"Арктика - стратегия будущего"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Клестова Мария Александровна

 

Материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся. Так, например, введение в тему построено на основе сказки.  Содержание урока охватывает очень важные вопросы для расширения кругозора учащихся, углубление их знаний об особенностях  Арктики и способствует умственной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Арктика – стратегия будущего»

Общедидактическая цель:

  1. восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала
  2. осмысление связей и отношений в объекте изучения.

Триединая дидактическая цель:

1. Образовательная: познакомить с характерными особенностями Арктики; выяснить участие человека в освоении Арктики; сформировать представление детей о значении Арктического региона в развитии экономики нашей страны, о роли Ненецкого АО в освоении Арктического шельфа.

2. Развивающая: учить сравнивать, анализировать, обобщать, расширять кругозор детей.

3. Воспитательная: помочь детям задуматься о необходимости охраны природы, воспитание чувства патриотизма и любви к родному краю.

 

Формы организации познавательной деятельности:

  1. фронтальная
  2. индивидуальная
  3. групповая

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный
  2. частично-поисковый
  3. проблемный
  4. эвристический

Оборудование:  проектор, мультимедийная презентация, карта, фильм «Пионер Арктики»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Введение в тему.

"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль - просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!"

(Г. Х. Андерсен "Снежная королева").

- Из какого произведения этот отрывок?

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в царство Снежной королевы.

- Что непременно должно быть в ее королевстве? (Снег и лед).

- Покажите на карте то место, где могла бы жить Снежная королева.

- Этот регион называется  Арктика. А что это за регион и что делает его особенным и очень важным для всей нашей страны – об этом мы и будем сегодня говорить. И тема нашего урока звучит так: «Арктика – стратегия будущего». (слайд 1)

- А что такое стратегия? (ответы детей)

Стратегия – ( греч.) это общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период, способ достижения сложной цели.(слайд 2)

  1. Изучение нового материала

1.  Знакомство с характерными особенностями Арктики.

- Итак, отправляемся в путешествие на далекий Север. Я буду вашим экскурсоводом, а вы прослушайте мой рассказ, а затем мы с вами обсудим: (вопросы записаны на доске)

  1. где находится ледяная зона?
  2. чем покрыты океан и острова?
  3. что такое полярный день, полярная ночь?
  4. какая температура зимой, летом?

С давних пор Арктика привлекала людей своими тайнами. Загадочное северное сияние пробуждало у неутомимых путешественников желание бросить вызов ледяной стихии. Что же такое Арктика? Определений - множество. Древние греки назвали северные территории «страной большого медведя» (слайд 3)- именно туда вела путеводная Полярная звезда. Арктика – это все огромное пространство Северного Ледовитого океана с морями и островами. (слайд 4).На островах Арктики расположена ледяная зона. Большая часть поверхности Северного ледовитого океана на протяжении всего года покрыта льдом, средней толщиной  3 метра. За последние три десятилетия площадь ледового щита Арктики сократилась на 15-20%.

Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности, совсем не нагревая ее. Здесь постоянное царство льда и снега. Океан, острова покрыты толстым ледяным панцирем. Лишь кое-где на островах нет льда, но и здесь суша промерзает намного метров в глубину. Поэтому почва здесь почти совсем не образуется.

Зимой в Арктике полярная ночь. (слайд 5) Несколько месяцев подряд солнце не показывается, темнота. Только светит луна, мерцают звезды. Иногда возникает разноцветный мерцающий занавес в темном небе – полярное сияние. Зима – очень суровое время года. (слайд 6)Дуют сильные ветры, бушует пурга, температура нередко понижается до – 600С.

Летом в Арктике – полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура поднимается на несколько градусов выше 00С.

-Итак, (ответы на вопросы)

Несмотря на суровость природных условий, Арктика всегда привлекала к себе внимание.

2. Вклад М.В. Ломоносова в изучение Северного Ледовитого океана.

Так, например, огромный вклад в изучение Северного Ледовитого океана внес выдающийся ученый, 300-летие которого мы отмечаем в этом году. Это ….(слайд 7) (Ломоносов Михаил Васильевич). Среди трудов Ломоносова видное место занимают исследования по северу, по изучению полярных морей и истории арктического мореплавания. Он показал огромные возможности Севера, настойчиво призывал осваивать его богатства. Все его научные изыскания отражены в многочисленных трудах, посвященных Арктике и Северному Ледовитому океану. (обратить внимание детей на выставку книг на слайде 7)

Историко-географ Д. М. Лебедев так оценил роль великого помора: “Труды М. В. Ломоносова, с одной стороны, являются вершиной, достигнутой русской географической наукой к середине 60-х годов XVIII века; с другой стороны – они послужили той необходимой научной базой, на основе которой стал возможен дальнейший подъем этой науки…”.

И по сей день интерес к Арктике не пропал. Многие ученые занимаются изучением данного региона.

 

3.  Роль Севера в экономическом развитии страны.

