Урок по окружающему миру для 4 класса: «Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Пожарская Светлана Владимировна

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir_4_klass.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение Садовая общеобразовательная школа

Урок по окружающему миру для 4 класса:

«Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие»

Классный руководитель:

Назарова Светлана Владимировна

2012-2013 учебный год

Цели:

Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия.

Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.

Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние Всемирного наследия и природной среды.

Оборудование: мультимедийные презентации семи чудес света и достопримечательностей природы и культуры Всемирного наследия; карточки для работы в парах; таблицы для записи ответов графического диктанта.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мне хочется начать урок со слов знаменитых людей:

Грандиозные вещи даются грандиозными средствами. Одна природа даёт великое даром.
А.И.Герцен

Природу побеждают, только повинуясь её законам.
Фрэнсис Бэкон

II. Сообщение темы и целей урока.

На протяжении нескольких уроков мы рассматривали окружающий мир с точки зрения астрономии, географии, истории, экологии.

На смену идеи завоевания, покорения природы к человечеству, частью которого мы являемся, все чаще приходит более гуманная идея: изучение, сохранение и бережное использование окружающей нас среды.

– Сегодня мы узнаем о сокровищах Земли, охраняемых человеком, о Всемирном наследии природы, культуры.

III. Проверка знаний и умений Графический диктант.

А сейчас хотелось бы узнать,

У скольких экологов класса знания на "пять".

У вас на партах таблица.

Если вы согласны с моим утверждением, то ставьте под цифрой, обозначающей номер вопроса, знак “+” (да), а если это не так – знак “ – ” (нет):

– Человек – властелин и покоритель природы.

– Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды.

– Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.

– Причинами загрязнения океана являются: нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны.

– Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли.

– Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается.

– Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды.

– Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов.

Проверяем ответы

IV. Изучение новой темы.

– В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли "Семь чудес света" (Слайд1). Семь чудес света описал в своей книге “История” древнегреческий ученый Геродот:

пирамиду Хеопса (Египет, III век до нашей эры);

висячие сады Семирамиды (Вавилон, VIв. до н. э.);

статую Зевса в Олимпии (Греция, Vв. до н. э.);

храм Артемиды в Эфесе (Греция, IVв. до н.э.);

Галикарнасский мавзолей (Кария, IVв. до н.э.);

маяк на острове Форос (Александрия, Египет, IIIв. до н.э.);

колосс Родосский (остров Родос, IIIв. до н. э.).

Пирамиды

(Слайд 2)

    - Самым большим чудом всегда считались египетские пирамиды, единственные из Семи чудес, дошедших до нас. «Все на свете боится времени, но время боится пирамид», - говорили арабы, завоевавшие Египет. Что вы знаете о египетских пирамидах?  (Высказывания детей)

          Пирамиды были колоссальной высоты, строились десятки лет; тысячи людей работали над возведением этих грандиозных сооружений. Пирамида была символом фараона и его власти, ей оказывались почести как божеству. Пирамиды служили гробницами (местом захоронения) фараонов – правителей  Древнего Египта. Каждая из огромных пирамид носит имя похороненного в ней фараона (например, Хеопса).( Слайд 3)  

        Строили пирамиды на западном берегу реки Нила, на самой границе плодородной речной долины и пустыни. Почему именно здесь? Потому что запад египтяне считали страной смерти: им казалось, что здесь на западе каждый вечер умирает солнце, заходя за горизонт. Самая первая пирамида – Джосера – имеет длину 129 м, ширину 107 м, а высоту 60 м. Она построена почти 5 тыс. лет назад, когда люди еще не знали колеса и перевозили огромные каменные блоки на салазках. Пирамида Хеопса состоит из 2 млн. 300 тыс. каменных плит, весом от 2 до 30 т. Строились пирамиды долго, их строительство начиналось почти сразу же после восхождения фараона на престол.

Висячие сады Семирамиды (Слайд 4)

            Другим чудом Востока были Висячие сады Семирамиды во дворце вавилонского царя Навуходоносора 2. Интересна история создания этих садов. Когда вавилонский царь Навуходоносор 2 взял себе в жены красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии, Семирамида очень стала тосковать по своей родине. Ведь шумный и пыльный Вавилон был совсем не похож на ее прекрасную родину.  Навуходоносор очень любил свою жену и решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По его приказу в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне. Они стали возводить рядом с дворцом четырехэтажное здание из камня. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и сажали цветы и деревья. Этажи соединялись между собой лестницами. Для поливки садов было сделано специальное водоподъемное устройство. Все сооружение поддерживалось мощными колоннами, и издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе. Поэтому их и назвали «Висячими садами».

