«Твои помощники – органы чувств»
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Руднева Светлана Валерьевна

Данный урок знакомит детей с органами чувств и их значением для человека; расширяет и углубляет знания о работе органов чувств;  о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств. На этом уроке предусмотрена работа учащихся на ноутбуках на этапе закрепления материала. Урок сопровождается компьютерной презентацией ( к сожалению видео и аудио файлы были извлечены в связи с минимальным размером закачиваемых файлов).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Тема: «Твои помощники – органы чувств»

Цели урока:

Образовательная: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека; расширение и углубление знаний о работе органов чувств; расширение и углубление знаний о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

Воспитательная: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; воспитание умения работать в коллективе.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления; мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, содействовать развитию органов чувств.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  • Ноутбуки;
  • Экспертные наборы (мешочки с различным содержимым, перчатки, пробирки, перфокарты)
  • Карточки со словарными словами;
  • Словарь Ожегова

Дифференцированный подход был при распределении детей на группы  по видам деятельности.

Ход урока:

1 Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

- Внимание на экран (театр теней, последний слайд фигура человека).

- Что вы можете сказать о том, что сейчас увидели на экране?

- Почему в заключение показа появилась фигура человека?

Вывод: человек – часть живой природы.

- Благодаря чему мы с вами смогли узнать, что было на экране?

- Чтобы выяснить, над какой темой урока будем работать, я предлагаю вам отгадать кроссворд.

  1. У зайчишки - на макушке,

А у нас чуть ниже глаз (ухо)     Почему?

2.  Брат с братом через дорогу живут,

     А один другого не видит (глаза)   Почему?

3.  У двух матерей по пять сыновей,

     Одно имя всем (пальцы)

  1. Вот гора, а у горы, две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит (нос)

5.  Всегда во рту, а не проглотишь (язык)   Почему?

- Какое ключевое слово получилось? (органы).

- У человека есть разные органы. Какие органы вы знаете?

- Тема нашего урока: «Твои помощники - органы чувств»

- Мы с вами к концу урока должны решить, почему органы чувств можно назвать помощниками человека? (на доске проблемный вопрос).

- Опираясь на тему урока, давайте сформулируем цели.

Познакомиться – с органами чувств и их значением для человека;

Узнать – о работе органов чувств;

Научиться – беречь органы чувств, соблюдать правила гигиены.

- Сегодня вы будете не просто школьниками, Мы сегодня вступаем в научное общество «Юный исследователь». Каждый из вас будет его научным сотрудником.

- Как вы считаете, какой из органов самый важный  и дает больше информации об окружающем мире?

- Этот вывод мы сделаем, когда познакомимся подробно со всеми органами чувств.

- Итак, первый орган – глаза.

- Кто из вас знает, как называется чувство, связанное с этим органом? (ответы детей).

- Научное название этого чувства – зрение.

- Чтобы выяснить значение данного слова обратимся к словарю Ожегова. (1 ученик читает, у остальных на столе выписка из толкового словаря).

- Как называется специалист в области зрения? (окулист, офтальмолог)

-Значение этих слов одинаково, различие состоит в том, что 1-устаревшее, 2- современное, 1-латинское, 2- греческое.

- Приглашаю экспертов в области зрения. (выступления детей, готовивших доклады).

- Что запомнили из того, что рассказали дети?

- Вы не задумывались, почему человек моргает? (ответы детей)

- Внимание на экран. (схема, диктор)

- Что окружает глаз? (веки, брови, ресницы).

- Зачем они нужны?

(Веки и ресницы защищают от пыли и яркого света. Брови – задерживают капельки воды и пота, и не дают им попасть в глаза.)

- Сам человек тоже должен заботиться о своем зрении.

Открыли ноутбуки.

Задание: Опираясь на свой жизненный опыт, определите: что вредно, что полезно для зрения? (1 вариант – на компьютере, 2 вариант – на бумаге)

- Проверьте правильность выполнения. Внимание на экран. (самопроверка)

- Кто допустил ошибки?

