Урок окружающего мира "Как узнают о прошлом. Исторические источники"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Вилкова Марина Васильевна

Конспект урока окружающего мира (3 класс) по УМК "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon om.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (3 класс)

Тема: «Как узнают о прошлом. Исторические источники.»

Цели:

  1. сформировать новые понятия: исторические источники и их виды;
  2. развивать интерес к познанию прошлого своих предков, умения видеть в настоящем опыт предыдущих поколений;
  3. развивать умения работать с информационными источниками, овладевать способами познания окружающего мира;
  4. развитие мыслительных операций, умения анализировать исторические источники;
  5. формирование навыка самоконтроля, самооценки, рефлексивной деятельности;
  6. воспитание уважительного отношения к наследию своих предков.

  1. Актуализация знаний.
  1. Что ежедневно происходит с окружающим нас миром? (изменения)

А) погодные изменения

Очень изменчива погода. Сравни погоду сегодняшнего дня с предыдущими днями недели. Какие изменения произошли?

Небо

Сила ветра

Осадки

Температура

Б) проверка домашнего задания

  1. А как наши предки вели наблюдения за погодой?
  2. Расскажите о весенних заботах наших предков.
  3. Какие старинные обычаи наших предков тебе особенно понравились?

В) вывод

  1. Для чего нам нужны эти знания в современной жизни?

Вековой опыт и мудрость предков помогают нам и сегодня. Узнавая обычаи, традиции, историю своего народа, мы становимся его частью.

  1. Чтение учащимся стихотворения Кончаловской (с.103 учебника)
  2. Почему мы не должны забывать историю своего народа?

2.Постановка учебной задачи.

  1. – Мы продолжим знакомство с жизнью наших предков. Тема сегодняшнего урока:

Как   жили   наши   предки.

Как мы узнаем о прошлом.

  1. О чем мы можем узнать, изучая эту тему?

  1. с. 103 учебника, абзац 2. (самостоятельное чтение)
  1. На какие вопросы мы найдем ответы, изучая этот раздел? (вычитывание)
  2. Есть ли непонятные слова?

Утварь

  1. Выясни по словарю значение этого слова. (с. 175 учебника)

  1. работа с бордюром на с. 103
  1. Из каких предметов составлен бордюр? Почему?
  2. -Изменились ли эти предметы со временем? Как?
  3. Мы видим, что изменения происходят не только в природе, но и в жизни людей. Какая наука изучает эти изменения?

история

  1. Знакомство с историческими источниками.

  1. – История – слово греческое. Оно переводится как «расследование». Историк идет по следам, которые оставил человек сотни и тысячи лет назад.
  1. Что о жизни предков нам могут рассказать эти следы прошлого? (на доске иллюстрации – резная посуда, наскальные рисунки, древние книги, фотографии Мурома прошлого века, фотографии исторических памятников родного города – Успенский собор, памятник Ильи Муромца и т.п.)

  1. След, оставленный человеком, называют источником. Историк приходит к источнику и черпает из него знания о прошлом. Предметы, по которым можно узнать о прошлом, ученые называют

исторические источники

  1. Все исторические источники ученые разделили на группы. Выдели две группы предметов. (Учащиеся группируют иллюстрации самостоятельно или под руководством педагога)

вещественные

Письменные

  1. Вещественные исторические источники.

  1. с. 104 (2 абзац) – с. 105 (у абзац). Чтение цепочкой.
  1. О каких вещественных исторических источниках прочитали?
  2. (Работа с предметами, найденными во время раскопок.) Во время раскопок в Суздале археологи нашли фрагменты русской керамики 12 века. Что можно по ним рассказать о жизни наших предков?

  1. – Какие сведения мы можем собрать, рассматривая иллюстрации учебника? (с. 104-105)
  1. По фотографиям экспонатов краеведческого музея, на котором изображен

Полевик – добрый дух поля у славянских народов. Можно сказать о том, что наши предки в далекие времена язычества на Руси выращивали хлебные колосья.

     Валенки – обувь, которую носили наши предки, а праздничные валенки украшали узорами.

  1. Письменные исторические источники.

  1. – Какие предметы являются письменными историческими источниками? (самостоятельная работа по учебнику с. 106, 1 абзац).

  1. Чаще всего историк работает с книгами. В них собраны различные исторические документы: летописи, сборники законов, договоры между государствами, записки путешественников и др.
  1. Как можно подписать иллюстрацию учебника? (письменные исторические источники, на чем писали наши предки)

  1. – Обратимся к одному из таких исторических источников.

