Птицы-наши друзья.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Яковлева Надежда Геннадьевна

 

Эта учебно-методическая разработка позволяет учителям разнообразно, интересно провести урок по теме: `Птицы - наши друзья`, а учащимся отправиться в увлекательное путешествие по красочно оформленным станциям в страну Птиц с необычными названиями: `Загадочная`, `Думай-ка`, `В краю непуганых птиц`, `Синичкин день`, `Птичья столовая`; познакомиться с жизнью птиц осенью, причинами их отлета, с правилами подкормки, значением птиц в природе и жизни человека.
 Учит работать с опорными схемами и таблицами, составлять рассказы по ним, помочь птицам пережить суровую зиму и бережно относиться к братьям нашим меньшим.
 Она может быть использована на уроках развития речи, чтения, русского языка, окружающего мира, при проведении внеклассных мероприятий и традиционных праздников, посвященных охране и привлечению птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_hoda_uroka.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Птицы – наши друзья».

Тип урока: комбинированный

Цели: 1. Дать представление об изменениях, происходящих в жизни птиц с наступлением зимы.

             2.   Вооружить учащихся навыками работы с опорными схемами и таблицами.

             3.   Учить составлять рассказы с использованием опорных схем и таблиц.

Задачи:

            Образовательные: закрепить знания, умения и навыки детей о признаках зимы в неживой и живой природе.

             Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, учить сравнивать и обобщать.

             Воспитательные: воспитывать бережное отношение к «братьям нашим меньшим».

Формы организации работы детей: фронтальная, индивидуальная.

Формы организации работы учителя: фронтальный опрос, беседа, сообщение новых                                                             знаний, тестирование.      

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

                                                  Ход урока.

I. Организационный  момент: стишок.

                   А сейчас проверь, дружок,

                Ты готов начать урок?

                Все ль на месте, все ль в порядке:

                Книжка, ручка и тетрадка?

    - Проверили? Садитесь.

II. Сообщение темы, целей и задач урока.                                        (Слайды №1, №2, №3)

III. Проверка домашнего задания.

       1. Устный опрос о признаках зимы в неживой и живой природе.  

    - К нам на урок кое-кто принес конверт загадкой о зимней природе. Кто же это? Отгадайте!

              В голове – снег,                                                                         (Слайд №4)

              В животе – снег,

              И в ногах – снег,

              И в руках – снег,

              Что за чудо – человек?

                                         (Снеговик)

      На экране появляется изображение снеговика. Птичка несет ему конверт с загадкой.

    - Итак, Снеговик будет читать загадку, а вам надо ее отгадать.

              Снег на полях,                                                                           (Слайд №5)

              Лед на реках,

              Вьюга гуляет,

              Когда это бывает?

                                   (Зимой)

     - А теперь он просит вспомнить о признаках зимы в неживой и живой природе по схеме.                                                                                                       (Слайд №6)

       Слова,  напечатанные на прямых линиях,  появляются по мере ответов детей.  

    - Сейчас составим маленькие рассказы по схеме о признаках зимы в неживой и живой природе.

              1 ученик:

     - Зима – самое холодное время года. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Солнце всходит поздно, а заходит рано. Зимой солнце на небе стоит низко и слабо греет.

               2 ученик:

      - Замерзают почва и водоемы. Становится холодно. Идет уже не дождь, а снег. Он покрыл землю, крыши домов, ветки деревьев. Ручьи, реки, озера скованы льдом.

               3 ученик:

     - Деревья и кустарники на зиму сбросили листья. Не слышно пения птиц. Не все птицы улетают от нас в теплые края, потому что они могут отыскать корм.

               4 ученик:

      - Многие звери весь день проводят в поисках корма. Лесных зверей люди подкармливают. Для них раскладывают в ясли сено, морковь, капусту.

               5 ученик:

      - Домашние животные зимой живут в утепленных помещениях. Люди их кормят, чистят помещения. В колхозах и совхозах готовятся к весеннему севу. На поля вывозят удобрения.  Ремонтируют сельскохозяйственные машины, задерживают снег на полях. На улицах городов и сел  убирают снег.  

