о памяти.

Предметная компетенция:

- формирование умения выполнять упражнения по тренировке памяти.

Личностная компетенция:

- понимание причин успеха в учёбе.

Метапредметная  компетенция:

- овладение умением задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме.

Коммуникативная компетенция:

- умение выступать с устным сообщением. задать вопрос.

6.

Человек среди людей.

Предметные компетенции:

- овладение умением составлять памятки «Для доброго человека»;

- объяснять крылатые слова.

Личностная компетенция:

-проявление  интереса к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике.

Метапредметная компетенция:

- овладение умением ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы.

 Коммуникативная компетенция:

- владение  разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).

7.

Родная страна: от края до края.

Предметные компетенции:

- овладение умением рассказать о природных зонах;

- о почвах России, об охране почвы.

Личностные компетенции:

- интерес к предметно-практической деятельности, предложенной в учебнике;

Метапредметные компетенции:

- приобретение опыта восприятия картины мира.

Коммуникативная компетенция:

- формирование умения искать и находить компромиссы.

8.


Человек – творец культурных ценностей.


Предметная компетенция:

- формирование умения сообщить о возникновении письменности и что такое культура.

Личностные компетенции:

- формирование уважительного отношения к иному мнению .

Метапредметная компетенция:

- формирование умения выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий(презентаций).

 Коммуникативная компетенция:

- формирование умения  корректно вести учебный диалог.

9.

Человек – защитник своего Отечества.

Предметные компетенции:

- овладение умением сообщить о войнах славян;

- о князе Александре Ярославиче (Невском). Личностные компетенции:

- понимание причин успеха в учёбе.

Метапредметные компетенции:

- приобретение опыта восприятия картины мира.

Коммуникативная компетенция:

- формирование умения искать и находить компромиссы.

10.

Гражданин и государство.

Предметные компетенции:

- овладение умением сообщить о государственном устройстве;

- называть права и обязанности гражданина России. Личностная компетенция:

- понимание причин успеха в учёбе.

Метапредметные компетенции:

-умение ставить цель и организовывать её достижение.

Коммуникативная компетенция:

 -овладение  способами совместной деятельности в группе.

Содержание программы учебного курса

4 класс (66 часов; 2 часа в неделю)

   «Окружающий мир»  - предмет  особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных областей знаний и является пропедевтикой изучения географии, истории, обществознания, биологии, анатомии и валеологии.

   Ведущие содержательные линии:

Человек – живое существо. Как устроен и работает организм человека (17ч)

         Организм человека. Нервная система .Головной и спинной мозг. Скелет – опора человека. Кости и мышцы Пищеварительная система. Дыхательная система. Кровеносная система. Органы выделения. Зрение. Слух .Обоняние. Вкус. Осязание.

Мир чувств (4ч)

        Чувства: внимание, память.

Ты и твоё здоровье (9ч)

   Когда дом становится опасным. Опасности на дороге. Помощь при травмах. Ядовитые грибы и растения. Что нужно знать о болезнях .Аллергия.

Человек среди людей (2ч)

         Нравственные  понятия: доброта,  справедливость, правдивость,  честность.

Родная страна: от края до края (10ч)

         Природные зоны, почвы, рельефы России. Россия и её соседи.

Человек – творец культурных ценностей (14 ч)

         Письменность. Образование – часть культуры человека. Образование в эпоху Петра I и после его правления. Русское искусство до XVIII века. Художественные ремёсла на Руси. Искусство России XVIII века. Золотой век русской культуры (XIХ век). Русская музыка XIX века. Художники-передвижники. Искусство России ХХ века.

Человек – защитник своего Отечества (6ч)

        Борьба славян с половцами. Войны со шведами и немецкими рыцарями. Куликовская битва. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война.

Гражданин и государство (3ч)   

  Граждане Российского государства. Символы России. Русский язык – государственный язык РФ.

Учебно – тематическое планирование

по  окружающему миру

Класс    4 - В

Учитель     М.О. Ларькова

Количество часов   всего  66;      в неделю 2 часа

Плановых контрольных уроков:   4

Планирование составлено на основе УМК «Начальная школа XXI века»

Учебник:

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: учебник. 4 класс , 2 части – М.: Вентана-Граф, 2009г.

Тетрадь:

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир: рабочие тетради №1, №2 - М.: Вентана-Граф, 2009г.

Учебно - тематический план уроков окружающего мира




ур.