При въезде в наш город стоит былинный камень, на котором высечены слова, дошедшие до нас из далекого прошлого, из летописи «Повесть временных лет»

В ЛЪТО

(862)… ПЕРЬВИИ

НАСЕЛЬНИЦИ

ВЪ  МУРОМЪ МУРОМА…

  1. Что можно узнать из этой записи?

  1. Устные исторические источники.

  1. Все ли исторические источники представлены?
  1. Проблемная ситуация.
  1. Вам захотелось узнать историю своей семьи. Какими историческими источниками вы будете пользоваться? (расспросить родителей)
  2. Как можно назвать эти исторические источники?

устные

  1. Рассказ подготовленного учащегося об истории своей семьи с использованием различных исторических источников.
  1. На изучении каких исторических источников построено исследование Миши?

  1. - Что же может служить устным историческим источником?
  1. Что можно узнать по корню слова СТРЕЛЯТЬ об оружии наших предков?
  2. Источником исторических знаний является и наш родной язык.

  1. вывод

Предания

сказки

легенды

былины

песни

пословицы

поговорки

родной язык

  1. Физкультминутка.

  1. Релаксация. Закрыли глазки, слушаем сказку.

«- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

  1. Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
  2. Стану я ржаной пирог есть. У моего батюшки и пшеничные не едятся.

… Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах…»

  1. Что можно узнать о питании наших предков из сказки «Гуси-лебеди»?

  1. Динамическая физкультминутка – закличка

Солнышко, покажись,

Красное нарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

           Теплое летечко,

            Грибы в берестечко,

            Ягоды в лукошко,

            Зеленого горошка.

  1. Что узнаем о жизни предков из этой заклички?

  1. Проверка восприятия.

  1. Определи, верное это высказывание, или неверное.

А) Весенние месяцы назывались соковник, снегогон, травень

Б) Наши предки для лечения использовали таблетки и витамины.

В) Наши предки колосья жали серпом.

Г) Наши предки ели каши и макароны.

Д) В старину дороги мостили булыжником.

Е) Летом женщины пряли, шили, вязали, вышивали.

 А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Тестовая работа

1. Выполни символическую запись, обозначив исторические источники

вещественные письменные,   устные

  указ,    былина,  веретено,   кольчуга,   сказка,   книга

_____   _______    ________    ________      ______    _____

2. Допиши предложения:

А) Изменения, происходящие в жизни людей изучает ______________.

Б) Предметы домашнего обихода  –  _______________.

3. Подчеркни «лишнее» слово.

А) письмо, перо, летопись, книга.

Б) лучина, свеча, прялка, керосиновая лампа.

3.Самооценка.

  1. Обведи кружком те вопросы, при ответе на которые ты воспользовался помощью друга, учебника.
  2. Отметь самые трудные для тебя вопросы.

4. Проверка.

Сравни графический рисунок к заданиям № 1 и 2.

+   –   +   –   +   –      
 

  1. Закрепление полученных знаний и умений.

  1. Используя полученные научные знания, попробуйте охарактеризовать представленные исторические источники.

  1. Ученица исполняет песню «Уж я сеяла, сеяла ленок».

Уж я сеяла, сеяла ленок,

Уж я, сея, приговаривала,

Каблучками приколачивала:

  1. Ты удайся мой беленький ленок!

(Уж я дергала, дергала ленок…

  Я мочила, мочила ленок…

  Я сушила, сушила ленок…

  Я трепала…

  Я чесала…

  Уж я пряла..

  Уж я ткала…

  Я кроила…)

   

  1. О чем узнали из песни?

  1. Лапти.
  1. Заглянем в историю этого слова. Каковы ваши предположения. Проверь свою версию по словарю (с.173 учебника)

  1. Выполнение задания в рабочей тетради с.38 №3 (работаем с карандашом).

  1. Итог урока.

  1. - Как мы узнаем о прошлом?
  1. Какие группы исторических источников ты узнал?
  2. Какие исторические источники представлены на бордюре учебника, а какие нет? Почему?

  1. Домашнее задание.
  1. Как можно иначе озаглавить статью учебника?
  2. С. 104 – 104 учебника
  3. По выбору задание: а) рабочая тетрадь с.38 №2,3  
  4. б)  4 с. 107 учебника – узнай историю своей семьи.

  1. – Что тебя больше всего заинтересовало на уроке?
  1. Что удивило тебя?