- Молодцы, справились! Прикрыли мониторы.

- Что же собой представляет орган зрения?

Проблема: есть люди, которые плохо видят или не видят совсем.

- Как им ориентироваться в окружающем мире? (трость, собака-поводырь, светофоры с сигналом)

- Каким образом такие люди получают образование? (СПЕЦИАЛЬНЫЕ КНИГИ ДЛЯ СЛЕПЫХ, они читают с помощью пальцев).

Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. На ощупь, с помощью пальцев прочитайте написанное слово. (КОЖА)

-Какое слово вы прочитали?

- Откройте глаза, проверьте.

- При помощи чего вы прочитали слово?(пальцы, кожа)

- Научное название этого чувства – ОСЯЗАНИЕ.

- Снова обратимся к словарю Ожегова и узнаем значение данного слова.

Работа со словарем.

- Как называется специалист, который занимается проблемами кожи? (дерматолог)

- Я приглашаю к демонстрационному столу 1 группу экспертов-криминалистов.

Предлагаю вам на одну руку надеть перчатку, вторую оставить свободной.

- Определите, что в мешочках, и заполните инструкционную карту. (3-4 человека) 1-2 минуты.

Дети работают, а в это время слайд схема кожи.

- Пока ребята работают, внимание на экран.

В энциклопедии я прочитала, что среди клеток кожи находятся миллионы микроскопических нервных окончаний, которые помогают нам почувствовать высокую температуру, боль, и даже легкое дуновение ветерка. На 1кв. см кожи имеется около 150-200 чувствительных нервных окончаний.

- Теперь слово экспертам. Проведя данный опыт, мы обнаружили….

- Какой рукой вам было легче определить, что находится в мешочках? (без перчатки)

- Какой вывод сделаем о таком органе чувств – как кожа? (ответы детей)

- Правильно сказали, а я еще хочу добавить: Лучше всего мы ощущаем подушечками пальцев, потому что в них сосредоточено наибольшее количество нервных окончаний.

- Теперь приглашаем 2 группу экспертов-криминалистов. (3-4 человека)

- Вам предстоит определить содержимое емкостей по запаху. (пробирки)

- Обратите внимание, как правильно улавливать запахи. Вещества бывают разные, некоторые могут повредить слизистую носа. Показ учителя.

- Не забудьте заполнить инструкционные карты.

-Пока дети работают:

Большинство людей могут распознать около 4000 различных запахов, а некоторые – даже до 10000. Когда запах достигает задней стенки носа, нервы, реагируя на него, сообщают об этом мозгу.

- Готовы наши эксперты? Вам слово. (Проанализировав содержимое пробирок, мы установили что……..)

- Прекрасно, вы справились!

- Какой орган чувств сейчас помогал нашим криминалистам? (НОС)

     

Ученые называют это чувство – обонянием.

-Обратимся к словарю.

Всегда ли запахи, которые мы ощущаем нам приятны? Приведите примеры.

- Но ведь могут быть и вредные запахи (выхлопы газа, заводы, мусор, краска)

Открыли ноутбуки.

Задание: выберете из предложенных предметов средства защиты органов дыхания.  (1 вариант – на бумаге, 2 вариант – на компьютере)

Самопроверка с большим экраном. Кто допустил ошибки?

- Прикрыли мониторы.

-

- Приглашаю следующую группу экспертов, которые будут исследовать следующее, не мало важное чувство – вкуса (карточка на доску)

- Узнаем значение данного слова в словаре.

- Проведем опыт: перед вами 4 стакана. Определите вкус.

- Какие ощущения? (вода сладкая, соленая, кислая, чистая)

Вопрос классу: При помощи какого органа чувств дети определили, что находится в стакане? (с помощью языка)

- Тысячи маленьких выступов покрывают весь язык. Они называются вкусовыми сосочками. Существует 4 основных вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый. Каждый из них мы ощущаем различными участками языка.  Кончик языка определяет сладкое, боковые стороны чувствуют соленое и кислое, задняя зона различает горькое. Язык также различает горячее, холодное и боль.

