Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Технологическая карта к уроку по окружающему миру "Пришла зима" 1 класс. УМК "ПНШ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы «Пришла зима»  

по окружающему миру  в 1-ом классе

УМК «Перспективная начальная школа»

        

                                                                                                                 

Тема

Пришла зима.

Цель темы

1. Обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы.

2. Изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.  

3. Формирование культуры учебного труда, умение работать в парах.

Планируемый результат

Знать основные признаки зимы.

Знать  правила безопасности на воде в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время, уметь их соблюдать  и выполнять.

Основные понятия

Понятия:

- Снег

- Лёд

- Гололедица

Межпредметные связи

Окружающий мир,  литературное чтение, основы безопасности жизнедеятельности

Ресурсы:

- основные

- дополнительные


О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова «Окружающий мир» 1 класс;

персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран; «домики» для животных; картинки животных; стакан с замёршей водой, тяжёлая гирька.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

 Каждый день – всегда, везде,

 На занятиях, в игре,

 Смело, четко говорим

 И тихонечко сидим.  

- Расскажите правила поведения на уроке.

Личностные УУД

I этап. Организационный момент.




Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД


II этап. Актуализация знаний.

Цель – показать многообразие животных.

Работать с информацией, представленной в виде игры «Угадай животное».


Участвовать в осуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовывать фронтальную работу во время игры «Угадай животное», «Рассели животных по домикам», показать учащимся всё многообразие животных, включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов

II этап. Актуализация знаний.

У. Ребята, А вы любите играть? Сейчас проведём игру «Угадай животное». Я буду рассказывать  о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из вас быстрее отгадает, о каком звере идёт речь?

Слайд 2.( На слайде по мере ответа детей выходят  картинки медведя, лисы, зайца)

- Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во- вторых, надо позаботиться о надёжном убежище, где можно спокойно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начале осени, ведь в это время много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчёл и ос – сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир – это запас пищи на всю зиму.

- Медведь.

- Звери от врагов кто  в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого не умею. Врагов у меня полным-полно. И все-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Глаза у меня «косые» – вижу ими не только вперёд и в стороны, но даже немного назад. Уши тоже во все стороны поворачиваются – не надо понапрасну головой вертеть. Осенью я линяю: вместо серой вырастает снежно-белая шерстка. Кормлюсь я по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

  1. Заяц.  

- А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле, не хитрее многих других зверей. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасёт от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу – мышей – полёвок – находим   мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать мне трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набреду на зайчонка.

- Лиса.  

У. Молодцы! А сейчас следующее задание: Рассели животных по домикам. Каких животных спросите вы? Оглядитесь вокруг и найдите картинки животных.

Слайд 3. Домики:

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

(Картинки животных: белки, медведя, лося, лисы, волка, кабана, зайца, ежа, барсука, бобра, хомяка, мыши - полевки).

У. Давайте проверим!

Слайд4.

II этап. Актуализация знаний.

- Какую роль играют животные в природе? Для чего они нужны?







Познавательные УУД

III этап.  Изучение нового материала.


Цель – познакомить учащихся с основными признаками зимы, правилами безопасности на воде в зимнее время, при катании с гор.

Работать с информацией, представленной в учебнике, тетради.


Участвовать в исследовательской практической работе по изучению темы «Пришла зима».


Оценивать правильность выполнения заданий.







Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Организовать опытническую работу по изучению по определению свойств первого льда.


Организовать работу в парах обеспечить контроль  за выполнением задания.











Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов

III этап.  Изучение нового материала.

1). Вступительная беседа учителя.

У. О чём сегодня мы будем говорить на уроке, вы узнаете из загадки:

                 Снег на полях,

                 Лед на реках,

                 Вьюга гуляет,

                 Когда это бывает?

Д. Зимой.

У. Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о зиме, об изменениях в неживой и живой природе с наступлением зимы и тема нашего урока «Пришла зима».

Слайд 5. (На слайде – тема урока)

2). Объяснение нового материала по  развороту учебника стр.32-33.

У. Назовите условные обозначения.

Д. Расскажи, опыт, осторожно.  

Игра  «Приметы зимы».

У. Ребята сейчас мы разделимся на две команды. Команды по очереди будут называть приметы зимы. А поможет вам в этом разворот учебника «Пришла зима».

- Сравните рисунок левой полосы и центральный рисунок. Одно и тоже место в разное время года.

Д. На рисунке левой полосы – осенний пейзаж горки, спускающейся к озерку, разноцветная окраска листьев, листопад. Центральный рисунок – это же место зимой в воскресный день.

У. Почему в воскресный день?

Д. Все дети со своими четвероногими друзьями на этой горке: кто на санках, кто на коньках. Те же деревья, но они сбросили листву. С приходом зимы замёрзла вода в водоёме, а землю покрыло снежное покрывало.

У. А какие изменения с приходом зимы произошли в нашем крае?

Д. Кругом белое и чёрное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птиц, кваканья лягушек, жужжанье насекомых.

У. А какие звуки мы слышим?

Д. Мы слышим скрип снега под ногами, птичьи «разговоры» оставшихся на зиму птиц.