Дата


Название разделов,

количество

часов



Тема урока



Содержание

урока



Компетенции

учащихся


Виды контроля

за уровнем

усвоенного





Дом.

задание

План.

Факт.

1

3.09

Введение. Человек – живое существо.

 Как устроен и работает организм человека

 (17ч).


Организм человека. Нервная система.

Общие признаки живых существ (человека, животных, растений). Организм. Строение нервной системы, её роль в организме. Головной и спинной мозг: строение и функции Скелет и мышцы. Значение опорно –двигательной системы. Осанка. Предупреждение искривления позвоночника Зубы. Правила ухода за зубами Система органов дыхания.  Защита органов дыхания Органы кровеносной системы. Кровь, её функции.

Сердце. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения. Почки – главный орган выделения

Органы чувств, их значение в жизни человека. Охрана органов чувств.

Ученик называет признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных).

Раскрывает значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека.

Объясняет значение понятий «человек – живой организм», «здоровый образ жизни», «вредные привычки».

Различает полезные и вредные привычки;

эмоциональные состояния и чувства окружающих.

Овладевает ценностями, такими как бережное отношение к своему здоровью, к здоровью окружающих, здоровый образ жизни.

Текущий

стр .6-7,

пересказ.

2

7.09


Головной и спинной мозг.

Текущий

стр .8-9,

пересказ.

3

10.09


Скелет – опора человека

Текущий

стр.11-12.

пересказ.

4

14.09


Кости и мышцы необходимо укреплять.

Текущий

стр.14,

пересказ.

5

17.09


Пищеварительная система.

Текущий

стр.16-17,

пересказ

6

21.09


Берегите зубы с детства

Текущий

стр.18, пересказ

7

24.09


Дыхательная система.

Текущий

стр.19-21,

пересказ

8

28.09


Кровь. Кровеносная система

Текущий

стр.23,

пересказ.

9

1.10

Сердце – главный орган кровеносной системы.

Текущий

стр.25-26,

пересказ.

10

5.10


Органы выделения. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

Текущий

стр.25-26

пересказ.

11

8.10


Кожа. Строение кожи. Как «работает» кожа.

Текущий

стр.28-29,

пересказ.

12

12.10


Зрение. Береги глаза.

Текущий

стр.31-33,

пересказ.

13

15.10


Слух. Береги слух.

Текущий

стр.33-34, пересказ.

14

19.10


Обоняние. Как мы чувствуем запахи. Береги обоняние.




Текущий

Задание на стр.37.

15

22.10


Вкус.

Текущий

стр.37-38,

пересказ.

16

26.10


Осязание. Обобщение.


Текущий

стр.39,

пересказ.

17

9.11


Контрольная работа по теме: «Человек – живое существо»

Тематич.

С.40.

18

12.11

Мир чувств

(4 ч.).


От эмоции к чувствам.

Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Умение управлять своими чувствами. Настроение человека

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития

Овладевает коммуникативными компетенциями(адекватное выражение своих эмоций, чувств)Понимает  значение эмоций  в общении людей.

Рассуждает о психологических особенностях человека, индивидуальных чертах.

Умеет выполнять упражнения по тренировке внимания.

Текущий

Стр.41,

пересказ.

19

16.11


Чувства.

Текущий

Задание на стр.45; стр.44-45пересказ.

20

19.11


Что такое внимание?

Текущий

стр.45-46,

пересказ.

21

23.11


Зачем человеку память.

Текущий

стр.47-48,

пересказ.


22

26.11

Ты и твоё здоровье

 ( 9ч)



Когда дом становится опасным.


Огонь – друг и враг человека. Правила пользования электроприборами.


Правила пользования газовой плитой, компьютером.

Правила дорожного движения. Правила поведения на улицах и дорогах.

Выполняет правила пользования электроприборами.


Выполняет правила пользования газовой плитой, компьютером.

Инструкции по технике безопасности.


Применяет знания правил дорожного движения.

Текущий


стр.69-70,

пересказ.

23

30.11


Правила пользования газовой плитой, компьютером

Текущий

стр.70-72,

пересказ.

24

3.12


Опасности на дороге

Текущий

стр.72-75

пересказ.

25

7.12


Если случилась беда.

Текущий

стр.80-81,

пересказ.

26

10.12


Ядовитые грибы и растения.

Текущий

стр.83-85,

пересказ.

27

14.12


Что нужно знать о болезнях.

