Разработка урока по окружающему миру "Арктика"
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Васильева  Елена  Викторовна
Ведущим разделом уроков окружающего мира в четвертом классе является данная тема. Автором была разработана карта темы, содержащая понятийный аппарат, соответствующие алгоритмы в виде срезовой работы, подобраны упражнения для поэтапной отработки нужных умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arktika.docx18.66 КБ
Office presentation icon zona_arkticheskih_pustyn.ppt2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Вводная беседа

-Ребята, мы закончили изучение  темы «Моря, озёра  и  реки  России».  И  приступаем  к  новой  теме «Зоны  северного  полушария» (Слайд №2-стихи).

II. Сообщение темы урока

-Прочитайте  строки стихов  из известной  песни.

-Сегодня  мы  отправляемся  с  вами туда, где царство  холода, снега  и  льда.

Мы путешествовали по  нашей стране  с  востока  на запад и наоборот. А сегодня  изменим  наш  маршрут - возьмём  направление  с  севера  на  юг  по  природным  зонам  России.

-Мы  с вами – это  научная  экспедиция. Отправляемся  за Полярный  круг, в зону арктических пустынь (включить слайд №3).

-К  бескрайним  просторам  Северного  Ледовитого  океана, - к его  островам  наш  путь.

-Членами  нашей   экспедиции являются  географы (1,2ряд), ботаники (3,4ряд) и зоологи (5,6ряд).

-Мы знаем, что  это  царство  холода, снега и льда. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции (открыть слайд №4)?

III. Введение в новую тему

А теперь оделись побыстрее и отправляемся в путь.

-Сегодня я уже неоднократно произнесла фразу: природная  зона.

– А что это такое?

-Какой ответ я услышу от наших учёных? (уч-ся дают свои ответы, открыть слайд №5)

Вы правы: итак, природная зона-это природный комплекс с общими

температурными условиями, почвами, растительным и животным миром.

-Посмотрите на нашу таблицу.

-Что она вам напоминает - это паутинка, которая в природе связана невидимыми нитями.

-А что же входит в эти невидимые нити, что

Так необходимо для жизни:

1) Это вода (нажми клик)

-Вода необходима для почвы, животных, растений.

2) Почва (нажми клик)

-Почва питается водой, на её поверхности и внутри  живут разные

животные и растут разные растения.

3) Животные (нажми клик)

-Животных арктической зоны кормит море, морскими водорослями

питаются рачки, а ими рыбы.

4) Растения (нажми клик)

-Животные питаются растениями, растения питаются минеральными веществами из  почвы и воды.

5) И всё это создаёт одну природную зону с общим климатом для всего живого.

IV. Составление 1-карты темы (общей)

Итак, чтобы, как можно лучше изучить ту или иную природную зону, составим поэтапный план ответа:

Что мы будем изучать, узнавать?

О зоне арктических пустынь (открыть слайд №6).

(Выстраивание схемы по вопросам учителя):

1. Как вы считаете, чем занимаются наши географы?

(геоположением) (клик)

-Что это такое?

-И что ещё? (неживую природу) (клик)

2. Что заинтересует ботаников и зоологов? (клик)

3. Что мы относим к неживой природе? (климат и почву?) (клик)

4. А в свою очередь климатические особенности изучают?

(температуру и осадки) (клик)

5. А зоологи и ботаники в живой природе будут изучать? (клик)

V. Работа с картой на доске «Природные зоны России»

Найдите, пожалуйста, на карте зону арктических пустынь, покажите (один ученик у доски).

-Кто может назвать острова, которые относятся к этой зоне? (один ученик у доски)

Нашей экспедиции сегодня предстоит выяснить, почему здесь такие

суровые условия.

Самый главный секрет нам раскроит схема природных зон России (открыть слайд №7).

-Покажите мне на схеме «Природных зон России», зону арктических пустынь.

-Что интересного можно рассказать о направлении лучей солнца на поверхности Земли?

VI. Работа с контурной картой:

-Возьмите контурную карту и закрасьте ту часть Российской

Федерации, где  расположена зона Арктических пустынь(открыть слайд №8).

Природных зон России-6, но сегодня мы ведём разговор о самой первой зоне, которая называется: «Зона арктических пустынь». Покажите её на схеме.

-Какими же особенностями обладает только эта зона?

VII. Работа с карточками

Чтение и составление текста по карточкам.

1. Работа для географов.

-Подведём итог: что самое главное для зоны арктических пустынь? (открыть слайд№9)

-А теперь давайте рассмотрим растительный мир этой  зоны. Если эта зона обладает такими суровыми климатическими условиями, то и растительный мир не очень разнообразен.

-Скажите, по всей ли зоне можно встретить растения?

-А где можно увидеть и когда?

2. Работа для ботаников.

(по ходу чтения текста  с карточки открываются слайды №10-13)

Какие растения можно встретить в зоне арктических пустынь?

-Какие же сюрпризы нам преподносит животный мир Арктики?

3.Работа для зоологов.

(по ходу чтения текста с карточки открываются слайды№14-15)

VIII. Подведение итога групп

Итак, все научные группы хорошо поработали.

-Можем ли мы назвать арктическую зону пустыней? (В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и даже птицы выращивают своих детенышей.)

IX. Составление кроссворда

(открыть слайд №20)

X. Продолжение новой темы (подготовленные учащегося)

И это нам доказали люди покорившие эту суровую землю.

-Кто же эти отважные герои (открыть слайд№21)?

-Седов Георгий Яковлевич, Колчак, Шмидт Отто Юльевич.