          Но, к сожалению, этому чуду света было суждено просуществовать только около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Единственный их след сейчас – сеть траншей около столицы Ирака, в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки.

3. Зевс Олимпийский. (Слайд 5)

Любимейшим зрелищем древних греков были Олимпийские игры, которые проводились в Олимпии на юге Греции и посвящались верховному греческому богу Зевсу. Главной святыней Олимпии был храм Зевса, построенный в 456 г. до н.э. В храме помещалась статуя Зевса, сидящего на троне. Создал эту статую прославленный скульптор Фидий. Высота статуи достигала 17м. Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и  железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, руки и другие части тела были из слоновой кости. Слоновая кость выбрана не случайно, ведь она довольно близка по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ и сандалии были сделаны из золота, а глаза – из драгоценных камней. Зевс, как живой, восседал на троне. Это произведение Фидия считали воплощением красоты. Впоследствии статую Зевса из Олимпии перевезли в Константинополь (ныне турецкий город Стамбул), но там случился пожар. От великолепного Зевса Олимпийского осталось лишь несколько обгоревших костяных пластин и кусков расплавленного золота. Наши современники знают о том, как выглядело это произведение искусств по небольшим статуэткам и изображениям на монетах, найденных археологами.

Мавзолей в Галикарнасе (Слайд 6)

            Около 1800 лет назад там же, в Малой Азии, простоял другой великий памятник – усыпальница царя Мавсола (отсюда слово «мавзолей») в Галикарнасе. В те далекие времена у многих народов был обычай сжигать своих умерших. Тело царя Мавсола сожгли, а пепел поместили в специальный сосуд – погребальную урну. Нам неизвестно, хотела ли Артемисия увековечит память о муже и приказала построить великолепную усыпальницу, и мавзолей начали строить еще при жизни царя, который сам позаботился о том, как и где он будет похоронен.

Так или иначе, мавзолей был построен из кирпича и облицован изнутри и снаружи белым мрамором. Его высота достигала 60 м ( высота современного 20-этажного дома). Здание имело необычную форму: первый этаж – куб высотой 20 м: здесь покоилась урна с прахом Мавсола. На втором этаже в хранилище, обнесенном великолепной колоннадой, были жертвоприношения. А венчалось сооружение многоступенчатой пирамидой со статуей Мавсола и Артемисии. Царь и его жена были изображены управляющими квадригой – четверкой лошадей, запряженных в колесницу.

           В 1522г. Мавзолей был разобран крестоносцами, укрепившими его плитами свою крепость. Именно в стенах крепости и окрестных домов были обнаружены в 1857г. рельефы  с гробницы, статуи Мавсаола и его жены Артемисии.

Фаросский маяк (Слайд 7)

      Всем знакомо слово «фара» - мощный автомобильный фонарь, снабженный отражателем света. Но не все знают, что это слово происходит от названия острова Фарос  в Средиземном море. На этом острове был построен маяк, свет которого был виден на расстоянии 60 км. Высота Фаросского, или Алксандрийского маяка, т.к. он находился в близи Александрии Египетской, составляла 135 м. В верхней части маяка постоянно горел костер. Топливо для костра доставлялось на вершину по пологой винтовой лестнице на осликах. Вероятно, на маяке использовались приспособления для усиления света ( металлические зеркала или линзы из прозрачного шлифованного камня). Маяк также был крепостью на случай осады. В его стенах мог поместится большой гарнизон, а внутри башни находилось водохранилище с питьевой водой. Ни в одной гавани мира таких построек не было, поэтому маяк на острове Фарос назвали одним из чудес света.

      Маяк был разрушен почти до основания сильным землетрясением в мае 1100г. Его обломки упали в море. В настоящее время сохранился только цоколь маяка, встроенный в средневековую крепость.

Храм Артемиды Эфесской (Слайд 8,9)

         Самое знаменитое из древнегреческих чудес – гигантский храм богини охоты Артемиды. Он был построен в 6 в. до н.э. в торговом городе Эфесе на западном побережье Малой Азии. Необычное место было выбрано  для постройки – болото. Дело в том, что в те времена довольно частым явлением были землетрясения, и архитектор Херсифрон решил, что мягкая болотистая почва убережет храм от разрушений. А чтобы болото не засосало огромное здание, котлован под ним был заполнен смесью шерсти и древесного угля. Храм поражал великолепием и громадными размерами. Он представлял собой прямоугольное здание из камня и дерева, крышу которого поддерживали два ряда колонн, а всего их было 127.    