Помощь при травмах. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Оказывает помощь при травмах. Применяет правила поведения во время грозы…

Текущий

стр.85-88,

пересказ.

28

17.12


Аллергия. Носовое кровотечение.

Текущий

стр.91

пересказ.

29

21.12


Тест  по теме: «Ты и твоё здоровье». Чем человек отличается от животных.

Текущий

стр.95-96;

98

пересказ.

30

24.12


Итоговая контрольная работа за 1полугодие.


Итоговый


31

28.12

Человек среди людей (2ч).


От рождения до старости.

Что такое справедливость. Почему нужно быть справедливым.

Объясняет крылатые слова. Составляет памятки «Для доброго человека».

Текущий

с.114.

.

32

14.01


Поговорим о доброте. О справедливости, правдивости и честности.

Текущий

стр.111-112,

пересказ

33

18.01

Родная страна: от края до края

 (10ч).




Почему человек должен знать свою Родину.

Природные зоны:

Как выбиралось место для строительства города. «Кремлёвские» города.

Почему улицы так называются.

Россия и её ближайшие соседи. Особенности природы, экономики, культуры стран – соседей России.

Знает природные зоны. Даёт характеристику каждой зоне.

Рассуждает об особенностях поверхности территории России,

как выбиралось место для строительства города.

Объясняет, почему улицы так называются.

Текущий

стр.7-11,

пересказ.

34

21.01


Природные зоны России: Тайга.

Текущий

стр.14-15,

пересказ.

35

25.01


Смешанные леса. Степь.

Текущий

стр.21-22,

пересказ.

36

28.01


Пустыня. Влажные субтропики.

Текущий

стр.25-26,

пересказ.

37

1.02


Почвы России.

Текущий

стр.29;

 30-32,

пересказ.


38

4.02


Рельефы России.

Текущий

стр.33-36, пересказ.

39

8.02


Как возникали и строились города

Текущий

стр.39; 43, пересказ.

40

11.02


 Названия улиц.

Текущий

стр.45

пересказ.

41

15.02



Россия и её соседи


Текущий

стр.47-48, пересказ.

42

18.02




«Дружбу водить – добрым быть».

Россия и её ближайшие соседи



Текущий

стр.49-52, пересказ.

43

22.02

Человек– творец культурных ценностей

(14 ч ).


О письменности.

Что такое культура. Как возникла письменность Солунские братья Кирилл и Мефодий.

Современное общество – общество образованных людей. Владимир Мономах и его  «Поучение». Первая школа для моряков. Предметы, которые изучались в начальных школах. Первые университеты. Искусство – часть культуры общества. Архитектура храмов, церквей, соборов. Русская икона. Русская архитектура XVIII века,й путевой дворец, Петродворец, Кижи и маленькая др.

Выдающиеся русские художникXVIII века. Особенности русской живописи XVIII века

Художники-передвижники. Русская музыка XIX века, композиторы, ее создававшие. Гений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого. Небывалый расцвет русской литературы и искусства XIX века

Наиболее значительные достижения отечественного искусства ХХ века (в области архитектуры, живописи, музыки).

Рассуждает о возникновении письменности ,и что такое культура.

Сообщает о


Владимире Мономахе, о первых школах и предметах, которые изучались, о Русской культуре. Овладевает ценностями: гордость за Россию, уважение к прошлому. Рассуждает о русской архитектуре и о русских художниках XVIII века Использует предметные компетенции в практической деятельности Рассуждает о художниках-передвижниках; о композиторах, об А.С. Пушкине, Л.Н. Толстом,

о наиболее значительных достижениях отечественного искусства ХХ века (в области архитектуры, живописи, музыки),

Текущий

стр.57-58, пересказ.

44

25.02


Образование – часть культуры человека.

Текущий

стр.62-63; 65-66,

пересказ.

45

1.03


Образование в эпоху Петра I и после его правления.

Текущий

стр.67-69, пересказ.

46

4.03


Открытие начальных школ в России.

Текущий

стр.70-72, пересказ.

47

11.03


Русское искусство до XVIII века.

Текущий

стр.77-78, пересказ.

48

15.03


Художественные ремёсла на Руси.

Текущий

стр.80-83,

пересказ.

49

18.03


Контрольная работа  за 3-ю четверть

Итоговый

с.92

50

22.03


Искусство России XVIII века.

Текущий

стр. 85-87, пересказ.

51

1.04


Открытие в Росси государственного публичного театра.