Но исследования Арктики продолжаются и в наши дни (открыть слаыд№22) - доклад ученика (открыть слайд№23).

XI. Работа по учебнику

-А сейчас я предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника,

чтобы получить более полную информацию об этой природной зоне.

XII. Составление карты темы «Арктические пустыни»

 У вас в парте лежит лист с картой темы: «Арктические пустыни».

-Положите его перед собой, мы вместе будем заполнять эту карту (открыть слайд№24).

Составление карты темы по вопросам учителя:

1. С чего мы начинали изучение зоны «Арктических пустынь»? (клик)

2. О чём ещё рассказывали наши географы? (клик)

3. О чём рассказывали наши зоологи и ботаники? (клик)

4. Что мы говорили в геоположении о том, где простирается эта зона? (клик)

5. Только ли в Северном Ледовитом океане расположена зона Арктики? (клик)

6. Что мы изучаем у неживой природы? (клик)

7. Что изучают климатические особенности? (клик)

8. Назовите особенности температуры? (клик)

9. Что ещё относится к климатическим особенностям? (клик)

10. Особенности воды? (клик)

11. Какая почва в Арктике? (клик)

12. Что мы относим к живой природе? (клик)

13. Мир животных это?

14. Живая природа это не только мир животных, но и? (клик)

15. Основные растения Арктики? (клик)

16. Так же живая природа-это конечно и…? (клик)

17. Чем занимаются люди в Арктике? (клик)

XIII. Работа в парах (открыть слайд№25)

Ответ (открыть слайд№26).

XIV. Итог, самостоятельная срезовая работа

Возьмите лист со схемой для самостоятельной работы и попытайтесь заполнить её так, чтобы у вас получилась карта  темы, которую мы с вами заполнили коллективно. Попытайтесь дополнить её недостающими фактами (открыть слайд№27).

Я вам предлагаю два варианта работы:

1. Если вы подпишите основные термины, что мы изучали в зоне Арктических пустынь – вы получите 4

2. А если вы сумеете самостоятельно раскрыть  основные понятия, то получите 5.

XV. Д/з (открыть слайд№28)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

-ГДЕ-ТО НА БЕЛОМ СВЕТЕ ТАМ, ГДЕ ВСЕГДА МОРОЗ, ТРУТСЯ СПИНОЙ МЕДВЕДИ О ЗЕМНУЮ ОСЬ. МИМО ПЛЫВУТ СТОЛЕТЬЯ, СПЯТ ПОДО ЛЬДОМ МОРЯ. ТРУТСЯ ОБ ОСЬ МЕДВЕДИ- ВЕРТИТСЯ ЗЕМЛЯ.

Слайд 3

Зона арктических пустынь

Слайд 4

Одежда для членов экспедиции

Слайд 5

Природная зона- это природный комплекс с общими температурными условиями, почвами, растительным и животным миром. Образование природных зон обусловлено климатическими условиями, т.е. соотношением тепла и влаги. Климат Растения Воды Почвы Природная зона Животные

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 Зона арктических пустынь Зона тундры и лесотундры Зона лесов Зона степей и лесостепей Зона пустынь Черноморское побережье Кавказа Природные зоны России

Слайд 9

Зона арктических пустынь Особенности Полярная ночь Полярный день 2. Северное сияние 3. Низкие температуры 4. Вечная мерзлота 5. Бедный растительный мир 6. Бедный животный мир

Слайд 10

Растительный мир зоны арктических пустынь

Слайд 11

Растительный мир

Слайд 12

Водоросли Северного Ледовитого океана Красная водоросль Ламинария

Слайд 13

Зелёная льдина

Слайд 14

Рыбы Арктики

Слайд 15

Птицы Арктики

Слайд 16

Тупик

Слайд 17

Животный мир

Слайд 18

Животный мир

Слайд 19

Гренландский кит

Слайд 21

Первые исследователи Арктики

Слайд 22

Исследователи Арктики в наши дни

Слайд 23

Коллективно: учебник Стр.83-84

Слайд 25

Работа в парах: Рабочая тетрадь – стр.25 №4 - Подумай и запиши ответ : есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями.

Слайд 26

Ответ: цепь питания

Слайд 27

Самостоятельная срезовая работа

Слайд 28

Домашнее задание Учебник – стр.78-82 читать Дать характеристику «Зоне арктических пустынь» используя карту темы. 3.Творческая работа: сообщение в электронном виде о заповеднике расположенном на острове Врангеля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Окружающему миру "ПОЖАР"

Урок по теме "Пожар" с сопутствующей темой интегрированного курса ОБЖ "Друг огонь нам или враг?" позволяет уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности, расширить и уточнить знания детей о п...

методическая разработка урока по окружающему миру " Путешествие в космос"

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс. Можно использовать и как внеклассное мероприятие ко дню космонавтики...

Разработка урока по окружающему миру на тему "Динозавры: назад в прошлое, предсказывая будущее."

Цели урока:Образовательные-         формировать представления детей о далеком прошлом Земли;-         пополнить знания у...

Разработка урока по окружающему миру в 3 классе "Красная книга России. Правила поведения в природе"

Цели урока: рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях, животных России;раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые...

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Разработка урока по окружающему миру по учебнику Окружающий мир А.А.Плешакова на тему: Будь природе другом 2 класс

Тема: Будь природе другомЦели:получение основ экологических знаний;расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;р...

разработка урока по окружающему миру. Тема урока: «Природа в классе». «Перспектива»

Цель урока: : познакомить учащихся с наиболее распространенными комнатными растениями; учить распознавать комнатные растения в классе....