                Судьба храма Артемиды оказалась печальной. Он погиб в огне. Его поджег Герострат, который хотел прославится любой ценой. На месте сгоревшего храма был построен новый. Но он впоследствии был разрушен, а остатки его поглотило болото.

Колосс Родосский (Слайд 10)

        У берега Малой Азии в Эгейском море есть остров Родос. В 304г. до н.э. жители острова решили воздвигнуть статую бога Солнца Гелиоса, своего покровителя, в честь победы над врагом.

12 лет трудился скульптор Харес со своими помощниками, и, наконец, жителям острова открылась удивительная картина. На площади при входе в гавань возвышалась гигантская, около 35 м высотой, фигура бога Солнца.  Она была так огромна, что не каждому человеку удалось бы обхватить палец на руке гиганта. Статуя бога возвышалась над Родосом и была видна подплывающим уже с соседних островов; в высоту статуя почти в 3 раза превышала «Медного всадника» в Санкт-Петербурге. Слава о Колоссе Родосском  («колосс» означает большая статуя) быстро разнеслась по всему свету. Полюбоваться ею приезжали путешественники из разных стран.

        Однако через 50 лет после создания статуи случилось землетрясение. Колени статуи подломились, и она рухнула на землю, разбившись на множество кусков.

          Части бронзовой фигуры бога Солнца в течение столетий лежали на земле. Позднее один из правителей тех мест продал сохранившиеся части статуи, которые везли из страны на девятистах верблюдах. Бронза, сплав меди и олова, была переплавлена, и, как считали многие историки, от этого чуда света ничего не осталось. Однако совсем недавно архиологи-подводники обнаружили на дне гавани кисть правой руки Гелиоса.

– Чтобы мир не лишался в дальнейшем бесценных сокровищ, возникла идея объявить выдающиеся достопримечательности природы и культуры Всемирным наследием. Всемирное наследие включает объекты природы, объединённые названием "Всемирное природное наследие", и объекты творения человеческих рук, объединённые названием "Всемирное культурное наследие". Эти две части неразрывны между собой, об этом говорит эмблема Всемирного наследия

Круг символизирует природу, а квадрат в центре – творение человеческих рук. (Слайд 11)

В настоящее время создан Список Всемирного наследия, который ежегодно пополняется.

– На Физической карте Мира мы сейчас установим местонахождение этих чудес. Сегодня мы остановимся на объектах, которые находятся за пределами нашей страны. На следующем уроке подробно изучим объекты, находящиеся в нашей стране.

К объектам Всемирного наследия  относятся:

– Природное  и культурное наследие.

Большой каньон в Северной Америке. (Слайд 12)

Кижи – деревянные церкви. (Слайд 13)

Венеция. (Слайд 14)

Афинский Акрополь (Слайд 15)

Водопад Виктория в Африке. (Слайд 16)

Озеро Байкал. (Слайд 17)

Тадж–Махал (Слайд 18)

Великая китайская стена (Слайд 19)

Большой Барьерный риф у берегов Австралии.

– Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить эти уникальные объекты природы и культурного наследия?

VIII. Подведение итогов урока.

Вернемся к утверждениям урока. С каким согласны вы и почему?

Как иначе можно сказать фразу: "Природу побеждают, только повинуясь её законам"

Что нужно для этого делать?

– Что такое Всемирное наследие? (Схема на слайде.)

Какие объекты природы относятся к Всемирному природному наследию?

С какими объектами Всемирного культурного наследия вы сегодня познакомились?

Проверим, как вы запомнили их названия и местоположение. На с.2-3 контурной карты надпишите названия объектов Всемирного наследия, о которых мы сегодня говорили.

Оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Сокровища Земли под охраной человечества"

Тест по окружающему миру поможет проверить знания учащихся по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Программа "Школа России" 4 класс....

Технологическая карта по окружающему миру по теме "Сокровища Земли под охраной человечества. Красная книга"

Второй урок по теме "Сокровища Земли под охраной человечества". Урок проходит по разделу Красная книга. Работа проводится в группах по 6-7 человек....

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Сокровища Земли под охраной"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с объектами Всемирного наследия; формирование знаний о красоте и неповторимости этих достопримечательностей.Планируемые результаты...

Открытый урок окружающего мира "Сокровища земли под охраной человечества. Всемирное наследие" 4 класс

Цели:Познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия.Показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей.Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за со...

Технологическая карта урока окружающего мира «Сокровища Земли од охраной человечества. Всемирное наследие» (4 класс)

Цель урока: формирование представления о Всемирном наследии , о его объектах и их значимости.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Дать представление о Всемирном наследии , показать ...