     Вывод: Молодцы! Снеговик благодарит вас за правильные ответы, и надеется, что вопрос любой не труден, он для вас.

 IV. Подведение учащихся к изучению нового материала.

     -  Сначала вспомним о жизни птиц осенью и причинах их отлёта.

     - Какие птицы улетают от нас осенью в тёплые края? Об этом узнаем, разгадав кроссворд с изображением птиц.

     1. Разгадывание кроссворда. (Чиж, утка, стриж, скворец, ласточка).      

     -  Как их можно назвать,  одним словом? ( Перелётные)             (Слайд №7)

     Вывод: Перелётные птицы - это птицы, которые улетают из наших мест в тёплые страны, и прилетают к нам весной.

     2. Причины отлёта птиц.

     -  Почему перелётные птицы улетают в тёплые края?

     -  Используя таблицу,  расскажите о причинах отлёта птиц.         (Слайд №8)                                                                                                                              

     - Птицы питаются разнообразным кормом. Для многих из них основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов замерзают водоемы, и исчезают насекомые.  На растениях уже не видно обилия плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи, а затем улетают в теплые края.

                                                                                                                               

V. Изучение нового материала.

     1. Жизнь птиц зимой.

       - Все ли птицы улетают от нас на юг?

       - Каких птиц вы видите на улицах города? (Ответы детей)

       - Как их называют? (Оседлые)

         Вывод: Оседлые птицы - это птицы, которые круглый год живут в одной местности, и не улетают на зимовку.

       - А теперь отправимся в увлекательное путешествие  в страну «Птиц». Как и в любом путешествии у нас будут остановки на красочно оформленных станциях с необычными названиями.

     Остановка 1-ая.  Станция «Загадочная».

       - Уже из названия этой станции вы поняли о том, что нужно что-то отгадать. Начинаем отгадывать загадки.

                      1 загадка:

               Вниз головой по осине бежит                                                         (Слайд №9)

               Короткохвостая птица.

               Кто это? Клювом как дятел долбит,

               А по окраске синица?

                                            (Поползень)

      - Почему её так назвали? (Птичка мастерски лазает по стволам деревьев не только снизу вверх, но и в любом другом направлении).

      - Клюв у поползня очень сильный. Он ест все, что находит на дереве: жуков, гусениц, тлей. Поползень разбивает клювом не только семя подсолнуха, но и орех- лещину.

                     2 загадка:

                Он по – рабочему одет -                                                                    (Слайд №10)

                Удобно, просто, ловко.

                На нем малиновый берет

                И пестрая спецовка.

                                   (Дятел)

     - Как еще по-другому называют дятла?

     - Дятла называют лесным санитаром или лесным доктором. Стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые-вредители – и лес будет жить. Питаются дятлы и насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, в древесине, на ветках. С утра до позднего вечера работает дятел: упершись в ствол упругим хвостом, зацепившись сильными лапами, он долбит дерево крепким, как долото, клювом. Потом длинным крепким с зазубринами языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло.

«Птицы (№ 135)»: «Большой пестрый дятел (№8)».

                         3 загадка:

                Птичка – невеличка                                                                 (Слайд №11)

                Ножки имеет,

                А ходить не умеет

                Хочет делать шажок –

                Получается прыжок.

                                        (Воробей)  

      -  Как вы думаете, почему эту птицу так назвали? ( Вора бей, любил воровать).

      - Вы отлично умеете отгадывать загадки. Однако на следующей станции под названием «Думай-ка» вам придётся хорошенько подумать над заданиями.

       Остановка 2-ая. Станция «Думай-ка».                                             (Слайд №12)                                                  

         На слайде изображены 3 птицы: ворона, галка, сорока.

      - Чем похожи эти птицы?

       - Какого цвета ворона?  Галка?  Сорока?

       - Опишите их.

       - Чем отличаются друг от друга?

        Ответы учеников:

      - Ворона, галка, сорока - птицы из семейства вороновых. У вороны туловище серое, чёрные - только голова, шея, крылья и хвост.

      - Галка вся чёрная, только вокруг шеи серые пёрышки, будто она серым платочком повязана.

