Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Храмцова Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_ktp_i_poyas_zap_.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе:

  1. Федерального и регионального компонентов  Государственного стандарта начального общего образования;  
  2. Примерной Программы начального общего образования. М., «Просвещение», 2007год
  3. Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов  А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая,  «Просвещение», 2007 год;
  4. Учебного плана школы на 2011-2012 учебный год.

                  Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышлениякак умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
  2. освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
  3. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Задачи.

За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

      Принципы:
      — принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
      — принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
      — принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
      — принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
      — принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
      — принцип ценностного подхода.
      Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой  принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края.

          Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

                      Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы[1].; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.

Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).

Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.

Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.

Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).

Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.

Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.

Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).

Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.

Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.

Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.

Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).

Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.

Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.

Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.

История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.

Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).

Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).

Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.

Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.

На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Радость познания.

11 часов

2.

Мир как дом.

24 часа

3.

Дом как мир.

25 часа

4.

В поисках Всемирного наследия.

8 часов

 

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать

  1. название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники.
  4. основные свойства воздуха, воды;
  5. условия, необходимые для жизни живого существа;
  6. правила охраны и укрепления здоровья;
  7. правила дорожного движения;

уметь

  1. определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  2. различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  3. различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  4. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  5. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  6. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  2. устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  3. применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  4. выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  5. устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  6. рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру.

п/п урока

Тема урока

Дата по плану

Фактическая дата

Характеристика деятельности учащихся

1.

Свет знания.

.

Выявлять особенности познания, формулировать мысль о творческом познании. Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью.

Слушать пословицу, работать над смыслом. Выполнять задание в рабочей тетради.

2.

Как изучают окружающий мир.

Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование.

Работа с электронным микроскопом

3.

Книга – источник знаний.

Определять тип справочной литературы. Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название.

Работа с мультимедийным проуктором

4.

Отправимся на экскурсию.

Обсуждать правила поведения на экскурсии. Иметь представления об особенностях различных учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представить собственные впечатления от экскурсии. Обобщать и раскрывать содержание экскурсии.

5.

О чём рассказывает план?

Различать рисунок и план., наиболее распространенные виды планов, извлекать информацию из плана, учиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы.

Работа с документ камерой

6.

Планета на листе бумаги.

Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности. Заполнять заданную таблицу. Знать и понимать роль карты в жизни людей.

Работа с мультимедийным проектором

7.

Страны и народы на политической карте мира.

Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны, особенностях культуры.

Работа с мультимедийным проектором

8.

Путешествуя, познаём мир.

Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.

9.

Транспорт.

Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.

Работа с мультимедийным проектором

10.

Средства информации и связи.

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи,  используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

11.

Праздник «Книга – источник знаний».

Знать особенности работы в библиотеке. Уметь оформлять альбом по впечатлениям после экскурсии.

Посещение школьной библиотеки. Создание проекта по данной теме. Защита проекта с помощью интерактивной доски

12

Мир природы в народном творчестве.

Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.

1 3

Из чего состоит всё.

Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.

Проводить опыт «Вода – растворитель». Уметь фиксировать результаты опыта

Работа с электронным микроскопом

14

Мир небесных тел.

Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Работа с мультимедийным проектором

15

Невидимое сокровище

Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;. Анализировать диаграмму и определять состав воздуха с ее помощью.

16

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о свойствах воздуха и его значении, делать доклады.

17

Самое главное вещество.

Различать состояния воды.. Исследовать свойства воды. Характеризовать круговорот воды с опорой на схему. Уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении, делать доклады.

18

Свойства воды, круговорот воды в природе.

Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.

19

Почему вода бывает святой.

Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о воде и её значении, делать доклады.

20

Природные стихии в народном творчестве.

Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, различать разные проявления этих стихий.сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе.

Работа с мультимедийным проектором

21

Кладовые земли.

Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; извлекать из источников дополнительную информацию о полезных ископаемых, делать доклады.

22

Чудо под ногами.

Исследовать состав почвы в ходе практической работы..

Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы; извлекать из источников дополнительную информацию о строении почвы, способах формирования почвы, устанавливать связь между составом почвы и ее плодородием, делать доклады.

23

Как уберечь землю – нашу кормилицу.

24

Мир растений.

Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.

Работа с мультимедийным проектором

25

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.

Работа с мультимедийным проектором

26

Мир животных.

Научиться различать животных разных групп  по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников дополнительные сведения о представителях фауны, делать доклады, обсуждать полученные сведения.

Работа индивидуальная и фронтальная на интерактивной доске

27

Образы животных  в народном творчестве.

Знать загадки о животных; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о животных.

Работа с мультимедийным проектором

28

Невидимые нити в живой природе.

Классифицировать животных по способам их питания. Знать основные группы животных по способу питания и способа защиты от врагов; понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов.

Работа с мультимедийным проектором

29

Лес – волшебный дворец.

Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий  и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.

30

Луг – царство цветов и насекомых.

