Познавательно- развлекательная игра "ПТИЦЫ – НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ, ОБИЖАТЬ ИХ НЕЛЬЗЯ"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Медведева Татьяна Николаевна

Данная игра помогает вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Афанасовская средняя общеобразовательная школа

Корочанского района Белгородской области»

     Птицы – наши пернатые друзья,

                обижать их нельзя

                (познавательно-развлекательная игра)

                                                 Учитель начальных классов -

                                                     Медведева Татьяна Николаевна

                               с. Афанасово. 2013 г

Цель: закрепить знание названий пернатых друзей, которые обитают в нашей местности, уметь различать их по внешнему виду, знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания.

Задачи: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистичные представления о природе, расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания; обогащать словарный запас, развивать связную речь, учить детей давать полные ответы на вопросы;  развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения); использовать знания и умения учащихся по теме «Птицы нашего края» в практической деятельности;  прививать любовь и бережное отношение к родной природе.

Подготовительный этап: чтение книг В. Бианки «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Лесная газета» и др., знакомство с зимующими птицами нашего края, изготовление кормушек, подготовка материала для КВН, наблюдение за зимующими птицами на прогулке.

 

Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, кроссворд «Берегите птиц», запись «Голоса птиц».

 

                                   Ход игры

I. Орг. момент

 Звучит мелодия «Музыка леса» или «Жаворонок».

Выходят дети и читают стихи

1-й чтец.  Пусть птицы нам поют без нот,

Пускай поют без слов.

Я знаю все, о чем поют щегол и реполов.

Поют на ветке соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей!

Не трогай птичьих гнезд!

Ты в наши гнезда не смотри,

Не становись на пни,

Яичек теплых не бери – зачем тебе они?

Через неделю или две

Зайди послушать в сад –

Птенцы в молоденькой листве тихонько запищат.

2-й чтец.  Чтоб накормить своих птенцов,

Набить едою рот,

Найдут синицы червяков, ползущих в огород.

Повсюду птицы налетят, они и там, и тут.

Всех гусениц, что портят сад,

На яблонях найдут.

От кровожадных комаров покоя летом нет –

Их пеночка и реполов поймают на обед.

Поют щегол и соловей, малиновка и дрозд.

Ты гнезда разорять не смей.

Не трогай птичьих гнезд.

И мы не будем разорять!

Вот слово всех ребят.

Пусть птичьи песенки опять

В саду у нас звенят!

Учитель. Ребята, я думаю, вы уже поняли, что разговор пойдет о птицах, обитающих в наших краях. Сегодня мы с вами обобщим те знания, которые приобрели в течение года.

II. Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель.  В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и селах, в степи и на полях, в садах и парках, и больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны года птиц больше, в другие – меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно, в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам надо успеть насытиться на долгую зимнюю ночь.

Птицы везде – над нами, вокруг вас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

    Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте прислушаемся. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

– Синь-синь! – посвистывает синица.

– Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.

– Гра-гра! – представляется грач.

– Сквор-сквор! – поют скворцы.

– Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.

Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья!

Входят в  костюмах ребята, изображающие разных птиц.

Звучит запись «Голоса птиц».

III. Представление птиц.

Грач.  Меня вы не забыли?

Переносье с белым кругом,

Важно я хожу за плугом,

Огороду, полю – врач,

Глянцевитый черный грач.

Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.

Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.

Сова. Я съедаю за ночь 7–8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 т зерна.

Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых, их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если  бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».

Ученик. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый скворец.

Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Ученик. Кукушка, ты нам дорога!

Уничтожаешь гусениц мохнатых

И охраняешь леса и поля.

Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почетные места в жюри и оценить знания наших ребят.

«Птицы» рассаживаются по местам.

IV. Игра «Наши пернатые друзья».

Учащиеся класса делятся на три команды, в каждой команде выбирается капитан.

1-й конкурс: «Приветствие».

Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Желательно, чтобы это задание ученики выполнили заранее.

1-я команда «Дятел».

Д е в и з:  В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!» –

И ставит подпись: дятел.

2-я команда «Сорока».

Д е в и з:  Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

3-я команда «Горихвост».

Д е в и з:  Черно-белая манишка,

Подвижный, с рыжинкой хвост…

На селе любой парнишка

Сразу скажет: «Горихвост!»

Жюри оценивает конкурс.

2-й конкурс: «Разминка».

Учитель задает вопросы командам по очереди. На обдумывание дается 5 секунд. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает следующая команда.

В о п р о с ы:

– Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи.)

– Какие птицы выводят птенцов зимой? (Клесты.)

– Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

– Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек.)

– Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников? (Сорокопут.)

– У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? (У клестов.)

– Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка.)

– Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой.)

– Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах? (Береговая ласточка, щурка, зимородок.)

– Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (Стрижи.)

– Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус.)

– Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж.)

– Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)

– Почему глухаря называют так: глухарь? (Во время токования птица ничего не слышит.)

– Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? (Зимородок.)

Жюри оценивает конкурс.

3-й конкурс: «Почтовый ящик».

Учитель. Ребята, на наш адрес пришло три письма. Угадайте, кто их написал.

Учитель читает письмо-описание для каждой команды, учащиеся должны отгадать птицу.

Описание первое:

«У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»

О т в е т: синица.

Описание второе:

«Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм  под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?»

О т в е т: поползень.

Описание третье:

«Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего можно меня увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь.

Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»

О т в е т: щегол.

Жюри оценивает конкурс.

4-й конкурс: «Птичьи разговоры».