Текущий

стр.88-91, пересказ.

52

5.04


Золотой век русской культуры (XIХ век)

Небывалый расцвет русской литературы и искусства XIX века

Текущий

стр.93-100, пересказ

53

8.04


Гений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого

Текущий

с.102-106, пересказ

54

12.04


Русская музыка XIX века, композиторы, ее создававшие.

Текущий

с.106-108, пересказ

55

15.04


Художники-передвижники

Текущий

с.110-113, пересказ

56

19.04


Искусство России ХХ века.

Текущий

с.115-118,

пересказ.

57

22.04


Человек – защитник своего Отечества (6ч).


Борьба славян с половцами.


Почему люди воюют. Войны славян в ХI веке. Владимир Мономах и объединение русских для борьбы с половцами.

Военная ситуация на Руси ХIII века., Победа над шведами. Князь Александр Ярославич (Невский) и его роль в победе на Чудском озере. Монгольское иго на Руси. Начало борьбы с Золотой Ордой. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Война России с армией Наполеона. Бородинское сражение. Сдача Москвы. План Кутузова. Главные битвы советской армии с фашистами Помощь тыла.


о войнах славян.

овладевает духовными ценностями (патриотизм, чувство ответственности).

высказывает суждение о князе Александре Ярославиче (Невском), о начале борьбы с Золотой Ордой; о Дмитрии Донском и о  Куликовской битве, о войне России с армией Наполеона, о Бородинском сражении, использует предметные компетенции в практической деятельности

Текущий

с.122-123,

пересказ.

58

26.04


Войны со шведами и немецкими рыцарями.


Текущий

с.124-126, пересказ.

59

29.04



Куликовская битва.


Текущий

с.126-128,

пересказ.

60

3.05



Отечественная война 1812 года.


Текущий

с.128-129.

61

6.05


Великая Отечественная война. Помощь тыла.

Текущий

с.130-133,

пересказ.

62

10.05


Итоговая годовая контрольная работа

Итоговый  

с.134-137,

пересказ.

63

13.05


Гражданин и государство (4ч).


Мы – граждане Российского государства.

Мы живём в Российской Федерации. Государственное устройство. Права и обязанности гражданина России. Символы России. Русский язык – государственный язык РФ.

Текущий

с.140-142,

пересказ.

64

17.05


Символы России. Русский язык – государственный язык РФ.

Текущий

с.143-144,

пересказ.

65

20.05


Проект "Россия".

Текущий

с.145

66

24.05


 Защита проекта "Россия".

итоговый

Контрольные параметры оценки достижения ГОС по окружающему миру, 4 класс.

Четверть

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Формы контроля

Контрольная работа

9.11

24.12

18.03

10.05

Учебно-методические средства обучения.

1. Окружающий мир.

-Окружающий мир. Учебник. 4класс. 2части. Н.Ф.Виноградова. Москва. «Вентана-Граф». 2010г

- Окружающий мир.. Рабочая тетрадь. 2части. Н.Ф.Виноградова. Москва. «Вентана-Граф». 2011.г.

- Методическое пособие для учителя. Н.Ф.Виноградова. Москва. «Вентана-Граф». 2010г.

- Окружающий мир. Итоговая аттестация.Е.Г.Каткова. Москва. «Экзамен». 2011г.

-Окружающий мир. Тесты. С.А.Петрушенко. Ростов – на – Дону. «Легион». 2010г.

2.  Медиатека, интернет – ресурсы.

Диск СD «Вентана – Граф». УМК «Начальная школа ХХI».

  - Предметные программы.

   - Программа формирования УУД.

   -Программа коррекционной работы.

   - Планируемые результаты освоения ООП.

    - Программа формирования безопасного и здорового образа жизни.

   - Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru. wikipedia. orq/wiki.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. Окружающий мир. 2 класс

Планирование по УМК "Перспектива"...

тематическое планирование окружающего мира в первом классе

рабочая программа по окружающему миру в первом классе. Школа России....

Календарно-тематическое планирование окружающему миру 3 класс.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования УМК "Школа России".Материал содержит пояснительную записку и КТП по окружающему м...

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ

Тематическое планирование окружающего мира 4 класс ПНШ с учётом ФГОС...

Тематическое планирование окружающего мира в 4 классе.

Тематическое планирование окружающего мира  в 4 классе....

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 классе.

Календарно-тематическое планирование окружающего мира во 2 класссе дано по Образовательной программе "Школа 2100"...