Какой вывод можете сделать о таких органах чувств как нос и язык?

- А теперь я предлагаю немного расслабиться. Закройте глаза, устройтесь поудобнее.

- Определите, что это? (идут звуки: ливень с громом, море с чайками, мурлыканье кошки,)

- Какой орган чувств помог определить эти звуки? (ухо)

- В научной среде это – орган слуха. ( карточка на доску)

- Обратимся к словарю за значением этого слова.

- Как мы слышим звук? Внимание на экран. (схема уха, диктор)

- Для слуха нет ничего вреднее, чем шум. Слишком громкие звуки приводят к разрушению рецепторов звука. Сегодня в городах проблема шума стала острой, как никогда. Наш город не исключение. Громкость звука оценивается в специальных единицах – децибелах. Посмотрим, как влияет громкий звук на ухо человека. (таблица децибелов)

- Ребята, есть еще одна проблема. В нашем обществе встречаются слабослышащие и совсем глухие люди.

- Как же им общаться друг с другом и с нами?  (решение проблемы)

Существует язык жестов. Возьмите лист-приложение.

Давайте попробуем с помощью языка жестов показать слово МАМА.

- Молодцы! Дома обязательно научитесь показывать свое имя.

Работа с компьютером.

- Открыли мониторы:

Работа вам уже знакома. Самопроверка.

Вывод. Что собой представляет орган слуха – ухо?

- Как называется специалист, занимающийся лечением уха, горла, носа?

(ЛОР – отоларинголог)

Встали. Повторяем за мной:

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

- Наш организм – это набор тончайших и сложноустроенных механизмов, благодаря которым мы не только слышим, видим, но и поддерживаем равновесие, которое обычно называем 6 чувством.

- Посмотрите на схему и сделайте вывод о том, как должны работать органы чувств?

- Возможна ли полноценная работа организма при отсутствии хотя бы одного из этих органов?

 - Чтобы все  органы были здоровы, необходимо соблюдать гигиену.

- Сейчас поработаем в группах. 1 группа- окулисты, 2 группа- дерматологи, 3 группа- лор-врачи. Работа с карточками «Правила личной гигиены»

- Сели на свои места.

Мы познакомились со всеми органами чувств.

- Как вы считаете, какой из органов чувств является главным? (ВСЕ)

- Теперь вернемся к проблеме поставленной в начале урока.

Почему органы чувств можно назвать помощниками человека?

Дома составьте в творческой форме памятку по гигиене одного из изученных сегодня органов чувств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 1 класс "Твои помощники-органы чувств"

Урок по Образовательной  системе "Школа 2100"Данный урок поможет познакомить учащихся с нашими органами чувств, их значением и защитой, формирует общую культуру учащихся, воспитывает бережное отн...

Конспект урока "Твои помощники-органы чувств"

Окружающий мир 1 класс. Тема: «Твои помощники – органы чувств» Цель: проверка развития у учащихся разных ощущений, а также формирование правил охраны органов чувств....

Твои помощники - органы чувств.

Конспект  разработан для урока по окружающему миру, программа "Начальная школа XXI века. Конспект содержит ссылки на задания в документах Google, для самостоятельной или групповой работы детей на...

Конспект урока по окружающему миру для 1класса: «Твои помощники – органы чувств»

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса по программе "Начальная школа XXI век" с использованием Сингапурских обучающих структур , формирующий представление об органах чувств и их значением в ж...

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по теме: «Твои помощники – органы чувств». Тип урока: урок-исследование.

Предмет: Окружающий мир. Класс: 1 Б. Интегрированный урок по  теме: «Твои помощники – органы чувств».Тип урока: урок-исследование.Цели:·...

Твои помощники — органы чувств

Урок проводится с целью  выявить знания о значении органов чувств в жизни человека, о необходимости охраны и бережного отношения к своему здоровью, особенно зрению, слуху; воспитывать и развивать...

Что такое здоровье? Твои помощники – органы чувств.

Урок по курсу окружающий мир в 1 классе....