Команды получают к а р т о ч к и:

Гуси                крякают

Соловьи                кричат

Журавли         гогочут

Утки                свистят

Вороны                ухают

Ласточки        воркуют

Голуби                 каркают

Синицы                щебечут

Совы                пищат

Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает.

Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.

О т в е т ы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.

Жюри оценивает конкурс.

5-й конкурс: «Чьи клювы и лапы».

Команды получают карточки с изображением разных клювов и лап птиц.

Команды должны написать названия птиц, т. е. узнать птицу по клюву или лапам. На выполнение задания даётся 5 минут.

                     

Жюри оценивает конкурс.

6-й конкурс: «Птичьи профессии».

Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают к а р т о ч к и:

Птица-рыболов                                соловей

Птица-плотник                                ласточка

Лесная кошка                                        поползень

Птица-строитель                                баклан

Птица-акробат                                иволга

Пернатый солист                                кукушка

Ночной хищник                                дятел

Легкомысленная мамаша                      сова

Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.

О т в е т: Птица-рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700–800 г рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море.

Птица-плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».

Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.

Птица-строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек-саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица-акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Жюри оценивает конкурс.

7-й конкурс: К о н к у р с  художников.

– Но вот с наступлением весны птицы собираются высиживать птенцов. Для этого одни вьют гнезда, другие селятся в дупла, а скворцам люди готовят к весне скворечники. Эти скворечники напоминают домики.

– Давайте вспомним, как эти домики выглядят.

(Демонстрация рисунка.)

– Теперь по одному художнику от каждой команды я завяжу глаза, и они по моей команде начнут такой скворечник рисовать.

 Жюри оценивает конкурс.

8. Игра «Прилетели птицы».

Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начинаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Учитель. Что неправильно, почему?

Ученики. Мухи – это насекомые.

Учитель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны. (Дети хлопают.)

Учитель.  Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы. (Дети хлопают.)

Учитель.  Продолжим.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки. (Дети хлопают.)

Учитель.  Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы-сплюшки,

Лебеди, скворцы…

– Все вы молодцы!

9. Кроссворд «Берегите птиц».

Учащиеся должны решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

         

В о п р о с ы  к  к р о с с в о р д у:

1. Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

2. Весь день рыбак в воде стоял,

 Мешок рыбешкой набивал.

 Закончив лов, забрал улов,

 Поднялся ввысь и был таков.

(Пеликан.)

3. Окраска – сероватая,

 Повадка – вороватая.

 Крикунья хрипловатая,

 Важная персона –

 Это я … (ворона).

4. Прилетел к нам, наконец,

 Лучший наш певец.

 Дни и ночи напролет

 Он поет, поет, поет.

(Соловей.)

5. Сероспинный, красногрудый,

 В зимних рощах обитает,

 Не боится он простуды,

 С первым снегом прилетает.

(Снегирь.)

6. Спинка зеленоватая,

 Животиком желтоватая,

 Черненькая шапочка

 И полоска галстучка. (Синица.)

7. Серенькая птичка,

 Птичка-невеличка,

 Шеей вертишь ты всегда,

 Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

8. Кто там прыгает, шуршит,

 Клювом шишки потрошит?

 Голоском речистый,

 «Кле! Кле! Кле!» – поет со свистом. (Клест.)

9. И стекают струйкой капли

    С клюва стройной … (цапли).

10. Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной,

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел.)

11. Проживает в странах жарких,

А в нежарких – в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам. (Павлин.)

12. Он прилетает каждый год

Туда, где домик его ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец.)

Ключевые слова: «Берегите птиц».

V. Заключительная часть.

Жюри объявляет итоги конкурсов. Победители получают награды.

Ученик.   Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда.

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

                       Летают стаи голубей! Муса Джангазиев

IV. Подведение итогов.

Правила обращения с птицами.

Ведущая. Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.

– Чем же полезны человеку птицы? (уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла.)

– А наносит ли вред птицам человек, какой?

– Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?

● Не разорять гнезда.

● Не ловить и не убивать.

● Не трогать яйца и птенцов.

● Подкармливать в зимнее время, главная цель – защита птиц от голод.

● Делать кормушки.

● Охранять от вредителей (кошки, собаки, серые вороны и т. д.)

● Летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена березы, ольхи, репейника, ягоды рябины, калины, семена от арбузов, дынь и т. д.).

Ведущая.  – Итак, подведем итоги. Со счетом … победила команда …

Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял в нем участие. Но другие команды тоже играли весело, дружно, показали хорошие знания. Мне хотелось бы, чтобы сегодня, возвращаясь домой из школы, вы, увидев птиц, понаблюдали бы за их поведением и в будущем никогда не забывали, что птицы нуждаются в нашей помощи и защите


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поле чудес "Наши пернатые друзья"

Разработка внеклассного мероприятия по окружающему миру...

наши пернатые друзья в зимнее время

занятие о зимующих птицах...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Данный материал может быть использован на уроках окружающего мира по теме "Наши пернатые друзья", а также во внеклассной работе по расширению знаний детей о птицах....

4 класс. Наши пернатые друзья

Цель:- создать атмосферу доброжелательности, веселья;- обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитыватьбережное к ним отношение;-выявить познавательные интересы детей и развива...

Викторина "Наши пернатые друзья"

Викторина представлена презентацией....

Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!»

Аннотация: Урок - квн «Окружающий мир» на тему«Птицы – наши пернатые друзья, обижать их нельзя!» Цель – закрепить знание названий пернатых друзей, которые зимуют в нашем городе, уметь различать их по ...

«Птицы - наши пернатые друзья, обижать их нельзя!" КВН

Данное внеклассное мероприятие поможет учителям начальных классов  расширить знания учащихся о птицах - наших пернатых друзьях....