У. А какой стал воздух с приходом зимы?

Д. Я думаю, что зимний воздух – чистый и свежий.

У. Как изменяется труд людей зимой?

Д. Люди убирают снег возле домов. Животноводы ухаживают за животными.

3). Самостоятельная работа в тетрадях. Задание 26.

У. Откройте тетрадь на стр. 26. Если осенью шла уборка урожая и подготовка к зимовке домашних животных, то зима – пора забот о будущем урожае.

Расскажите о труде людей в зимнее время.

Д. В мастерских ремонтируют машины, чтобы они бесперебойно работали весной и летом.

В деревнях зимой все время следят, как хранятся семена, не повысилась ли их температура или влажность.

В теплицах выращивают лук, салат, редис, огурцы. С января в деревнях готовят парники, чтобы потом вырастить ранние помидоры и капусту.

Всю зиму много забот у животноводов, они ухаживают за домашними животными.

На полях ведется задержка снега.

Много забот у работников дорожной службы. Они убирают снег.

У. Молодцы! А сейчас раскрасьте понравившийся вам рисунок. Нарисуй свой.

4). Динамическая пауза.

Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал».

5). Работа по центральному рисунку учебника.

Слайд 6. (На слайде картинка – зимних забав детей )

У. Ребята, займите свои места. Продолжим работу по учебнику. Рассмотрите центральный рисунок учебника.

Обратите внимание на то, как одеты дети? И как нужно правильно одеваться зимой?

У. А теперь давайте вместе прочитаем правила, которые вы должны выполнять в зимнее время: Слайд 7.

1.Отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но тёплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязывать шарф, застегнуть воротник.

2.Играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках. С них легче стряхивать снег и в них теплее.

3.Нельзя есть снег и лёд, даже если очень хочется пить. Замёрзшая вода не только очень холодная, но и недостаточна чистая для питья.

4.Вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь. Они завтра снова пригодятся.

У. Как дети ведут себя  во время зимней прогулки?

Д. Два мальчика катаются на санках с горы. Мальчик с девочкой на горе лепят снеговика. Один мальчик пытается встать на лёд.

У. - Какие правила техники безопасности во время зимних забав нужно соблюдать?

- А где ты катаешься на лыжах, коньках или санках?

- Что нужно знать, чтобы не случилась беда?

- Всегда ли безопасны зимние игры?

Д. (ответы детей)

У. Осторожность на льду.  

Как снегурочка, в шубке белой

Маша с горки едет смело…

На пруду каток хороший,

Лёд сверкает, как стекло,

На коньках бежит Алёша…

- Какие опасности угрожают детям?

- Что бы вы  предложили своим товарищам, чтобы избежать трагедии?

III этап.  Изучение нового материала.


Практическая работа в парах. Проведение опыта со стаканом с замёршей водой.

 Динамическая пауза. Слайд 8.(На слайде иллюстрация – подсказка последовательности  проведения опыта)

У. Действительно ли первый лёд такой тонкий и опасен для жизни? Хотите в этом убедиться? Проведём опыт.

Работа в парах.

Дети  проводят опыт с тяжёлой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой.

(Смотрят иллюстрацию – подсказку последовательности проведения опыта на левом развороте и на слайде.)


Вывод: Первый лёд тонкий  и опасен для жизни.


Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД














































































Высказывания детей о правилах поведения в зимнее время

  1. Дети одеты в теплые куртки, пальто. На голове вязаные шапки, на шее шарфы, на руках варежки.
















































Высказывания детей 

IV. Закрепление изученного

Работать с информацией представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре).


Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнением задания.


Организовать фронтальную работу  по учебнику.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов.


IV. Закрепление изученного

2. Работа по учебнику с. 32 - 33.

Обсуждение вопросов  и заданий.

IV. Закрепление изученного.

Работа в тетрадях «Наш мир в вопросах и заданиях»

1. Самостоятельная работа в тетрадях.

Задание 22

Выбери одежду и обувь для экскурсии в зимний лес. Раскрась выбранные рисунки. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на уроке – экскурсии.

 Задание 23

Предложи условное обозначение, предупреждающее об опасности при спуске с гор. Отметь этим значком опасные ситуации. Нужно ли поставить такой знак у ваших ГОРОК?

Контролирующие задание

Выбери правильный ответ Слайд 9.

1.С какого месяца начинается зима в местности, в которой ты живешь:

1. Январь

2. Декабрь

3. Ноябрь

2. Какие зимние явления происходят в неживой природе?

1.Снегопад,

2.Гололедица,

3. Ледоход,

4. Оттепель.

3. Во что превращается вода, если она замерзает?

1. В лёд.

2. В сок.

3. В каток.

4. Отправляясь гулять зимой нужно:

1. Надеть лёгкую, но теплую куртку.

2.  Надеть на голову вязаную шапку.

3. Завязать шарф.

- Проверим свои ответы? Слайд 10.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.


Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

V. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- О том чему вы научились на уроке расскажите по схеме:

                 Знаю

     Я          Запомнил

                 Смог