Строительство МЛСП «Приразломная»

Вопросы развития Российской Арктики всегда находились в зоне внимания руководства нашей страны, и это внимание стало особенно пристальным в последние годы. Ведь Север исключительно важен в экономическом развитии страны. Здесь проходит Северный Морской путь  - самая короткая трасса из Азии в Европу, есть огромное количество природных минерально-сырьевых ресурсов. Свои претензии на экономическое освоение Арктики выдвигают Канада, США и даже Китай. Но именно Россия является государством, имеющим самую протяженную территориальную границу в Арктике – почти 20 тысяч километров. (слайд 8) А значит и роль северных регионов, в том числе и Ненецкого АО, в решении стратегических, т.е. самых важных задач развития Российской Федерации будет возрастать.

Самым масштабным проектом последнего десятилетия является создание, а в настоящее время и введение в эксплуатацию морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», которая была разработана для работы  в условиях Арктики. Также платформа будет функционировать и на территории Ненецкого АО.

Назовите два основных полезных ископаемых, которые добывают в нашем округе?

В настоящее время МЛСП «Приразломная» находится на месторождении «Приразломное» в Печорском море, где ей минимум 25 лет предстоит добывать нефть в суровых климатических условиях при температуре до -50°С.  Месторождение расположено на востоке Печорского моря в 60 км от берега, недалеко от п. Варандей (показ на слайде 8). Разработкой месторождения будет заниматься компания «Газпром нефть шельф», образованная  в 2002 году.

 МЛСП «Приразломная» - ключ к природной кладовой Печорского моря. С помощью этой платформы будут осуществляться все необходимые операции: добыча, переработка, хранение и отгрузка нефти. О том, как проходило строительство этой платформы и с какими трудностями сталкивались инженеры и проектировщики, мы узнаем из фильма, который называется «Пионер Арктики».  Эпиграфом к этому научному фильму взяты слова М.В.Ломоносова (слайд 9) «…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…».  

- Как вы понимаете эти слова? (уже в 18 веке этот выдающийся ученый предполагал, что Северный Ледовитый океан таит в себе большие возможности, которые будут иметь огромное значение для развития экономики всей страны)

-Внимательно посмотрите один из фрагментов фильма (до 1 мин40сек), а затем мы вместе попробуем ответить на вопрос: почему в настоящее время очень важным является разработка месторождений именно на морском шельфе. ( Морской шельф – это береговая отмель; глубина от 50-100м до 200м)

Просмотр.

Обсуждение с детьми

- Почему в настоящее время очень важным является разработка месторождений на морском шельфе? (запасы на континентальных месторождениях быстро сокращаются)

- Как называется завод, который занимался строительством платформы? («Севмаш» в Северодвинске)

Давайте внимательно посмотрим, как проходили этапы строительства платформы, из каких комплексов состояла платформа, с какими сложностями сталкивались при строительстве. (просмотр)

Второй фрагмент (с 6 мин 30 сек до 8 мин 22 сек; 9мин 00 сек до 11 мин 20 сек;

Обсуждение с детьми

- Как проходили этапы строительства платформы?

-Из каких комплексов состояла платформа?

-С какими сложностями сталкивались при строительстве?

За последнее время на платформе дважды побывал губернатор Ненецкого АО Игорь Геннадьевич Федоров.  Он очень впечатлен этим «грандиозным объектом» и гордится тем, что платформа будет установлена вблизи береговых границ округа.

  1. Заключение.

Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в арктическую зону. Узнали много нового и интересного. Я надеюсь, что наше путешествие по Арктике вам понравилось.

- Для чего была создана платформа, в чем её особенность? (нет аналогов в мире)

Как вы думаете, почему Арктика – это стратегический (очень значимый и важный) регион для всего человечества, особенно для России?

(Вывод делает учитель, обращаясь  к теме урока)

 Следовательно, Арктика- стратегия будущего.

Давайте будем бережно относиться к природе, любить, ценить и уважать её!

Спасибо за внимание! (слайд 10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Арктика – стратегия будущего» Учитель начальных классов МОУ «СОШ №4 г.Нарьян-Мара» Черемисина М.А.

Слайд 2

Стратегия – ( греч.) это общий план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период; способ достижения сложной цели .

Слайд 3

Древние греки называли северные территории «страной большого медведя»

Слайд 4

ЛЕДЯНАЯ ЗОНА Северный Ледовитый океан Моря Острова

Слайд 7

Михаил Васильевич Ломоносов

Слайд 9

«…российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном…». М.В.Ломоносов

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арктика

Презентация к уроку окружающего мира.УМК Гармония, 4 класс....

Окружающий мир. 4 класс. Арктика.

В презентации можно найти сведения об Арктике и ее обитателях ....

Разработка урока по окружающему миру "Арктика"

Ведущим разделом уроков окружающего мира в четвертом классе является данная тема. Автором была разработана карта темы, содержащая понятийный аппарат, соответствующие алгоритмы в виде срезовой работы, ...

Арктика - царство льда и снега.

Наглядно проиллюстрирует учащимся природу Арктики...

Презентация "Арктика"

В данной презентации рассказывается о природной зоне арктике....

Технологическая карта дефектологического занятия по теме: Арктика. Животные Арктики.

Задачи:Коррекционно-образовательные:- расширять и уточнять знания о природной зоне – Арктика;- закреплять названия животных, обитающих в Арктике.Коррекционно-развивающие:- развивать логическое м...