Научится характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

31

Водоём – дом из воды.

Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

32

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о природных сообществах и их значении, делать доклады

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

33

Как сохранить богатства природы.

Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли. Осознавать отрицательное влияние человека на природу.

Предлагать условные знаки, демонстрирующие охрану природных объектов.

Высказывать свое мнение по теме.

34

Охрана природы в культуре народов России и мира.

Знать пословицы о необходимости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли; творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно–прикладного творчества для изготовления плакатов, призывающих взрослых и детей к охране природного мира.

35

Охрана природы родного края

36

Родной дом – уголок Отчизны.

Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках. Моделировать ситуации общения в разных сообществах.

Работа с мультимедийным проектором

37

Свой дом – свой простор.

Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей строения. Знать и рассказывать об основном назначении порога, печи и т.д.

Работа с мультимедийным проектором

38

Тепло родного дома.

39

В красном углу сесть – великая честь.

Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

40

Побываем в гостях.

Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; уметь сопоставить между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов своего края; уметь сопоставлять между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов России и мира; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

41

На свет появился – с людьми породнился.

Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.

42

Родословное древо.

Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.

Индивидуальная работа на интерактивной доске. Работа с документ камерой

43

Родословное древо моей семьи.

44

Муж и жена – одна душа.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; стремиться поздравить своих родителей во Всероссийский день семьи, любви и верности.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

45

Святость отцовства и материнства.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям.

46

Моё имя – моя честь.

Использование различных источников  для получения нужной информации.

47

Добрые дети – дому венец.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени.

48

Изготовление рукодельных подарков для младших и старших членов семьи.

Знать, что выше всего ценятся подарки, сделанные своими руками. Уметь делать приятное своим родным.

49

Детские игры – школа здоровья.

Презентовать несколько игр. Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.

50

Строение тела человека.

Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.

Работа с мультимедийным проектором

51

Как работает наш организм.

Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.

52

Что такое гигиена.

Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.

53

Наши органы чувств.

Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.

54

Школа первой помощи.

Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим  людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.

Практическая работа

55

Здоровью цены нет.

Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для самовоспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам.

56

Дом не велик, а стоять не велит.

Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.

57

Семейный бюджет.

Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.

58

Мудрость старости.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.

59

Путешествие к А.С. Пушкину.

Знать одно - два стихотворения или отрывка из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

60

Мой уголок для игры в родном доме

Уметь составлять рассказ, отвечать на вопросы по теме.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

61

Всемирное наследие.

Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Фронтальная работа на интерактивной доске

62

Московский Кремль.

Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

63

Озеро Байкал.

Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

64

Путешествие в Египет.

Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

65

Путешествие в Грецию.

Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

66

Путешествие в Иерусалим.

Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

67

Путешествие в Китай.

Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

68

Всемирные духовные сокровища.

Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ;  оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.

Работа с мультимедийным проектором –презентации  детей

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  1. - урок изучение нового материала;
  2. - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  3. -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  4. -комбинированный урок;
  5. -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  1. урок –  сообщение новых знаний
  2. урок-закрепление знаний
  3. урок-повторение знаний
  4. урок – игра
  5.  проверка знаний

Учебное оборудование:

  1. техические средства (проектор, компьютер, магнитофон)
  2. учебные (столы, доска)
  3. Собственноучебныесредства:
  4.  наглядные пособия (таблицы,учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  и принципы обучения:

  Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Технологии развивающего обучения:

-Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

- Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова.

Принципы обучения:

  1. Принципнаучностиобучения
  2. Связитеории с практикой
  3. Системности
  4. Принцип сознательности и активности в обучении
  5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы
  6. Принципнаглядности
  7. Доступностьобучения
  8. Принциппрочностиусвоениязнаний

Формы подведения итогов:

  1. Индивидуальный и фронтальныйопрос
  2. Индивидуальная работа по карточкам и перфокартам
  3. Работа в паре, в группе
  4. Написаниеотзывовнапрочитанноепроизведение
  5. Диктанты (контрольные, словарные, объяснительные, свободные)
  6. Срезовыеработы (тесты)
  7. Творческиеработы (сочинения, изложения)

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методическое обеспечение                 для учеников

Учебно-методическое обеспечение                для учителя

  1. Новицкая М.Ю. Родная земля.- М.: Дрофа, 2008.
  2. Новицкая М.Ю. Прибаутки, небылицы, считалки, детские игры: Сборник текстов русского детского народного творчества и методических рекомендаций к ним в помощь учителю начальных классов.- М.: АРКТИ, 1999.
  3. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Учебник  в 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2010.
  4. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь. В 2ч. / Рос. Акад. Наук, Рос. Академия образования, –М.: Просвещение, 2010.
  5. . Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.
  6. ПлешаковА.А. Зелёные  страницы: книга  для учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2010.
  7. Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2010.

Уроки по окружающему миру. 3 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений /М.Ю. Новицкая, Н.М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». –М.: Просвещение, 2010.