      - У сороки есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё  белые, голова и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив хвост - длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом.

     -  Хвалю, друзья, успехи есть!

     -  Но не пора ли нам отправиться дальше?  

     Остановка 3-ья. Станция «В краю непуганых птиц».                       (Слайд №13)

    -  Какие птицы прилетают к нам зимовать поздней осенью?

    -  По словесному портрету догадайся, кто же это?

    - Летом они живут на севере, а в начале зимы появляются в наших лесах. Питаются ягодами, семенами. У этих птиц поют и самки, и самцы. Они, словно красные шарики, часто висят на дереве. (Снегири).

   - Эти птицы очень доверчивы, и близко подпускают к себе людей, потому что их родина – север зовётся «краем непуганых птиц».

     - Узнайте птицу по описанию:

    -  Пушистый хохолок на голове есть только у…         (свиристеля).

    -  Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они громко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их прозвали свиристелями.  

     - Как называют птиц, прилетевших из далёкого севера. (Кочующими)

       Вывод: Кочующие птицы – это птицы, живущие на далёком севере. К нам они прилетают только на зиму.

    - Итак, на какие три группы можно разделить птиц? (Перелетные, оседлые, кочующие)                                                                                                   (Слайд №14)                                                                                                          

    -  Славно поработали! Не пора ли нам отдохнуть, и поиграть в игру.

     2. Физкультминутка: игра «Четвёртый лишний».                              (Слайд №15)

     - Какое слово лишнее? Почему? (Грач, скворец, кукушка – перелетные птицы)

     - Наше путешествие продолжается! Эй, удалые головушки, поехали к следующей станции.

     Остановка 4-ая. Станция «Синичкин день».                                      (Слайд №16)                            

     - Ребята, что вы видите на экране? ( Отрывной лист календаря)

    - А что на нём написано?(12 ноября ,2007 год, «Синичкин день»)

    - А сейчас, ребята, мало кто помнит, что 12 ноября на Руси наши предки отмечали замечательный и мудрый праздник «Синичкин день». С этого дня, с приходом первых холодов, было принято подкармливать птиц, заботиться о них в трудный для них период.

     - В народе говорили: «Подкорми птиц зимою - послужат тебе весною».

         5-я остановка. Станция «Птичья столовая».

     - Нелегко переносить птицам зимнюю стужу, особенно когда наметают большие сугробы. Трудно им добывать корм и мы должны помочь птицам. Каждый из вас может сделать кормушку для птиц, дело это нехитрое. Кормушки могут быть самых разных размеров и форм.                                                                                                                                                                            

       Показ слайда на экране и кормушек, сделанных детьми.             (Слайд №17)

    -  Ребята, вы тоже соорудили птичьи домики. Проявили фантазию, смекалку и умения.                  Оказывается, их можно сделать из пластиковой бутылки, пустой коробки из-под молока,   деревянной коробочки.

    - А как надо кормить птиц?

   - Сейчас познакомимся с правилами подкормки птиц.                      (Слайд №18)

    1. Правила подкормки птиц:

             а) кормушки должны быть удобными;

             б) кормить птиц регулярно;

             в) корма в кормушках должно быть немного.

  - Чем же зимой подкармливать птиц?

  - Они больше страдают от бескормицы, чем от холода.

  - Из перечисленного корма выберите тот, которым вы будете подкармливать птиц.

       2. Задание на смекалку: «Выбери корм для птиц»:                           (Слайд №19)

             а) семена подсолнечника, лопуха, проса, дыни, тыквы, арбуза;

             б) солёное сало,  несолёное сало, куски колбасы;

             в) макароны, хлебные крошки;

    - Что лишнее? Почему?

    - В кормушку не надо класть макароны, крупные куски хлеба, колбасы, крошки черного хлеба.  Ржаные крошки закисают в зобу у птицы, что может привести к ее гибели. Птицам вы можете положить семена подсолнечника, лопуха, проса, дыни, арбуза, тыквы, кусочки несоленого сала, крошки белого хлеба. Семена лучше раздавливать. Нельзя давать птицам жареные семена, соленое сало. Столовая соль вредна птицам. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин. Дятлы и синицы любят клевать несоленые жир и мясо. Снегири охотно клюют мороженые ягоды, которые зимой иногда висят на деревьях. Так что можно разнообразить корм птиц, подкармливая их  в кормушках.    

      Вывод: И мы с вами должны организовать подкормку птиц. Весной птицы отблагодарят нас, окажут помощь человеку в охране полей и огородов, садов и лесов от насекомых-вредителей.

     3. Значение птиц в природе.

      - Как вас птицы отблагодарят весной?

     - Об этом расскажите по таблице.                                                     (Слайд №20)

      Вывод: Значение птиц в природе и жизни человека великое.

     - А знаете ли вы, ребята, сколько насекомых уничтожают за день поползни, скворцы, дятлы, грачи?

     4. Диаграмма: «Сколько гусениц приносит своим птенцам в день поползень, скворец, дятел, грач?» (168, 175, 300, 400)                                                              (Слайд №21)

     Вывод: Ребята, позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых и жуков.

VI. Закрепление пройденного материала.

     1. Чтение в учебнике текста « Жизнь птиц зимой»на странице 105.

     2. Беседа по содержанию прочитанного текста:

     - Как изменилась жизнь птиц осенью? Зимой?

     - Каких птиц называют перелетными, оседлыми, кочующими?

    - Как вы можете помочь птицам перенести трудное время? (Сделать кормушку, повесить их на дереве, приносить туда корм.)

     3. Тест.

      Каждый ученик получает заранее приготовленный листок-тест. Правильные ответы подчёркивают.

     1. Признаками зимы являются:

                а) дождь; б) прилёт перелётных птиц; в) мороз.

     2. Какая птица выводит птенцов зимой?

                а) клест; б) воробей; в) сорока.

     3. Укажите зимующую птицу:

                а) ласточка; б) ворона; в) скворец.

    4. Сколько раз в день приносит гусениц дятел и грач своим птенцам?

               а) 3-4 раза; б) 30-40 раз; в) 300-400 раз.

    5. Выбери корм для птиц:

               а) семена арбуза; б) солёное сало; в) хлебные крошки.

                                                                                         Ответы: 1-в; 2-а; 3-б; 4-в; 5-а и в.

VII. Подведение итогов урока.

     - Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось.

     - Что нового, интересного, полезного вы узнали?    

     - Ребята! Помните, о том что:                                                                (Слайд №22)

          Нам не унять метели,

          Не растопить снега,

          Но чтобы птицы пели –

           Это в наших руках.

   - Нередко зимой вы находите мертвых птичек. Они погибли не от холода, а из-за отсутствия пищи.

    - Вдумайтесь!  Если птичка не ест зимой 6 часов,  она погибает. Из 10 мелких птиц в суровые зимы остаются только 2. Они погибают не от холода, а от голода. Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. Они нуждаются в нашей помощи.  

    -   Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.

    - Сегодня повесим кормушки для птиц, и насыплем туда корм. Дежурные по «Птичьей столовой» позаботятся о том, чтобы каждый день в кормушках был свежий корм.

 

VIII. Задание на дом: выполнить  задания на странице 106.

    - Урок окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадк...

Птицы - наши пернатые друзья.

На уроке дети обощают свои знания о птицах, а также узнают о птицах, занесенных в Красную книгу. На уроке проводятся игры, соревнование, конкурсы....

«Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя!" КВН

Данное внеклассное мероприятие поможет учителям начальных классов  расширить знания учащихся о птицах - наших пернатых друзьях....

Внеклассное мероприятие "Птицы наши -пернатые друзья"

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»     Внеклассного мероприятие КВН«Птицы -наши пернатые друзья»...

Интерактивная викторина " Птицы-наши пернатые друзья"

Интерактивная викторина " Птицы-наши пернатые друзья"  будет полезна учителям начальных классов при подготовке к урокам окружающего мира,а также к занятиям по внеурочной деятельности. Предста...

«Птицы - наши верные друзья».

Развитие интереса к жизни птиц, слухового и зрительного внимания, мышления и памяти  детей.Учить различать птиц на картинках и иллюстрациях.Формировать желание заботиться о птицах, воспитывать лю...